НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область) от 15.05.2014 № 2-1480/2014

     Дело №2-1480/2014                                                                                     15 мая 2014 года

РЕШЕНИЕ    Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе:председательствующего судьи Поповой Т.В.,    при секретаре Махневой И.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Истомина С. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске о перерасчете размера пенсии по инвалидности,

 установил:

 Истомин С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске о перерасчете размера пенсии по инвалидности с учетом нетрудоспособных членов семьи за период с <Дата> по <Дата>. В обоснование исковых требований указал, что является получателем пенсии по <***>. Пенсия ему была назначена по ст. 26 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Данным законом предусматривалась также надбавка к пенсии на нетрудоспособных иждивенцев при условии, если получатель пенсии является неработающим, а сами иждивенцы - получателями пенсий. На момент назначения пенсии он являлся работающим, имел статус индивидуального предпринимателя. В <Дата> снялся с учета в качестве индивидуального предпринимателя, о чем сообщил ответчику. О том, что при наличии иждивенцев он имеет право на получение надбавки к пенсии, он не знал, поскольку является инвалидом по зрению и доступ к информации, содержащейся в законах, для него значительно затруднен. О таком праве он узнал лишь в <Дата> и сразу обратился с заявлением о перерасчете пенсии. Перерасчет пенсии был произведен с <Дата>. Полагает, что такой перерасчет должен быть произведен с 01.08.2004, поскольку ежегодно он приходил в пенсионный орган для подтверждения права на получение пенсии по инвалидности. При обращении в пенсионный орган им всегда предоставлялся паспорт, в котором имеются сведения о детях. Ссылаясь на положения ч. 3 ст. 18 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», считает, в данном случае специалисты пенсионного органа должны были предложить ему предоставить необходимые документы и написать заявление о перерасчете пенсии. В <Дата> им было написано заявление о перерасчете пенсии, но по другому основанию. При обращении с данным заявлением специалист пенсионного органа не сообщила ему о праве на получение пенсии с учетом иждивенцев, информации о таком праве до него доведено не было. Считает, неполучение пенсии в большем размере произошло по вине ответчика, который своевременно не обеспечил его информацией о возможности получения надбавки к пенсии на иждивенцев. С учетом изложенного, просит произвести перерасчет пенсии с <Дата>. При этом просит взыскать расходы на составление искового заявления в размере 3000 рублей 00 копеек.

 В судебном заседании истец уточнил исковые требования: просит обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии по инвалидности с учетом иждивенцев с <Дата> по <Дата> и за период с <Дата> по <Дата> с учетом только одного иждивенца сына - Т. Суду пояснил, что имеет двоих детей И, <Дата> года рождения, и Т, <Дата> года рождения. Дочь до <Дата> находилась на его иждивении, до указанной даты обучалась в <***>. Сын и по настоящее время находится на иждивении, является несовершеннолетним. С 01.01.2002 вступил в законную силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Данным законом предусмотрена надбавка к пенсии при наличии иждивенцев. О праве на получение надбавки он не знал и до 01.12.2012 пенсия по инвалидности, несмотря на наличие иждивенцев, ему выплачивалась без учета иждивенцев. Считает, в данном случае именно ответчиком нарушено его право на получение пенсии в большем размере, поскольку специалисты пенсионного органа не дали ему надлежащих разъяснений. Просит удовлетворить заявленные требования.

 Представитель ответчика Кремпольский А.В., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что истец с заявлением о перерасчете пенсии в пенсионный орган до ноября 2012 года не обращался, соответствующих документов о наличии у него иждивенцев не предоставлял. С данным заявлением и документами обратился лишь в <Дата>. Перерасчет с учетом представленных документов был произведен с 01.12.2012 в соответствии со ст.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Считает, оснований для перерасчета пенсии с более ранней даты не имеется, поскольку перерасчет носит заявительный характер, а с подобным заявлением истец не обращался. Также указал, что за иждивенцев надбавка к пенсии истцу до декабря 2012 года не выплачивалась. Просит отказать в удовлетворении требований. Расходы на составление иска считает, являются завышенными, не отвечающими требованиям разумности.

 Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.

 Из материалов дела и материалов пенсионного дела истца следует, что он является <***> по общему заболеванию, <***>. С <Дата> по настоящее время получает пенсию по инвалидности. Имеет двоих детей И, <Дата> года рождения, и Т, <Дата> года рождения. Пенсия назначена без учета иждивенцев.

 В ноябре 2012 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии в соответствии с п. 2 ст.17 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». На основании распоряжения № 284 от 30.11.2012 перерасчет был произведен с 01.12.2012.

 Порядок исчисления и перерасчета пенсии регулируется Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ.

 В соответствии с п. 2 ст. 17 данного закона в случаях достижения пенсионером возраста 80 лет, изменения группы инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца, а также в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

 Исходя из ст. 15 того же закона размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности, а лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, устанавливается также повышенный фиксированный базовый размер пенсии по инвалидности.

 Ранее действовавшее пенсионное законодательство - Закон РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст. 21) предусматривал надбавку к пенсиям, в том числе на нетрудоспособных иждивенцев. Однако, такая надбавка выплачивалась только неработающим пенсионерам. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», вступивший в силу с 01.01.2002, таких ограничений не предусматривает, повышенный фиксированный базовый размер пенсии устанавливается также и работающим лицам, имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи.

 В силу ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» к нетрудоспособным членам относятся: дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.

 В качестве документов, подтверждающих родственные отношения, предъявляются свидетельства о рождении, в качестве документов, подтверждающих обучение лиц в возрасте 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях - справки этих учреждений (п. 37 Постановления Минсоцразвития РФ и ПФ РФ №16/19 па от 27.02.2002).

 Как указывает истец, все документы, требующиеся для установления повышенного базового размера пенсии по инвалидности, как лицу, имеющему на иждивении нетрудоспособных членов семьи, им могли быть представлены в пенсионный орган, в случае дачи специалистами пенсионного органа надлежащих разъяснений. При этом указал, что сам он является инвалидом по зрению и значительно ограничен в доступе к информации, содержащейся в законах.

 Из пояснений представителя ответчика следует, что документов о наличии иждивенцев в материалах пенсионного дела не имеется, с заявлением о перерасчете пенсии истец не обращался, документов не предоставлял.

 Вместе с тем, из материалов пенсионного дела истца, следует, что на момент назначения и на <Дата> пенсионный орган располагал сведениями о наличии у истца одного иждивенца (дочь И, <Дата> года рождения). Так, в заявлении о назначении пенсии от <Дата> в графе «число иждивенцев» указано «1». Однако, специалистом пенсионного органа не было разъяснено истцу его право на получение повышенного базового размера пенсии при наличии иждивенца. Не было разъяснено истцу и право написать соответствующее заявление о перерасчете размера пенсии, что является нарушением Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсии в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 декабря 2011 года N 1521н (п. п. 104, 105, 110).

 Таким образом, вопреки требованиям действующего законодательства, ответчик, будучи заведомо осведомленным о наличии у истца права на установление повышенного базового размера пенсии по инвалидности, не разъяснил истцу необходимость и порядок оформления и подачи в пенсионный орган отдельного заявления о перерасчете пенсии по инвалидности, не предпринял должных мер по оказанию содействия истцу в реализации его пенсионных прав.

 Согласно п. 2 ст. 18 Закона правила обращения за трудовой пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с полномочиями, предоставленными п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации (Постановление от 27 февраля 2002 года N 17/19 пб) утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".

 В силу п. 28 данных Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

 В данном случае такого заявления от истца до <Дата> в территориальные органы не поступало.

 Однако, следует учитывать, что право на социальное обеспечение в случае инвалидности относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных ч. 1 ст. 39 Конституцией Российской Федерации, и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление гражданину средств к существованию.

 В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года, статьями 143, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти Российской Федерации и предназначенным для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение, в том числе - по инвалидности, в его обязанности входят назначение и своевременная выплата пенсий по инвалидности, консультирование и информирование застрахованных лиц о законодательстве по вопросам пенсионного обеспечения, порядку назначения и выплаты пенсий.

 При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 9-П от 25.06.2001, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен законом публично - властными полномочиями по обеспечению конституционного права на пенсию, в том числе полномочием по назначению и своевременной выплате пенсий, такие полномочия Пенсионного фонда РФ по своей правовой природе относятся к функциям исполнительной власти и ее органов.

 В соответствии со ст. ст. 18, 45 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.

 По смыслу указанных положений Конституции Российской Федерации, при применении законов все органы и должностные лица должны в первую очередь руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

 Действия государственных органов, в том числе органов исполнительной власти, равно как и Пенсионного фонда РФ, наделенного публично - властными полномочиями по назначению и выплате пенсий, должны быть направлены на обеспечение достижения гражданами и юридическими лицами того законного юридического результата, за которым они обращаются к этим органам.

 Орган, наделенный публично - властными полномочиями по обеспечению конституционного права на пенсию, осуществляющий назначение и выплату пенсий, равно как любой другой государственный или муниципальный орган или должностное лицо, должны содействовать, а не препятствовать в реализации гражданами своих прав, в том числе и права на социальное обеспечение по инвалидности.

 Таким образом, деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов, в первую очередь, связана с защитой прав и интересов пенсионеров как заведомо более слабой стороны в отношениях с государством, особенно пенсионеров, получающих пенсию по инвалидности, необходима для улучшения их положения, что согласуется с основными целями правового регулирования пенсионного обеспечения в Российской Федерации как социальном правовом государстве.

 Между тем, как уже указывалось выше, из материалов дела и установленных судом обстоятельств следует, что ответчик, являясь территориальным органом Пенсионного фонда РФ, соответствующих действий по оказанию истцу содействия в реализации его пенсионных прав, оформлении документов для установления повышенного базового размера пенсии с учетом иждивенцев не осуществило и в результате ненадлежащей организации работы ответчика, ненадлежащего исполнения им обязанностей по осуществлению пенсионного обеспечения инвалидов, истцу не был своевременно установлен повышенный базовый размер пенсии, чем нарушено его право на получение пенсии в большем размере. При этом истец является инвалидом по зрению и по состоянию здоровья самостоятельно ограничен в получение информации о своих правах.

 При таких обстоятельствах суд считает, за истцом должно быть признано право на перерасчет размера пенсии с учетом иждивенцев. При этом такой перерасчет с учетом обоих иждивенцев - дочери И и сына Т должен быть произведен за период с <Дата> по <Дата>, поскольку по <Дата> И обучалась на очном отделении в <***>, с учетом только сына Т - за период с <Дата> по <Дата>

 Учитывая изложенное, требования истца о перерасчете пенсии по инвалидности подлежат удовлетворению в полном объеме.

 В соответствии с п.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

 На основании ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.

 В соответствии с п.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

 Как следует из материалов дела, истцом понесены расходы на оплату услуг по составлению искового заявления, стоимость которых составила 3000 рублей. Оплата указанных услуг истцом произведена 19.03.2014, что подтверждается квитанцией.

 Учитывая, что заявленные исковые требования удовлетворены, а истец для защиты своих прав и интересов вынужден был обратиться к представителю за оказанием юридических услуг, не имея специальных познаний в области юриспруденции, с учетом принципа разумности, суд полагает, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг по составлению искового заявления в размере 3000 рублей.

 Кроме того, в силу п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей 00 копеек.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 решил:

 исковые требования Истомина С. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске о перерасчете размера пенсии по инвалидности удовлетворить.

 Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске произвести перерасчет размера пенсии по <***> Истомина С. В. за период с <Дата> по <Дата> с учетом иждивенцев - И <Дата> года рождения, и С, <Дата> года рождения, - за период с <Дата> по <Дата> с учетом иждивенца С, <Дата> года рождения.

 Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске в пользу Истомина С. В. расходы на оплату услуг по составлению искового заявления в размере 3000 рублей 00 копеек (Три тысячи рублей 00 копеек).

 Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек (Двести рублей 00 копеек).

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий                                                                      Т.В. Попова