№ 2а-238/2021
УИД: 52RS0039-01-2021-000179-58
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Лысково 19 марта 2021 года
Лысковский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Пескова В.В.,
при секретаре судебного заседания Колумбаевой С.В.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Лысковского района Нижегородской области Болдыревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Лысковского района, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной на интернет-сайтах, запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лысковского района Нижегородской области, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круг лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на Интернет-сайтах: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, запрещенной на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ходе прокурорской проверки выявлены Интернет-сайты: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, на страницах которых размещена информация о продаже патента на трудовую деятельность иностранных лиц. На вышеуказанных сайтах неустановленными лицами организована продажа патента на трудовую деятельность иностранных лиц, отнесенных федеральным законодательством к официальным. На данных сайтах информируют, что предлагаемые к приобретению патента на трудовую деятельность иностранных лиц по внешним признакам отвечают установленным законодательствам требованиям, вводя неопределенный круг лиц в заблуждение относительно законности их происхождения. Размещенная информация с предложением для неопределенного круга лиц относительно допустимости приобретения и использования патента, без исполнения обязанности пересечения границы РФ. Сайты с предлагаемой информацией не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений, а также способствуют их совершению, что может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия. При этом, доступ на указанные Интернет-адреса свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничение на передачу, копирование, распространение отсутствует.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, административный истец просит признать информацию, размещенную на Интернет-сайтах <данные изъяты>, <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено и внести сведения в Единый реестр.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в уточненном административном иске.
Административный ответчик Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд своего представителя не направила.
Административный ответчик Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ по Приволжскому федеральному округу, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, с учетом мнения административного истца, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, находит возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В развитие ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В силу ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации; запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (пункт 6).
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно п.п. 2 п. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено»), указано что формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, в результате проведенного прокуратурой мониторинга сети «Интернет» на предмет исполнения требований действующего законодательства, выявлены Интернет-сайты <данные изъяты>, <данные изъяты>, на страницах которых размещена информация о продаже патента на трудовую деятельность иностранных лиц. На вышеуказанных сайтах неустановленными лицами организована продажа патента на трудовую деятельность иностранных лиц, отнесенных федеральным законодательством к официальным. На данных сайтах информируют, что предлагаемые к приобретению патента на трудовую деятельность иностранных лиц по внешним признакам отвечают установленным законодательствам требованиям, вводя неопределенный круг лиц в заблуждение относительно законности их происхождения. Размещенная информация с предложением для неопределенного круга лиц относительно допустимости приобретения и использования патента, без исполнения обязанности пересечения границы РФ. Сайты с предлагаемой информацией не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений, а также способствуют их совершению, что может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия. При этом, доступ на указанные Интернет-адреса свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничение на передачу, копирование, распространение отсутствует.
В соответствии с действующим законодательством в РФ распространение указанной информации на территории Российской Федерации строго регламентировано, не допускается (запрещено законом) незаконная продажа паспортов гражданина РФ, отнесенных федеральным законодательством к официальным, что свидетельствует о противоправном характере деятельности указанного интернет-ресурса.
Исходя из вышеприведенных норм следует, что на сайтах <данные изъяты>, <данные изъяты> в сети «Интернет» осуществляется продажа оформления регистрации по месту жительства (пребывания) иностранных граждан без фактического проживания, отнесенных федеральным законодательством к официальным, то есть информации, направленной на совершение правонарушений, за что законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, является распространением запрещенной информации.
Целью предъявления административного иска, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является внесение указателей страниц сайта и сетевых адресов в Единый реестр доменных мен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки приведенные указатели страниц сайтов, на которых размещена названная информации, в реестре отсутствует (https://eais.rkn.gov.ru).
Следовательно, учитывая положения вышеприведенных норм права, распространение указанной информации на названных сайтах запрещено законом и фактически является информационным пособничеством совершения преступлений (правонарушения), свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, что является достаточным основанием для признания размещенной на данных Интернет-сайтах информации информацией, запрещенной на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд находит требования административного истца о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной к распространению обоснованными и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Лысковского района Нижегородской области, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайтах <данные изъяты>, <данные изъяты>, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Внести указанные сайты в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Лысковский районный суд Нижегородской области.
Судья: В.В. Песков