НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Локтевского районного суда (Алтайский край) от 05.09.2014 № 2-362/2014

  Дело № 2-362/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 05 сентября 2014г г. Горняк

 Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

 председательствующего судьи Корчагина С.Д.,

 при секретаре Мироненко О.В.,

 с участием прокурора Локтевского района Губского А.Л.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Локтевского района в интересах МО «Локтевский район Алтайского края» к ИП Никитенко А.А., начальнику Управления по социальной защите населения по Локтевскому району Шкарлетовой С.А. о признании действий незаконными и взыскании денежных средств, полученных в результате неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Локтевского района а интересах МО «Локтевский район Алтайского края» обратился к ответчикам с иском о признании действий незаконными и взыскании денежных средств, полученных в результате неосновательного обогащения. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Локтевского района в связи с поступившими обращениями граждан проведена проверка соблюдения порядка предоставления права льготного проезда отдельным категориям граждан.

 В соответствии с требованиями действующего законодательства, государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан – инвалидам и ветеранам.

 Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995г № 5-ФЗ «О ветеранах»).

 В силу с ч. 1 ст. 5 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», расходы по обеспечению мер социальной поддержки тружеников тыла и ветеранов труда являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер.

 Постановлением Администрации Алтайского края № 467 от 5 ноября 2008г утвержден порядок предоставления права льготного проезда отдельным категориям граждан (далее - Порядок), который регулирует порядок обеспечения отдельных категорий граждан, учтенных в федеральном и краевом регистрах получателей мер социальной поддержки, проездными билетами, дающими право на льготный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), а также в пределах административного района проживания – автомобильным транспортом (кроме такси) внутрирайонного сообщения.

 Согласно п. 2 Положения, Органы социальной защиты населения по месту жительства (далее – «органы социальной защиты») приобретают проездные билеты в уполномоченных органах (организациях) по продаже проездных билетов на территории муниципального образования. Органы социальной защиты населения заключают в соответствии с законодательством договор с организациями о реализации проездных билетов. Граждане приобретают проездные билеты по наличному расчету в органах социальной защиты населения либо в организациях, с которыми заключен договор, при предъявлении паспорта и документа, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки.

 Проездной билет является именным, действителен при предъявлении документа, номер которого указан в билете, и не подлежит передаче другому лицу.

 Таким образом, законом не предусмотрен иной порядок приобретения проездного билета иначе, как непосредственно его получателем.

 Фактически, в период 2012-2013 года проездные билеты приобретались непосредственно перевозчиком, в результате чего компенсация полной стоимости проезда за счет бюджетных средств была получена Никитенко А.А., предоставлена перевозчикам района за проезд лиц, которые сняты с регистрационного учета по месту проживания и даже умерли.

 Согласно ведомостям приобретенных билетов за период ДД.ММ.ГГГГ О.В.Г. приобретал проездные билеты, однако с ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета в <адрес>; Г.З.А. приобрела проездной билет ДД.ММ.ГГГГ, в то время как согласно сведениям отдела ЗАГСа администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ она числится умершей; Г.П.Н. и Г.З.И. приобретали проездные билеты с сентября по ДД.ММ.ГГГГ, однако с ДД.ММ.ГГГГ они значатся снятыми с регистрационного учета в <адрес>; З.И.А. приобретал проездные билеты в ДД.ММ.ГГГГ, в то время как с ДД.ММ.ГГГГ числится умершим; С.А.С. приобрел проездные билеты в марте, апреле 2013г, однако числится умершим с 21.02.2013; С.З.П. снята с регистрационного учета в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, однако согласно ведомости ДД.ММ.ГГГГ приобретала проездные билеты.

 При таких обстоятельствах, вышеуказанные лица услугами перевозки пользоваться не могли.

 В соответствии с договором о возмещении расходов, связанных с перевозкой пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, № от 09.01.2013г, перевозка по маршруту «Горняк – Золотуха» в период 2013г осуществлялась ИП Никитенко А.А.

 В соответствии с п. 2.1.1 названного Договора, к обязанностям перевозчика отнесена перевозка отдельных льготных категорий граждан, к которым, в том числе, относятся и указанные выше граждане.

 В результате мнимой перевозки вышеуказанных граждан ИП Никитенко А.А. из районного бюджета перечислены денежные средства в размере 17 420 руб. на компенсацию полной стоимости билетов.

 В соответствии с п. 3 Порядка, средства, полученные от реализации билетов, а также средства краевого бюджета перечисляются на счета уполномоченных органов (организаций) по продаже проездных билетов на территории муниципального образования. На территории Локтевского района организацией по продаже проездных билетов является администрация Локтевского района.

 В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

 Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (ч. 2 ст. 1102 ГК РФ).

 В связи с изложенным, перечисленные ИП Никитенко А.А. денежные средства по компенсации полной стоимости проезда вышеуказанных граждан подлежат возврату в бюджет МО «Локтевский район Алтайского края», так как распределителем денежных средств является администрация Локтевского района.

