НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область) от 19.02.2021 № 2-635/202119

Дело № 2-635/2021 19 февраля 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,

при секретаре Арюткиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Лапина В. С. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонному) о признании права на повышенный фиксированный размер страховой части пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

установил:

Лапин В.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонному) о признании права на повышенный фиксированный размер страховой части пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии. В обоснование исковых требований указал, что с 14 августа 2020 года является получателем страховой пенсии. При назначении пенсии в стаж работы в районах Крайнего Севера не был включен период нахождения в командировке в п. Мамониха Пинежского района Архангельской области с 01 марта 2011 года по 05 апреля 2011 года в период его работы в ООО «Автокомбинат». Документы, подтверждающие факт работы в районе Крайнего Севера, были представлены в пенсионный орган 19 марта 2020 года при подаче заявления о назначении пенсии. 30 сентября 2020 года он направил ответчику обращение о включении периода командировки с 01 марта 2020 года по 05 апреля 2011 года в стаж работы в районах Крайнего Севера и перерасчете пенсии. Решением ответчика от <Дата><№> ему отказано в перерасчете повышенной базовой части пенсии. Считает отказ в перерасчете пенсии необоснованным, поскольку в период командировки им осуществлялась работа по перевозке лесопродукции, принадлежащей ООО «ЛПХ Мамониха», на автомобиле <***> с территории ООО «ЛПХ Мамониха» до ж/д станции Карпогоры. В период нахождения в командировке он проживал в общежитии в п. Сосновка, территорию Пинежского района не покидал. Им заполнялся путевой лист, который по возвращении из командировки был передан в бухгалтерию ООО «Автокомбинат». Просит признать за ним право на повышенный фиксированный размер страховой части пенсии за работу в районах Крайнего Севера, обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой части пенсии за работу в районах Крайнего Севера с 14 августа 2020 года.

В судебном заседании истец Лапин В.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонного) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В направленном в адрес суда отзыве на исковое заявление представитель ответчика Зубцов А.С., действующий на основании доверенности, с иском не согласился. Указал, что документы, представленные истцом, не подтверждают факт его работы в организациях, находящихся в районах Крайнего Севера, в течение полного рабочего дня. Истец осуществлял свою трудовую деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. То обстоятельство, что он непродолжительное время работал в районе Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о наличии у него смешанного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ссылается на то, что с заявлением о перерасчете пенсии по указанному основанию истец в пенсионный орган не обращался. Просил в иске отказать.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев пенсионное дело истца, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец является получателем страховой пенсии по старости с 14 августа 2020 года.

При назначении пенсии фиксированная выплата установлена истцу как за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с наличием стажа в указанной местности более 20 лет.

До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За работу в районах Крайнего Севера, а также при наличии смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера, так и в местности, приравненной к ним, гражданам устанавливался повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон «О страховых пенсиях», которым за работу в районах Крайнего Севера, а также при наличии смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера, так и в местности, приравненной к ним, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии. Так, на основании п. п. 4, 5, 6 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Таким образом, лицам, имеющим смешанный стаж (периоды работы как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), при установлении по результатам перерасчета достаточного стажа может быть установлен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

На основании п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2002 года № 516, действующих в настоящее время, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня.

При отнесении территории к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с последующими изменениями), которым предусмотрено, что Пинежский район Архангельской области относится к районам Крайнего Севера.

29 сентября 2020 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии в связи с нахождением в командировке в районе Крайнего Севера. В ответе на обращение от <Дата><№> истцу даны разъяснения о том, что право на перерасчет пенсии у него отсутствует.

Аналогичные разъяснения даны Лапину В.С. в ответе на его обращение от <Дата><№>, направленном истцу 22 января 2021 года.

В силу ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 48 и 49 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года № 16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с п. 27 Административного регламента граждане при обращении за перерасчетом размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости представляют документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

В приложении № 2 к Административному регламенту приведена форма заявления о перерасчете пенсии.

Вместе с тем доводы ответчика о том, что с заявлением о перерасчете пенсии истец не обращался, правового значения не имеют, поскольку факт обращения истца по вопросу перерасчета пенсии материалами дела подтвержден, по данному вопросу истцу был дан ответ от 20 октября 2020 года о невозможности произвести перерасчет пенсии.

Ссылка ответчика на то, что ответ на обращение с заявлением от 20 октября 2020 года имел разъяснительный характер, указанное заявление не соответствует форме, предусмотренной Административным регламентом, правового значения не имеет, поскольку заявление истца от 29 сентября 2020 года содержало просьбу о перерасчете пенсии, было направлено в адрес ответчика.

Кроме того, истец просит произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения, ссылаясь на то, что документы о нахождении в командировке были представлены при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.

Из материалов дела следует, что истец состоял в трудовых отношениях с ООО «Автокомбинат» в должности водителя.

В соответствии со справкой от <Дата><№>, выданной директором ООО «Автокомбинат», приказом от <Дата><№>, командировочным удостоверением Лапин В.С. в период работы в данной организации был направлен в п. Мамониха Пинежского района Архангельской области для получения и перевозки грузов в ООО «ЛПХ Мамониха» в период с 01 марта 2011 года по 05 апреля 2011 года.

Вместе с тем пребывание истца в командировке с 01 марта 2011 года по 05 апреля 2011 года в п. Мамониха Пинежского района Архангельской области было обусловлено заданием работодателя.

То обстоятельство, что истец выполнял должностные обязанности в п. Мамониха Пинежского района Архангельской области, относящегося к районам Крайнего Севера, не может служить основанием того, чтобы сделать вывод о наличии у него смешанного стажа работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, поскольку в таком порядке исчисляется пенсионный стаж в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.

Между тем, как видно из материалов дела, нахождение истца в командировке в спорный период носило временный характер. Организация, с которой истец состоял в трудовых отношениях, находилась в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - в г.Архангельске Архангельской области, а не в районе Крайнего Севера.

Таким образом, у истца отсутствует право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и перерасчет размера пенсии, исходя из фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной для лиц, работавших как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем в удовлетворении исковых требований о признании права на повышенный фиксированный размер страховой части пенсии за работу в районах Крайнего Севера, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с 14 августа 2020 года надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Лапина В. С. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонному) о признании права на повышенный фиксированный размер страховой части пенсии за работу в районах Крайнего Севера, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с 14 августа 2020 года отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В. Москвина