НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Лузского районного суда (Кировская область) от 29.06.2021 № 2-87/2021

Дело .

УИД 43 RS0-59

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Луза Кировской области. 29 июня 2021 года.

Лузский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Першина П.И.,

при секретаре ФИО4,

с участием истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО5,

представитель третьего лица ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Лузского городского поселения о признании незаконными решений комиссии по назначению пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1), от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и взыскании с ответчика задолженности невыплаченной муниципальной пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации Лузского городского поселения о признании незаконными решений комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения, от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1), от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и взыскании с ответчика задолженности невыплаченной муниципальной пенсии.

В обоснование указывает, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации Лузского городского поселения -к она была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию с высшей муниципальной должности – заместителя главы администрации Лузского городского поселения. Общий стаж муниципальной службы на момент увольнения составил 30 лет 01 месяц 27 дней. Решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения <адрес>ФИО3<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГФИО2 была назначена пенсия за выслугу лет в размере 7826 рублей 60 копеек с ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения <адрес>ФИО3<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии был уменьшен до 1732 рублей 18 копеек, а с ДД.ММ.ГГГГ решением этой же комиссии размер пенсии был уменьшен и установлен в фиксированном размере 1055 рублей. С ДД.ММ.ГГГГ пенсия была увеличена до 1097 рублей.

Не согласившись с действиями ответчика, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Лузского городского поселения с просьбой произвести перерасчет назначенной ей пенсии за выслугу лет в соответствии с нормативно-правовыми актами Лузского городского поселения, незаконные решения комиссии по назначению пенсий отменить. ДД.ММ.ГГГГФИО2 получен ответ администрации Лузского городского поселения о том, что оснований для проведения перерасчета пенсии не имеется, размер пенсии был оставлен без изменения.

Не согласившись с решениями комиссии городской администрации, истица просит признать незаконными решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1), от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, отменить их и взыскать с ответчика задолженность невыплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 224378 рублей 64 копеек и уплаченную государственную пошлину – 300 рублей.

В судебном заседании ФИО2 уменьшила размер сумм, подлежащих взысканию с ответчика, до 204060 рублей 96 копеек, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивает.

Представитель ответчика ФИО5, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования истицы не признал, при этом пояснил, что все действия комиссии по назначению пенсии администрации Лузского городского поселения в отношении ФИО2 законны и обоснованны, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 не имеется.

Представитель третьего лица – управления финансами администрации <адрес>ФИО6 полагает, что исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат. При этом суду пояснила следующее. Пункт 5.9 Положения о назначении муниципальной пенсии был введен в бытность работы истицы в должности заместителя главы администрации города, отвечающей за финансовые вопросы. В дальнейшем по этому пункту она взыскала с городской администрации недоплату по пенсии за два года. Складывается мнение, что в городской администрации принимаются решения без учета их финансового положения, в частности включение в Положение о пенсиях пункта 5.9, пункта 6.3, предусматривающего индексацию пенсии. Они отменены и не действуют с ДД.ММ.ГГГГ. Так как по предыдущему решению суда с администрации в пользу истицы взыскана недоначисленная муниципальная пенсия по декабрь 2017 года, а пункт 6.3 Положения отменен только с ДД.ММ.ГГГГ, то в январе 2018 года возможна индексация пенсия ФИО2 по этому пункту, а с февраля 2018 года пенсия истице начисляется правильно в размере 1097 рублей. Размер муниципальной пенсии зависит от финансовых возможностей поселения, если денег в поселении много, то и муниципальные пенсии можно увеличить. Так как в Лузском городском поселении лишних денег нет, то пункт 6.3 Положения об индексации пенсий отменен решением Собрания депутатов.

Заслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, огласив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Приведенные нормативные положения Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Учитывая, что пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается дополнительно к установленным этим лицам в рамках обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушение права на пенсионное обеспечение муниципальных служащих. При определении размера муниципальных доплат бывшим муниципальным служащим надо исходить из реалий настоящего времени и обеспеченности бюджета поселения.

Пунктом 11 ч.1 ст. 52 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 ст. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

А из пункта 6 ст. 1 ФЗ №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Особенности организации муниципальной службы в ФИО3<адрес> и правовое положение муниципальных служащих ФИО3<адрес> урегулированы Законом ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы ФИО3<адрес>», принятым Законодательным собранием ФИО3<адрес>.

В соответствии со ст.4 вышеуказанного Закона порядок установления пенсии за выслугу лет, включая назначение, перерасчет ее размера, минимальный размер пенсии за выслугу лет устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет, осуществляется за счет средств местного бюджета.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузское городское поселение <адрес>ФИО3<адрес> (далее Положение).

Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузское городское поселение <адрес>ФИО3<адрес>», утвержденное решением Собрания депутатов Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, исключены : пункт 5.8 – минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 1055 рублей и пункт 6.3 – пенсия за выслугу лет индексируется при увеличении в централизованном порядке должностных окладов муниципальных служащих на индекс их увеличения на основании решения комиссии об изменении размера пенсии за выслугу лет. Выплата нового размера пенсии за выслугу лет в связи с индексацией производится с даты изменения денежного содержания муниципальных служащих. Индексация пенсий производится путем индексации размера среднемесячного денежного содержания и не может превышать соответственно 4.0 и 3.3 денежного оклада с применением коэффициента индексации. Минимальный размер пенсии индексируется путем индексации её размера. Решение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузское городское поселение <адрес>ФИО3<адрес>», утвержденное решением Собрания депутатов Лузского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, раздел 5 «Исчисление размера среднемесячного заработка» дополнен пунктом 5.8 «Минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 1097 рублей».

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что с ДД.ММ.ГГГГФИО2 замещала высшую должность муниципальной службы – заместителя главы администрации в администрации Лузского городского поселения, с августа 2014 года являлась получателем страховой пенсии по старости.

Распоряжением администрации Лузского городского поселения <адрес>ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из проведенного специалистами расчета, размер муниципальной пенсии за выслугу лет без учета валоризации у истицы составил 7826 рублей 60 копеек.

Распоряжением администрации Лузского городского поселения <адрес>ФИО3<адрес>-к от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из проведенного специалистами расчета, размер муниципальной пенсии за выслугу лет у истицы с ДД.ММ.ГГГГ составил 1732 рубля 78 копеек.

А с июля 2016 года пенсия за выслугу лет ФИО2 назначена в размере 1055 рублей 00 копеек, то есть в минимальном размере, установленном пунктом 5.8 Положения.

Принятые администрацией муниципального образования решения, повлекшие изменение размера муниципальной пенсии в сторону уменьшения в целом не противоречат определению Верховного суда РФ -КГ15-8 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, поскольку пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления с учетом бюджетных возможностей соответствующих муниципальных образований правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как ухудшающее положение муниципальных служащих и нарушающее их право на пенсионное обеспечение.

Распоряжением администрации Лузского городского поселения <адрес>ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О повышении размеров пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения <адрес>ФИО3<адрес>» повышен с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения <адрес>ФИО3<адрес>, установленные данным распоряжением и увеличенные в соответствии с ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О повышении и размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц, муниципальных служащих, работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, рабочих отдельных профессий и младшего обслуживающего персонала органов местного самоуправления» и от ДД.ММ.ГГГГ «О повышении и размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц, муниципальных служащих, работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, рабочих отдельных профессий и младшего обслуживающего персонала органов местного самоуправления».

В судебном заседании установлено, что размер муниципальной пенсии истице в соответствии с данным распоряжением увеличен с ДД.ММ.ГГГГ с 1055 рублей до 1097 рублей. Однако ответчиком при этом было не учтено, что до ДД.ММ.ГГГГ действовал пункт 6.3 Положения, определяющий порядок индексации муниципальной пенсии.

Согласно представленному истицей расчету (л.д. 21) размер муниципальной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом увеличения (индексации) её размера с ДД.ММ.ГГГГ и действующего пункта 6.3 Положения составляет 6765 рублей 36 копеек, Данный расчет судом проверен, ответчиком не оспорен, признается судом достоверным. Но как было указано выше, пункт 6.3 Положения отменен решением Собрания депутатов с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию недовыплаченная за январь 2018 года муниципальная пенсия в размере 5668 рублей 36 копеек (6765.36 – 1097). Оснований для перерасчета муниципальной пенсии в размере 1097 рублей 00 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отменой пункта 6.3 Положения, суд не находит.

Доводы истицы о том, что решением Собрания депутатов, отменившим пункт 6.3 Положения об индексации муниципальной пенсии, были нарушены её права, поэтому решение не может считаться законным, суд находит несостоятельными, поскольку финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, поэтому они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных муниципальных пенсий.

Кроме того, пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования страховым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления размера и правил исчисления таких пенсий не является нарушением прав на пенсионное обеспечение (апел. опред-е ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ-АПГ17-19).

Таким образом, разрешая исковые требования истца в пределах заявленных исковых требований, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной муниципальной пенсии подлежат частичному удовлетворению, а именно за период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление ФИО2 удовлетворить частично.

Взыскать в пользу ФИО2 с муниципального образования «Лузское городское поселение Лузского района Кировской области» невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5568 рублей 36 копеек.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Лузский районный суд Кировской области. Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья ________________ П.И.Першин.