НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Луховицкого районного суда (Московская область) от 11.10.2018 № 2-666/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

... года

Луховицкий районный суд ... в составе:

Председательствующего судьи Ващенко Е.А.

При секретаре Карбовской Ю.И.

С участием представителя истца А. С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску МИФНС России

... по ... к Л. А. о взыскании неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России ... по ... обратилась в суд с иском к Л. А., в котором просит взыскать с ответчика в доход бюджетной системы РФ сумму неосновательно приобретенных денежных средств в размере 9 792 рубля. Свои требования мотивировала тем, что Л. А., как налогоплательщик состоит на налоговом учете с Межрайонной ИФНС России ... по ... с ... и является плательщиком налога на доходы физических лиц. За период 2013-2015 года ответчиком был заявлен социальный налоговый вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом «ГАЗФОНД». Общая сумма заявленного социального вычета составила 9792 руб., в том числе за 2013 год в размере 3 264 руб., за 2014 год в размере 3 264 руб., за 2015 год в размере 3 264 руб. Инспекция на основании решения ... от ... на общую сумму 9792 руб. произвела возврат денежных средств на счет, указанный налогоплательщиком. На основании ответов от ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА», полученных после проведения камеральной налоговой проверки, Инспекция установила, что ответчику неправомерно был предоставлен социальный налоговый вычет.

Поскольку Л. А. не представила в налоговый орган документы, подтверждающие его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению (социальный налоговый вычет), а также учитывая, что из представленных от ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА» документов следует, что Ответчик фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению не осуществлял, Инспекцией неправомерно произведен возврат налога из бюджета в размере 9792 руб.

Получение налогоплательщиком налогового вычета при отсутствии для этого законных оснований является неосновательным обогащением за счет бюджетных средств, что приводит к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и к нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, ссылаясь на вышесказанное.

Ответчик в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании Л. А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России ... по ... с .... В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик является плательщиком налога на доходы физических лиц.

На основании пп.4 п. 1 ст. 219 НК РФ Л. А. представила налоговые декларации 3-НДФЛ за 2013-2015 года, согласно которым был заявлен социальный налоговый вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом «ГАЗФОНД». Общая сумма заявленного социального вычета составила 9792 руб., в том числе за 2013 год в размере 3 264 руб., за 2014 год в размере 3 264 руб., за 2015 год в размере 3 264 руб.

Инспекция на основании решения ... от ... на общую сумму 9792 руб. произвела возврат денежных средств на счет, указанный налогоплательщиком.

Согласно ответов от ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА», полученных после проведения камеральной налоговой проверки, инспекция установила, что ответчику неправомерно был предоставлен социальный налоговый вычет.

Налогообложение доходов физических лиц регламентируется положениями главы 23 НК РФ. Федеральным законом от ... №166-ФЗ «О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №166-ФЗ) внесены изменения в п. 1 ст. 213.1 НК РФ.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 названной статьи.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 213.1 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до ... были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц.

Частью 2 ст.З Закона №166-ФЗ закреплено, что действие положений ст. 213.1 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с ....

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 231.1 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, удержанные налоговым агентом с сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до ... были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц, признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии со статьей 231.1 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 231.1 НК РФ указанные суммы налога на доходы физических лиц подлежат возврату в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 78 части первой НК РФ, с начисленными на них процентами.

Пунктом 6 статьи 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Перечень документов, которые могут быть представлены налогоплательщиком негосударственному пенсионному фонду, в целях подтверждения уплаты налога на доходы физических лиц с пенсионных взносов, внесенных работодателем в указанный фонд до ... по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, для освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц сумм пенсий, выплачиваемых по таким договорам, НК РФ не установлен.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от ...... это могут быть любые документы, подтверждающие сумму уплаченного налога на доходы физических лиц и дату его удержания с дохода в виде пенсионных взносов, внесенных работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договору негосударственного пенсионного обеспечения.

Поскольку налогоплательщиком при подаче декларации не были представлены документы, подтверждающие сумму уплаченного налога на доходы физических лиц и дату его удержания с дохода в виде пенсионных взносов, ... Инспекция направила запрос (исх. ...) в ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА» о предоставлении информации, подтверждающей удержание и перечисление НДФЛ с дохода в виде страховых взносов.

Как усматривается из ответа на запрос ... от ... ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА», пенсионное обеспечение сотрудников производится через Негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД», который производит перечисление на солидарный счет ООО «Мострансгаз».

ООО «Мострансгаз» не производило исчисление, удержание и уплату налога на доходы физических лиц с суммы взносов в бюджет.

... исх. ... ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА» представило ответ аналогичный ранее представленному от ....

... налоговый орган направил налогоплательщику информационное письмо от ... о необходимости представления уточненной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц с восстановлением сумм налога, ранее полученных к возврату по итогам проверки деклараций за 2013-2015 года, поскольку ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА» не подтвердило факт удержания и перечисления НДФЛ с дохода в виде пенсионных взносов, внесенных работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договору негосударственного пенсионного обеспечения.

Поскольку Л. А. не представила в налоговый орган документы, подтверждающие ее фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению (социальный налоговый вычет), а также учитывая, что из представленных от ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА» документов следует, что ответчик фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению не осуществляла, инспекцией неправомерно произведен возврат налога из бюджета в размере 9792 руб.

В случае выявления фактов неправомерного (ошибочного) предоставления налогоплательщикам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ налоговые органы вправе без проведения налоговых проверок и мероприятий по принудительному взысканию недоимки обратиться в суды общей юрисдикции с исками о взыскании с указанных лиц сумм неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета в качестве неосновательного обогащения по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Данное право налоговых органов обусловлено отсутствием в НК РФ каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета в результате предоставления ему налогового вычета по НДФЛ (Письмо ФНС России от f04.O4.2017 №СА-4-7/6265@).

В случае, если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, такое требование может быть им заявлено в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета (в случае если предоставление суммы вычета производилось в течение нескольких налоговых периодов - с момента принятия первого решения о предоставлении вычета). Если же предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика (представление подложных документов и т.п.), то налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.

Получение налогоплательщиком налогового вычета при отсутствии для этого законных оснований является неосновательным обогащением за счет бюджетных средств, что приводит к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и к нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков.

Поскольку Л. А. неправомерно заявлен имущественный налоговый вычет, исковые требования налоговой инспекции являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России 8 по ... удовлетворить.

Взыскать с Л. А. в доход бюджетной системы Российской Федерации сумму неосновательно приобретенных денежных средств в размере 9 792 рубля.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Луховицкий районный суд ... в течение месяца.

Судья