НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область) от 10.09.2018 № 2А-2721/201810

Дело № 2а-2721/2018 10 сентября 2018 года

29RS0014-01-2018-003582-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Поликарповой С.В.

при секретаре Арутюновой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Воронина Д. П. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решений по отказу в возврате переплаты,

установил:

Воронин Д.П. обратился в суд с административным иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области (далее – отделение, ГУ - ОПФ РФ по АО), Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС № 3 по АО и НАО) о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решений по отказу в возврате переплаты.

В обоснование заявленных требований указано, что ГУ - ОПФ РФ по АО в отношении истца было произведено начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного МРОТ, а именно: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в пенсионный фонд на выплату страховой пенсии по налогу до 01 января 2017 года в сумме 87 212 рублей 28 копеек, пени в сумме 23 913 рублей 19 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в пенсионный фонд на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в сумме 14 750 рублей 63 копейки, пени в сумме 236 рублей 63 копейки, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01 января 2017 года пени в сумме 20 рублей 16 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС с 01 января 2017 года по налогу в сумме 2893 рубля 43 копейки, пени в размере 46 рублей 41 копейка. Функции взыскания данных начислений с 01 января 2017 года были переданы ИФНС России. В соответствии с решением МИФНС № 3 по АО и НАО от 29 мая 2018 года №4.1 была списана недоимка, в результате чего у административного истца образовалась переплата в размере 108 677 рублей 33 копейки. Воронин Д.П. обратился к административным ответчикам с заявлениями о возврате числящейся переплаты, однако инспекция отказала, сославшись на необходимость обращения за принятием решения в отделение, а отделение отказало, поскольку у него отсутствуют данные о переплате. Полагает данные действия по отказу незаконными, что явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.

В судебное заседание представители административных ответчиков, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, по определению суда дело с учетом положений ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрено при данной явке.

В ходе заседания административный истец поддержал требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Садомец Д.Б., действующий на основании доверенности, пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года №250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, принимаются соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, ФСС РФ в течение 10 рабочих дней с со дня получения письменного заявления (заявления, предоставленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов пеней и штрафов. В связи с этим решение МИФНС № 3 по АО и НАО является обоснованным, поскольку отделение незаконно отказало в принятии решения, на основании которого уже МИФНС № 3 по АО и НАО вернет заявленную к возврату сумму переплаты. Подтвердил наличие заявленной к возврату административным истцом суммы переплаты.

Заслушав пояснения административного истца, представителя заинтересованного лица УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этого решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пп. «б» п.1 части 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов, производящим выплаты физическим лицам.

На основании Федерального закона Российской Федерации от 03 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Судом установлено, что административный истец был зарегистрирован в ГУ-ОПФ РФ в Холмогорском районе Архангельской области в качестве плательщика страховых взносов, как индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

04 сентября 2015 года был снят с регистрационного учета на основании решения от 01 сентября 2015 года о прекращении предпринимательской деятельности.

В адрес административного истца направлено письмо от 04 сентября 2015 года с разъяснениями о размере и сроках уплаты страховых взносов.

Страховые взносы на страховую часть пенсии по старости в размере 12 458 рублей 90 копеек Ворониным В.П. уплачены 15 октября 2015 года, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 2443 рубля 86 копеек уплачены 15 октября 2015 года.

Уплата страховых взносов была произведена с нарушением сроков - 15 октября 2015 года. С учетом нарушенных сроков в адрес истца были направлены требования от 02 декабря 2015 года об уплате пеней на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации в размере 102 рубля 79 копеек, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 20 рублей 176 копеек.

В связи с непредставлением в установленный срок сведений о доходах за период с 01 января 2015 года по 01 сентября 2015 года произведено доначисление страховых взносов и составлена справка от 18 января 2017 года о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации по состоянию на 15 сентября 2015 года в размере 87 212 рублей 28 копеек.

ГУ-ОПФ РФ в Холмогорском районе Архангельской области в отношении административного истца в МИФНС № 3 по АО и НАО представлены сведения в электронной форме о наличии задолженности по страховым взносам на 01 января 2017 года, при этом первичные документы, подтверждающие основание недоимки не были представлены.

Решением МИФНС № 3 по АО и НАО от 29 мая 2018 года № 4.1. в отношении административного истца списана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период до 01 января 2017 года в сумме 87 212 рублей 28 копеек и задолженность по пени в сумме 25 090 рублей 55 копеек. В связи с этим у административного истца числится переплата с учетом удержанных сумм, соответственно, 89 035 рублей 49 копеек и 19 641 рубль 84 копейки.

В этой связи Воронин Д.П. обращался к административным ответчикам с заявлениями о возврате данных сумм, однако налоговый орган отказал со ссылкой на необходимость обращения за принятием такого решения в отделение, а отделение отказало, сославшись что в 2016 году по результатам проверки у него отсутствует переплата в заявленном размере по страховым взносам.

