Дело № 2а-711/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2018 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Киселевой Т.А., при секретаре Шаравиной Н.М.,
с участием представителя административного истца ФИО7
административного ответчика ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю к ФИО9 о взыскании недоимки по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю (далее - налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО10 о взыскании недоимки по земельному налогу и пени. В обоснование иска указано, что ФИО11 в ДД.ММ.ГГГГ году являлся собственником земельных участков и обязан был уплатить земельный налог. Налогоплательщику был произведен расчет налога, в его адрес направлено налоговое уведомление с указанием срока его уплаты. В связи с неоплатой налога в установленные сроки, налогоплательщику произведено начисление пени, в его адрес направлен требование об уплате налога и пени. Требование налогового органа налогоплательщик также не исполнил. По заявлению налогового органа мировым судьей был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО12 недоимки по налогу и пени, однако судебный приказ был отменен. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением. Уменьшив требования, административный истец просил взыскать с ФИО13 недоимку по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 11684 руб. и пени по земельному налогу в размере 182 руб. 12 коп.
В суде представитель административного истца ФИО14 иск поддержала по указанным в нем доводам. Суду пояснила, что налоговая база и ставка для исчисления земельного налога, подлежащего уплате ФИО15 за ДД.ММ.ГГГГ год, была определена на основании предоставленных регистрирующим органом сведений о кадастровой стоимости земельных участков и их целевого назначения. В адрес ФИО16 было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом земельного налога и с указанием срока его уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с обращением ФИО17 в налоговый орган, сославшегося на изменение в ДД.ММ.ГГГГ году целевого назначения и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номер №, был произведен перерасчет налога по данному земельному участку. При этом, налоговый орган применил ставку налога, соответствующую измененному целевому назначению, налоговая же база была оставлена без изменения, поскольку действующее на тот момент налоговое законодательство не предусматривало перерасчет налога в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода. Налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ было направлено налоговое уведомление по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, налог ФИО18 не уплатил, требование об уплате также не исполнил. В ходе рассмотрения дела ФИО19 частично оплатил недоимку, его задолженность по налогу составляет 11684 руб., пени - 182 руб. 12 коп. Указанную сумму просила взыскать с административного ответчика.
Административный ответчик ФИО20 в суде против иска возражал. Не согласен был с расчетом налога по земельному участку с кадастровым номер №. Полагал, что поскольку он приобрел указанный участок с уже изменённым целевым назначением и измененной кадастровой стоимостью, то налог ему должен быть рассчитан по изменённым данным.
Выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Так, обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога в соответствии со статьей 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В силу статьи 391 НК РФ (в ред. до 01.01.2018) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункты 1, 4 статьи 391 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (статья 394 НК РФ).
Решением Думы Лысьвенского городского округа от 26.10.2012 № 167 «Об установлении земельного налога на территории Лысьвенского городского округа» установлены налоговые ставки в размере 1,0 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков гаражей, овощных ям и 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Как установлено судом, в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО21 являлся собственником земельных участков, расположенных в <адрес> Земельный участок по <адрес>, кадастровый номер № принадлежал ФИО22 на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15, 18-20,33,36,).
В соответствии с пунктами 2,4 статьи 52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктами 4,6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Из материалов дела следует, что исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ФИО23 земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом конкретных ставок налога, установленных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, периода нахождения земельных участков в собственности, налогоплательщику налоговым органом был произведен расчет земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 37849 руб., в том числе по земельному участку с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ в сумме 33495 руб. При этом, для расчета налога в отношении указанного земельного участка налоговым органом была принята кадастровая стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ в размере 6999004 руб. 64 коп. и ставка в 1,5 процента для прочих земельных участков(л.д.16).
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объекты налогообложения, и срок уплаты налога - до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).
В связи с изменением в ДД.ММ.ГГГГ целевого назначения земельного участка с кадастровым номером № на категорию земель под гаражами по заявлению ФИО24 ему был произведен перерасчет земельного налога по земельному участку с кадастровым номером №, размер налога составил 22330 руб., при расчете была применена соответствующая ставка налога для в размере 1,0 процент, налоговая база, несмотря на изменение (снижение) кадастровой стоимости участка до 3 268 22 руб. 61 коп., принята по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В общей сумме к уплате земельный налог составил 26684 руб.
В связи с перерасчётом налога, в адрес налогоплательщика вновь направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объекты налогообложения, и срок уплаты налога - до ДД.ММ.ГГГГ. Факт направления уведомления подтвержден реестром на отправку заказной корреспонденции с соответствующими отметками о получении для пересылки ФГУП «Почта России» (л.д. 9, 10-11).
В установленный в налоговом уведомлении срок ФИО25 не исполнил обязанность по уплате земельного налога.
Неуплата налога ФИО26 в установленный срок повлекла начисление ему пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 182 руб. 12 коп. (л.д.12).
В адрес ФИО27 налоговым органом было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Факт направления требования подтвержден реестром на отправку заказной корреспонденции с соответствующими отметками о получении для пересылки ФГУП «Почта России» (л.д.6,7-8).
Требование об уплате налога и пени также не было исполнено налогоплательщиком.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО28 недоимки по земельному налогу и пени, то есть с соблюдением предусмотренного законом шестимесячного срока (л. 1-2 дела №).
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № (и.о. мирового судьи судебного участка № Лысьвенского судебного района Пермского края вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО29 недоимки по земельному налогу и пени (л. 14 дела №).
Определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ по заявлению ФИО30 отменен (л. 18 дела №).
С настоящим иском налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный шестимесячный срок (л.д.2).
При таком положении и руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований. На административном ответчике, как на собственнике земельных участков, в силу налогового законодательства лежит обязанность по уплате налогов, а также начисленной, за несвоевременную уплату налога пени. Факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате налога и пени установлен. Порядок и сроки принудительного взыскания налога налоговым органом соблюдены. Расчет налога и пени судом проверен, ответчиком надлежащим образом не оспорен.
При этом, доводы административного ответчика о том, что при расчете земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером № в качестве налоговой базы должна была быть принята измененная в связи с изменением целевого назначения земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ году кадастровая стоимость, подлежат отклонению.
Так, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункты 1 и 4 статьи 391), налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393); сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396).
При этом, положения статьи 391 НК РФ в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, не регулировали порядок исчисления налоговой базы при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода.
При исчислении земельного налога за конкретный налоговый период применялась налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости земельного участка исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода.
Федеральным законом от 27.11. 2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 1 статьи 391 НК РФ был дополнен абзацем следующего содержания: «Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости».
Однако указанные дополнения согласно части 4 статьи 9 названного Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то есть с 01.01.2018. Следовательно, в силу положений пункта 4 статьи 5 НК РФ введенным вновь нормам не придана обратная сила.
Соответственно, изменение кадастровой стоимости земельного участка, произошедшее в текущем налоговом периоде (2015 год) в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка, могло быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N 212-О, из которой следует, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшего в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика, что свидетельствует о соблюдении законодателем конституционного принципа равенства и определенности налоговой нормы.
Такое правовое регулирование не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу и не выходит за пределы предоставленных федеральному законодателю дискреционных полномочий.
Таким образом, основания для перерасчета земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода, повлекшее изменение кадастровой стоимости участка, у налогового органа отсутствовали.
При установленных судом обстоятельствах, с учетом частично произведенной ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком оплаты налога в размере 15000 руб. (л.д.53), с него следует взыскать задолженность по земельному налог в размере 11684 руб. и пени по земельному налогу в размере 182 руб. 12 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Административный истец в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Административный ответчик доказательств освобождения от уплаты судебных расходов не представил.
Таким образом, в связи с удовлетворением исковых требований судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика в размере 474 руб. 64 коп. (пункт 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ)
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО31, место жительства и регистрации: <адрес>, недоимку по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 11684 рубля и пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 182 рубля 12 копеек.
Взыскать с ФИО32 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 474 рубля 64 копейки.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья: