НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Люберецкого городского суда (Московская область) от 04.12.2020 № 2А-7051/20

УИД 50RS0-33

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

<адрес>

<адрес> 04 декабря 2020 года

Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Михайлиной Н.В., при секретаре судебного заседания Ваняевой Е.В., с участием в судебном заседании представителя Межрайонной ИФНС России по Московской области ЛПФ, доверенность от ДД.ММ.ГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-7051/2020 по административному иску СГЮ к Межрайонной ИФНС России по Московской области о признании незаконным и отмены решения от ДД.ММ.ГГ, обязании МИФНС России по МО выдать решение о перерасчете транспортного налога, признании отсутствия обязанностей по уплате транспортного налога по автотранспортному средству марки самосвал ТАТРА-815 с регистрационным номером Т 720 СА 190, ТАТРА -815 с регистрационным номером О 210 АТ 150, признании налогоплательщиком транспортного налога ООО «СЕВЕР» ИНН 6950164456 по автотранспортному средству марки самосвал ТАТРА-815 SV 4 с регистрационным номером Т 719 СА 190 и признании налогоплательщиком транспортного налога Хубецова А. С. по автотранспортному средству марки самосвал ТАТРА-815 с регистрационным номером Т 720 СА 190, Т О 210 АТ 150, суд

УСТАНОВИЛ:

СГЮ обратилась в суд к Межрайонной ИФНС России по Московской области с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указала, что Межрайонная ИФНС России по Московской области (далее- Инспекция) вынесла решение от ДД.ММ.ГГ, рассмотрев его в порядке обращения граждан по вопросам администрирования имущественных налогов физических лиц по вопросу признания СГЮ налогоплательщиком транспортного налога транспортных средств ТАТРА 815 (Т720СА190), ТАТРА 815 (0666ТТ190) с ДД.ММ.ГГ по настоящее время, ТАТРА 815-2 SV-4 (T719CA190) с ДД.ММ.ГГ по настоящее время. Вышестоящим налоговым органом рассмотрена Жалоба на действие Межрайонной ИФНС России по Московской области на законность вынесенного решения от ДД.ММ.ГГ. Управление Федеральной налоговой службы по Московской области вынесла решение 07-12\0258940 от ДД.ММ.ГГ по факту связанного не с правомерным исчислением транспортного налога в порядке надзора. Данное решение накладывает на административного истца обязанность по дальнейшей уплате транспортного налога после фактического отчуждения имущества и его фактическую передачу другим лицам в установленном законом порядке. Основанием для отказа в пересчете транспортного налога за 2018 год и снятии обязанности по уплате транспортного налога в будущих периодах послужило отсутствие регистрации транспортного средства новым собственником и регистрации переход права собственности в соответствующих подразделениях ГИБДД фактическим собственником данного имущества. При этим налоговый орган не учел представленные доказательства по переходу прав собственности и передачи имущества другим лицам в виде: договор купли-продажи 14/05 от ДД.ММ.ГГ на автотранспортное средство марки самосвал ТАТРА-815 с регистрационным номером Т 720 СА 190. Покупателем по данному договору является Хубецов А. С.ДД.ММ.ГГ рождения. Покупателю передано транспортное средство на основании Акта приема-передачи. Договор купли-продажи 12/05 от ДД.ММ.ГГ на автотранспортное средство марки самосвал ТАТРА-815 с регистрационным номером О 210 AT 150. Покупателем по данному договору является Хубецов А. С.ДД.ММ.ГГ рождения. Покупателю передано транспортное средство на основании Акта приема-передачи. Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГ на автотранспортное средство марки самосвал TATPA-815 SV4 с регистрационным номером Т 719 СА 190. Покупателем по данному договору является ООО «СЕВЕР» ИНН 6950164456. Покупателю передано транспортное средство на основании Акта приема-передачи. Ввиду изложенного административный истец полагает незаконным начисление ей транспортного налога за самосвал, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Административный истец СГЮ в судебное заседание не явилась, извещена о слушании дела (уведомление о вручении повестки на ДД.ММ.ГГ л.д. 30).

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России по Московской области ЛПФ, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, представил суду письменный отзыв и доказательства в обоснование своих возражений.

Представители заинтересованного лица ООО «Север», заинтересованное лицо Хубецов А.С., в судебное заседание не явились, извещались о слушании дела, отзыва на иск не представили.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в соответствии со ст. 150, ч.6 ст.226 КАС РФ.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в административном деле, проверив и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проанализировав действующее законодательство, подлежащее применению к спорным публичным правоотношениям, приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Пункт 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет момент возникновения права собственности у приобретателя по договору купли - продажи транспортного средства с момента передачи вещи.

Как следует из содержания части 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

Собственник транспортного средства, приобретенного в соответствии с законом и отвечающего установленным требованиям безопасности дорожного движения, имеющий намерение использовать транспортное средство в дорожном движении, должен обратиться в органы ГИБДД для его регистрации и получения соответствующих документов.

При этом Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в случае, если прежний собственник или владелец транспортного средства не снял его с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортное средство.

Согласно пункту 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс, НК РФ) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 1 НК РФ установлены система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Статья 23 Налогового кодекса, а также статья 57 Конституции Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогоплательщиков обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 и 2 статьи 44 Кодекса обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно пункту 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Соответственно, признание лица плательщиком транспортного налога осуществляется налоговым органом на основании информации, полученной от органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, исчисление налога физическим лицам производится на основании поступающей информации.

В соответствии с абзацем 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.

Пунктом 1 статьи 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в главе 28 НК РФ - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ввиду изложенного суд приходит к выводу, что представленные СГЮ договора купли-продажи автомобиля не могут служить основанием для освобождения от уплаты транспортного налога, поскольку объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортных средств в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено. СГЮ не представила доказательств снятия автомобилей с регистрационного учета на ее имя.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ-О-О, Федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такое правовое регулирование само по себе не может рассматриваться как нарушающее права налогоплательщика. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что разрешение вопросов об установлении и изменении состава налогоплательщиков и существенных элементов налогового обязательства не относится к его полномочиям, за исключением случаев, когда новому законодательному акту придается обратная сила и им ухудшается положение налогоплательщиков (Постановление от ДД.ММ.ГГ-П; Определения от ДД.ММ.ГГ-О, от ДД.ММ.ГГ-О и от ДД.ММ.ГГ-О).

Конституционный суд РФ, рассматривая конституционность статей 357, 358 и 362 НК РФ, которые допускают возложение на лиц, утративших право собственности на транспортное средство, обязанности по уплате транспортного налога, при том, что своевременность внесения изменений в регистрационные данные такого транспортного средства зависит от действий нового собственника, в Определении от ДД.ММ.ГГ-О указал, что законодатель связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, а не с переходом права собственности.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства и не зависит от его фактического использования.

Согласно материалам дела, спорные транспортные средства зарегистрированы за СГЮ:

ТАТРА-815, г.р.з. Т720СА190, 1997 года выпуска, с ДД.ММ.ГГ по настоящее время;

ТАТРА-815, г.р.з. О210АТ150, 1997 года выпуска, с ДД.ММ.ГГ по настоящее время;

ТАТРА-815 SV4, г.р.з. Т719СА190, 1996 года выпуска, с ДД.ММ.ГГ по настоящее время.

Указанные транспортные средства с государственными регистрационными знаками Т720СА190, Т719СА190, О210АТ150 стоят на учете в регистрирующих органах и по состоянию на ДД.ММ.ГГ зарегистрированы на СГЮ

Согласно пункту 60.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГ N 605 (действующим на момент заключения договоров купли-продажи транспортных средств), регистрация транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства и предъявлении им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.

Данную обязанность СГЮ не выполнила, с заявлением о снятии с регистрационного учета транспортного средства не обратилась и на момент предъявления административного иска в суд.

Статьей 1 Закона Московской области -ОЗ от ДД.ММ.ГГ «О транспортном налоге в Московской области» установлены налоговые ставки (с каждой лошадиной силы) на грузовые автомобили с количеством лет, прошедших с года выпуска, свыше 5 лет с мощностью двигателя свыше 250 л.с. – 85,00 руб.

Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки:

Из материалов дела следует, что в Инспекцию от СГЮ поступило заявление (в порядке обращения физических лиц о пересчете транспортного налога) от ДД.ММ.ГГ. Ответ на указанное обращение был направлен письмом от ДД.ММ.ГГ.

Не согласившись с доводами Инспекции, изложенными в письме от ДД.ММ.ГГ, СГЮ обратилась в УФНС по Московской области с жалобой (в порядке надзора о пересчете транспортного налога за 2018 г.) от ДД.ММ.ГГ.

По результатам рассмотрения жалобы, УФНС по Московской области вынесено решение от ДД.ММ.ГГ@. Указанным решением УФНС по Московской области, жалоба СГЮ оставлена без удовлетворения.

Как установлено статьей 30 НК РФ, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации и иных обязательных платежей.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Контроль и ведение регистрационных данных транспортных средств осуществляют органы ГИБДД, в связи чем, изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, производится указанными органами в соответствии с положениями, установленными Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГ.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, налоговый орган правом или обязанностью самостоятельного снятия с регистрационного учета транспортных средств в органах ГИБДД на основании документов, представленных физическими лицами, не наделен.

В силу пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 938 (ред. от 12.08.202004) "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" обязанность по снятию автомобиля с регистрационного учета возложена на его собственника.

Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Из вышеизложенного следует, что транспортный налог за период с 2011 по настоящее время начислен правомерно. Административный иск СГЮ был инициирован в связи с начислением налоговых платежей.

В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Тем самым, продажа транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. Указанного при рассмотрении административного дела не установлено, а потому в удовлетворении административного иска СГЮ к Межрайонной ИФНС России по Московской области надлежит отказать в полном объеме.

руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска СГЮ к Межрайонной ИФНС России по Московской области о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГ принятое Межрайонной ИФНС России по Московской области; обязании выдать решение о пересчете транспортного налога в отношении СГЮ; признании отсутствия обязанности по уплате транспортного налога по автотранспортному средству марки самосвал ТАТРА-815 с регистрационным номером Т 720 СА 190 с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и по последующим налоговым периодам: признании отсутствия обязанности по уплате транспортного налога по автотранспортному средству марки самосвал ТАТРА-815 с регистрационным номером О 210АТ 150 с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и по последующим налоговым периодам; признании отсутствия обязанности по уплате транспортного налога по автотранспортному средству марки самосвал ТАТРА-815 с регистрационным номером Т 720 СА 190 с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и по последующим налоговым периодам; признании налогоплательщиком транспортного налога Хубецова А. С. по автотранспортному средству марки самосвал ТАТРА-815 с регистрационным номером Т 720 СА 190 начиная с ДД.ММ.ГГ; признании налогоплательщиком транспортного налога Хубецова А. С. по автотранспортному средству марки самосвал ТАТРА-815 с регистрационным номером О 210 AT 150 начиная с ДД.ММ.ГГ; признании налогоплательщиком транспортного налога ООО «СЕВЕР» ИНН 6950164456 по автотранспортному средству марки самосвал ТАТРА-815 SV4 с регистрационным номером Т 719 СА 190 начиная с ДД.ММ.ГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.В. Михайлина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.