Дело №2а-3174/2022 09 сентября 2022 года
29RS0014-01-2022-004668-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой А.А.,
при секретаре Максимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску заместителя Архангельского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Архангельский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на интернет-страницах: /, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен Интернет-сайт, содержащий материалы, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к распространению. Установлено, что сайты: содержат предложения по продаже базы таможенных органов по экспортно-импортным операциям участников внешнеэкономической деятельности всеми видами транспорта, которые содержат в себе информацию ограниченного доступа. Предложение неопределенному кругу лиц к приобретению баз данных таможенных органов является нарушением требований действующего законодательства.
Определением суда от 09 сентября 2022 года принят отказ от иска в части требований о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на интернет-странице: /, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации
В судебном заседании до перерыва представитель административного истца поддержала заявленные требования.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило.
По определению суда в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Исходя из закрепленного ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (административные дела) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (ч.ч. 1 и 2 ст. 1 КАС РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в таможенной сфере в соответствии с п.3 приказа Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 №84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» возложен на транспортных прокуроров.
Из материалов дела следует, что в сети «Интернет» создан и функционирует интернет-сайт:
Доступ на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети «Интернет» по всей территории Российской Федерации. Информация на сайте распространяется бесплатно, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
Данный сайт содержит (при переходе по ссылке) предложения по продаже базы таможенных органов по экспортно-импортным операциям участников внешнеэкономической деятельности всеми видами транспорта, которые содержат в себе информацию ограниченного доступа. Предложение неопределенному кругу лиц к приобретению баз данных таможенных органов является нарушением требований действующего законодательства.
На сайте указано на наличие в продаже полной, регулярно обновляющейся таможенной базы данных по всем экспортно-импортным операциям российских компаний. Содержание таможенной базы ВЭД включает в себя более сотни заполненных полей таможенных данных. В таможенной статистике указано: описание товара, номер декларации на товар, масса, марка, производитель, направление товара, участвующие в сделке, банки, партнёры, отправители и получатели груза, дата пересечения границы, условия поставок.
В базе данных таможенных органов содержатся полные декларации всех участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Указанный ресурс позволяет оценить потенциал любого товара российского производства - ведущие страны-импортеры-экспортеры, количество, вес, денежный эквивалент, динамику поставок. Оценить деятельность всех участников ВЭД: «кто есть кто», опыт работы, товарные ассортименты, динамику поставок, объемы экспорта (импорта), страны и фирмы-покупатели, ценовую политику, «любимые» таможни, сложившийся рыночный баланс сил, основных партнеров и игроков, выявить новые и перспективные рыночные ниши, определить оптимальные условия работы с зарубежными контрагентами, выработать стратегию и тактику поведения в выбранных рыночных сегментах.
В базе данных таможенных органов содержатся сведения об оформленных товарах, с указанием номеров деклараций, ИНН отправителя, получателя, декларанта, страны происхождения товаров, номеров транспортных средств, фамилий, имен, отчеств их представителей, контактных телефонах, сведения о рисках.
Приобрести базы данных таможенных органов предлагается по прейскуранту.
Между тем, предлагаемые на сайте к приобретению базы данных таможенных органов содержат в себе, информацию ограниченного доступа.
Согласно п. 13 ст. 2, ст. 366 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) информационные ресурсы таможенных органов, то есть упорядоченная совокупность документированной информации (базы данных, другие массивы информации), содержащейся в информационных системах таможенных органов, формируются на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, и имеют ограниченный доступ.
Порядок формирования информационных ресурсов таможенных органов и доступа к ним устанавливается законодательством государств- членов. При этом из и. 3 ст. 366 ТК ЕАЭС следует, что только информационные ресурсы таможенных органов, содержащие информацию о международных договорах и актах в сфере таможенного регулирования, являются открытыми и общедоступными, которые размещаются на официальных сайтах таможенных органов и (или) Союза в сети Интернет.
В соответствии со ст. 356 ТК ЕАЭС любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, используется таможенными органами исключительно для выполнения возложенных на них задач и функций.
Порядок получения и использования лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов, имеющих ограниченный доступ и находящихся в ведении таможенных органов, а также состав и порядок предоставления такой информации устанавливаются законодательством государств-членов (п. 4 ст. 366 ТК ЕАЭС).
Согласно ч. 1 ст. 305 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» информация предоставляется таможенными органами лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность либо тем, в отношении которых проводился таможенный контроль, на основании их обращения. При этом информация передается именно тому лицу, к которому она относится.
Таким образом, сведения о декларантах, отправителях, получателях и иных участниках таможенных отношений, составляют информационные ресурсы таможенных органов и носят ограниченный характер.
Более того, ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» установлен запрет лицам, получившим доступ к персональным данным, раскрывать их третьим лицам и распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. База данных таможенных органов содержит сведения о представителях организаций - декларантов, отправителей и иных участников таможенных отношений, а именно - их фамилии, имена, отчества, телефоны, что в силу ст. 3 названного закона является персональными данными и носит ограниченный характер.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно- телекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами, в том числе сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.
В силу ч. 6 ст. 10, ст. 17 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
В соответствии со ст. 9, ч. 1 ст. 15 Закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации, передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, при этом обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Таким образом, ограничение доступа к информации, установленное законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, а также законодательством о персональных данных, влечет невозможность распространения данных сведений неопределенному кругу лиц. В этой связи предложение неопределенному кругу лиц к приобретению баз данных таможенных органов является нарушением требований указанного законодательства.
Пунктом 9 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
То есть сайт, получивший определенное доменное имя, также может иметь страницы, переход на которые осуществляется посредством активизации соответствующих указателей (ссылок).
Как усматривается из указанной интернет-страницы, на ней отсутствует информация о наименовании юридического лица или индивидуального предпринимателя, конкретном адресе их местонахождения, что также является обстоятельством, позволяющим сделать вывод о том, что представленная информация реализуется с нарушением требований законодательства.
Установить личность и место жительства лиц, осуществляющих распространение данной информации на сайте, объективно не представляется возможным.
Установление соответствующего юридического факта необходимо с целью воспрепятствования незаконной реализации базы данных таможенных органов.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» - содержащие запрещенную информацию, является решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношений Информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом (подпункт «а» п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвёржденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила).
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на вышеуказанных страницах сайтов в сети «Интернет» любому пользователю предлагается приобрести базу данных таможенных органов.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ввиду изложенного, настоящее заявление подано в защиту законных интересов Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц с целью недопущения подрыва основ конституционного строя государства, а также ввиду невозможности определения круга лиц, чьи права и интересы нарушаются.
В связи с тем, что в ходе проверки не представляется возможным установить владельцев сайта, на которых размещена запрещенная информация (в базе данных сервиса whois-service.ru/ данные регистратора домена не указаны) административный ответчик к делу не привлекался.
По результатам проверки на официальном сайте Роскомнадзора http://blocklist.rkn.gov.ru на момент подачи заявления доступ к странице http://im-ex.info/ не ограничен.
Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеуказанный сайт содержит информацию, которая находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, в то время как это нарушает таможенное законодательство, а также законодательство о персональных данных.
Распространение такой информации в Российской Федерации запрещено, а потому административный иск подлежит удовлетворению.
По сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, запрещенной ранее не признавалась, владельцев сайта установить не представилось возможным.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 188 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Архангельского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице интернет- информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение суда является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сетевых адресов сайта: в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова