НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ловозерского районного суда (Мурманская область) от 15.05.2016 № 2А-80/2016

№ 2а - 80/2016 Мотивированное решение составлено 15.05.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2016 года с. Ловозеро

Ловозерский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Фомичёва А.В.,

при секретаре Куликовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску

Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Мурманской области

к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, соответствующих сумм пени и налоговых санкций в общей сумме 1 769 150 рублей 63 копеек,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Мурманской области (далее административный истец) обратилась к ФИО1 (далее административный ответчик) с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать задолженность по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, соответствующих сумм пени и налоговой санкции в общей сумме 1 769 150 рублей 63 копеек.

Указывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик состоял на налоговом учёте в качестве индивидуального предпринимателя и применял общий режим налогообложения. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспекцией была проведена выездная налоговая проверка деятельности ИП ФИО1 Проверка проведена по всем налогам и сборам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а по налогу на доходы физических лиц - за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки ФИО1 не представил 57 документов за 2013 год, а именно: договоры с поставщиками и покупателями в количестве 41 шт.; книгу учёта доходов и расходов индивидуальных предпринимателей - 1 шт.; книгу покупок - 4 шт. (за 1, 2, 3 и 4 кварталы); книгу продаж - 4 шт. (за 1, 2, 3 и 4 кварталы); расчётные ведомости - 2 шт., расчётные листки - 2 шт., лицевые счета работников - 2 шт., табели учёта рабочего времени - 1 шт. В связи с чем, в силу ст. 126 НК РФ, сумма штрафа составила 11 400 руб. (57 шт. х 200 руб.).

В 2013 году индивидуальный предприниматель ФИО1 являлся налоговым резидентом Российской Федерации и плательщиком налога на доходы физических лиц. Во время выездной налоговой проверки была установлена неполная уплата налога на доходы физических лиц за 2013 год со стороны административного ответчика. В соответствии с нормами налогового законодательства, при исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сумме фактически произведённых ими и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведённых расходов. Под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, подтверждённые документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведённые расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В соответствии с п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с реализацией, подразделяются на: материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы. При этом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные индивидуальным предпринимателем покупателям, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в составе доходов, так же как и уплаченные при приобретении товаров суммы налога на добавленную стоимость не включаются в состав профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ. Согласно нормам налогового законодательства, для включения расходов в сумму профессионального налогового вычета требуется одновременное выполнение следующих условий: расходы должны быть фактически произведены, документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением доходов.

Пунктом 2 статьи 54 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учёта доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Пунктом 22 Порядка учёта доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утверждённого 13.08.2002 Приказами Министерства финансов Российской Федерации № 86н и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № БГ-3-04/430 определено, что материальные расходы, осуществлённые при изготовлении товаров (выполнении работ, оказании услуг), списываются полностью на затраты в части реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.

Таким образом, суммы фактически произведённых материальных расходов учитываются в составе профессиональных налоговых вычетов в части реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, т.е. по кассовому методу.

В соответствии с документами, представленными по требованию проверки, полученными в ходе выездной налоговой проверки от контрагентов ответчика, имеющимися в инспекции, реестром документов, подтверждающими материальные, полученные и оплаченные затраты за 2013 год, было установлено, что сумма фактически произведённых расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета в декларации по налогу на доходы физических лиц за 2013 год, в нарушение Порядка учёта доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утверждённого Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002, рассчитана предпринимателем по счетам - фактурам, счетам, т.е. по методу начисления, а также с учётом налога на добавленную стоимость, что составляет сумму 49 795 531, 12 руб., из них: материальные затраты - 46 818 696 руб. 19 коп.; прочие затраты - 2 976 834 руб. 93 коп.

В связи с непредставлением книги учёта доходов и расходов от предпринимательской деятельности за 2013 год инспекцией произведен расчёт расходов ответчика по первичным документам, а также по выписке об операциях по расчётному счёту в банке за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По имеющимся документам установлено, что основными поставщиками продуктовых товаров ИП ФИО1 являлись: ИП ФИО2; ИП ФИО3 о.; ООО «Агропроминвест»; ООО «Веха»; ИП ФИО4; ООО «ТК «Камелот»; ООО «Концепция»; ООО «Торговая компания «Коласельхозпродукт»; ООО ТД «Лайма»; ООО «Торговый дом магистр»; ООО «Мир мороженного»; ООО «Проект-Север»; ООО «Респект»; ООО «Северо-западный продуктовый союз»; ООО «Талекс»; ОАО «Совхоз «Толвуйский», и другие. Общая сумма произведённых (оплаченных) материальных расходов (по кассовому методу) на приобретение продовольственного товара для дальнейшей перепродажи с учётом НДС составила - 44 303 565 руб. 31 коп.

Также, проверкой установлена общая сумма произведённых (оплаченных) прочих расходов налогоплательщика (по кассовому методу), с учётом НДС, которая составила сумму 637 541 руб. 98 коп., из них: услуги связи (ОАО «Ростелеком») - 111 168 руб. 34 коп.; подключение ТКС - 2800 руб.; аренда оптового склада на Хладокомбинате г. Мурманске - 149 524 руб. 70 коп.; платежи за сертификацию продукции (ветеринарные) - 39 189 руб. 90 коп.; обслуживание принтеров - 47 435 руб.; за перевозки грузов - 75 257 руб. 60 коп.; расходы на оплату труда - 98 470 руб.; комиссии банка - 13 168 руб.; страховые взносы в ПФ и ФСС - 100 528 руб. 44 коп.

В соответствии с Порядком учёта доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утверждённым Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные индивидуальным предпринимателем покупателям в соответствии с главой 21 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в составе доходов, так же как и уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость не включаются в состав профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ.

Таким образом, в соответствии с документами (товарными накладными, счетами, счетами - фактурами, платёжными документами, выписками банка) имеющимися в инспекции, полученными в результате истребования у контрагентов налогоплательщика, а также представленными ответчиком к выездной налоговой проверке, инспекцией произведён расчёт сумм фактически произведённых расходов налогоплательщиком в 2013 году без учёта НДС. В результате сумма фактических произведённых расходов ответчика, для исчисления налога на доходы физических лиц за 2013 год, установлена в размере - 40 013 838 руб., из них: материальные расходы (без НДС) - 39 432 019,00 руб.; расходы на оплату труда - 98 470,00 руб.; прочие расходы (без НДС) - 483 349 руб. 15 коп., в т.ч.: услуги связи (ОАО «Ростелеком») – 94 210 руб. 46 коп.; подключение ТКС – 2 693 руб. 22 коп.; аренда оптового склада на Хладокомбинате в г. Мурманске – 129 138 руб. 44 коп.; платежи за сертификацию продукции (ветеринарные) – 33 211 руб. 78 коп.; обслуживание принтеров 46 621 руб. 19 коп.; за перевозки грузов – 63 777 руб. 63 коп.; комиссии банка - 13 168 руб.; страховые взносы в ПФ и ФСС - 100 528 руб. 44 коп.

Согласно Реестру документов, подтверждающих материальные, полученные и оплаченные затраты за 2013 год, к декларации по налогу на доходы физических лиц за 2013 год, в состав затрат ответчик включил суммы, которые документально не подтверждают факты приобретения и оплаты товаров по: ООО «Исток»; ООО «Надежда»; ООО «Молочный двор» на общую сумму 4 865 238 руб. 63 коп.; факты приобретения товара у ИП ФИО5 от: ДД.ММ.ГГГГ на сумму 136 942 руб. 58 коп.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму 171 002 руб. 25 коп.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму 190 182 руб. 30 коп., а всего на сумму 498 127 руб. 13 коп.

Проверкой установлено, что в 2013 году ООО «Респект» отгрузил ответчику продуктовых товаров на общую сумму 2 174 258 руб. 69 коп., однако приобретенный товар был оплачен лишь в сумме 897 520 руб. 52 коп., сумма в размере 1 276 738 руб. 17 коп. ответчиком не уплачена, и поэтому не может быть включена в состав расходов индивидуального предпринимателя за 2013 год, так как ответчик не понёс указанные расходы.

Выездной налоговой проверкой установлено, что в 2013 году ответчик затратил на оплату труда сумму в размере 201 222 руб. Однако документально подтверждается лишь сумма в размере 98 470 руб., что на 102 752 руб. меньше, чем указано в реестре затрат к декларации за 2013 год. В связи с чем, сумма в размере 102 752 руб. не может быть включена в состав расходов.

Проверкой установлено, что ответчиком допущено занижение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за 2013 год на сумму 6 981 692 руб. 64 коп. (49 795 531 руб. 12 коп. - по данным налогоплательщика, а 42 813 838 руб. 48 коп. - по данным инспекции). В связи с этим, не исчислен и не уплачен налог на доходы физических лиц в сумме 907 620 руб. = (6 981 692,64 x 13%), что является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ и влечёт взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Таким образом, сумма штрафа составляет 181 524 руб. = (907 620 x 20%). В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога начислена пеня, которая на дату вынесения решения составляет сумму 94 134 руб. 66 коп.

Как следует из деклараций по налогу на добавленную стоимость, ответчиком заявлены вычеты в следующем размере: 1 квартал - 379 890 руб.; 2 квартал - 1 008 214 руб.; 3 квартал - 2 080 488 руб.; 4 квартал - 2 231 401 руб.

Выездной проверкой установлено, что налоговые вычеты составляют: 1 квартал - 379 890 руб.; 2 квартал - 977 492 руб.; 3 квартал - 1 824 049 руб.; 4 квартал - 2 231 401 руб.

Таким образом, ответчик завысил налоговые вычеты в декларациях по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2013 года на сумму 30 722 руб. и за 3 квартал 2013 года на сумму 256 439 руб., а всего на сумму 287 161 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, установлены суммы неуплаченного ответчиком налога на добавленную стоимость по следующим срокам уплаты: за 2 квартал 2013 года – от ДД.ММ.ГГГГ - 10 240 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ - 10241 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ - 10 241 руб. За 3 квартал 2013 года – от ДД.ММ.ГГГГ - 85 479 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ - 85 480 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ - 85 480 руб., а всего в сумме 287 161 руб., что является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ и влечёт взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. С учётом изложенного, сумма штрафа составила 57 432 руб. = (287.161 x 20%). В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога начислена пеня, которая на дату вынесения решения составляет сумму 48 354 руб. 97 коп.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик был извещён о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, но в назначенное время не явился, объяснений и возражений по существу акта не представил.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения.

На основании решения ответчику выставлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено добровольно уплатить налоговые платежи. Однако по настоящее время ответчик не уплатил налоговую задолженность.

Просит взыскать с ответчика штраф в сумме 11 400 руб. 00 коп.; налог на добавленную стоимость в сумме 287 161 руб. 00 коп., пени в сумме 48 354 руб. 97 коп., штрафные санкции в сумме 57 432 руб. 00 коп.; налог на доходы физических лиц в сумме 907 620 руб. 00 коп., пени в сумме 94 134 руб. 66 коп., штрафные санкции в сумме 363 048 руб. 00 коп., а всего задолженность по налогам в сумме 1 769 150 руб. 63 коп.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО7 и ФИО8, действующие по доверенности, поддержали заявленные требования в полном объёме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

В судебном заседании административный ответчик исковые требования не признал, по тем основаниям, что не согласен с выводами выездной налоговой проверки. Указывает, что он не обладает знаниями в области налогового законодательства и поэтому требования административного искового заявления ему непонятны. Считает, что все необходимые документы для выездной налоговой проверки им были представлены, отсутствие недостающих документов, объяснить не может. Иных возражений по существу административного искового заявления не представил.

Изучив административное исковое заявление и представленные материалы, выслушав стороны, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов); представлять в налоговый орган по запросу книгу учёта доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Материалами дела установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик состоял на учёте в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, а в настоящее время состоит на учёте в Межрайонной ИФНС России № 5 по Мурманской области в качестве физического лица (ИНН ). Будучи индивидуальным предпринимателем, административный ответчик применял общий режим налогообложения.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 НК РФ, выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

На основании Решения от ДД.ММ.ГГГГ о проведении выездной налоговой проверки, в силу положений статьи 89 НК РФ, административным истцом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, была проведена выездная налоговая проверка (далее ВНП) предпринимательской деятельности административного ответчика по всем налогам и сборам, кроме налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а по налогу на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 171).