Не согласившись с такими действиями, Воронин Д.П. обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

Положениями ст. 21 Федерального закона от 03 июля 2016 года №250-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» определено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета. Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

В развитие положений данного закона Письмом ПФ РФ за № НП-30-26/15844, ФНС России N ГД-4-8/20020@ от 04 октября 2017 года «Об организации работы по осуществлению возврата плательщику страховых взносов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, при поступлении денежных средств после 01 января 2017 года на коды бюджетной классификации с главой «182» разъяснено, что при поступлении в отделение ПФР заявления плательщика страховых взносов о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по причине поступления денежных средств после 01.01.2017 на коды бюджетной классификации с главой «182», отделение ПФР не позднее 2 рабочих дней после получения указанного заявления направляет в УФНС России по субъекту РФ на бумажном носителе запрос о представлении сведений о принятом налоговыми органами по состоянию на текущую дату сальдо расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам, сведений, переданных в рамках регулярного обмена, а также о суммах излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, соответствующих пеней и штрафов, подлежащих возврату, с указанием кода бюджетной классификации, на которые поступили вышеуказанные денежные средства. УФНС России по субъекту РФ при получении запроса в срок не позднее 3 рабочих дней направляет в соответствующее отделение ПФР запрашиваемые сведения за подписью руководителя УФНС России по субъекту РФ на бумажном носителе. Отделение ПФР в течение 2 рабочих дней после получения указанных сведений осуществляет сверку информации о состоянии расчетов с бюджетом по страховым взносам, содержащейся в информационных ресурсах ПФР, с информацией, направленной УФНС России по субъекту РФ в рамках ответа на запрос. В случае выявления расхождений отделениям ПФР и УФНС России по субъектам РФ необходимо руководствоваться рекомендациями о порядке взаимодействия отделений ПФР и налоговых органов, направленными письмом от 06.09.2017 №НП-30-26/13859/ЗН-4-22/17710@. При этом УФНС России по субъекту РФ в срок не позднее 2 рабочих дней с момента получения корректировки сведений о сальдо расчетов страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, направляет в соответствующее отделение ПФР подтверждение соответствия сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов, сведениям, переданным отделением ПФР, или информацию о несоответствии указанных сведений, а также уточненные суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, соответствующих пеней и штрафов, подлежащих возврату. Получив подтверждение, отделение ПФР принимает решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (далее - Решение) и в рамках регулярного обмена информацией в срок не позднее 1 рабочего дня после принятия решения направляет его в УФНС России по субъекту РФ (в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». В срок не позднее 3 рабочих дней после получения Решения территориальный налоговый орган формирует на его основании решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и направляет соответствующую заявку на возврат в орган Федерального казначейства Российской Федерации. При этом при поступлении в территориальный налоговый орган заявления плательщика страховых взносов о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, территориальный налоговый орган оставляет указанное заявление без рассмотрения и направляет в соответствующее отделение ПФР уведомление (сообщение) с приложением копии заявления плательщика страховых взносов, о чем в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения заявления письменно уведомляет плательщика страховых взносов, поскольку в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР.

Таким образом, учитывая указанный Федеральный закон №250-ФЗ и соответствующие разъяснения, лицом, ответственным за принятие решения по возврату сумм переплаты, образовавшейся по страховым взносам за период до 01 января 2017 года, является ГУ - ОПФ РФ по АО, а затем на основе его решения УФНС России по субъекту РФ принимает решение о перечислении налогоплательщику денежных средств. В связи с этим, суд, учитывая заявленные административным истцом требования, полагает незаконными действия ГУ - ОПФ РФ по АО, выразившиеся в принятии решения по отказу в возврате ему переплаты в сумме 108 677 рублей 33 копейки, поскольку не были приняты все меры по установлению имеющейся у административного истца переплаты по страховым взносам и пеням. В нарушение положений КАС РФ доказательств, опровергающих данный вывод, отделением в материалы дела представлено не было.

При этом в ч.3 ст. 227 КАС РФ определено, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом этого, суд полагает необходимым возложить на отделение обязанности в принятии решения по возврату имеющейся переплаты в сумме 108 677 рублей 33 копейки.

При этом в требованиях Воронина Д.П. к МИФНС № 3 по АО и НАО о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решений по отказу в возврате переплаты, суд полагает необходимым отказать, поскольку данный орган не является уполномоченным лицом по принятию соответствующего решения.

Кроме того, с отделения в пользу Воронина Д.П. подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Воронина Д. П. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решений по отказу в возврате переплаты, удовлетворить.

Признать незаконными действия Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области, выразившиеся в принятии решения по отказу в возврате Воронину Д. П. переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда ОМС, соответствующим пеням, в общей сумме 108 677 рублей 33 копейки.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области принять решение о возврате Воронину Д. П. переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда ОМС, соответствующим пеням, в общей сумме 108 677 рублей 33 копейки в установленном действующем законодательстве порядке.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области в пользу Воронина Д. П. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В удовлетворении административных исковых требований Воронина Д. П. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решений по отказу в возврате переплаты, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Поликарпова