Дело № 2-2716/2022 19 сентября 2022 года
29RS0014-01-2022-003911-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,
при секретаре Звереве И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца. В обоснование исковых требований указала, что является получателем страховой пенсии по старости. она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца за супруга ФИО2, умершего . Решением ответчика в назначении пенсии отказано в связи с тем, что размер пенсии по случаю потери кормильца ниже пенсии истца по старости. С указанной позицией не согласна. Пенсия супруга истца ФИО2 на момент смерти составляла 50 166 рублей 91 копейку (только страховая часть – 26 544 рубля 12 копеек), размер пенсии истца на апрель 2016 года составлял 27 207 рублей 90 копеек (страховая часть 25 576 рублей 86 копеек). Указанное позволяет сделать обоснованный вывод, что пенсия по случаю потери кормильца будет выше. Просит обязать ответчика назначить пенсию по случаю потери кормильца с .
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ее представитель ФИО3 исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО4 с иском не согласилась.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионных дел истца, ФИО2, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцу ФИО1 с назначена пенсия по старости в соответствии с нормами Закона СССР от «О государственных пенсиях».
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.
Как указано в части 3 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трёх нетрудоспособных членов семьи.
Таким образом, установленное частью 3 статьи 17 Закона № 400-ФЗ повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии, а потому право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности связывается законодателем с фактом наличия на иждивении у лица, получающего такую пенсию, нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий.
Согласно части 1 статьи 10 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
В силу части 2 статьи 10 Закона № 400-ФЗ к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца относятся: 1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; 2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают; 3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами.
На основании части 3 и части 4 той же статьи закона члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от -О-О, понятие «иждивение» предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего может быть установлен как во внесудебном, так и судебном порядке путём определения соотношения между объёмом помощи, оказываемой погибшим, и собственными доходами иждивенца, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств к существованию.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений закона и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, для признания факта нахождения на иждивении необходимо установление одновременно двух условий: постоянность источника средств к существованию и установление факта того, что такой источник является основным для существования лица.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от -П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с жалобой гражданки ФИО5» часть 3 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, её статьям 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1), в той мере, в какой она в силу неопределённости нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное её истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве родителя инвалида с детства на сохранение после достижения этим инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его судом недееспособным повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной такому родителю, притом что он фактически продолжает осуществлять необходимые данному инвалиду с детства постоянный уход и помощь (надзор).
Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору (ст. 5 Закона № 400-ФЗ).
В случае смерти кормильца его полная пенсия не выплачивается нетрудоспособным членам семьи, рассчитывается пенсия по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 15, ч. 1-2 ст. 16 Закона № 400-ФЗ.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца исчисляется в порядке, предусмотренном ч. 3, ч. 9 ст. 15 Закона № 400-ФЗ, из суммы расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти (общий трудовой стаж до , заработок за любые 60 месяцев подряд до либо 24 месяца – за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, начисленных работодателем страховых взносов за трудовой стаж, приобретенный застрахованным лицом после ).
Фиксированная выплата к страховой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в порядке, предусмотренном ч. ч. 1-2 ст. 16, ч. ч. 9-10 ст. 17 Закона № 400-ФЗ. При этом ч. ч. 1-2 ст. 16, ч. ч. 9-10 ст. 17 Закона № 400-ФЗ не предусмотрено установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере в связи с достижением нетрудоспособным членом семьи (супруга (супруги) возраста 80 лет.
В соответствии с п.п. 35-37, ч. 11 ст. 22 Закона № 400-ФЗ перевод с одного вида страховой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на страховую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором подано заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой.
ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца за умершего супруга ФИО2
На истец являлась получателем страховой пенсии по старости.
Размер страховой пенсии по старости, исчисленный в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона от исходя из календарного стажа работы на составил 29 лет 08 месяцев 27 дней – 69% (за требуемые 15 лет трудового стажа для матери инвалида с детства, воспитавшей его до достижения возраста 8 лет, 55 %, плюс 1 % за каждый год работы сверх требуемого стажа 14 %), отношения среднемесячного заработка за период с по к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период – 1,4 (предельное отношение для Архангельской области), 92,66 рублей – повышения пенсии как труженику тыла, предусмотренное п. «ж» ст. 110 Закона РФ от № 340-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», произведенной с валоризации величины расчетного пенсионного капитала в соответствии с Федеральным законом от № 213-ФЗ, исходя из общего трудового стажа до – 29 лет 08 месяцев 27 дней, возмещения за период ухода с по за инвалидом первой группы, с учетом индексаций пенсий в 2002-2018 годах, на составил 28 005 рублей 60 копеек, где 13 056 рублей 90 копеек – страховая пенсия по старости, 14 948 рублей 70 копеек – фиксированная выплата за работу в районах Крайнего Севера как лицу, достигшему возраста 80 лет.
При исчислении размера страховой пенсии по случаю потери кормильца во внимание принят общий трудовой стаж ФИО2 – 44 года 07 месяцев 12 дней, отношение среднемесячного заработка за период работы с по к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период – 1,4 (предельное отношение для Архангельской области), 185 рублей 32 копейки – надбавка участнику Великой Отечественной войны, предусмотренная п. «г» ст. 110 Закона от , с учетом произведенных индексаций в 2002-2018 годы.
Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца ФИО1 на составил бы 19 110 рублей 25 копеек, где 16 120 рублей 51 копейка – страховая пенсия по случаю потери кормильца, 2989 рублей 74 копейки – фиксированная выплата к страховой пенсии по случаю потери кормильца с учетом районного коэффициента (1,2 – <...> рубль 45 копеек – фиксированная выплата к страховой пенсии по случаю потери кормильца с + районный коэффициент), что меньше размера страховой пенсии по старости истца на день обращения с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Таким образом, пенсионным органом обоснованно отказано истцу в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 (СНИЛС ) к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецком автономном округе (ИНН ) о возложении обязанности назначит страховую пенсию по случаю потери кормильца отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Москвина