 Кроме этого, 26.12.2012г между Управлением социальной защиты населения по Локтевскому району и ФГУП «Почта России» заключен договор на оказание услуг по реализации проездных билетов для проезда в общественном пассажирском транспорте Локтевского района. Аналогичный договор № НПУпр/300 заключен на период действия 2014г.

 Предметом названных договоров является оказание услуг по реализации отдельным категориям граждан, учтенных в федеральном и краевом регистрах получателей мер социальной поддержки, проездных билетов, дающих право на льготный проезд в пределах административного района (п. 1.1 Договоров).

 Пунктом 2.1.8 Договора обязанность по сверке льготополучателей, включенных ФГУП «Почта России» в ведомости по приему платежей за реализацию проездных билетов с федеральным и краевым регистром льготополучателей, лежит на должностных лицах Управления социальной защиты по Локтевского району. Аналогичная обязанность вытекает из п. 3 Порядка.

 Неосновательное обогащение Никитенко А.А. произошло также в результате незаконных действий начальника Управления социальной защиты Локтевского района по утверждению списков льготополучателей в отношении О.В.Г. за период с марта по декабрь 2013г; Г.З.А. за июль 2013г; Г.П.Н. и Г.З.И. за период с сентября по декабрь 2013г; З.И.А. за март, апрель, май 2013г; С.А.С. за март, апрель 2013г; С.З.П. за октябрь – декабрь 2013г, в связи с чем начальник Управления социальной защиты <адрес> является ответчиком по настоящему иску.

 Прокурор просит признать действия начальника Управления социальной защиты Локтевского района Шкарлетовой С.А. по утверждению О.В.Г. за период с марта по декабрь 2013г; Г.З.А. за июль 2013г; Г.П.Н. и Г. Зои Г.З.И. за период с сентября по декабрь 2013г; З.И.А. за март, апрель, май 2013г; С.А.С. за март, апрель 2013г; С.З.П. за октябрь – декабрь 2013г в списках льготополучателей за указанные периоды незаконными. Взыскать с индивидуального предпринимателя Никитенко А.А. в пользу муниципального образования «<адрес>» денежные средства в размере 17 420 рублей, полученные в результате неосновательного обогащения /т. 1, л.д. 2-4/.

 В судебном заседании прокурор Губский А.Л.   заявленные требования поддержал, просит удовлетворить их в полном объеме. Указал, что, оказывая транспортные услуги, Никитенко А.А. необоснованно обогатился на 17420 руб., в связи с тем, что к оплате были предъявлены услуги в отношении лиц, которые, фактически, данными услугами не пользовались, т.е. выехавшие и умершие лица. На органах соцзащиты лежит обязанность по проверке реестра льготополучателей. Выбывшие и умершие лица из реестра льготополучателей исключены не были, что привело к тому, что услуги по перевозке данных лиц были оплачены. Именно соцзащита обязана контролировать реестр лиц, пользующихся правом на льготный проезд, что сделано не было и в реестре оказались лица, подлежащие исключению. Соцзащитой список льготополучателей формируется и предоставляется в Почту России для реализации договора по продаже проездных билетов. На органах соцзащиты возложена обязанность по сверке представленных почтой ведомостей с федеральным и краевым списками льготополучателей, т.е. при смерти человека, он автоматически исключается из этих списков льготополучателей. При смерти ветерана труда, он исключается из краевого регистра льготополучателей. Орган соцзащиты населения не сверил списки, предоставленные почтой, с краевым регистром льготополучателей. Первичные платежные документы, указывающие конкретно периода и, конкретно, лиц-льготополучателей, указанных в исковом заявлении, нет. Средства в бюджет перечислялись не отдельно по каждому льготнику, а на основании общего списка. Первичными документами можно считать представленные соцзащитой сведения с разбивкой по лицам и периодам. Просит взыскать с ответчика Никитенко денежные средства в пользу МО «Локтевский район Алтайскогокрая», т.к. согласно положений Бюджетного кодекса, взыскание возможно в пользу того бюджета, который перечислил указанные деньги. Деньги Никитенко за перевозки льготников перечислены администрацией района, как распорядителем бюджетных средств, туда же и подлежат возмещению эти средства.

Ответчик Никитенко А.А., представитель 3-го лица на стороне истца, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора-Администрации Локтевского района Алтайского края   в судебное заседание не прибыли, были уведомлены надлежаще, причин неявки не сообщили, отложить рассмотрение дела или рассмотреть дело в их отсутствие не просили.

Представитель 3-го лица – Управления федерального казначейства РФ по Алтайскому краю   в судебное заседание не прибыл, уведомлен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что УФК РФ не является надлежащим участником по делу, т.к. вынесение судом первой инстанции постановления по делу не повлияет на права или обязанности УФК по отношению к какой-либо из сторон /т. 2, л.д. 68-69, 70/.

Представитель 3-го лица – Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике   в судебное заседание не прибыл, уведомлен надлежаще, причин неявки не сообщил.

 Судом определено продолжить рассмотрение дела при имеющейся явке участников, признав на основании ст. 167 ГПК РФ причину неявки в судебное заседание ответчика Никитенко А.А. неуважительной.

Представитель ответчика Никитенко А.А. – адвокат Иманова Н.Ф.   с требованиями прокурора не согласна, указала, что списки льготополучателей изначально формирует почта, имеющая специальную ведомость по договору, заключенному между почтой и Управлением соцзащиты. Ведомость заполняется ежемесячно к 05 числу, в нее вносятся граждане, которые приобрели проездные билеты. Первоначально формированием таких ведомостей занималось только одно почтовое отделение – «Горняк-2». Граждане со всех населенных пунктов района должны были приезжать туда для приобретения проездных билетов. Льготники – в основном престарелые люди, потому была устная договоренность, что главы администраций собирают у граждан, имеющих право на льготы, необходимые документы: копию паспорта, копию документа, дающего право на льготы. Главы администраций заверяли данные документы и передавали их Перевозчику, непосредственно осуществляющего данный маршрут, для передачи их на почту. Почта проверяла данные документы, формировала список льготников, который передавала в орган социальной защиты. Управление соцзащиты проверяло, имеются ли эти граждане, передавало списки в администрацию района, чтобы та произвела возмещение проезда этой категории граждан. Перевозчик не может отследить, кто из граждан уехал, кто умер. Какие документы ему были предоставлены главами администраций, те документы и передавались на почту. Сами граждане должны были приобретать данные проездные билеты, а приобретал билеты перевозчик за свой счет, также граждане пробовали приобретать данные проездные билеты по доверенностям, по этим обстоятельствам проводятся проверки. Эти нарушения имеют место, но установить вину и отследить данные нарушения невозможно. За всем этим должно было следить управление соцзащиты. Управление соцзащиты в судебном заседании признали свою вину в незаконном утверждении списков граждан-льготополучателей умерших и выбывших с места жительства. Считает, что прокурором не представлено доказательств того, что Никитенко А.А. получил неосновательное обогащение в размере 17420 руб. Представленные в суд общие сведения о перечислении компенсаций и списки граждан, обратившихся за проездными билетами, не позволяют полностью проследить «цепочку» формирования компенсаций полной стоимости проезда за счет бюджетных средств. Никитенко предоставлял акт о проделанной работе, где указано, что им осуществлялись перевозки по определенному маршруту. Билеты не выдавались. Указана сумма, но каким образом происходили расчеты, никто не знает. Акты передавались в администрацию, на руках у Никитенко ничего не осталось. Никитину не известно, за кого именно из льготников перечислены денежные средства. В процессе оформления проездных документов Никитенко не участвовал, кто купил проездные билеты – ему неизвестно. Считает, что вина Никитенко не доказана. Действительно, в с. Золотуха у Никитенко маршрут был, в Покровку, Георгиевку, Устьянку Никитенко автобусы не направлял. Кто оплатил за отсутствующих лиц стоимость проездного билета – 200 руб. – не установлено. Просит в удовлетворении заявленных требований прокурору отказать.

Ответчик   - начальник Управления социальной защиты Локтевского района Шкарлетова С.А.   с исковыми требованиями прокурора, предъявленными в ее адрес, не согласна, указала, что сумму, подлежащую выплате Перевозчику за перевозку льготников устанавливает почта. Рубцовский почтамт собирает все ведомости, на сумму реализованных билетов почта выставляет счет за реализацию, указывает количество реализованных билетов. На основании этого они делают запрос в Главалтайсоцзащиту. Например, реализовано почтой за месяц 850 билетов, по 200 руб. за каждый билет с данной суммы отчисляется Управлению соцзащиты, а на 470 руб. за каждый билет Управлением делается заявка в Главалтайсоцзащиту. При поступлении этих денег, они передаются уполномоченному органу – администрации Локтевского района, которая и рассчитывается с Перевозчиками. Управление соцзащиты с Перевозчиками не работает, это не их компетенция. Когда почта отчитывалась по проданным билетам, ведомости с федеральным и краевым регистрами льготников должна была сверять юрист Никитенко Л.К., как получилось, что умершие лица оказались в представленных для оплаты ведомостях, пояснить она не может. Денежные средства для оплаты такого проезда льготников поступали из краевого бюджета. По расходным обязательствам Муниципального образования поступающие деньги относятся: 470 руб. – краевые средства, 200 руб. – средства граждан. Поста через Управление соцзащиты передает в администрацию района по 200 руб. за каждый проданный проездной, по 470 руб. за каждый проездной возмещается из бюджета. Компенсация в размере по 470 руб. за каждый проездной перечисляется из Главалтайсоцзащиты в администрацию района, та перечисляет данные деньги Перевозчику. Деньги обезличены, передаются общей массой, исходя из количества проданных билетов. Управление соцзащиты не состояло в договорных отношениях с Перевозчиками, не подписывает ведомости. Ведомости подписывают работники почты, на основании этих ведомостей Управление делает заявку на деньги. На указанный в иске момент отсутствовало какое-либо программное обеспечение по данному вопросу, появилась такая программа только в этом году. По федеральному и краевому регистру работником Управления проводится сверка, сведения об умерших и выбывших гражданах предоставляют ЗАГС и УФМС.

Свидетель Г.Л.П.   показала, что работает начальником почтового отделения связи «Горняк-2». Проездные билеты для льготников реализуются согласно перечня, предоставленного Соцзащитой, с указаниями Соцзащиты. Сначала проездные выдавались гражданам по подлинным документам, затем, после жалоб в администрацию, Соцзащита им устно пояснила, что можно продавать билеты по ксерокопиям документов, нотариально заверенных сельскими Советами, что и делалось. Почтой продавались проездные билеты, в этот же день выдавали чек и квитанцию, производили оплату. Все вносилось в ведомости, отчеты отправлялись в Рубцовский почтамт. На основании этих документов формировалась единая ведомость, куда входило 17-25 человек, ведомости собирались, скреплялись и с отчетом отправлялись в Рубцовск, в отчете указывалось, сколько билетов поступило, сколько продано и остаток. В почтовом отделении никаких этих документов нет, отчет об оплате отправлялся ежедневно. Сверку составленных ведомостей со списком льготополучателей почта не проводила. Она обращалась в Соцзащиту к Никитенко Л.К., чтобы им выдали ведомость. Никитенко ответила. Что это не положено, у них ничего нет. Позже она узнала, что Пенсионный фонд передает в Соцзащиту эти списки и 2 раза в месяц обновляет их. Контроль данных документов в Соцзащите вела Никитенко. Как в предоставленные списки попали умершие люди, пояснить она не может, т.к. не знает, кто из льготников умер. Заверенные нотариально документы им предоставлял Перевозчик.

 Выслушав объяснения участников, изучив доводы искового заявления и материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам:

 Согласно отзыва администрации Локтевского района Алтайского края /т. 1, л.д. 43/, администрация считает, что заявленные прокурором требования подлежит частичному удовлетворению – в части взыскания с ИП Никитенко А.А. неосновательно полученного обогащения в сумме 17420 руб.

 Договор о возмещении расходов, связанных с перевозкой пассажиров, пользующихся правом льготного проезда № от 03.01.2013г /т. 1, л.д. 22-23/, заключенный между администрацией Локтевского района и ИП Никитенко А.А., именуемым «Арендатором» указывает, что предметом данного договора является компенсация расходов Перевозчику, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, имеющих право на льготный проезд в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края № 467 от 01.11.2008г, постановлением Администрации Локтевского района Алтайского края № 129 от 19.02.2009г, постановлением администрации Локтевского района Алтайского края № 613 от 24.08.2011г по маршрутам «Горняк-Кировский», «Горняк-Новенькое», «Горняк-Успенка», «Горняк-Золотуха» (п.1.1).

 Согласно данного договора, Перевозчик обязуется: осуществлять перевозку отдельных категорий граждан, в внутрирайонном сообщении, без непосредственного взымания провозной платы при предъявлении удостоверения или иных документов, подтверждающих принадлежность лица к соответствующим льготным категориям граждан и единого проездного билета (п. 2.1.1); организовать учет перевезенных отдельных категорий граждан в течение срока действия договора (п. 2.1.2); предоставлять администрации района до 5 числа месяца, следующего за отчетным, отчет об объемах перевозки пассажиров и фактически выполненных рейсах по маршруту (п. 2.1.3). Администрация обязуется: обеспечивать возмещение затрат Первозчику в внутрирайонном сообщении отдельных категорий граждан, исходя из объема средств, определенных указанным договором (п. 2.2.1). Возмещение затрат Перевозчику осуществляется администрацией Локтевского района в сумме 150000 руб. в месяц (исходя из фактически перевезенных граждан льготной категории), за счет средств местного бюджета (п.п. 3.1, 3.1.1, 3.2). срок действия данного договора установлен сторонами с 01.01.2013г по 31.12.2013г (п. 7.1).

 Право на перевозку пассажиров по муниципальной маршрутной сети Локтевского района ИП Никитенко А.А. предоставлено на основании Договора № от 20.04.2012г, заключенному между администрацией Локтевского района и ИП Никитенко А.А. /т. 1, л.д. 24-26/.

 Договор об оказании услуг по реализации проездных билетов для проезда в общественном пассажирском транспорте Локтевского района от 26.12.2012г /т. 1, л.д. 34-35/, заключенный между Управлением социальной защиты населения по Локтевскому району, как «Заказчиком», и ФГУП «Почта России», как «Исполнителем», обязывает Исполнителя по заданию Заказчика оказывать услуги по реализации отдельным категориям граждан, учтенным в федеральном и краевом кадастрах получателей мер социальной поддержки проездных билетов, дающих право на льготный проезд в пределах административного района проживания – автомобильным транспортом (кроме такси) внутрирайонного сообщения (п.1.1), согласно перечня категорий Льготников /т. 1, л.д. 36/.