Согласно ч. 1 ст. 93 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Для проведения ВНП административный истец направил в адрес административного ответчика требование от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении документов (т. 1, л.д. 172-173).

Копия решения о проведении ВНП от ДД.ММ.ГГГГ и требования о предоставлении документов , получены административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

Несмотря на требование должностного лица о предоставлении документов, которые административный ответчик в силу ч. 3 ст. 93 НК РФ обязан предоставить в десятидневный срок со дня получения требования, ФИО1 не представил 57 документов за 2013 год, а именно: договоры с поставщиками и покупателями - 41 шт.; книгу учёта доходов и расходов индивидуальных предпринимателей - 1 шт.; книгу покупок - 4 шт. (за 1, 2, 3 и 4 кварталы); книгу продаж - 4 шт. (за 1, 2, 3 и 4 кварталы); расчётные ведомости - 2 шт., расчётные листки - 2 шт., лицевые счета работников - 2 шт., табели учёта рабочего времени - 1 шт. (т.1, л.д. 172-173).

В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 НК РФ, а также пунктом 1.1 данной статьи, влечёт взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Факт непредставления вышеперечисленных документов административным ответчиком, суд находит доказанным, поскольку иного суду не представлено. При таких обстоятельствах, требования административного истца о взыскании с ответчика штрафа в сумме 11 400 рублей, за непредставление 57 документов (57 шт. х 200 руб.), суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Административный ответчик в 2013 году являлся налоговым резидентом Российской Федерации и плательщиком налога на доходы физических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признаётся доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 данной статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса РФ.

При этом пунктом 3 статьи 210 НК РФ установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ, с учётом особенностей, установленных главой 23 НК РФ.

Статьей 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц – при получении доходов в денежной форме.

Пунктом 1 статьи 224 НК РФ установлена налоговая ставка в размере 13 процентов от налоговой базы.

Из представленных материалов следует, что в 2013 году административный ответчик не направлял в инспекцию уведомление о применении упрощенной системы налогообложения, а исчислял и уплачивал налоги по общей системе налогообложения – налог на доходы физических лиц и налог на добавленную стоимость.

Налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2013 год административный ответчик представил в инспекцию 30.04.2014, а 29.07.2014 и 29.10.2014 уточнил первоначальные данные. В данной декларации отражены следующие показатели: полученные доходы - 51 108 443 руб. 93 коп.; профессиональные налоговые вычеты – 49 795 531 руб. 12 коп., из них: материальные расходы – 46 818 696 руб. 19 коп., прочие расходы – 2 976 834 руб. 93 коп.; налоговая база для исчисления налога - 1 312 912 руб. 81 коп.; налог за налоговый период - 170 679 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Налогового кодекса РФ, - в сумме фактически произведённых ими и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведённых расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, осуществленные (понесённые) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, подтверждённые документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведённые расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчётом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с реализацией, подразделяются на: материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.

К материальным расходам, в соответствии с пп.1 п. 1 ст. 254 НК РФ, относятся затраты налогоплательщика на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

В соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения.

В расходы налогоплательщика на оплату труда в соответствии со ст. 255 НК РФ включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в соответствии с пп.1 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Налогового кодекса РФ.

Исходя из положений п. 19 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Кроме того, согласно п. 1 ст. 170 НК РФ не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы физических лиц, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Пунктом 9 Порядка учёта доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утверждённого Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002, (далее Порядок учёта) установлено, что все хозяйственные операции, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, должны подтверждаться первичными учётными документами, на основании которых ведётся учёт доходов и расходов у индивидуальных предпринимателей. Первичные учётные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать перечисленные в данном пункте обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах.

Согласно положениям пункта 18 Порядка учёта стоимость товарно-материальных ценностей, относимых к материальным расходам, включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредникам, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей, определяется исходя из цен их приобретения без учёта суммы налога на добавленную стоимость, за исключением операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, из содержания требований вышеуказанных норм Налогового кодекса РФ в их взаимосвязи с Порядком учёта следует, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные индивидуальным предпринимателем покупателям в соответствии с главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в составе доходов, так же как и уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) суммы налога на добавленную стоимость не включаются в состав профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 221 НК РФ индивидуальные предприниматели имеют право при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных ими и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

То есть для включения расходов в сумму профессионального налогового вычета требуется одновременное выполнение нескольких условий, а именно: расходы должны быть фактически произведены, документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением доходов.

