Дело №.
УИД 43 RS0№-36
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ.
Лузский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Першина П.И.,
при секретаре ФИО3,
с участием истца ФИО2,
представителя ответчика администрации Лузского городского поселения ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Лузского городского поселения о признании незаконным действия администрации Лузского городского поселения и об обязании администрации Лузского городского поселения выплатить сумму невыплаченной пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации Лузского городского поселения о признании незаконным действия администрации Лузского городского поселения и об обязании администрации Лузского городского поселения выплатить сумму невыплаченной пенсии.
В обоснование указывает, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации Лузского городского поселения №-к она была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию со старшей муниципальной службы с должности ведущего специалиста по учету и распределению муниципального жилищного фонда администрации Лузского городского поселения. Общий стаж муниципальной службы на момент увольнения составляет 21 год. Решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2 была назначена пенсия за выслугу лет в размере 1055 рублей с ДД.ММ.ГГГГ. При назначении пенсии за выслугу лет администрацией Лузского городского поселения не было учтено решение Собрания депутатов Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Лузского городского поселения с просьбой произвести перерасчет назначенной ей пенсии за выслугу лет в соответствии с нормативно-правовыми актами Лузского городского поселения. ДД.ММ.ГГГГФИО2 получен ответ администрации Лузского городского поселения о том, что перерасчет размера пенсии за выслугу лет носит заявительный характер, в связи с чем на заседании комиссии по назначении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ принято решение произвести перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет с 23 по ДД.ММ.ГГГГ. Просит признать незаконными действия администрации Лузского городского поселения и принять решение о пересмотре назначения пенсии за выслугу лет и обязать ответчика выплатить сумму невыплаченной пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 164047 рублей 38 копеек.
В судебном заседании ФИО2 уточнила исковые требования, просит взыскать с ответчика 161207 рублей 66 копеек, так как из заявленной к иску суммы ответчиком ей выплачено 2839 рублей 72 копейки, а также признать незаконным распоряжение администрации Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей с ДД.ММ.ГГГГ назначена муниципальная пенсия в размере 1055 рублей 00 копеек, уточненные исковые требования поддержала, настаивает на их удовлетворении. При этом пояснила, что при назначении муниципальной пенсии она никаких документов не видела, ей объяснили, что перерасчет будет производиться своевременно. О том, что существует пункт 5.9 Положения о назначении пенсии, который ограничивает минимальный размер этой пенсии, не знала. Так как, по её мнению, пенсия ей сразу была назначена неправильно, в значительно меньшем размере, то просит её пересчитать с самого начала получения данной суммы.
Представитель ответчика ФИО4, действующий по доверенности, исковые требования ФИО2 не признал, пояснил, что действительно в 2015 году был принят решением собрания депутатов пункт 5.9, ограничивающий минимальный размер муниципальной пенсии, который отменен решением Собрания депутатов Лузского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ. Решение о назначении муниципальной пенсии истице было принято решением комиссии по назначению пенсий в размере 1055 рублей, то есть без учета пункта 5.9 Положения, он в то время в администрации не работал Действительно в сентябре 2019 года ФИО2 обращалась с заявлением о перерасчете муниципальной пенсии, однако в заявлении не был указан срок, за который необходимо было пересчитать пенсию, поэтому комиссией по перерасчету пенсий и было принято решение произвести её перерасчет с учетом пункта 5.9 Положения за период с 23 по ДД.ММ.ГГГГ. Так как состав комиссии по назначению пенсий изменился, то им не было в то время известно, что пункт 5.9 Положения был решением Собрания депутатов отменен в январе 2018 года.
Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что она, работая в администрации Лузского городского поселения в должности бухгалтера, действительно выполняла расчет пенсии за выслугу лет работнице администрации ФИО2, расчет выполняла на основании утвержденного Собранием депутатов Лузского городского поселения Положения об установлении пенсии за выслугу лет лицам, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления. Согласно расчету муниципальная пенсия ФИО2 составила 5698 рублей 21 копейка. Этот размер пенсии получается в результате вычитания из суммы трудовой пенсии, назначенной ФИО2 среднемесячного денежного содержания, с учетом ограничений, предусмотренных Положением. Составленный расчет муниципальной пенсии был рассмотрен на комиссии по назначению этих пенсий, которая уже с учетом финансового состояния поселения приняла решение назначить ФИО2 муниципальную пенсию в минимальном размере, предусмотренном пунктом 5.8 Положения, то есть 1055 рублей. О том, что время существовал пункт 5.9 Положения о пенсиях, она лично знала, но осведомлена ли была об этом комиссия по назначению пенсий, пояснить не может, так как в то время она в состав этой комиссии не входила.
