Лысьвенский городской суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Лысьвенский городской суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело 2-519/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2011г. Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Е.Н.Ведерниковой, с участием прокурора А.В.Пылаева, при секретаре И.А.Русиновой, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по заявлению Лысьвенского городского прокурора о признании незаконным решения Думы Лысьвенского городского поселения от 21.10.2010г. № 314 «О внесении изменений в решение Думы Лысьвенского городского поселения от 16.11.2009 г. № 188 «О порядке и сроках уплаты земельного налога на территории Лысьвенского городского поселения»,
у с т а н о в и л:
Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с заявлением об оспаривании Решения Думы Лысьвенского городского поселения от 21.10.2010г. № 314 «О внесении изменений в Решение Думы Лысьвенского городского поселения от 16.11.2009г. № 188 «О порядке и сроках уплаты земельного налога на территории Лысьвенского городского поселения».
В судебном заседании помощник прокурора Пылаев А.В. заявленные требования поддержал и пояснил, что Думой Лысьвенского городского поселения 21.10.2010г. принято Решение № 314 «О внесении изменений в Решение Думы Лысьвенского городского поселения от 16.11.2009 № 188 «О порядке и сроках уплаты земельного налога на территории Лысьвенского городского поселения» (далее Решение № 314). Решение № 314 было опубликовано в общественно-политической газете «Искра» № 130 13.11.2010 года и вступило в силу с 01.01.2011 года. Положения данного Решения вступили в противоречие с федеральным законодательством в связи с тем, что согласно пункту 6 статьи 3 НК Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
В соответствии с абзацем 5 части 4 статьи 12 НК РФ при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. В силу абзаца 3 части 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, Решением Думы Лысьвенского городского поселения может быть установлен срок уплаты налога 1 ноября, года, следующего за истекшим налоговым периодом и любое число месяца до 31 декабря 2011 года за 2010 год и т.д. Пунктом 1.1 Решения № 314 установлен срок уплаты земельного налога на территории Лысьвенского городского поселения физическими лицами - не позднее 30 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Исходя из смысла абзаца 3 части 1 статьи 397 НК РФ «не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом» данная норма закрепляет рамки, в которых на представительный орган местного самоуправления возлагается обязанность установления конкретного срока уплаты земельного налога для физических лиц.
Отсутствие точно определенного срока уплаты соответствующего налога влечет за собой нарушения пункта 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, что в свою очередь приводит к нарушению прав граждан в части осведомленности возложения обязанности по уплате налога, в том числе и ранее установленного налоговым законом срока.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ, в данном случае не устанавливает конкретный срок уплаты земельного налога налогоплательщиками - физическими лицами. Просит признать не соответствующим законодательству о налогах и сборах Решение Думы Лысьвенского городского поселения от 21.10.2010 № 314 «О внесении изменений в Решение думы Лысьвенского городского поселения от 16.11.2009 № 188 «О порядке и сроках уплаты земельного налога на территории Лысьвенского городского поселения».
Представитель Думы Лысьвенского городского поселения Катаева О.Б. заявленные требования не признала, пояснила, что 16.11.2009г. Думой Лысьвенского городского поселения принято решение №188 «О порядке и сроках уплаты земельного налога на территории Лысьвенского городского поселения», устанавливающего срок уплаты налога не позднее 30 ноября года, следующего за истекшим отчетным периодом. Указанное решение принято в соответствии с требованиями п.2 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (установление, изменение, отмена местных налогов и сборов) и главами 8, 31 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Согласно п.3 указанной статьи сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора согласно положениям ст. 44 НК РФ возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора только с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 22.06.2006г. № 25 отметил, что обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Т.о. датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода. Для земельного налога налоговым периодом п.1 ст. 393 НК РФ устанавливается календарный год. Собственно, под налоговым периодом понимается отрезок времени по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Следовательно дата окончания налогового периода и конечная дата, установленная решением Думы считается сроком уплаты налога за соответствующий налоговый период. Решением Думы установлен срок уплаты налога не позднее 30 ноября года, т.е. находится в переделах срока, установленного федеральным законодательством, следовательно, не противоречит последнему.