Пунктом 2 статьи 54 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учёта доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Пунктом 22 Порядка учёта определено, что материальные расходы, осуществленные при изготовлении товаров (выполнении работ, оказании услуг), списываются полностью на затраты в части реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.

Таким образом, суммы фактически произведённых материальных расходов учитываются в составе профессиональных налоговых вычетов в части реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, то есть по кассовому методу.

Суд установил, что в нарушение Порядка учёта, ответчик рассчитал сумму фактически произведённых расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета в декларации по налогу на доходы физических лиц за 2013 год, по счетам и счетам – фактурам, то есть по методу начисления, а также с учётом налога на добавленную стоимость, что составило сумму в размере – 49 795 531 руб. 12 коп., из них: материальные затраты – 46 818 696 руб. 19 коп.; прочие затраты – 2 976 834 руб. 93 коп.

В связи с непредставлением ответчиком книги учёта доходов и расходов от предпринимательской деятельности за 2013 год, инспекцией произведён расчёт расходов предпринимателя по первичным документам и по выписке об операциях по расчётному счёту в банке.

Как следует из первичных документов ответчика и документов, полученных у контрагентов ответчика, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поставщиками продуктовых товаров ФИО1 являлись: ИП ФИО2; ИП ФИО3 о.; ООО «Агропроминвест»; ООО «Веха»; ИП ФИО4; ООО «ТК «Камелот»; ООО «Концепция»; ООО «Торговая компания «Коласельхозпродукт»; ООО ТД «Лайма»; ООО «Торговый дом магистр»; ООО «Мир мороженного»; ООО «Проект-Север»; ООО «Респект»; ООО «Северо-западный продуктовый союз»; ООО «Талекс»; ОАО «Совхоз «Толвуйский». Общая сумма оплаченных материальных расходов по кассовому методу на приобретение продовольственного товара для дальнейшей перепродажи, с учётом НДС, составила 44 303 565 руб. 31 коп.

При этом, общая сумма оплаченных прочих расходов ответчика по кассовому методу, с учётом НДС, составила 637 541 руб. 98 коп., из них: услуги связи (ОАО «Ростелеком») – 111 168 руб. 34 коп.; подключение ТКС – 2 800 руб.; аренда оптового склада на Хладокомбинате в г. Мурманске – 149 524 руб. 70 коп.; платежи за сертификацию продукции (ветеринарные) – 39 189 руб. 90 коп.; обслуживание принтеров – 47 435 руб.; за перевозки грузов – 75 257 руб. 60 коп.; расходы на оплату труда – 98 470 руб.; комиссии банка - 13 168 руб.; страховые взносы в ПФ и ФСС – 100 528 руб. 44 коп.

В соответствии с Порядком учёта, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные ответчиком покупателям в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в составе доходов, так же как и уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) суммы налога на добавленную стоимость не включаются в состав профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, в соответствии с имеющимися документами (товарными накладными, счетами, счетами-фактурами, платежными документами, выписками банка), инспекцией произведён расчёт сумм фактически произведённых расходов ответчика для исчисления налога на доходы физических лиц в 2013 году без учёта НДС, которая составила – 40 013 838 руб., из них: материальные расходы (без НДС) – 39 432 019 руб.; расходы на оплату труда – 98 470 руб.; прочие расходы (без НДС) – 483 349 руб. 15 коп., из них: услуги связи (ОАО «Ростелеком») – 94 210 руб. 46 коп.; подключение ТКС – 2 693 руб. 22 коп.; аренда оптового склада на Хладокомбинате в г. Мурманске – 129 138 руб. 44 коп.; платежи за сертификацию продукции (ветеринарные) – 33 211 руб. 78 коп.; обслуживание принтеров – 46 621 руб. 19 коп.; за перевозки грузов – 63777 руб. 63 коп.; комиссии банка - 13 168 руб.; страховые взносы в ПФ и ФСС – 100 528,44 руб.

Материалами дела установлено, что в декларации по налогу на доходы физических лиц за 2013 год, ответчик включил в состав затрат суммы, которые не имеют документального подтверждения факта приобретения товара в: ООО «Исток»; ООО «Надежда»; ООО «Молочный двор», на общую сумму 4 865 238 руб. 63 коп. В связи с чем, в силу ст. 252 НК РФ, данная сумма не может уменьшить полученные доходы ответчика.

Также, отсутствуют первичные документы по факту приобретения товара у ИП ФИО5, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 136 942 руб. 58 коп., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 171 002 руб. 25 коп.; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 190 182 руб. 30 коп., а всего на сумму 498 127 руб. 13 коп. В связи с чем, в силу ст. 252 НК РФ, данная сумма, также не может уменьшить полученные доходы ответчика.

Из материалов дела установлено, что в 2013 году ООО «Респект» отгрузило в адрес ответчика продуктовых товаров на общую сумму 2 174 258 руб. 69 коп. Однако приобретённый товар ответчик оплатил лишь в сумме 897 520 руб. 52 коп. Следовательно, расходы на разницу в сумме 1 276 738 руб. 17 коп. ответчиком не понесены, в связи с чем, данная сумма не может быть включена в состав расходов индивидуального предпринимателя за 2013 год.

Согласно представленным материалам, в 2013 году ответчик затратил на оплату труда работников сумму в размере 201 222 руб. Однако справкой 2-НДФЛ подтверждается, что ответчик выплачивал зарплату лишь двум работникам: ФИО9 и ФИО10, с которых исчислял налог и затраты на оплату труда составили сумму 98 470 руб., что на 102 752 руб. меньше, чем указано в реестре затрат к декларации за 2013 год. В связи с чем, в силу ст. 252 НК РФ, сумма в размере 102 752 руб. не может быть включена в состав расходов, так как не подтверждена документально.

С учётом изложенного, сумма профессиональных налоговых вычетов административного ответчика за 2013 год составила сумму 42 813 838 руб. 48 коп.

Таким образом, в нарушение п. 1 ст. 227 НК РФ ответчиком завышена сумма расходов в составе профессиональных налоговых вычетов за 2013 год на общую сумму 6 981 692 руб. 64 коп. = (49 795 531 руб. 12 коп. – 42 813 838 руб. 48 коп.). В связи с чем, не исчислен и не уплачен налог на доходы физических лиц в сумме 907 620 руб. = (6 981 692 руб. 64 коп. * 13%), что в силу п. 1 ст. 122 НК РФ является налоговым правонарушением и влечёт взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Сумма штрафа составляет 181 524 руб. = (907 620*20%).

Поскольку ответчик несвоевременно уплатил причитающуюся сумму налога на доходы физических лиц, то в силу ст. 75 НК РФ, начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 94 134 руб. 66 коп., что подтверждается расчётом, который проверен судом (т. 2, л.д. 193).

В соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на добавленную стоимость (далее НДС) являются индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги).

В соответствии со ст. 143 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее НДС), поэтому в 2013 году ответчик являлся плательщиком налога на добавленную стоимость.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса РФ, на установленные налоговые вычеты.

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьёй, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учётом особенностей, предусмотренных вышеуказанной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Как следует из ч. 1 ст. 173 НК РФ, сумма налога подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1. ч. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счёт-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с ч. 8 ст. 169 НК РФ, форма счёта-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Форма и Правила ведения книги покупок установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, принимаемых при расчётах по налогу на добавленную стоимость».

Согласно Правилам ведения книги покупок, применяемой при расчётах по налогу на добавленную стоимость, покупатели ведут на бумажном носителе либо в электронном виде книгу покупок, применяемую при расчёте по налогу на добавленную стоимость (далее - книга покупок), предназначенную для регистрации счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных), выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

Подлежат регистрации в книге покупок счета-фактуры (в том числе корректировочные), полученные от продавцов и зарегистрированные в части 2 журнала учёта полученных и выставленных счетов-фактур, по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 НК РФ.

Как установлено материалами дела, ответчик не представил истцу за налоговый период 2013 года книги покупок и книги продаж, а также журнал учёта полученных и выставленных счетов-фактур, в связи с чем, проверка проводилась по первичным документам.

