НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Лотошинского районного суда (Московская область) от 30.05.2018 № 2-90/18

Дело № 2-90/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пос. Лотошино Московской области

30 мая 2018 года. Лотошинский районный суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Грицкевич Т.В.,

при секретаре Нефедовой Н.В.,

с участием прокурора Лотошинского района

Московской области в лице помощника прокурора Захарова И.В.

представителя ответчика Веселовой Е.А.

представителя 3-его лица Учуватовой Д.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лотошинского муниципального района Московской области в интересах Российской Федерации в лице Министерства экономики и финансов Московской области к Администрации городского поселения Лотошино, Лотошинского муниципального района Московской области о взыскании денежных средств, израсходованных не по целевому назначению,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лотошинского муниципального района, Московской области, действуя в интересах Российской Федерации в лице Министерства экономики и финансов Московской области, обратился в суд с исковыми и уточненными исковыми требованиями к Администрации городского поселения Лотошино, Лотошинского муниципального района Московской области о взыскании денежных средств, израсходованных не по целевому назначению, указав в обосновании заявления, что прокуратурой Лотошинского района по поручению прокуратуры области проведена проверка по обращению Военного комиссара Московской области по вопросу нецелевого использования денежных средств, предоставленных в качестве субвенций из федерального бюджета городскому поселению Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области на финансирование деятельности, связанной с осуществлением первичного воинского учета.

Установлено, что в соответствии с ч.6 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете. Соответствующее Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».

В соответствии с п. 6 указанного Положения функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной миграционной службой, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

В рамках представленных полномочий, приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 года № 495 утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации (приложение № 1 к

приказу).

В соответствии с п.1 Приложения № 1 указанной Инструкции при проведении контроля за осуществлением органами местного самоуправления первичного воинского учета проверяются и определяются полнота охвата граждан первичным воинским учетом, качество осуществления первичного воинского учета, достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние мобилизационных и призывных ресурсов, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами органов местного самоуправления требований Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о воинском учете, а также целевое использование субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

Согласно п.п. 4,5,6 Приложения № 1 Инструкции Военные комиссариаты проверяют осуществление органами местного самоуправления первичного воинского учета, в том числе целевого использования субвенций в рамках проведения комплексной проверки (по отдельным элементам (вопросам) подчиненных отделов (муниципальных), при этом проверяется не менее двух органов местного самоуправления, осуществляющих первичный воинский учет граждан на территории, подведомственной проверяемому отделу (муниципальному). Результаты комплексной проверки оформляются актом. Акт подписывается председателем и членами комиссии, а также представителями органа местного самоуправления в лице руководителя (должностного лица, им уполномоченного) и главного бухгалтера (бухгалтера). Акт представляется в Военный комиссариат.

В соответствии с п.п. 8-13 Положения о воинском учете, в поселениях (городских округах), где нет Военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации («Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях» утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 года). За состояние первичного воинского учета отвечают руководители этих органов. Число работников, осуществляющих воинский учет в органах местного самоуправления, определяется с учетом следующих норм:

а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

б) 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 1000 граждан;

в) 1 освобожденный работник на каждую последующую 1000 граждан, состоящих на воинском учете.

Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в Военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в Военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года с применением норм, указанных в пунктах 10 – 12 Положения.

При наличии в органах местного самоуправления или организациях 2-х и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол.

В ходе проведенной в июне 2016 года проверки отделом Военного комиссариата Московской области по г. Волоколамск, Волоколамскому, Лотошинскому и Шаховскому районам по вопросу ведения воинского учета в городском поселении Лотошино установлено, что в структуру Администрации городского поселения Лотошино входит сектор «Военно-учетный стол», осуществляющий полномочия по первичному воинскому учету. Число работников, осуществляющих воинский учет, составляет 3 человека. Все 3 работника в период с 01.01.2015 по 31.05.2015 являлись муниципальными служащими, при этом обеспечение финансирования сектора осуществлялось за счет предоставляемых местному бюджету субвенций, в том числе и на оплату труда работников сектора.

С 01.06.2015 года, в связи с оптимизацией органов местного самоуправления и сокращением расходов, в Администрации городского поселения Лотошино произошли организационно-штатные мероприятия. Работники военно-учетного стола уволены с муниципальной службы и приняты на должности инспекторов военно-учетного стола, относящихся к категории технических работников по обеспечению деятельности органов местного самоуправления.

В ходе проведения проверки осуществления первичного воинского учета, в том числе целевого использования субвенций, в городском поселении Лотошино комиссией Военного комиссариата установлены нарушения, связанные с нецелевым использованием субвенций, что нашло отражение в акте проверки от 06.06.2016 года Установлено, что за период с 01.01.2015 по 31.05.2015 на оплату труда (с начислением на фонд оплаты труда) работникам сектора «Военно-­учетный стол» общего отдела Администрации выплачено средств в сумме 322688 руб. 41 коп. Выплата заработной платы за счет субвенций из федерального бюджета работникам военно-учетного стола, относящимся к муниципальным служащим, является нецелевым использованием денежных средств федерального бюджета, поскольку в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-Ф3 «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст.4 3акона Московской области от 24.07.2007 года № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области» финансирование муниципальной службы, в том числе выделение средств на денежное содержание, осуществляется за счет средств местного бюджета.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 29.04.2006 года № 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» в случае осуществления расходов местных бюджетов, связанных с осуществлением полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют Военные комиссариаты, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, с нарушением условий, установленных настоящими Правилами, соответствующие средства взыскиваются в бюджет субъекта Российской Федерации для последующей передачи в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 4 3акона Московской области от 20.03.2008 года № 24/2008-ОЗ «О методике распределения субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области, предоставляемых за счет субвенций бюджету Московской области из федерального бюджета на осуществление государственных полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» исполнительно­-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области несут в соответствии с федеральным законодательством ответственность за нецелевое использование субвенций на финансовое обеспечение передаваемых Российской Федерацией органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов государственных полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

В случае нецелевого использования субвенций соответствующие средства взыскиваются в бюджет Московской области для последующей передачи в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

По фактам нарушений указанного законодательства, прокуратурой района в адрес Главы городского поселения Лотошино 25.12.2017 года внесено представление, с требованием о возврате суммы, использованной не по целевому назначению, однако по результатам рассмотрения в удовлетворении требований прокурора было отказано.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, в соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.22 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ прокурор Лотошинского района просит взыскать из бюджета муниципального образования - городское поселение Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области в бюджет Московской области денежные средства, израсходованные не по целевому назначению, в размере 322 688 руб. 41 коп..

Прокурор Лотошинского района в лице помощника прокурора Захарова И.В., действуя в интересах Российской Федерации в лице Министерства экономики и финансов Московской области в судебном заседании исковые и уточненные исковые требования полностью поддерживает и просит их удовлетворить.

Истец – Министерство экономики и финансов Московской области в лице представителя в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, в письменных объяснениях исковые требования прокурора поддерживают и просят рассмотреть дело в их отсутствии (л. д. 71-73), что позволяет суду в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствии.

Ответчик – Администрация городского поселения Лотошино, Лотошинского муниципального района, Московской области в лице представителя по доверенности Веселовой Е.А., в судебном заседании исковые и уточненные исковые требования прокурора не признала, указав в обосновании, что прокурор по исковым требованиям основывается на материалах Военного комиссариата, однако данный орган не является уполномоченным органом по выявлению нарушений и требований по возврату использованных межбюджетных трансферт, что противоречит БК РФ.

Далее, прокурор по исковым требованиям выступает в интересах РФ в лице Министерства экономики и финансов Московской области, однако в своем отзыве Министерство экономики и финансов Московской области указывают на то, что они не вправе выступать в интересах Российской Федерации, то есть не могут поддерживать исковые требования прокурора, заявленные в интересах РФ, что может являться основанием для отказа в иске.

Но основное то, что Администрация городского поселения Лотошино не нарушило никакого законодательства и не использовала представленные межбюджетные трансферты в виде дотации на осуществление полномочий. Как подтвердил прокурор, данные полномочия по первичному воинскому учету работниками сектора «Военно-учетный стол» исполнялись, исполняются и будут исполняться до того момента, пока не внесут изменения в соответствующий Федеральный закон.

Вопросы, находящиеся в ведении муниципальных образований, определяются Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при этом другими (отраслевыми) законами также устанавливаются полномочия органов местного самоуправления. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируются ст.19 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправлении отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных полномочий в случаях и в порядке предусмотренных Уставом муниципального образования. В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона № 131-ФЗ государственные полномочия могут передаваться органам местного самоуправления только законами: федеральными – полномочия по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; субъектов РФ – полномочия субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами – полномочия РФ, переданные для осуществления субъектам РФ.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органам местного самоуправления поселений переданы полномочия РФ на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения Военных комиссариатов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.

Согласно ст.8 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органы местного самоуправления поселений осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований. Координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за осуществлением переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в порядке, определяемом Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 года № 719.

Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в федеральном бюджете. Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений из федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном ст.ст.133, 140 Бюджетного Кодекса РФ. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ и передаются бюджетам поселений. Порядок расходования и учета субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливаются Правительством РФ. Органы местного самоуправления поселений ежеквартально представляют в специально уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству). Средства на реализацию полномочий на осуществление первичного воинского учета носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Контроль за расходованием субвенций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, Счетной палатой РФ, а также специально уполномоченными органами субъектов РФ.

Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 года № 719, установлено в поселениях, где нет Военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3-х месяцев) или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны РФ. За состояние первичного воинского учета отвечают руководители этих органов (пункт 8 Положения). При наличии в органах местного самоуправления или организациях 2-х и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение – военно-учетный стол (пункт 13 Положения).

Во исполнение постановления Правительства РФ от 27.11.2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» в Администрации городского поселения Лотошино был создан сектор «Военно-учетный стол» в составе общего отдела Администрации городского поселения Лотошино.

На основании Федерального закона от 06.10.2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава городского поселения Лотошино, Положения общего отдела Администрации городского поселения Лотошино от 11.03.2010 года № 63 (действующего на спорный период) в соответствии с которым в структуру общего отдела входил сектор «Военно-учетный стол» и осуществлял полномочия по первичному воинскому учету, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет предоставляемых местному бюджету субвенций и материальных ресурсов, финансовых средств городского поселения Лотошино.

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Московской области от 24.07.2007 года № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области», решения Совета депутатов городского поселения Лотошино от 27.01.2012 года № 215/29 «Об утверждении Положения о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского поселения Лотошино», работники военно-учетного стола занимали должности муниципальной службы и являлись муниципальными служащими.

Федеральный закон № 131-ФЗ говорит о том, что в органах местного самоуправления создаются органы отраслевые, функциональные – это отделы – и соответственно только орган местного самоуправления может определять должность, должность устанавливается. Должности могут быть как муниципальные, так и не муниципальные. К муниципальным должностям относятся те должности, которые включены в реестр, утвержденные законом субъекта. Работники сектора «Военно-учетный стол» общего отдела Администрации городского поселения Лотошино назначены на должность в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Московской области, утвержденные Законом Московской области от 24.07.2007 года № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области» и являлись муниципальными служащими. Сектор по первичному воинскому учету был введен в состав общего отдела Администрации городского поселения Лотошино, на который были возложены осуществления данных полномочий. Так как в Администрации городского поселения Лотошино данные должности относились по наименованию к должностям муниципальной службы, соответственно в Администрации городского поселения Лотошино они были муниципальными служащими, так как данная субвенция была предоставлена на осуществление их полномочий. Есть методика расхода данных денежных средств, которая предусматривает расходование денежных средств на материальное содержание непосредственно этих работников, которые выполняют данные полномочия.

Таким образом, финансирование деятельности работников военно-учетного стола осуществлялось как за счет средств субвенции, предоставленной местному бюджету, так и за счет средств местного бюджета.

Оплата труда работников сектора «Военно-учетный стол» осуществлялась на основании решения Совета депутатов городского поселения Лотошино от 27.01.2012 года № 215/29 «Об утверждении Положения о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского поселения Лотошино». Заработная плата производилась на основании тарифа, который утверждается ежегодно в городском поселении Лотошино. Данный порядок определяет именно расходование данной субвенции. Средства субвенции расходовались Администрацией городского поселения Лотошино за тот период, который указан в исковом заявлении, только на выплату труда работников сектора «Военно-учетный стол» общего отдела Администрации городского поселения Лотошино. Что касается доплаты работников военно-учетного стола до муниципальных служащих, то Федеральный закон № 131-ФЗ позволяет Администрации городского поселения Лотошино за счет собственных средств осуществлять доплаты, иное материальное содержание. И Администрация городского поселения Лотошино за счет собственного бюджета осуществляли доплату работникам военно-учетного стола до заработной платы муниципальных служащих.

При указанных обстоятельствах доводы, изложенные в исковом заявлении о том, что со стороны Администрации городского поселения Лотошино идет нарушение и идет нецелевое использование выделенных федеральных средств необоснованно и ни чем не подтверждено.

Далее, в 2014 году была проведена проверка уполномоченным органом – Федеральной службой финансово-бюджетного надзора Территориального надзора Московской области, который вправе выставлять Администрации городского поселения Лотошино требования либо предписание и требовать возврата выплаченной не по целевому использованию данной субвенции, данный уполномоченный орган осуществлял проверку полномочий по первичному воинскому учету и нарушений не выявил.

В связи с изменениями структуры Администрации городского поселения Лотошино, утвержденной решением Совета депутатов от 27.03.2015 года № 127/18, на основании распоряжения Главы городского поселения Лотошино от 25.03.2015 года № 25-рк, с 01.06.2015 года сектор «Военно-учетный стол» общего отдела Администрации городского поселения Лотошино выведен из состава общего отдела Администрации городского поселения Лотошино и изменен статус должности. До 01.06.2015 года должность работников военно-учетного стола относилась к должности муниципальной службы. В настоящее время сектор «Военно-учетный стол» существует сам по себе и соответственно должности работников военно-учетного стола отнесены к должностям, не относящимся к муниципальной службе. С указанного времени Администрация городского поселения Лотошино стали выплачивать сотрудникам военно-учетного стола только одну субвенцию.

На основании всего изложенного, представитель ответчика Веселова Е.А. считает исковые и уточненные исковые требования прокурора Лотошинского района необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

3-е лицо –Военный комиссариат Московской области в лице представителя по доверенности Учуватовой Д.Д. в судебном заседании считает исковые требования прокурора Лотошинского района, заявленные в интересах Российской Федерации в лице Министерства экономики и финансов Московской области, обоснованными и подлежащими удовлетворению, указав в обосновании, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2006 года № 258 «О субвенциях на осуществлением полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» и графиком проверок комиссией Военного комиссариата г. Волоколамска, рабочего поселка Шаховская, Волоколамского и Лотошинского районов Московской области от 06.06.2016 года была проведена проверка осуществления первичного воинского учета, в том числе целевого использования субвенций, в городском поселении Лотошино. Проверки указанных районов проводятся каждый год, либо через год за предыдущий год. По результатам проверки были установлены нарушения, связанные с нецелевым использованием субвенций, что нашло отражение в акте проверки от 06.06.2016 года.

Установлено, что за период с 01.01.2015 года по 31.05.2015 года на оплату труда (с начислением на фонд оплаты труда) работникам сектора «Военно-учетный стол» общего отдела Администрации городского поселения Лотошино выплачено средств в сумме 322688 руб.41 коп.. Выплата заработной платы за счет субвенций из федерального бюджета работникам военно-учетного стола, относящимся к муниципальным служащим, является нецелевым использованием денежных средств федерального бюджета, поскольку в соответствии со ст.34 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст.4 Закона Московской области от 24.07.2007 года № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области» финансирование муниципальной службы, в том числе выделение средств на денежное содержание, осуществляется за счет местного бюджета. По самой работе, как работники военно-учетного стола работали, как ведут свою работу, претензий не было.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с нормами действующего законодательства органам местного самоуправления поселений переданы полномочия РФ на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения Военных комиссариатов, совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом. Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в Военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в Военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года, при наличии в органах местного самоуправления или организациях 2-х и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол.

В соответствии с нормами действующего законодательства отделы военного комиссариата конкретной области вправе проводить проверку осуществления первичного воинского учета, в том числе использования субвенций, в органах местного самоуправления.

В июне 2016 года отделом военного комиссариата Московской области по г. Волоколамск, Волоколамскому, Лотошинскому и Шаховскому районам была проведена проверка осуществления первичного воинского учета, в том числе целевого использования субвенций, в городском поселении Лотошино, Лотошинского муниципального района Московской области за 2015 год. В ходе проверки установлено, что в структуру администрации городского поселения Лотошино входит сектор «военно-учетный стол», число работников, осуществляющих воинский учет, составляет 3 человека, все три данных работника в период с 01.01.2015 года по 31.05.2015 года являлись муниципальными служащими.

При проверки было представлено постановление № 801 от 26.12.2014 года « Об утверждении штатных расписаний на 2015 года» и приложение № 2 к постановлению Главы городского поселения Лотошино от 26.12.2014 года № 801 «Штатное расписание должностей муниципальной службы администрации городского поселения Лотошино, оплачиваемые за счет субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты», в котором установлен должностной оклад сотрудников сектора « военно-учетный стол» общего отдела администрации городского поселения Лотошино. В результате при проверки использования субвенций из федерального бюджета отделом военного комиссариата Московской области по г. Волоколамск, Волоколамскому, Лотошинскому и Шаховскому районам было установлено, что за период с 01.01.2015 года по 31.05.2015 года на оплату труда ( с начислениями на фонд оплаты труда) работников сектора военно-учетного стола общего отдела администрации выплачено средств субвенции в сумме 322688 руб. 41 коп. Так как работники, осуществляющие в период с 01.01.2015 года по 31.05.2015 года включительно ведение первичного воинского учета, являлись сотрудниками муниципальной службы администрации городского поселения Лотошино, то заработная плата им должна была выплачиваться из средств местного бюджета. Таким образом выплата заработной платы ( с начислениями) за период с 01.01.2015 года по 31.05.2015 года сотрудникам, занимавшимся ведением первичного воинского учета, является превышением расходов по статье 211 « заработная плата» и статье 213 « начисления на фонд оплаты труда», сумму 322688 руб. 41 коп. следует вернуть в бюджет. С 01.06.2015 года сектор « военно-учетный стол» выведен из общего отдела администрации городского поселения Лотошино, работники, занимавшиеся ведением первичного воинского учета, уволены с муниципальной службы и приняты на должность инспекторов военно- учетного стола ( акт от 06.06.2016 года – л. д. 9-15).

Прокуратурой Лотошинского района по поручению прокуратуры Московской области в связи с обращением к последним Военного комиссара Московской области по вопросу нецелевого использования денежных средств, предоставленных в качестве субвенций из федерального бюджета городскому поселению Лотошино на финансирование деятельности, связанной с осуществлением первичного воинского учета, была проведена соответствующая проверка, по результатам которой было подтверждено указанное нецелевое использование денежных средств.

Прокурором Лотошинского района в адрес Главы городского поселения Лотошино 25.12.2017 года было направлено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства ( л. д. 43-45), на данное представление Главой городского поселения Лотошино 22.01.2018 года был дан ответ о несогласии с представлением прокурора ( л. д. 41-42), в связи с чем прокурор Лотошинского района в интересах РФ в лице Министерства экономики и финансов Московской области обратился в суд с настоящим иском.

Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями участников судебного разбирательства, исследованными в судебном заседании материалами дела.

На основании п.2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.

В силу п.6. ст.8 указанного Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.

В соответствии с п.5 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 года № 719 функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

На основании п. п. 8 и 11 указанного Положения о воинском учете в поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации. За состояние первичного воинского учета отвечают руководители этих органов. Число работников, осуществляющих воинский учет в органах местного самоуправления, определяется с учетом следующих норм: а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан; б) 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 1000 граждан; в) 1 освобожденный работник на каждую последующую 1000 граждан, состоящих на воинском учете.

В силу п. 13 указанного Положения о воинском учете общее количество работников, осуществляющих воинский учет в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года с применением норм, указанных в пунктах 10 - 12 настоящего Положения.

При наличии в органах местного самоуправления или организациях 2 и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол.

Согласно п.1 Приложения № 1 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 1807.2014 № 495 при проведении контроля за осуществлением органами местного самоуправления первичного воинского учета проверяются и определяются полнота охвата граждан первичным воинским учетом, качество осуществления первичного воинского учета, достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние мобилизационных и призывных ресурсов, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами органов местного самоуправления требований Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о воинском учете, а также целевое использование субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

На основании п. п. 4, 5 и 6 указанного Приложения № 1 военные комиссариаты проверяют осуществление органами местного самоуправления первичного воинского учета, в том числе целевого использования субвенций в рамках проведения комплексной проверки (по отдельным элементам (вопросам) подчиненных отделов (муниципальных), при этом проверяется не менее двух органов местного самоуправления, осуществляющих первичный воинский учет граждан на территории, подведомственной проверяемому отделу (муниципальному).

Отделы (муниципальные) ежегодно проводят комплексные проверки осуществления первичного воинского учета, в том числе целевого использования субвенций органами местного самоуправления. Проверки производятся за период с 1 января по 31 декабря предшествующего года по утвержденному в установленном военным комиссаром порядке графику. Проверке подвергается не менее 30% органов местного самоуправления от общего количества органов местного самоуправления, осуществляющих первичный воинский учет граждан на территории, на которой осуществляет свою деятельность отдел (муниципальный). В состав комиссии включаются: начальник отдела (муниципального) либо лицо, им уполномоченное (председатель комиссии), представители отделений отделов военного комиссариата и работники финансовых органов (члены комиссии).

Проверка расходования субвенций организуется военными комиссариатами и проводится совместно с представителями уполномоченных органов субъектов Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. В этих целях в конце года, предшествующего планируемому, график проверок согласовывается с руководителями вышеуказанных органов.

Результаты комплексной проверки оформляются актом. Акт подписывается председателем и членами комиссии, а также представителями органа местного самоуправления в лице руководителя (должностного лица, им уполномоченного) и главного бухгалтера (бухгалтера). Акт представляется в военный комиссариат.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-Ф3 «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст.4 3акона Московской области от 24.07.2007 года № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области» финансирование муниципальной службы, в том числе выделение средств на денежное содержание, осуществляется за счет средств местного бюджета.

На основании п. 9 Постановления Правительства РФ от 29.04.2006 года № 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» в случае осуществления расходов местных бюджетов, связанных с осуществлением полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют Военные комиссариаты, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, с нарушением условий, установленных настоящими Правилами, соответствующие средства взыскиваются в бюджет субъекта Российской Федерации для последующей передачи в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 4 3акона Московской области от 20.03.2008 года № 24/2008-ОЗ «О методике распределения субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области, предоставляемых за счет субвенций бюджету Московской области из федерального бюджета на осуществление государственных полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» исполнительно­-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области несут в соответствии с федеральным законодательством ответственность за нецелевое использование субвенций на финансовое обеспечение передаваемых Российской Федерацией органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов государственных полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

В случае нецелевого использования субвенций соответствующие средства взыскиваются в бюджет Московской области для последующей передачи в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании ч.1 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В силу ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

В судебном заседании нашло свое подтверждение, что три работника военно-учетного стола Администрации городского поселения Лотошино в период времени с 01.01.2015 года по 31.05.2015 года являлись муниципальными служащими и входили в штат муниципальных служащих, однако за указанный период времени обеспечение финансирования сектора « военно- учетный стол» осуществлялось за счет предоставляемых городскому поселение Лотошино, как местному бюджету, субвенций из федерального бюджета, и за указанный период времени работникам военно-учетного стола была выплачена заработная плата в сумме 322688 руб.41 коп., данная сумма была выплачена за счет субвенций из федерального бюджета, как сотрудникам, относящимся к муниципальным служащим.

При указанных обстоятельствах, суд, выслушав участников судебного разбирательства, руководствуясь нормами действующего законодательства, считает данную сумму выплаченной заработной платы сотрудникам городского поселения Лотошино, которые являлись муниципальными служащими, как нецелевое использование денежных средств федерального бюджета, что соответствует ст. 34 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-Ф3 «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст.4 3акона Московской области от 24.07.2007 года № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области», в соответствии с нормами которых финансирование муниципальной службы, в том числе выделение средств на денежное содержание, осуществляется за счет средств местного бюджета, то есть выплата заработной платы муниципальным служащим городского поселения Лотошино, как работникам военно-учетного стола, должно было осуществляться за счет местного бюджета городского поселения Лотошино, использование субвенций из федерального бюджета для оплаты заработной платы данным работникам не предусмотрено.

По указанным основаниям суд считает доводы ответчика – Администрации городского поселения Лотошино в лице представителя по доверенности Веселовой Е.А., о не признании исковых требований прокурора, как необоснованные и не состоятельные.

С учетом всего изложенного, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что использованная Администрацией городского поселения Лотошино не по целевому назначению сумма в размере 322688 руб. 41 коп., выплаченная работникам военно-учетного стола городского поселения Лотошино, являющимися муниципальными служащими, подлежит взысканию с ответчика- Администрации городского поселения Лотошино за счет бюджета, при этом в соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ от 29.04.2006 года № 258 « О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» и ст.4 Закона Московской области от 20.03.2008 года № 24/ 2008-ОЗ «О методике распределения субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области, предоставляемых за счет субвенций бюджету Московской области из федерального бюджета на осуществление государственных полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» указанная сумма подлежит взысканию в бюджет Московской области для последующей передачи в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Далее, учитывая, что сумма в размере 322688 руб. 41 коп., в соответствии с нормами действующего законодательства, подлежит взысканию с ответчика в бюджет Московской области, суд приходит к убеждению, что прокурор Лотошинского района, заявляя исковые требования к ответчику в интересах Российской Федерации, обоснованно указал в качестве истца Министерство экономики и финансов Московской области, при указанных обстоятельствах суд считает доводы представителя ответчика Веселовой Е.А., что Министерство экономики и финансов Московской области незаконно указано в качестве истца, как необоснованные и не состоятельные.

На основании изложенного, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования прокурора Лотошинского района в интересах Российской Федерации в лице Министерства экономики и финансов Московской области к Администрации городского поселения Лотошино, Лотошинского муниципального района Московской области о взыскании денежных средств, израсходованных не по целевому назначению, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Лотошинского муниципального района Московской области в интересах Российской Федерации в лице Министерства экономики и финансов Московской области к Администрации городского поселения Лотошино, Лотошинского муниципального района Московской области о взыскании денежных средств, израсходованных не по целевому назначению прокурора – удовлетворить.

Взыскать из бюджета Муниципального образования «Городское поселение Лотошино», Лотошинского муниципального района Московской области в бюджет Московской области денежные средства, израсходованные не по целевому назначению в размере 322688 ( триста двадцать две тысячи шестьсот восемьдесят восемь ) рублей 41 коп. с перечислением денежных средств по следующим реквизитам : ИНН/КПП ............, ОКТМО ............, получатель : УФК по Московской области ( МЭФ Московской области ............ ГУТП Московской области ), Банк : ГУ Банка России по ЦФО, р/с ............, БИК : ............, назначение платежа : КБК ............, КОСГУ : ............, код цели : .............

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление в Московский областной суд через Лотошинский районный суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий :

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 05 июня 2018 года.

Председательствующий судья :