НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Люберецкого городского суда (Московская область) от 16.12.2021 № 2А-11656/2021

Дело № 2а-11656/2021

50RS0026-01-2021-017266-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2021 года Люберецкий городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Махмудовой Е.Н.,

с участием административного истца Конновой Е.С.,

при секретаре Лобановой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Московская обл., г. Люберцы, ул. Калараш, д. 19, кабинет №215,

административное дело по административному иску Конновой Елены Сергеевны к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения, обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Коннова Е.С. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области со следующими исковыми требованиями:

- признать незаконным решение административного ответчика № от ДД.ММ.ГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>;

- возложить обязанность административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности Конновой Елены Сергеевны на квартиру по почтовому адресу: <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что вступившим в законную силу определением Арбитражного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГ за Конновой Е.С. признано право собственности на вышеуказанную квартиру. Административный истец обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением об осуществлении кадастрового учета и регистрации права собственности на спорное жилое помещение, приложив копию решения суда и изготовленный самостоятельно с привлечением кадастрового инженера технический план.

ДД.ММ.ГГ административным ответчиком выдано уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права После чего, ДД.ММ.ГГ выдано уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права №

Административный ответчик вынес обжалуемое решение об отказе в осуществлении регистрационных действий в связи с тем, что представленное определение Арбитражного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГ о признании права собственности на квартиру, не содержит информации о том, что данный судебный акт является основанием для постановки на государственный кадастровый учет квартиры в многоквартирном доме.

По мнению административного истца, Управлением Росреестра по Московской области неправомерно вынесено оспариваемое решение, поскольку право собственности на квартиру признано за административным истцом решением суда.

Административный истец Коннова Е.С. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте слушания дела надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, возражений на иск не представил.

Изучив материалы административного дела, выслушав доводы административного истца, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Порядок осуществления государственной регистрации права собственности на жилое помещение и кадастрового учета регламентируется нормами Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Как определено статьей 1 вышеуказанного Федерального закона, государственная регистрация прав на недвижимое имущество –это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно п. 5, 7 ч.2 ст.14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

В соответствии с пп.5,7 ч.1 ст. 26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 27 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГ между Конновой Е.С. и ООО «ЭКСИМА» заключен договор № уступки прав и обязанностей по договору участия в долевом строительстве в отношении объекта долевого строительства в виде квартиры, условный номер квартиры – , расположенной в корпусе , многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем застройщику на праве собственности по строительному адресу: <адрес>

Многоквартирный дом построен и введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU от ДД.ММ.ГГ.‚ выданного уполномоченным органом (Министерством строительного комплекса Московской области), объекту присвоен официальный адрес: <адрес> квартире номер . Указанная квартира была фактически передана административному истцу по акту приема-передачи. Стоимость указанной квартиры выплачена участником долевого строительства в полном объеме.

Вышеуказанные обстоятельства установлены определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ. по делу №, которым за Конновой Е.С. признано право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.

Административный истец обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением об осуществлении кадастрового учета и регистрации права собственности на спорное жилое помещение, приложив, в том числе, копию указанного определения Арбитражного суда города Москвы и технический план.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГ Управление Росреестра по Московской области приостановило осуществление регистрационных действий.

Административный ответчик вынес уведомление № от ДД.ММ.ГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поскольку не были устранены недостатки, указанные в уведомлении от 30.06.2021г., а именно: не указан кадастровый номер здания, не представлены необходимые документы (проектная документация здания, декларация), определение Арбитражного суда города Москвы не содержит информацию о том, что данный судебный акт является основанием для постановки на государственный кадастровый учет квартиры.

Как установлено ч.4 ст. 40 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.

Согласно п. 5 ч.2 ст.14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статьей 26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права. В рассматриваемом случае, административный истец не относится к числу лиц, которые в целях регистрации своих прав на квартиру в многоквартирном жилом доме обязаны представлять в регистрирующий орган разрешение на ввод многоквартирного жилого дома в эксплуатацию и проектную документацию на дом.

Признав судебным актом за административным истцом право собственности на жилое помещение, являющееся объектом долевого строительства, суд тем самым констатировал, что строительство многоквартирного жилого дома завершено, переданная по акту приема-передачи квартира является жилым помещением, пригодным для постоянного проживания. До настоящего времени указанное решение суда не обжаловано, что следует из официальной информации, размещенной на сайте Арбитражного суда <адрес>.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", административным истцом вместе с решением суда был представлен технический план здания, в котором расположено спорное жилое помещение, подготовленный кадастровым инженером.

Согласно ч. 1 ст. 19 "О государственной регистрации недвижимости", обязанность по представлению заявления и прилагаемых к нему документов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав возложена на орган государственной власти, орган местного самоуправления или организацию, уполномоченных на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; указанные уполномоченные органы в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.

Принимая во внимание, что административный истец не относится к лицам, уполномоченным обращаться в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете многоквартирного дома с приложением технического плана такого объекта и иных необходимых документов, а также учитывая, что постановлениями Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области жилому дому присвоен адрес, разрешение №RU от ДД.ММ.ГГ. на ввод объекта в эксплуатацию выдано Министерством строительного комплекса Московской области, то информация о кадастровом номере здания могла быть получена административным ответчиком, в порядке межведомственного взаимодействия. Таким образом, тот факт, что в представленном техническом плане здания не указан кадастровый номер здания, не является достаточными основаниями для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.

В Письме Минэкономразвития России от 09.08.2017 N 22270-ВА/Д23и "О представлении после 1 июля 2017 г. технических планов, подготовленных по правилам, действовавшим до 1 января 2017 г." указано, что, если разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданное до 01 января 2017 года, не было направлено для постановки на государственный кадастровый учет соответствующего объекта недвижимости, уполномоченный орган власти в порядке части 1 статьи 19 Закона N 218-ФЗ может представить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете такого объекта и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию с приложением технического плана такого объекта, подготовленного до 01января 2017 года).

Доказательств, подтверждающих, что указанные административным истцом в заявлении об осуществлении регистрационных действий сведения, в том числе технический план, не позволяют идентифицировать квартиру в качестве индивидуально-определенной вещи, материалы дела не содержат и суду не представлено. Также не представлено суду доказательств, что выявленные в технической плане нарушения Требований являются настолько существенными, что препятствуют осуществлению регистрационных действий.

Согласно ч. 5 ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Учитывая, что административным истцом для государственного кадастрового учета и государственного регистрации права собственности было представлены в уполномоченный орган вступившее в законную силу определение суда, административным истцом приложен к заявлению необходимый комплект документов для регистрации объекта недвижимости и постановки его на кадастровый учет, представленный им технический план позволяет идентифицировать заявленный к учету объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, у административного ответчика не имелось законных оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности административного истца на жилое помещение.

В связи с изложенным у Управления Росреестра по Московской области отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемого решения. Таким образом, исковые требования о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации подлежат удовлетворению.

Иной способ защиты нарушенного права у административного истца отсутствует.

В связи с признанием незаконным решения Управления Росреестра по Московской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, суд считает необходимым для восстановления нарушенного права административного истца возложить на административного ответчика обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, поставить на кадастровый учет <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, и зарегистрировать за административным истцом право собственности на указанное жилое помещение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.176-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Конновой Елены Сергеевны – удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГ.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности Конновой Елены Сергеевны на квартиру по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.Н. Махмудова

Мотивированное решение составлено 14.01.2022 года.