Дело № 2а-1401/2020
Решение
Именем Российской Федерации
03 ноября 2020 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Киселевой Т.А., при секретаре Субухановой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Лысьве административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермского краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, страховым платежам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю (далее – налоговый орган) обратилась с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, страховым платежам и пени. В обоснование иска указано, что ФИО1 до 20.12.2017 состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в связи с чем, в соответствии со статьями 419, 430, 432 НК РФ обязан был произвести расчет по страховым взносам за 2017 год в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования. Однако административный ответчик свои обязательства перед бюджетами соответствующих фондов не исполнил, страховые взносы за 2017 год в установленные сроки не уплатил. Помимо того, в силу статьи 358 НК РФ административный ответчик ввиду принадлежности ему автомобилей обязан был уплатить транспортный налог за 2017 и 2018 года. В адрес административного ответчика своевременно были направлены налоговые уведомления с расчетом налога за 2017 и 2018 года и указанием срока уплаты, которые административным ответчиком были проигнорированы. Недоимка по страховым взносам за 2017 год, а также по транспортному налогу за 2017 год принудительно взыскана с административного ответчика в судебном порядке, однако, до настоящего времени не погашена им в полном объеме. Несвоевременная уплата вышеуказанных налогов и обязательных платежей влечет в силу статьи 75 НК РФ начисление налогоплательщику пени. В адрес административного ответчика были направлены требования об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018 год и начисленных пени. Требования налогового органа административный ответчик оставил без исполнения. Выданный по заявлению налогового органа судебный приказ о взыскании с административного ответчика пени отменен. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим административным иском. Ссылаясь на данные обстоятельства административный истец просит взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 3933 руб. и пени в сумме 373 руб. 65 коп., а также пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1145 руб. 54 коп.,на страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 127 руб. 04 коп.
Административный истец просил рассмотреть дело без участия его представителя.
Административный ответчик ФИО1 признан судом надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения ввиду уклонения от получения судебных извещений.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Так, в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 НК РФ).
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако, при уплате определенных видов налога физическими лицами (транспортного налога) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статьи 52 НК РФ).
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом (пункт 6 статьи 45 НК РФ).
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом (пункт 6 статьи 45 НК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.
При наличии у налогоплательщика недоимки ему в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 НК РФ направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в соответствии пунктом 6 статьи 69 НК РФ может быть направлено по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Правила, предусмотренные статьей 69 НК РФ, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (пункт 8 статьи 69 НК РФ).
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, пеней. Пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 357, статье 358 лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, в том числе автомобили, признаются налогоплательщиками транспортного налога.
Суммы указанных налогов исчисляются налоговыми органами и уплачиваются налогоплательщиками – физическими лицами на основании налогового уведомления в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 362).
Помимо того, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе (пункт 5 статьи 432 НК РФ).
Как установлено судом, ФИО1 состоял до 20.12.2017 на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Пермскому краю в качестве лица, осуществляющего индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также состоит на учете как плательщик транспортного налога, будучи собственником автомобилей ВАЗ-21140 госзнак №, МЕРСЕДЕС-БЕНЦ госзнак №, КИА госзнак № (л.д.35-40).
Следовательно, ФИО1 в связи осуществлением им предпринимательской деятельности обязан был платить страховые взносы, а также произвести полный расчет за 2017 год в связи с прекращением такой деятельности, а также, обладая на праве собственности автомобилями, обязан был уплатить транспортный налог за 2017 и 2018 года.
Свои обязательства перед бюджетом ФИО1 исполнял ненадлежащим образом, в связи с чем, судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Лысьвенского судебного района Пермского края № 2а-1423/2018 от 18.05.2018 с него была взыскана недоимка по страховым взносам за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 13 461 руб. 29 коп. и по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1492 руб. 98 коп., а вступившим в законную силу решением Лысьвенского городского суда от 22.01.2020 - взыскан транспортный налогу за 2017 год в сумме 8729 руб. и пени по 04.02.2019 в сумме 141 руб. (л.д. 27-30, дела № 2а-1423/2018, № 2а-1698/2019).
Кроме того, как установлено судом ФИО1 в срок до 02.12.2019 не уплатил за 2018 год транспортный налог в сумме 3 933 руб., исчисленный налоговым органом в направленном в адрес налогоплательщика налоговом уведомлении № 7985983 от 27.06.2019 (л.д.12-14).
Поскольку вышеуказанные налоги и обязательные платежи от ФИО1 в бюджет своевременно не поступили, ему были начислены пени:
- на недоимку по страховым взносам за 2017 год за период с 25.08.2018 по 24.06.2019, в том числе: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 1145 руб. 79 коп. и в Федеральный фонд обязательного страхования в сумме 127 руб. 04 коп.);
- на недоимку по транспортному налогу за 2017 год за период с 05.02.2019 по 24.06.2019 и на недоимку за 2018 год за период с 03.12.2019 по 11.02.2020 в общей сумме 373 руб. 65 коп. (л.д.16-18).
В адрес Новикова Е.В. были направлены требования об уплате налоговой и пени: № 34055 от 25.06.2019 на сумму 1587 руб. 70 коп. с указанием срока уплаты 03.09.2019 и № 4716 от 12.02.2020 на сумму 3991 руб. 33 коп. с указанием срока уплаты 27.03.2020 (л.д.8-11).
Требования налогового органа Новиков Е.В. проигнорировал.
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 НК РФ, согласно которой заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (абз.3 пункта 1 статьи 48 НК РФ).
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абз. 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абз.1 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз.2 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз.2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
В целях взыскания с административного ответчика недоимки по налогу, санкций налоговый орган 14.05.2020 обратился к мировому судье судебного участка № 3 Лысьвенского судебного района Пермского края за выдачей судебного приказа. Обращение налогового органа за судебной защитой последовало до истечения шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования № 4716 от 12.02.2020, с предъявлением которого сумма недоимки превысила 3 000 руб. (27.03.2020+ 6 месяцев).
27.05.2020 определением мирового судьи того же судебного участка выданный по заявлению налогового органа судебный приказ № 2а-1061/2020 от 19.05.2020 был отменен (материалы дела 2а-1061/2020).
После отмены судебного приказа налоговый орган 22.09.2020 обратился в суд с настоящим иском (л.д.2), то есть в шестимесячный срок с момента вынесения определения об отмене судебного приказа (19.05.2020 + 6 месяцев).
При установленных обстоятельствах и руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований. На административном ответчике, осуществлявшем предпринимательскую деятельность, и обладающем на праве собственности транспортными средствами в силу налогового законодательства лежит обязанность по уплате налогов, обязательных платежей, а также начисленных пени. Факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате налогов, обязательных платежей и пени установлен и административным ответчиком не оспорен. Размер взыскиваемых недоимок проверен судом, подтверждается надлежащими доказательствами. Процедура принудительного взыскания недоимки по налогу, страховым взносам и пени налоговым органом соблюдена.
То есть, административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный истец в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, то она подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета в размере, установленном подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, то есть в сумме 400 руб. 0 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, 10.12.1987 года рождения, место регистрации<адрес>,
- транспортный налог за 2018 год в сумме 3 933 руб. и пени в сумме 373 руб. 65 коп.,
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1145 руб. 54 коп. и пени по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 127 руб. 04 коп.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб. 00 коп.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья: