НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область) от 10.09.2018 № 2-2429/201810

Дело №2-2429/2018 10 сентября 2018 года

29RS0014-01-2018-003152-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,

при секретаре Кузнецовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Долговой О. И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонному) о включении в стаж периода работы, перерасчете размера страховой пенсии по старости,

установил:

Долгова О.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о включении в стаж периода работы. Требования мотивировала тем, что с 11 мая 2017 года является получателем страховой пенсии по старости. При назначении пенсии пенсионный орган руководствовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Вместе с тем в данных персонифицированного учета допущена неточность в части отсутствия кода территориальных условий труда за период ее работы в МБУ «ЦЗПН «Душа» с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года, в отличие от остальных периодов работы в данной организации. В настоящее время МБУ «ЦЗПН «Душа» ликвидировано, в связи с чем внести корректировку в данные персонифицированного учета не представляется возможным. В соответствии с архивной справкой от <Дата><№> в течение 2002 года ей как работнику МУ «Реабилитационный наркологический центр для несовершеннолетних» к заработной плате применялась надбавка 50 % от оклада и районный коэффициент в размере 20 % от оклада. По расчетам ответчика стаж ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 18 лет 11 месяцев 17 дней, то есть менее 20 лет, необходимых для назначения повышенной фиксированной выплаты. Просила обязать ответчика включить в стаж ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года.

В ходе рассмотрения дела истец увеличила исковые требования: просила также обязать ответчика включить в стаж ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в Городском специализированном доме ребенка для детей с органическим поражением ЦНС и нарушением психики с 16 января 2001 года по 04 февраля 2001 года, с 14 мая 2001 года по 10 июня 2001 года, произвести перерасчет размера пенсии с 01 мая 2018 года. Произвести перерасчет размера пенсии именно с 01 мая 2018 года она просила, поскольку ранее этой даты пенсия выплачивалась ей с учетом повышенной фиксированной выплаты.

В ходе рассмотрения дела истец Долгова О.И. от исковых требований к ответчику Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонному) в части включения в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы с 16 января 2001 года по 04 февраля 2001 года, с 14 мая 2001 года по 10 июня 2001 года отказалась, поскольку данные периоды уже включены пенсионным органом в стаж ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, выразила отказ от иска в части в письменной форме. Определением суда от 06 сентября 2018 года производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании истец Долгова О.И. заявленные требования с учетом уточнений поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Кремпольский А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Указал, что истец является получателем страховой пенсии по старости с 11 мая 2017 года. Изначально пенсия была назначена с установлением повышенной фиксированной выплаты. Впоследствии было обнаружено, что в связи с программной ошибкой при расчете страховой пенсии размер повышения фиксированной выплаты установлен неверно (период отпуска по уходу за ребенком с 10 ноября 1989 года по 02 октября 1991 года ошибочно учитывался в подсчет «северного» стажа), что привело к выплате пенсии в завышенном размере. Решением от <Дата><№> размер фиксированной выплаты к страховой пенсии истца приведен в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации с 01 мая 2018 года. Спорный период работы не был включен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с данными персонифицированного учета. Указанную в исковом заявлении архивную справку и лицевые счета истец в пенсионный орган не предоставляла. С учетом включения спорного периода в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, право на повышенную фиксированную выплату у истца не возникнет в связи с недостаточностью стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Представитель третьего лица государственного казенного учреждения здравоохранения Архангельской области «Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы пенсионного дела Долговой О.И., суд приходит к следующему.

Из материалов пенсионного дела Долговой<***> О.И. следует, что она является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 11 мая 2017 года, пенсия назначена по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом изначально истцу была установлена повышенная фиксированная выплата к пенсии по старости.

Впоследствии было обнаружено, что в связи с программной ошибкой при расчете страховой пенсии размер фиксированной выплаты установлен неверно (период отпуска по уходу за ребенком с 10 ноября 1989 года по 02 октября 1991 года ошибочно учитывался в подсчет стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), что привело к выплате пенсии в завышенном размере.

Решением от <Дата><№> размер фиксированной выплаты к страховой пенсии истца приведен в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации с 01 мая 2018 года, фиксированная выплата к пенсии по старости установлена базовая, поскольку стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для установления повышенной фиксированной выплаты к пенсии по старости у истца недостаточно, имеется только 17 лет 24 дня, а также стаж работы в районах Крайнего Севера – 01 год 18 дней.

Из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исключен спорный период работы истца.

До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За работу в районах Крайнего Севера, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также при наличии смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера, так и в местности, приравненной к ним, гражданам устанавливался повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон «О страховых пенсиях», которым за работу в районах Крайнего Севера, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также при наличии смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера, так и в местности, приравненной к ним, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии. Так, на основании п. п. 4, 5, 6 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2002 года №516, действующих в настоящее время, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня.

Пунктом 15 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Долгова (<***>) О.И. в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирована 04 декабря 1998 года.

Из трудовой книжки истца следует, что она 13 июня 2001 года принята на должность специалиста по социальной работе 11 разряда в МУ «Реабилитационный наркологический центр для несовершеннолетних» с переводом из МУ «Городской специализированный дом ребенка», 11 сентября 2001 года переведена на должность социального педагога 10 разряда, 26 ноября 2001 года присвоен 12 разряд, 01 августа 2002 года назначена заведующей отделения социально-правовой помощи, 12 августа 2002 года на основании решения тарификационной комиссии присвоен 14 разряд, 10 ноября 2003 года переведена на должность заведующей отделения реализации программ социальной реабилитации, 28 февраля 2005 года уволена в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора.

Как следует из пенсионного дела истца, период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года включен в страховой стаж истца.

Принимая решение об отказе во включении в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, указанного периода, пенсионный орган исходил из того, что на выписке из индивидуального лицевого счета отсутствует код территориальных условий труда.

Вместе с тем, как следует из архивной справки от <Дата><№>, выданной архивным отделом муниципального учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Хозяйственная служба», в документах архивного фонда муниципального бюджетного учреждения «Центр защиты прав несовершеннолетних «Душа» имеются приказы директора муниципального учреждения «Реабилитационный наркологический центр для несовершеннолетних» г. Архангельска: от <Дата><№>-л о приеме на работу в порядке перевода из МУ «Городской специализированный дом ребенка» <***> на должность специалиста по социальной работе 11-го разряда в отделение социальной реабилитации с 13 июня 2001 года с выплатой надбавки в размере 50 % к основному должностному окладу за стаж работы на Севере; от <Дата><№> о переводе <***> специалиста по социальной работе 11-го разряда, на должность социального педагога 10-го разряда (дата перевода в приказе не указана) с выплатой надбавки в размере 50 % к основному должностному окладу за стаж работы на Севере. Согласно лицевому счету <***> работника МУ «Реабилитационный наркологический центр для несовершеннолетних» (должность не оговорена), за 2002 год к заработной плате применялись: северная надбавка в размере 50 % от оклада; районный коэффициент в размере 20 % от оклада.

В соответствии с приказом директора МУ «Реабилитационный наркологический центр для несовершеннолетних» от 11 сентября 2001 года <***> специалист по социальной работе 11 разряда, переведена на должность социального педагога 10 разряда, с окладом согласно штатному расписанию, с выплатой надбавок к основному должностному окладу: 25% за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда, 50 % за стаж работы на Севере, 30 % за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения.

В личной карточке <***> сведений о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, переводе на работу на неполную ставку не содержится.

В лицевом счете истца за 2002 года имеются сведения о начислении заработной платы в 2002 году в полном объеме с применением северной надбавки в размере 50 % от оклада; районного коэффициента в размере 20 % от оклада.

Периоды работы в данной организации с 13 июня 2001 года по 31 декабря 2001 года и с 01 января 2003 года по 28 февраля 2005 года включены в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр защиты прав несовершеннолетних «Душа» находилось в г.Архангельске, отнесенном к местностям, приравненном к районам Крайнего Севера.

При таких обстоятельствах, суд считает, что имеющимися доказательствами подтверждается факт работы истца в период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Доводы представителя ответчика об отсутствии сведений в системе персонифицированного учета судом во внимание не принимаются, поскольку данное обстоятельство не может влиять на право истца на включение спорного периода в специальный стаж, в данном случае ее права не должны ущемляться или ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей.

При таких обстоятельствах, период работы истца с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года подлежит включению в стаж ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Вместе с тем стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с учетом вышеуказанного периода с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года составит менее 20 лет.

С учетом изложенного, суд считает, оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете пенсии по старости в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, более 20 лет не имеется.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Долговой О. И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонному) о включении в стаж периода работы, перерасчете размера страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) включить в стаж работы Долговой О. И. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года.

В удовлетворении исковых требований Долговой О. И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонному) в остальной части отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонного) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек (Триста рублей 00 копеек).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В. Москвина