Дело № 2-67/2024
22RS0032-01-2023-000709-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2024 года г. Горняк
Локтевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Семёновой Е.С.,
при секретаре Чеботаревой А.П.,
с участием истца Трясциной А.В., представителя истца Имановой Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Трясциной Александры Владимировны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании решения пенсионного фонда об отказе в корректировке сведений (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет незаконным, обязании включить сведения о периодах работы в ИЛС,
УСТАНОВИЛ:
Трясцина А.В. обратилась в Локтевский районный суд Алтайского края с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании решения пенсионного фонда об отказе в корректировке сведений (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет незаконным, обязании включить сведения о периодах работы в ИЛС, ссылаясь на то, что решением об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет от 14 ноября 2023 года б/н, Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю отказано ей во включении в страховой стаж для назначения пенсии периода работы с 01 января 1991 года по 12 сентября 1996 года в Муборекском ГПЗ Республики Узбекистан.
С данным решением истец не согласна, поскольку указанный период работы подтверждается справками с предприятия о начислении заработной платы за спорный период времени, дополнительно готова предоставить справки о полной занятости в указанный период трудовой деятельности.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации». В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ между государствами -участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств- участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых государства и государств, входящих в состав СССР или до ДД.ММ.ГГГГ, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до ДД.ММ.ГГГГ, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
В своем решении пенсионный фонд ссылается на то, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 175-ФЗ Россия перестала быть участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Незвисимых Государств в области пенсионного обеспечения. Россия вышла из Соглашения СНГ о пенсионном обеспечении. В пояснительной записке к закону сказано, что нормы Соглашения перестают действовать для РФ с ДД.ММ.ГГГГ, это означает, что стаж, заработанный в СССР, а также государствах СНГ, при назначении пенсии на территории России, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, учитываться не будет. В настоящее время заключены двусторонние договоры с государствами -членами Соглашения, которые основаны на принципе «экспорта пенсий». Это означает, что расходы по выплате пенсий государства будут нести пропорционально величине пенсионных прав, приобретенных физлицом на территории каждого из них.
Истец просит признать решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет от ДД.ММ.ГГГГ, б/н, незаконным, обязать отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> включить в страховой стаж для назначения пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муборекском ГПЗ Республики Узбекистан.
Истец Трясцина А.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, уточнив пункт 2 требований, указав, что просит обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> внести корректировку в ее индивидуальный лицевой счет, путем включения в ее страховой стаж сведений о спорном периоде работы. Также пояснила, что в спорный период работы она работала полный рабочий день, за исключением периода по уходу за ребенком.
Представитель истца Иманова Н.Ф. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований, с учетом уточнений формулировки, по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, направили в суд письменное возражение на исковое заявление, в котором просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Полагая, что в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ «О деносации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, Соглашение о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве ДД.ММ.ГГГГ прекратило свое действие с ДД.ММ.ГГГГ. При переезде граждан Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины на постоянное место жительств в Российскую Федерацию, их пенсионное обеспечение при соблюдении необходимых условий (получении вида на жительство, гражданства Российской Федерации) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации - для определения права на пенсию и исчислении ее размера, учитывается страховой стаж, приобретенный на территории этих государств (бывших союзных республик) за период до ДД.ММ.ГГГГ. А также просили рассмотреть дело по иску Трясциной А.В. в отсутствие представителя Отделения.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения истца, изучив материалы гражданского дела, пенсионного дела, суд пришел к следующему.
В силу положений Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7, ч.3 ст. 37, ч.1 ст. 39).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
До ДД.ММ.ГГГГ основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Закона законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Закона).
ДД.ММ.ГГГГ между государствами - участниками Содружества независимых государств (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ), денонсировано Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со статьей 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно пунктам 5, 6 (подпункты а, б, в, г), 11 Правил N 1015, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пунктам 2, 6, 51 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Приказом Министра труда России от ДД.ММ.ГГГГ N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пунктам 22, 65 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 9 указанных Рекомендаций в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до ДД.ММ.ГГГГ.
Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п. 11 Рекомендаций).
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - участников данного Соглашения, в том числе Узбекистана и Казахстана, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При применении Соглашения для учета периодов стажа работы и (или) заработной платы, приобретенных на территориях других государств-членов с ДД.ММ.ГГГГ территориальным органом ПФР в компетентный орган государства-члена направляется формуляр "Запрос" и копии представленных трудящимся (членом семьи) документов о стаже работы на территории государства-члена,
Если для подтверждения стажа работы требуется проведение дополнительных мероприятий (истребование сведений, документов), в формуляре "О стаже работы" отражается промежуточная информация с указанием планируемых сроков направления формуляра "О стаже работы", содержащего исчерпывающую информацию.
При поступлении формуляра "Запрос" о стаже работы и (или) заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ компетентные органы государств-членов направляют имеющуюся в их распоряжении информацию, в том числе полученную от организаций (учреждений) государств-членов.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Пунктом 43 названных Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Судом установлено, что Трясцина Александра Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Российской Федерации, имеет постоянную регистрацию на территории <адрес> РФ.
В соответствии со свидетельством о заключении брака серия II-ФД №ДД.ММ.ГГГГ между Кочетковой Александрой Владимировной и Трясциным Петром Николаевичем заключен брак, после регистрации брака жене присвоена фамилия «Трясцина».
ДД.ММ.ГГГГ Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> было вынесено решение б/н об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет Трясциной А.В. следующих сведений по стажу: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы в Муборекском ГПЗ Республики Узбекистан
Причиной отказа указано следующее: в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, Соглашение СНГ прекратило свое действие для Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, в условиях деносации Российской Федерацией Соглашения СНГ при соблюдении необходимых условий будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации - для определения права на пенсию и исчислению ее размера бцудет учитываться страховой стаж, приобретенный на территориях этих государств (бывших союзных республик) за период до ДД.ММ.ГГГГ.
В трудовой книжке ГТ-I № Трясциной (Кочетковой) А.В. относительно спорного периода ее трудовой деятельности имеются следующие записи:
«Муборекский ГПЗ»:
- ДД.ММ.ГГГГ год - принята учеником лаборанта химического анализа центральной заводской лаборатории для прохождения производственной практики;
-ДД.ММ.ГГГГ год - после окончания производственной практики перезачислена на постоянно лаборантом химического анализа третьего разряда центральной заводской лаборатории в связи с окончанием учебы в СПТУ-№<адрес>.
- ДД.ММ.ГГГГ год - присвоен четвертый разряд лаборанта химического анализа ЦЗЛ;
- ДД.ММ.ГГГГ год- присвоен третий разряд лаборанта химического анализа ЦЗЛ,
- ДД.ММ.ГГГГ год - расторгнут трудовой договор по ст. 99 Трудового Кодекса Республики Узбекистан.
В соответствии со справками, предоставленными УДП «Мубарекский газоперерабатывающий завод» имеются сведения о заработной плате Кочетковой Александры Владимировны, учитываемые при начислении пенсии за период с июля 1989 года по сентябрь 1996 года. Кроме того, указанным предприятием предоставлены справки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым, Трясцина (Кочеткова) Александра Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно работала на Муборекском газоперерабатывающем заводе: с ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, учеником лаборанта химического анализа центральной заводской лаборатории; с ДД.ММ.ГГГГ, приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ, присвоен третий разряд лаборанта химического анализа центральной заводской лаборатории; с ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, присвоен четвертый разряд лаборанта химического анализа центральной заводской лаборатории, с ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, присвоен пятый разряд лаборанта химического анализа центральной заводской лаборатории, с ДД.ММ.ГГГГ, приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ, уволена по ст. 99 ТК Республики Узбекистан /собственное желание/; с ДД.ММ.ГГГГ, приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста, с ДД.ММ.ГГГГ, приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам пенсионного дела Трясциной А.В., последняя зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, присвоен страховой номер индивидуального лицевого счета 054-862-901 81. В выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица Трясциной А.В. имеются сведения о периодах трудовой деятельности до ДД.ММ.ГГГГ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - СПТУ-34 <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Муборекский ГПЗ.
Общий стаж, учитываемый для целей назначения пенсии составил 28 лет 9 месяцев.
В материалах пенсионного дела также имеется справка директора государственного архива <адрес> Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что документы Мубарекского газоперерабатывающего завода за 1989-1996 года, в том числе о заработной плате в отношении Трясциной (Кочетковой) А.В. на хранение в архив не поступали, запрос для исполнения направлен в организацию Мубарекский газоперерабатывающий завод.
Анализируя указанные выше нормы права, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд полагает возможным обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> внести корректировку в индивидуальный лицевой счет Трясциной Александры Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, №, путем включения в страховой стаж сведения о периодах работы Трясциной А.В.:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Муборекский ГПЗ <адрес>, поскольку указанный период трудовой деятельности подтвержден помимо записей в трудовой книжке истца, сведениями о заработной плате и справками работодателя, оформленными надлежащим образом.
Период трудовой деятельности Трясциной А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - уход за ребенком до трех лет, не подлежит исключению из общего страхового стажа, так как в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. Согласно свидетельства о рождении I-ФД № у Трясцина П.Н. и Трясциной А.В. ДД.ММ.ГГГГ рожден сны Трясцин Денис Петрович.
Доводы ответчика о необоснованном применение к спорным правоотношениям Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными и противоречащими нормам права, поскольку данное Соглашение денонсировано Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 175-ФЗ и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, оно подлежит применению к спорным правоотношениям, имевшим место в период его действия.
Следовательно, требование истца о признании незаконным решения ОПФР по <адрес> б/н от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет Трясциной А.В., подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Трясциной Александры Владимировны (паспорт 0115 №) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН 2225008796), с учетом уточнений удовлетворить.
Признать незаконным решение ОПФР по <адрес> б/н от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный счет Трясциной А.В..
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> внести корректировку в индивидуальный лицевой счет Трясциной Александры Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, №, путем включения в страховой стаж сведения о периодах работы Трясциной А.В.:
-с 01 января 1991 года по 12 сентября 1996 года - Муборекский ГПЗ Республика Узбекистан.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Локтевский районный суд.
Судья Е.С. Семёнова
Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2024 года