Дело №.
УИД 43 RS0№-64.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес>ФИО2<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ.
Лузский районный суд ФИО2<адрес> в составе:
председательствующего судьи Першина П.И.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации <адрес>ФИО2<адрес>, Собранию представителей <адрес> о признании незаконными действий администрации <адрес>ФИО2<адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО3 обратился в суд с иском к администрации <адрес>ФИО2<адрес>, Собранию представителей <адрес> о признании незаконными действий администрации <адрес>ФИО2<адрес>.
В обоснование иска указывает, что решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы <адрес> и доплаты к трудовой пенсии по старости лицам, замещавшим выборные муниципальные должности от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена доплата к страховой пенсии в размере 31758 рублей 50 копеек. Далее, ссылаясь на ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О правилах обращения за пенсией за выслугу лет государственных гражданских служащих ФИО2<адрес>», указывает, что назначенная пенсия подлежит индексации при увеличении в централизованном порядке денежного содержания государственных гражданских служащих на индекс её увеличения на основании решения комиссии об изменении размера пенсии за выслугу лет. Выплата нового размера пенсии за выслугу лет в связи с индексацией производится с даты изменения денежного содержания.
Таким образом, администрация <адрес> устанавливая истцу ежемесячную доплату к пенсии и определяя размер этой доплаты, возложила на себя дополнительные социальные обязательства в отношении истца ФИО3.
Однако в период с 21 апреля по ДД.ММ.ГГГГ индексация денежного содержания его (ФИО3) не проводилась, тогда, как в отношении других муниципальных служащих проводилась.
Основания, указанные администрацией <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в бюджете денежных средств и отсутствие решения Собрания представителей <адрес> на индексацию доплату к страховой пенсии в отношении выборного должностного лица, не является, по мнению истца, основанием для снижения уровня его гарантий в области пенсионного обеспечения в сравнении с муниципальными служащими ФИО2<адрес>.
Просит признать незаконными действия администрации <адрес> по непроведению индексации доплаты к страховой пенсии и обязании администрации <адрес> произвести индексацию доплаты к страховой пенсии в отношении истца ФИО3.
В судебное заседание истец ФИО3 не явился. Ходатайствует о рассмотрении иска в его отсутствии.
Представитель ответчика ФИО5 в судебное заседание не явилась, ходатайствует о рассмотрении иска ФИО3 в отсутствии их представителя. В письменных возражениях (л.д.25-27) указывает, что исковые требования истца подлежат оставлению без удовлетворения по следующим обстоятельствам. В соответствии с нормативными правовыми актами ФИО3 была установлена и выплачивается доплата к страховой пенсии, однако индексация этой доплаты нормативными актами не определена. Индексация доплаты к пенсии выборного лица может осуществляться за счет средств местного бюджета, исходя из его возможностей и в соответствии с решениями представительного органа, однако соответствующих решений Собранием представителей <адрес> не принималось в виду дефицитности и дотационности местного бюджета. Доводы истца о том, что уровень его гарантий в сравнении с муниципальными служащими снижен, не основаны на нормах законодательства, так как пенсия муниципальных служащих не индексируется с 2015 гола. <адрес> как исполнительно-распорядительный орган без наличия решений Собрания представителей <адрес>, регулирующих вопросы индексации доплаты к пенсии, не имеет полномочий самовольно принимать решения об индексации доплаты к пенсии выборного должностного лица. В каких случаях, порядке и размере должна осуществляться индексация доплаты к пенсии представительным органом не определено, кроме того, исковое заявление не содержит расчета требуемой индексации доплаты к пенсии. Поэтому просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказать полностью.
Представитель ответчика Собрания представителей <адрес>ФИО2<адрес>ФИО6 в судебное заседание не явилась, ходатайствует о рассмотрении исковых требований ФИО3 в её отсутствии.
В письменных возражениях (л.д.78) указывает, что исковые требований ФИО3 подлежат оставлению без удовлетворения.
Огласив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно пунктам «ж» и «н» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Частью 5.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Поэтому органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
В статье 34 указанного закона перечислены органы местного самоуправления, к которым отнесены представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Таким образом, муниципальные служащие обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и способствуют выполнению обязанностей выборных должностных лиц, лиц, замещающих муниципальные должности, то есть выполняют единые вопросы местного самоуправления.
В связи с чем, социальные гарантии, к которым относится право на дополнительное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет, предусмотренные для муниципальных служащих, должны предоставляться и лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании.
При рассмотрении вопроса о природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектами Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера, право на получение пенсии в установленных законом случаях не нарушается.
Обладая достаточно широкой дискрецией в указанной сфере, законодатель субъекта Российской Федерации при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должен, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, что предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (определения от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О).
Из изложенного следует, что органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчета.
В соответствии с ч.8 ст. 5 Закона ФИО2<адрес>№-ЗО от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в ФИО2<адрес>» порядок обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Из ч.2 ст. 24 этого же Закона следует, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным настоящим Законом соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы ФИО2<адрес>. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего ФИО2<адрес> по соответствующей должности государственной гражданской службы ФИО2<адрес>.
В соответствии со статьей 28 Устава муниципального образования Лузский муниципальный район ФИО2<адрес> следует, что глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района, избирается сроком на 5 лет и возглавляет администрацию муниципального района. Социальные гарантии главы муниципального района определяются Положением о статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, утверждаемым решением Собрания представителей района.