Из показаний свидетеля ФИО6 следует, что действительно в марте 2017 года комиссия по назначению пенсий под его председательством рассматривала вопрос о назначении муниципальной пенсии работнице администрации ФИО2 Незадолго до этого райфинотделом администрации <адрес> проводилась проверка по порядку назначения муниципальных пенсий и было выявлено, что бывшему заместителю главы администрации ФИО7 была назначена завышенная пенсия. С учетом выявленных недостатков ФИО2 и была назначена муниципальная пенсия в минимальном размере, предусмотренном пунктом 5.8. Положения о пенсиях, то есть в размере 1055 рублей. О существовании пункта 5.9 Положения о назначении пенсий, согласно которому размер муниципальной пенсии не может быть ниже установленного законодательством РФ размера базовой части трудовой пенсии по старости с учетом районного коэффициента, комиссия знала, однако его при назначении пенсии ФИО2 не применила из-за недостаточности денежных средств в бюджете поселения. Почему этот пункт не был своевременно исключен из Положения, не знает.
Заслушав, стороны, показания свидетелей, огласив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Учитывая, что пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается дополнительно к установленным этим лицам в рамках обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушение права на пенсионное обеспечение муниципальных служащих. При определении размера муниципальных доплат бывшим муниципальным служащим надо исходить из реалий настоящего времени и обеспеченности бюджета поселения.
Пунктом 11 ч.1 ст. 52 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 ст. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Особенности организации муниципальной службы в <адрес> и правовое положение муниципальных служащих <адрес> урегулированы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗО «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы <адрес>», принятым Законодательным собранием <адрес>.
В соответствии со ст.4 вышеуказанного Закона порядок установления пенсии за выслугу лет, включая назначение, перерасчет ее размера, минимальный размер пенсии за выслугу лет устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет, осуществляется за счет средств местного бюджета.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузское городское поселение <адрес> (далее Положение).
Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузское городское поселение <адрес>, утвержденное Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№» раздел 5 Положения «Исчисление размера среднемесячного заработка» дополнен пунктом 5.9 «Размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации размера базовой части трудовой пенсии по старости с учетом районного коэффициента».
Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ решение Собрания депутатов Лузского городского поселения <адрес> первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузское городское поселение <адрес>, утвержденное Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, признано утратившим силу. Решение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден коэффициент индексации с ДД.ММ.ГГГГ размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (до ДД.ММ.ГГГГ фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости) проиндексирован на коэффициент 1,054 (4805 рублей 11 копеек), а федеральным законом №420-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии проиндексирован на коэффициент 1,037 и установлен - 4982 рубля 90 копеек.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается ДД.ММ.ГГГГФИО2, замещавшая должность муниципальной службы ведущего специалиста по учету и распределению муниципального жилищного фонда в администрации Лузского городского поселения с февраля 2014 года являясь получателем страховой пенсии по старости и имея 21 год стажа муниципальной службы, обратилась с письменным заявлением на имя главы администрации Лузского городского поселения об установлении ей муниципальной пенсии за выслугу лет (л.д. 43).
Согласно проведенному расчету (л.д. 44 обр. ст.), который истицей не оспаривается, размер муниципальной пенсии за выслугу лет без учета валоризации составил 5698 рублей 21 копейка.
Решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) пенсия за выслугу лет ФИО2 назначена в размере 1055 рублей 00 копеек, то есть в минимальном размере, установленном пунктом 5.8 Положения. Принятое решение в целом не противоречит определению Верховного суда РФ №-КГ15-8 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, поскольку пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления с учетом бюджетных возможностей соответствующих муниципальных образований правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как ухудшающее положение муниципальных служащих и нарушающее их право на пенсионное обеспечение. Однако комиссией по назначению пенсий при этом не было учтено, что в тот период действовал пункт 5.9 Положения, который ограничивал минимальный размер муниципальной пенсии размером базовой части трудовой пенсии по старости с учетом районного коэффициента, она на март 2017 года составляла 4805 рублей 11 копеек.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась с заявлением (л.д. 6-7) в администрацию Лузского городского поселения о перерасчете назначенной муниципальной пенсии за период с марта 2017 года по сентябрь 2019 года в соответствии с пунктом 5.9 Положения, согласно которого размер пенсии не может быть ниже установленного законодательством РФ размера базовой части трудовой пенсии по старости с учетом районного коэффициента.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГФИО2 (л.д.9) была уведомлена, что в соответствии с пунктом 5.9 Положения ей проведен перерасчет с 23 по ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты подачи заявления по дату окончания действия этого пункта, который с ДД.ММ.ГГГГ решением Собрания депутатов за № от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
Таким образом, суд считает, что, производя перерасчет муниципальной пенсии за период с 23 по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями пункта 5.9 Положения, принятого решением Собрания депутатов Лузского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ№ (опубликовано в информационном бюллетене №(119) ДД.ММ.ГГГГ) и действовавшего в период назначения истице муниципальной пенсии, ответчик тем самым признал нарушения, допущенные при назначении истице данной пенсии, при этом по надуманным мотивам отказался производить перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ до дня действия данного пункта Положения.
Ссылку представителя ответчика на пункт 6 Положения (порядок перерасчета пенсий за выслугу лет) на то, что перерасчет пенсии за выслугу лет носит заявительный характер, суд находит несостоятельной и не основанной на требованиях законодательства.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗО «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы <адрес>» порядок установления пенсии за выслугу лет, включая назначение, перерасчет ее размера, минимальный размер пенсии за выслугу лет устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, поэтому Собрание депутатов Лузского городского поселения в пределах своих полномочий своим решением от ДД.ММ.ГГГГ№ пункт 5.9 Положения признало утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы незаконно недовыплаченная муниципальная пенсия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представленный истицей расчет недовыплаченной муниципальной пенсии (л.д. 8) судом проверен, ответчиком не оспорен, признается судом достоверным.
Таким образом, 4805 рублей 11 коп. (фикс. выплата к страх. пенсии с 01.02. 2017 г.) х 1,15 (район. коэф.) = 5525 руб. 87 коп. – 1055 руб. (назн. пенсия истца = 4470 рублей 87 коп. х 10 месяцев 2017 г. = 44708 руб. 70 коп.
С января 2018 года муниципальная пенсия истицы увеличена на 1,04 и составила 1097 рублей. 4982 рубля 90 копеек (фикс. выплата к страх. пенсии с 01.01. 2018 г.) х 1,15 (район. коэф.) = 5730 рублей 33 копейки – 1097 руб. (муницип. пенсия истицы с ДД.ММ.ГГГГ) = 4633 рубля 33 копейки. Сумма невыплаченной пенсии составляет 44708 рублей 70 копеек + 4633 рубля 33 копейки - 2839 рублей 72 копейки ( выплаченная истцу с применением п. 5.9 Положения пенсия) = 46502 рубля 31 копейка. Данная сумма и подлежит взысканию с ответчика.
Часть 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-I предусматривает, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Невыплата муниципальной пенсии истице произошла по вине ответчика, поэтому срок исковой давности истцом по данному спору пропущен не был.
Таким образом, разрешая исковые требования истца в пределах заявленных исковых требований, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной муниципальной пенсии подлежат частичному удовлетворению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление ФИО2 удовлетворить частично.
Признать Распоряжение администрации Лузского городского поселения №-к от ДД.ММ.ГГГГ в части установления пенсии в размере 1055 рублей за выслугу лет ФИО2, замещавшей должность муниципальной службы ведущего специалиста по учету и распределению муниципального жилищного фонда, незаконным.
Взыскать в пользу ФИО2 с муниципального образования «Лузское городское поселение <адрес> невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по январь 2018 года в размере 46502 рублей 31 копейки.
В остальной части заявленных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Лузский районный суд <адрес>. Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ________________ П.И.Першин.