В своей декларации по налогу на добавленную стоимость в 2013 году ответчик указал следующие вычеты: за 1 квартал – 379 890 руб.; за 2 квартал – 1 008 214 руб.; за 3 квартал - 2 080 488 руб.; за 4 квартал - 2 231 401 руб.

Однако материалами дела установлено, что налоговые вычеты за 2 и 3 кварталы составляют в сумме 977 492 руб. и 1 824 049 руб., соответственно, что подтверждается материалами выездной налоговой проверки (т. 2, л.д. 126-155).

Таким образом, ответчик завысил налоговые вычеты в декларациях по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал на сумму 30 722 руб., за 3 квартал – 256 439 руб., а всего на сумму 287 161 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Материалами дела установлены суммы неуплаченного ответчиком налога на добавленную стоимость по следующим срокам уплаты: за 2 квартал 2013 года: ДД.ММ.ГГГГ – 10 240 руб.; ДД.ММ.ГГГГ – 10 241 руб.; ДД.ММ.ГГГГ – 10 241 руб., за 3 квартал 2013 года: ДД.ММ.ГГГГ – 85 479 руб.; ДД.ММ.ГГГГ – 85 480 руб.; ДД.ММ.ГГГГ – 85 480 руб., а всего на сумму 287 161 руб.

Таким образом, в результате неправильного исчисления налога, ответчик допустил неуплату налога на добавленную стоимость на сумму 287 161 руб., что в силу п. 1 ст. 122 НК РФ является налоговым правонарушением и влечёт взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Сумма штрафа составляет 57 432 руб. (287 161*20%).

Поскольку ответчик несвоевременно уплатил причитающуюся сумму налога на добавленную стоимость, то в силу ст. 75 НК РФ, начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 48 354 руб. 97 коп., что подтверждается расчётом, который проверен судом (т. 2, л.д. 194).

Извещением от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик уведомлён о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, однако на рассмотрение не явился (т. 2, л.д. 164).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик привлечён к ответственности за совершение налоговых правонарушений по п. 1 ст. 122 НК РФ (неполная уплата налога на доходы физических лиц), п. 1 ст. 122 НК РФ (неполная уплата налога на добавленную стоимость), п. 1 ст. 126 НК РФ (непредставление в установленный срок документов).

На основании указанного решения административному ответчику выставлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено добровольно уплатить налоговые платежи. Однако по настоящее время ответчик не уплатил налоговую задолженность.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также тот факт, что порядок и срок обращения в суд с указанными требованиями, административным истцом не нарушен, учитывая отсутствие доказательств своевременного исполнения административным ответчиком обязательств по уплате налогов в установленный срок, суд находит административный иск обоснованным и законным.

Вместе с тем, требование административного истца о взыскании с административного ответчика штрафной санкции в сумме 383 048 руб. (увеличение суммы штрафа по налогу на доходы физических лиц в сумме 181 524 руб. на 100%), удовлетворению не подлежат, так как настоящее решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым ИП ФИО1 привлечён к ответственности за совершение налоговых правонарушений по п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126 НК РФ, вынесено по истечении 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Таким образом, в силу ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 16 138 рублей 13 копеек в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, соответствующих сумм пени и налоговой санкции в общей сумме 1 769 150 рублей 63 копеек, - удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 Наби оглы, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Мурманской области задолженность в общей сумме 1 587 626 рублей 63 копейки, из них: по налогу на добавленную стоимость в сумме 287 161 рубль 00 копеек; по пени в сумме 48 354 рубля 97 копеек; по штрафным санкциям в сумме 57 432 рубля 00 копеек; по штрафным санкциям (денежные взыскания) в сумме 11 400 рублей 00 копеек; по налогу на доходы физических лиц в сумме 907 620 рублей 00 копеек; пени в сумме 94 134 рубля 66 копеек; штрафные санкции в сумме 181 524 рубля 00 копеек.

Взыскать с ФИО1 Наби оглы в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 16 138 рублей 13 копеек.

В остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманском областном суде, через Ловозерский районный суд Мурманской области, в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий судья А.В. Фомичёв