Положение о статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования Лузский муниципальный район ФИО2<адрес>, утвержденное решением Собрания представителей <адрес>ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ предусматривает установление выборным лицам местного самоуправления ежемесячной доплаты к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие муниципальную должность не менее одного срока полномочий, установленного Уставом муниципального образования, и в этот период достигшие пенсионного возраста.
Из пункта 5.4 ФИО2<адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах обращения за пенсией за выслугу лет государственных гражданских служащих ФИО2<адрес>, её назначения и выплаты» (в редакции ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№) следует, что размер пенсии за выслугу лет увеличивается в соответствии с ФИО2<адрес> на основании решения комиссии об изменении размера пенсии за выслугу лет, оформленного по форме №. Выплата пенсии за выслугу лет в новом размере производится с даты, установленной ФИО2<адрес>.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Собрания представителей <адрес>ФИО2<адрес> в раздел 5 (основания для перерасчета размера доплаты к пенсии) Положения о порядке обращения в органы местного самоуправления муниципального образования Лузский муниципальный район ФИО2<адрес> за доплатой к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим выборные муниципальные должности ФИО2<адрес>, утвержденного Решением Собрания представителей <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№, внесены следующие изменения : 1.1.1 – подпункты 5.1.3 (индексация денежного содержания, из которого назначена доплата к пенсии) и 5.6 (доплата к пенсии по основанию, указанному в пункте 5.1.3 положения, в новом размере назначается со дня индексации денежного содержания, определенного муниципальным правовым актом) исключены ; в подпункте 5.2 слова «указанных в подпунктах 5.1.1 и 5.1.2 (при возникновении оснований, указанных в подпунктах 5.1.1 и 5.1.2 настоящего Положения, для перерасчета размера доплаты к пенсии лицо, замещавшее муниципальную должность, вправе обратиться в кадровую службу где была назначена пенсия, с заявлением о перерасчете доплаты к пенсии) исключены ; подпунктами 1.1.3 и 1.1.4 в подпунктах 5.3 и 5.5 исключены слова «по основаниям, указанным в пунктах 5.1.1 и 5.1.2 настоящего Положения.
В судебном заседании установлено, что решением комиссии по назначению пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы <адрес>ФИО2<адрес> и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим выборные муниципальные должности ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.10) ФИО3 назначена доплата к пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в размере 31758 рублей 50 копеек.
Исходя из вышеуказанных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что перерасчет пенсии (доплаты к страховой пенсии) производится : в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности стажа государственной службы, с учетом которого определяется размер пенсии за выслугу лет и последующего после назначения пенсии за выслугу лет замещения должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом.
Истец после назначения ему пенсии (доплаты к страховой пенсии) дополнительного стажа муниципальной (государственной) службы не имеет, обратного представленные им материалы не содержат.
Индексация доплаты к страховой пенсии, на которую в своем иске ссылается истец, как нормами действующего регионального законодательства, так и нормами муниципального законодательства в связи с внесенными изменениями, не предусмотрена.
Его ссылка в исковом заявлении на ФИО2<адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ не основана на действующем законодательстве, так как пункт 5.4 данного ФИО2 действует в новой редакции введенной ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ. Данным пунктом (5.4) предусмотрено увеличение пенсии за выслугу лет, однако оно возможно в соответствии с ФИО2<адрес> и на основании решения комиссии об изменении размера пенсии за выслугу лет, оформленного по форме №, при этом сведения о том, что такой ФИО2<адрес> с декабря 2018 года по настоящее время издавался, представленные сторонами материалы не содержат.
При этом ответчик в отзыве на исковое заявление указывает, что представительным органом района – Собранием представителей <адрес> каких-либо решений по увеличению размера доплаты к пенсии выборному должностному лицу ФИО3 не принималось в виду дефицитности и дотационности бюджета Лузского муниципального района, обратного истцом не представлено.
<адрес> как исполнительно-распорядительный орган без наличия решений Собрания представителей <адрес>, регулирующих вопросы увеличения, уменьшения, индексации доплаты к пенсии, не имеет полномочий самовольно принимать решения об индексации доплаты к пенсии выборного должностного лица.
Как было указано выше, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (бюджетов муниципальных образований) пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного (муниципального) служащего (выборного должностного лица) определенного стажа государственной (муниципальной) службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих, выборных должностных лиц), в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера, право на получение пенсии в установленных законом случаях не нарушается.
Доводы истца о том, что ссылкой ответчика на отсутствие в бюджете денежных средств и не проведение индексации доплаты за выслугу лет влечет снижение уровня его гарантий в области пенсионного обеспечения, суд находит несостоятельными, поскольку финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим, в том числе и выборных должностных лиц, осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, поэтому они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных муниципальных пенсий.
Кроме того, пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования страховым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления размера и правил исчисления таких пенсий не является нарушением прав на пенсионное обеспечение (апел. опред-е ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-АПГ17-19).
Таким образом, разрешая иск истца в пределах заявленных исковых требований, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО3 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление ФИО3 к администрации <адрес>ФИО2<адрес>, Собранию представителей <адрес> о признании незаконными действия администрации <адрес> по непроведению индексации доплаты к страховой пенсии и обязании администрации <адрес> произвести индексацию доплаты к страховой пенсии в отношении истца ФИО3, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам ФИО2 областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Лузский районный суд ФИО2<адрес>. Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ________________ П.И.Першин.
Решение07.12.2021