 По данному Договору Заказчик обязан: передавать Исполнителю бланки проездных документов, с указанием их количества, серии, номеров, цены за единицу по акту приема-передачи в срок до 13 числа месяца, предшествующего отчетному (п. 2.1.1); выставлять Исполнителю (почтамту) товарную накладную на сумму переданных бланков (п. 2.1.2); ежемесячно 6 числа отчетного месяца принимать отчет Исполнителя о реализованных проездных документах, в срок до 10 числа – отчет о нереализованных бланках проездных билетов, испорченные бланки проездных билетов (п. п. 2.1.3- 2.1.5); предоставлять Исполнителю перечень льготных категорий граждан (п. 2.1.7); производить сверку льготополучателей, включенных Исполнителем в ведомости по приему платежей за реализованные проездные билеты, с федеральным и краевым регистром получателей мер социальной поддержки (п. 2.1.8)  . Заказчик имеет право: реализацию проездных билетов производить гражданам, включенным в перечень льготных категорий (п. 2.3.3); вести учет проездных билетов (п. 2.3.5); принимать платежи от льготополучателя при предъявлении последним паспорта (иного, удостоверяющего личность документа), пенсионного удостоверения (ветеранам труда) и документа, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки (п. 2.3.6); представлять заказчику копии ведомостей счета-фактуры и акты оказанных Исполнителем услуг (п.п.2.3.8, 2.3.13). Срок действия договора сторонами определен до 31.12.2013г (п. 5.1).

 В соответствии с «Положением о порядке обеспечения отдельных категорий граждан, учтенных в федеральном и краевом кадастрах получателей мер социальной поддержки … проездными билетами, дающими право на льготный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), а также в пределах административного района проживания – автомобильным транспортом (кроме такси) внутрирайонного сообщения» (утвержденного Постановлением Администрации края от 01.11.2008г № 467) /т. 1, л.д. 39-41/, органы социальной защиты по месту жительства приобретают проездные билеты, заключают договор с организациями на продажу данных проездных билетов. Граждане приобретают проездные билеты в органах соцзащиты, либо организациях, с которыми заключен договор, при предъявлении паспорта и документа, подтверждающего право на льготы. Средства, полученные от реализации билетов, а также средства краевого бюджета перечисляются на счета уполномоченных органов по продаже проездных билетов. Размер средств, перечисляемых из краевого бюджета за один билет, определяется как разница между полной стоимостью проездного билета, установленной на территории муниципального образования и суммой средств от продажи билета гражданину (согласно п. 1 Постановления № 467 от 01.11.2008г – 200 руб.). Организации, реализующие проездные билеты гражданам, в срок до 6 числа следующего за отчетным месяца предоставляют в орган социальной защиты населения реестр купивших проездные билеты граждан. ГУ АК по социальной защите населения ежемесячно до 10 числа представляет в комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике сводный отчет о реализации билетов.

 В счет компенсации стоимости проездных билетов льготополучателям, на основании постановлений администрации Локтевского района № 129 от 19.02.2009г и № 613 от 24.08.2011г, ИП Никитенко А.А. администрацией Локтевского района за период с декабря 2012г по декабрь 2013г перечислено 1696818 руб. 00 коп  . /т. 1, л.д. 57-64/.

 Согласно сообщения начальника Управления социальной защиты населения по Локтевскому району /т. 1, л.д. 65/, списки льготополучателей в 2013г Управлением не создавалось. Программное обеспечение для формирования списков льготополучателей, приобретших проездные билеты, создано с начала 2014г.

 Договором о порядке реализации проездных билетов для проезда в пассажирском общественном транспорте от 26.12.2013г, с дополнительным соглашением к данному договору /т. 1, л.д. 66-67, 86/ предусмотрено, что администрация Локтевского района, как «Продавец», и Управление социальной защиты населения по Локтевскому району, как «Покупатель», заключили договор о том, что Продавец обязуется передать, а Покупатель – принять и оплатить бланки месячных проездных билетов за счет целевых средств краевого бюджета и за счет внебюджетных средств, полученных от реализации билетов гражданам в порядке и на условиях, предусмотренных договором, в сумме 4800000 руб. (п.1.1) Продавец обязан ежемесячно передавать Покупателю бланки проездных билетов, ежемесячно принимать отчет о реализованных проездных билетах (п.п. 2.1.1, 2.1.2). Действие договора определено сторонами с 01.01.2014г по 31.12.2014г (п. 5.1).

 Аналогичный договор от 10.01.2012г был заключен и на период 2012 календарного года /т. 2, л.д. 84-85/.

 По результатам реализации на основании «Договора об оказании услуг» проездных билетов Почтой России ежемесячно составлялись отчеты о реализации проездных билетов, в которых льготополучатели указаны по категориям, общим количеством, без индивидуализации каждого льготополучаталя, денежных сумм, выплаченных за каждого отдельно взятого льготополучателя /т. 1, л.д. 103- 126/, отчеты-заявки о количестве реализованных проездных билетов /т. 1, л.д. 127-150/, Управлением по социальной защите населения по Локтевскому району - заявки на кассовый расход /т. 1, л.д. 151-230/, платежные поручения на перечисление УФК по Алтайскому краю денежных средств за проездные билеты льготным категориям граждан /т. 1, л.д. 231-251, т. 2, л.д.1-23/.

 Согласно платежных поручений (далее – ПП) Администрацией Локтевского района в качестве компенсации льготного проезда отдельных категории граждан перечислено ИП Никитенко А.А. /т. 2, л.д. 30-59/:

 ·        ПП № от 17.01.2013г – 88800 руб.;

 ·        ПП № от 07.02.2013г – 101170 руб.;

 ·        ПП № от 07.03.2013г – 53674 руб.;

 ·        ПП № от 18.03.2013г – 56897 руб.;

 ·        ПП № от 02.04.2013г – 124620 руб.;

 ·        ПП № от 07.05.2013г – 122543 руб.;

 ·        ПП № от 04.06.2013г -125290 руб.;

 ·        ПП № от 02.07.2013г – 127970 руб.;

 ·        ПП № от 31.07.2013г – 120610 руб.;

 ·        ПП № от 03.09.2013г – 121940 руб.;

 ·        ПП № от 14.10.2013г – 133330 руб.;

 ·        ПП № от 29.10.2013г – 132964 руб.;

 ·        ПП № от 12.12.2013г – 188690 руб.;

 ·        ПП № от 26.12.2013г – 72200 руб.;

 ·        ПП № от 30.12.2013г – 126120 руб.

 Согласно справки комитета по финансам, налоговой и кредитной политики администрации Локтевского района /т. 2, л.д. 72/, финансирование расходов, связанных с обеспечением отдельных категорий граждан проездными билетами, дающими право на льготный проезд, является расходным обязательством МО «Локтевский район Алтайского края», осуществляется за счет прочих безвозмездных поступлений, поступающих в районный бюджет от Управления по социальной защите населения по Соглашению. Денежные средства, поступающие для финансирования данных расходов в районный бюджет, КФНКП перечисляет на счет Администрации Локтевского района.

 При проверке порядка реализации проездных билетов по льготной цене отдельным категориям граждан /т. 1, л.д. 5-6/ в части, касающейся льготополучателей – жителей <адрес>, установлено, что О.В.Г. выбыл ДД.ММ.ГГГГ, Г.З.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, Г.П.Н. и Г.З.И. выбыли ДД.ММ.ГГГГ, З.И.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, С.А.С. умер ДД.ММ.ГГГГ, С.З.П. выбыла ДД.ММ.ГГГГ

 Указанные обстоятельства подтверждены сведениями ЗАГСА – в отношении З.И.А., Г.З.А., С.А.С. /т. 1, л.д. 7, 8, 10/, сведениями УФМС России по Алтайскому краю в Локтевском районе – в отношении З.И.А., Г.З.А., Г.З.И. и Г.П.Н., О.В.Г., С.З.П., С.А.С. /т. 1, л.д. 11, 12, 15-16, 18, 20, 21/.

 В обоснование заявленных требований истцом представлены копии ведомостей за 2013г по приему платежей за реализацию проездных билетов для проезда в общественном пассажирском транспорте, являющихся Приложением 7 к Договору об оказании услуг по реализации проездных билетов для проезда в общественном пассажирском транспорте Локтевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГг № НПУ пр/234-12.

 Согласно данных ведомостей из лиц, указанных прокурором в исковом заявлении, приобретали проездные билеты в следующие дни:

 ·        по ведомости на январь 2013г – З.И.А. (20.12.2012г), О.В.Г. (20.12.2012г), С.З.П. (20.12.2012г), Г.П.Н. (20.12.2012г);

 ·        по ведомости на февраль 2013г – З.И.А. (30.01.2013г), Г.П.Н. (30.01.2013г), Г.З.А. (30.01.2013г), О.В.Г. (30.01.2013г), С.З.П. (30.01.2013г);

 ·        по ведомости на март 2013г – С.З.П. (27.02.2013г), С.А.С. (27.02.2013г), Г.П.Н. (27.02.2013г), З.И.А. (27.02.2013г), О.В.Г. (27.02.2013г);

 ·        по ведомости на апрель 2013г – З.И.А. (28.03.2013г), Г.П.Н. (28.03.2013г), О.В.Г. (28.03.2013г), С.З.П. (28.0.2013г), С.А.С. (28.03.2013г);

 ·        по ведомости на май 2013г – З.И.А. (29.04.2013г), Г.П.Н. (29.04.2013г), Г.З.А. (29.04.2013г), О.В.Г. (29.04.2013г), С.З.П. (29.04.2013г);

 ·        по ведомости на июнь-июль 2013г – О.В.Г. (20.06.2013г), С.З.П. (28.06.2013г), Г.П.Н. (30.05.2013г), Г.З.А. (30.05.2013г), О.В.Г. (30.05.2013г), С.З.П. (30.05.2013г), Г.З.И. (28.06.2013г), Г.П.Н. (28.06.2013г), Г.З.А. (28.06.2013г);

 ·        по ведомости на август 2013г - Г.З.И. (23.07.2013г), Г.П.Н. (23.07.2013г), О.В.Г. (23.07.2013г), С.З.П. (23.07.2013г);

 ·        по ведомости на сентябрь 2013г – Г.З.И. (29.08.2013г), Г.П.Н. (29.08.2013г), О.В.Г. (29.08.2013г), С.З.П. (29.08.2013г);

 ·        по ведомости на октябрь 2013г – О.В.Г. (28.09.2013г), С.З.П. (28.09.2013г), Г.З.И. (28.09.2013г), Г.П.Н. (28.09.2013г);

 ·        по ведомости на ноябрь 2013г – Г.П.Н. (29.10.2013г), О.В.Г. (29.10.2013г), С.З.П. (29.10.2013г), Г.З.И. (24.10.2013г), Г.П.Н. (24.10.2013г);

 ·        по ведомости на декабрь 2013г – Г.П.Н. (26.11.2013), О.В.Г. (26.11.2013г), С.З.П. (26.11.2013г).

 Расчет суммы предъявленных к ИП Никитенко А.А. исковых требований произведен в письменной форме прокурором на общую сумму 17420 руб. /т. 1, л.д. 73-74/.

 Суд соглашается с данным расчетом, т.к. представленными документами подтверждены факты указания в ведомостях о приобретении проездных билетов выбывшими с места жительства и умершими гражданами в указанные прокурором периоды:

 ·        О.В.Г. выбывшим с места жительства ДД.ММ.ГГГГ - 10 раз - 27.02.2013г, 28.03.2013г, 29.04.2013г, 30.05.2013г, 20.06.2013г, 23.07.2013г, 29.08.2013г, 28.09.2013г, 29.10.2013г, 26.11.2013г;.

 ·        выбывшим 12.08.2013г Г.П.Н. - 4 раза - 28.09.2013г, 29.10.2013г, 24.10.2013г, 26.11.2013г.

 ·        выбывшей 12.08.2013г Г.З.И. - 3 раза - 29.08.2013г, 28.09.2013г, 24.10.2013г,

 ·        выбывшей 03.09.2013г С.З.П. -3 раза - 28.09.2013г, 29.10.2013г, 26.11.2013г.

 ·        умершим 07.02.2013г З.И.А. - 3 раза - 27.02.2013г, 28.03.2013г, 29.04.2013г.

 ·        умершим 21.02.2013г С.А.С.- 2 раза - 27.02.2013г, 28.03.2013г.

 ·        умершей 04.06.2013г Г.З.А. - 1 раз - 28.06.2013г.

 Несмотря на то, что в судебном заседании не установлена вина Никитенко А.А. в предоставлении для оплаты документов, содержащих недостоверные сведения о лицам, приобретавших льготные проездные билеты и прокурором не представлено надлежащих доказательств вины Никитенко А.А. в совершении указанных действий, с учетом вышеизложенных фактов внесения неустановленным лицом в ведомости выбывших и умерших лиц, выплата перевозчику ИП Никитенко А.А. компенсации за льготный провоз указанных пассажиров признается судом как неосновательное обогащение.

 В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

 Статья 1102 ГК РФ указывает, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (ч. 1). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (ч. 2).

 С учетом изложенного, сам факт внесения в ведомости за 2013г по приему платежей за реализацию проездных билетов для проезда в общественном пассажирском транспорте умерших и выбывших из <адрес> лиц, оплате ИП Никитенко А.А. на основании данных ведомостей услуг по перевозке граждан, пользующихся правом на социальные льготы, является основанием для взыскания с Никитенко А.А. сумм, выплаченных в счет выбывших и умерших лиц, являющихся полученным Никитенко А.А. неосновательным обогащением.

 В судебном заседании совокупностью представленных документов и показаниями участников установлено, что за каждого гражданина, имеющего право на получение мер социальной поддержки, приобретавшего льготные проездные билеты для проезда в общественном транспорте по территории Локтевского района, администрацией Локтевского района выплачивалась компенсация в размере 670 руб. за каждый проездной билет, из которых 200 руб. являлись средствами, выплаченными самим гражданином и поступившими на счет бюджета Локтевского района, 470 руб. являлись целевыми денежными средствами, направленными Главалтайсоцзащитой через Управление по социальной защите населения по Локтевскому району на счет бюджета Локтевского района.

 Несмотря на то, что лица, оплатившие по 200 руб. за приобретение проездных билетов в указанный выше период за отсутствующих и умерших граждан, в судебном заседании не установлены, суд принимает во внимание факт того, что в судебном заседании не подтвержден факт оплаты стоимости проездных билетов со стороны самого ответчика Никитенко А.А., представитель Никитенко А.А. – адвокат Иманова Н.Ф. данный факт также отрицает, в то же время подтверждает факт того, что ИП Никитенко А.А. осуществлял пассажирскую перевозку по маршруту «Горняк – Золотуха».

 Таким образом, неосновательно полученное Никитенко А.А. обогащение по оплате компенсации проезда на общественном транспорте по вышеуказанному маршруту «Горняк-Золотуха», полученное за период 2013г за граждан, имеющих право на социальные льготы, выбывших из <адрес> и умерших - О.В.Г., Г.З.А., Г.П.Н. и Г.З.И., З.И.А., С.А.С., С.З.П. – подлежит взысканию с Никитенко А.А. в пользу МО «<адрес>» в размере 670 руб. за каждый неосновательно оплаченный проездной билет, а именно: за О.В.Г. – за 10 проездных билетов, т.е. в сумме 670 руб. * 10 = 6700 руб.; за Г.П.Н. – за 4 проездных билета, т.е. в сумме 670 руб. *4 = 2 680 руб.; за Г.З.И. – за 3 проездных билета, т.е. в сумме 670 руб. * 3 = 2010 руб.; за С.З.П. – за 3 проездных билета, т.е. в сумме 670 руб. * 3 = 2010 руб.; за З.И.А. – за 3 проездных билета, т.е. в сумме 670 руб. * 3 = 2010 руб.; за С.А.С. – за 2 проездных билета, т.е. в сумме 670 * 2 = 1360 руб.; за Г.З.А. – за 1 проездной билет, т.е. в сумме 670 руб. Всего подлежит взысканию сумма 17420 руб.

 Прокурором также заявлено исковое требование о признании действий начальника Управления социальной защиты Локтевского района Шкарлетовой С.А. по утверждению О.В.Г. за период с марта по декабрь 2013г; Г.З.А. за июль 2013г; Г.П.Н. и Г. Зои Г.З.И. за период с сентября по декабрь 2013г; З.И.А. за март, апрель, май 2013г; С.А.С. за март, апрель 2013г; С.З.П. за октябрь – декабрь 2013г в списках льготополучателей за указанные периоды незаконными.

 В судебном заседании установлено, что начальник Управления по социальной защите населения по Локтевскому району Шкарлетова С.А. в своей деятельности руководствуется «Положением об управлении социальной защиты населения», утвержденным приказом Главалтайсоцзащиты № 286 от 08.07.2011г /т. 2, л.д.73-79/, Должностным регламентом /т. 2, л.д. 80-83/.

 Согласно указанного должностного регламента, на Шкарлетову С.А. возложена функция руководства деятельностью Управления, обеспечение целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, обеспечение ведения учета льготной категории граждан (п. 3.4).

 Как установлено в судебном заседании, Управление соцзащиты не состояло в договорных отношениях с Перевозчиками, не подписывало ведомости по приему платежей за реализацию проездных билетов для проезда в общественном пассажирском транспорте. Данные ведомости составляли и подписывали на основании заключенного Договора работники ФГУП «Почта России», на основании этих ведомостей Управление по социальной защите населения по Локтевскому району делало заявку на деньги. На 2013г в Управлении отсутствовало какое-либо программное обеспечение по данному вопросу, появилась такая программа только в 2014г. Сверку ведомостей по федеральному и краевому регистру льготников производили сотрудники Управления. Выбывшие и умершие граждане - О.В.Г., Г.З.А., Г.П.Н. и Г.З.И., З.И.А., С.А.С., С.З.П. не значились в отдельной ведомости по приему платежей за реализацию проездных билетах, значились в ведомостях совместно с другими гражданами, имеющими право на социальные льготы, не были при сверках исключены из ведомостец сотрудниками Управления. В судебное заседание стороной истца не представлено доказательств того, что именно Шкарлетова С.А. внесла сведения об указанных гражданах в ведомости, либо дала указание о внесении таковых сведений. Утверждение ведомостей по приему платежей за реализацию проездных билетов для проезда в общественном пассажирском транспорте и составление на основании данных ведомостей заявок на перечисление денежных средств для оплаты услуг Перевозчиков входило в должностные обязанности Шкарлетовой С.А. как начальника Управления по социальной защите населения по Локтевскому району и не являлось незаконным.

 За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в отсутствии должного контроля за работой подчиненных, правильностью применения норм действующего законодательства о порядке реализации проездных билетов приказом по Главалтайсоцзащите № 61-О от 06.03.2014г к начальнику Управления социальной защиты населения по Локтевскому району С.А. Шкарлетовой применено дисциплинарное наказание – замечание /т. 1, л.д. 68, 69/.

 С учетом изложенного, с учетом неподтверждения вины Шкарлетовой С.А. в незаконном включении указываемых прокурором граждан в ведомости по продаже проездных билетов, указанное исковое требование прокурора судом признается необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

 При частичном удовлетворении исковых требований прокурора, с ответчика Никитенко А.А. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче в суд искового заявления был освобожден, в размере, пропорциональном размеру удовлетворенных прокурору исковых требований, т.е. в части взыскании с Никитенко А.А. денежных средств.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора Локтевского района в интересах МО «Локтевский район Алтайского края» к ИП Никитенко Андрею Александровичу, начальнику Управления по социальной защите населения по Локтевскому району Шкарлетовой С.А. о признании действий незаконными и взыскании денежных средств, полученных в результате неосновательного обогащения – удовлетворить частично.

 Взыскать с Никитенко А.А. в пользу Муниципального образования «Локтевский район Алтайского края», как полученные в результате неосновательного обогащения, денежные средства в сумме 17420 руб.

 В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Локтевского района отказать.

 Взыскать с Никитенко А.А. в пользу Муниципального образования «Локтевский район Алтайского края» в счет частичной оплаты государственной пошлины 696 руб. 80 коп.

 Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления в Локтевский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 Судья С.Д. Корчагин

 Решение не вступило в законную силу.

 Разрешаю разместить на сайте суда.

 Председатель суда В.А. Зырянов

 Судья С.Д. Корчагин