Дело № 12-115/2016 | |
РЕШЕНИЕ | |
<...> | 05 апреля 2016 года |
Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Пяттоева Л.Э., рассмотрев административное дело по жалобе законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Азбука услуг» - директора ФИО на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО о назначении административного наказания от <Дата><№>,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО о назначении административного наказания от <Дата><№> общество с ограниченной ответственностью «Азбука услуг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <***> (<***>) рублей.
Кроме того, постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО о назначении административного наказания от <Дата><№> общество с ограниченной ответственностью «Азбука услуг» (далее – ООО «Азбука услуг») признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <***> (<***>) рублей.
Законный представитель ООО «Азбука услуг» - директор ФИО не согласился с указанными постановлениями, обжаловав их в суд. Ссылаясь на то обстоятельство, что допущенные юридическим лицом нарушения не повлекли вредных последствий и существенного нарушения охраняемых общественных отношений в области трудового законодательства, были устранены Обществом в полном объеме до вынесения обжалуемых постановлений, просит признать совершенные деяния малозначительными.
В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив дело и ознакомившись с доводами настоящей жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ в отношении ООО «Азбука услуг», выслушав объяснения защитника Общества ФИО, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной на основании распоряжения руководителя государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО от <Дата><№> внеплановой документарной проверки с целью осуществления федерального государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, защиты прав и интересов работников в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Азбука услуг» государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО выявлены следующие нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
- в нарушение ст.68 ТК РФ работники ФИО (трудовой договор <№> от <Дата>), ФИО (трудовой договор <№> от <Дата>), ФИО (трудовой договор <№> от <Дата>) и ФИО (трудовой договор <№> от <Дата>) не ознакомлены с Правилами внутреннего трудового распорядка ООО «Азбука услуг»;
- в нарушение ст.320 ТК РФ пунктом 5.2 трудового договора <№> от <Дата>, заключенного с ФИО, продолжительность рабочей недели установлена 40 часов, продолжительность ежедневной смены – 8 часов;
- в нарушение п.45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, в ООО «Азбука услуг» не назначено уполномоченное лицо, ответственное за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек;
- в нарушение требований ст.140 ТК РФ окончательный расчет при увольнении с ФИО, трудовой договор с которой приказом директора ООО «Азбука услуг» от <Дата><№> был расторгнут трудовой договор с <Дата>, произведен <Дата>;
- в нарушение требований ст.127 ТК РФ ФИО при увольнении не выплачена компенсация за неиспользованный отпуск;
- в нарушение ст.236 ТК РФ ООО «Азбука услуг» не произведено начисление и выплата процентов (денежной компенсации) за задержку выплат при увольнении;
- в нарушение ст.225 ТК РФ, п.п. 1.5, 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от <Дата> N 1/29 директор ООО «Азбука услуг» ФИО не прошел обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке;
- обучение (инструктаж) и проверка знаний по охране труда в ООО «Азбука» проведены с нарушением требований ст.212 ТК РФ, п.2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от <Дата> N 1/29 и считается незаконным в связи с тем, что в ООО «Азбука услуг» для проведение инструктажа и проверки сотрудников заключен договор возмездного оказания услуг от 01.10.2015г. с физическим лицом ФИО, не являющимся работником ООО «Азбука услуг».
В связи с выявленными нарушениями <Дата> главным государственным инспектором труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО в отношении ООО «Азбука услуг» были составлены протоколы <№> и <№> об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27 и частью 1 HYPERLINK consultantplus://offline/ref=45E055F1D63663B62F97E2E1473FB02034812A7CC05D9CB84B2415F82CB6237B51B50AABB799W3tDL статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств: протоколами об административных правонарушениях, распоряжением о проведении проверки, актом проверки, предписанием об устранении нарушений трудового законодательства и другими представленными документами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Таким образом, совершенное ООО «Азбука услуг» деяние образует составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 5.27 и частью 1 HYPERLINK consultantplus://offline/ref=45E055F1D63663B62F97E2E1473FB02034812A7CC05D9CB84B2415F82CB6237B51B50AABB799W3tDL статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы о малозначительности совершенного деяния в рассматриваемом случае допущенные обществом правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 5.27 и частью 1 HYPERLINK consultantplus://offline/ref=45E055F1D63663B62F97E2E1473FB02034812A7CC05D9CB84B2415F82CB6237B51B50AABB799W3tDL статьи 5.27.1 КоАП РФ, не являются малозначительными, поскольку данные нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и государственных нормативных требований охраны труда, государственных нормативных требований охраны труда посягают на гарантии реализации трудовых прав граждан и единый порядок регулирования отношений между работником и работодателем, то есть существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Вместе с тем следует отметить, что нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и государственных нормативных требований охраны труда, государственных нормативных требований охраны труда, допущенные ООО «Азбука услуг», были выявлены в рамках одной внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении юридического лица государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО на основании распоряжения руководителя от <Дата><№>.
Проверка имела единую цель – осуществление федерального государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, защиты прав и интересов работников.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что выявленные в рамках проверки, проведенной в отношении ООО «Азбука услуг», нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и государственных нормативных требований охраны труда, государственных нормативных требований охраны труда, были допущены в результате бездействия юридического лица.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам выявленных нарушений в отношении Общества, было подведомственно одному должностному лицу Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе.
Следовательно, за совершенные в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 5.27 и частью 1 HYPERLINK consultantplus://offline/ref=45E055F1D63663B62F97E2E1473FB02034812A7CC05D9CB84B2415F82CB6237B51B50AABB799W3tDL статьи 5.27.1 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, ООО «Азбука услуг» подлежало привлечению к административной ответственности с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, в данном случае в соответствии с санкцией части 1 HYPERLINK consultantplus://offline/ref=45E055F1D63663B62F97E2E1473FB02034812A7CC05D9CB84B2415F82CB6237B51B50AABB799W3tDL статьи 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающей наказание для юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Однако главным государственным инспектором труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО указанные обстоятельства и положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ учтены не были.
В связи с чем состоявшиеся по делам об административных правонарушениях постановления подлежат изменению путем назначения наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как следует из представленных в материалы дела документов, все выявленные в ходе проверки ООО «Азбука услуг» нарушения требований трудового законодательства и государственных нормативных требований охраны труда Обществом добровольно и незамедлительно исполнены и устранены еще до составления протоколов об административном правонарушении <№> и <№><Дата>. Ранее Общество к административной ответственности за нарушения требований трудового законодательства и государственных нормативных требований охраны труда не привлекалось.
При таких обстоятельствах постановления главного государственного инспектора труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО о назначении административного наказания от <Дата><№> и <№>, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Азбука услуг», подлежат изменению путем назначения обществу с ограниченной ответственностью «Азбука услуг» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27 и частью 1 HYPERLINK consultantplus://offline/ref=45E055F1D63663B62F97E2E1473FB02034812A7CC05D9CB84B2415F82CB6237B51B50AABB799W3tDL статьи 5.27.1 КоАП РФ, административного наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановления главного государственного инспектора труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО о назначении административного наказания от <Дата><№> и <№>, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Азбука услуг», подлежат изменению путем назначения обществу с ограниченной ответственностью «Азбука услуг» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27 и частью 1 HYPERLINK consultantplus://offline/ref=45E055F1D63663B62F97E2E1473FB02034812A7CC05D9CB84B2415F82CB6237B51B50AABB799W3tDL статьи 5.27.1 КоАП РФ, административного наказания в виде предупреждения.
В остальной части постановления главного государственного инспектора труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО о назначении административного наказания от <Дата><№> и <№> оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Л.Э. Пяттоева