Представитель администрации Лысьвенского городского поселения Романова Е.Л. в судебном заседании пояснила, что не согласна с требованиями прокурора, поскольку решение Думы принято в соответствии с требованиями п.2 ст. 14 ФЗ от 16.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. В соответствии с ч.1 ст. 397 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Срок уплаты налога для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно п.3 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании сведений предоставляемых органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также органами муниципальных образований. Следовательно, обязанность по уплате земельного налога возникает для физического лица со дня получения налогового уведомления. С учетом данных положений налогового законодательства Дума Лысьвенского городского поселения установила конечный срок уплаты земельного налога – не позднее 30 ноября года, следующего за истекшим отчетным периодом. Решение Думы ЛГП полностью соответствует п.6 ст.3 НК РФ и не противоречит налоговому законодательству.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора.
В соответствии с п. «и» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1-2 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В силу п.4 ст.12 НК РФ при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
Пунктом 2 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
Во исполнение приведенных выше нормативно-правовых актов, 21.11.2010г. Думой Лысьвенского городского поселения было принято решение № 314 «О внесении изменений в решение Думы Лысьвенского городского поселения от 16.11.2009г. № 188 «О порядке и сроках уплаты земельного налога на территории Лысьвенского городского поселения», согласно которому установлен срок уплаты земельного налога не позднее 30 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Поскольку, органы местного самоуправления вправе устанавливать в своих решениях порядок и срок уплаты земельного налога, т.е. в данном случае Дума Лысьвенского городского поселения, действуя в пределах предоставленной ей компетенции, вправе была принять оспариваемый нормативный акт.
Суд считает оспариваемый нормативный акт соответствующим действующему законодательству в связи со следующим.
Согласно ч.1, 3, 4 ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.
В соответствии с ч.1 ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ч.1 ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Часть 4 данной статьи предусматривает, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно ч.2 ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу ч.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Таким образом, представительным органом муниципального образования установлен срок уплаты земельного налога в пределах допустимых сроков, установленных Налоговым кодексом РФ.
Ссылка Лысьвенского городского прокурора на то обстоятельство, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права физических лиц в части осведомленности возложения обязанности по уплате налога, в том числе и ранее установленного налоговым законом срока, не может быть принята во внимание, поскольку уплата физическими лицами налога по своему усмотрению ранее рекомендованных законом сроков не противоречит общим началам налогового законодательства.
Положение о сроке уплаты земельного налога, закрепленное в ч.1 ст.397 НК РФ является общедоступным для граждан, поскольку данный нормативный акт был принят и опубликован в установленном законом порядке, каждый имеет возможность в случае необходимости ознакомится с данными нормами закона. Кроме того, положения о недопустимости установления срока уплаты налога ранее 1 ноября являются обязательным для органов, устанавливающих порядок и срок уплаты налога, и не может быть нарушен представительным органом муниципального образования. Однако какого-либо запрета на возможность уплаты гражданами по своей инициативе налога ранее закрепленного в указанной статье срока не содержится.
В соответствии с п.2 ст. 6 НК РФ нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в п.1 указанной статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных п.1 настоящей статьи.
В судебном заседании не установлено обстоятельств в соответствии с которыми решение Думы Лысьвенского городского поселения может быть признано не соответствующим нормам Налогового кодекса РФ.
Таким образом, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой Лысьвенского городского поселения в пределах предоставленных законом полномочий, в соответствии с действующим законодательством и не противоречит последнему, в связи с чем суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Лысьвенскому городскому прокурору в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Думы Лысьвенского городского поселения от 21.10.2010г. № 314 «О внесении изменений в решение Думы Лысьвенского городского поселения от 16.11.2009г. № 188 «О порядке и сроках уплаты земельного налога на территории Лысьвенского городского поселения» отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Н.Ведерникова