НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Лобненского городского суда (Московская область) от 24.05.2016 № 2-706/2016

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2016 года г.Лобня

Московской области

Лобненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Озеровой Е.Ю.,

при секретаре Щербаковой Л.П.,

с участием представителя ответчика по доверенности З.И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.Е.М. к ГУ УПФР № 40 по г.Москве и Московской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Л.Е.М. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР № 40 по г.Москве и Московской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить пенсию, указав в обоснование, что работала в ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» в период с 00.00.0000 по 00.00.0000 в должности бортпроводника отделения кабинных экипажей Комплекса сервиса на борту, с 00.00.0000 по 00.00.0000 в должности бортпроводника отделения кабинных экипажей Департамента обслуживания на борту. Общий налет составил 6116 часов. 00.00.0000 она обратилась в ГУ УПФР №40 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.13 ч.1 ст.13 ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с протоколом от 00.00.0000 ей было отказано в назначении досрочной пенсии по указанным основаниям. Полагает данный отказ незаконным, поскольку, работая в должности бортпроводника, она входила в состав экипажа летного судна на основании п.1 ст.56 Воздушного Кодекса РФ, в связи с чем имеет право на назначение пенсии по указанным выше основаниям. В соответствии с п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженнерно – технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 00.00.0000 , при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается каждые 20 часов налета на самолетах – за одни месяц выслуги. Таким образом, исходя из часов налета истицы, срок ее выслуги составил более 20 лет. Неуплата страхователем – работодателем, страховых взносов за истицу основанием для отказа в назначении пенсии по указанным основаниям не является. На основании изложенного просит признать решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включить вышеуказанные периоды работы в должности бортпроводника в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пп.13 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ответчика назначить пенсию с 00.00.0000 .

Истец Л.Е.М., ее представиель по доверенности Н.И.В. в судебное заседание не явились, о месте, времени слушания дела извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика по доверенности З.И.Б. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что Список должностей летного состава, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 00.00.0000 , предусматривает членов экипажа воздушного судна без перечисления конкретных должностей. Согласно действовавшему на момент издания Постановления Воздушного Кодекса СССР бортпроводники относились к обслуживающему персоналу и не входили в летный состав, в соответствии с Воздушным Кодексом РФ бортпроводники входят в кабинный экипаж. В соответствии со Списком , утвержденым Постановлением Кабинета министров СССР от 00.00.0000 , раздел XXI, правом на льготное обеспечение пользуются бортпроводники. Оснований для назначения истице пенсии по п.13 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» не имелось, в соответствии с пп.1 ч.1 ст.30 указанного ФЗ досрочная пенсия по старости назначается женщинам, если они проработали не менее 7 лет 6 месяцев на подземных работах, работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 15 лет, при достижении возраста 45 лет. Истица не достигла указанного возраста и не имеет необходимого специального стажа 20 лет. Кроме того, отсутствуют сведения об уплате ПАО «Аэрофлот – российский авиалинии» дополнительного тарифа страховых взносов с 00.00.0000 для плательщиков страховых взносов лиц, занятых на соответствующих видах работ. Данный дополнительный тариф является обязательным платежом. Просила в иске отказать.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно записям в трудовой книжке Л.Е.М. работала в ОАО «Аэрофлот – российский авиалинии» в период с 00.00.0000 по 00.00.0000 в должности бортпроводника отделения кабинных экипажей, с 00.00.0000 по 00.00.0000 в должности бортпроводника отделения кабинных экипажей в департаменте обслуживания на борту (л.д.7-10).

00.00.0000 Л.Е.М. обратилась в ГУ УПФР № 40 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии по старости по пп.13 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», в чем решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР №40 по г.Москве и Московской области (протокол ) от 00.00.0000 ей было отказано, в связи с отсутствием необходимого специального стажа 20 лет, вышеуказанные периоды работы в подсчет специального стажа не включены, а также в связи с отсутствием сведений об уплате ПАО «Аэрофлот – российский авиалинии» дополнительного тарифа страховых взносов для плательщиков страховых взносов лиц, занятых на соответствующих видах работ (л.д.11-13).

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст.8 Федерального закона от 00.00.0000 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 00.00.0000 , право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу п.13 ч.1 ст.30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Согласно подп. «з» п.1 Постановления Правительства РФ от 00.00.0000 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяются Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 00.00.0000 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением».

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно п.1 вышеуказанного Списка право на пенсию за выслугу лет предоставлено членам экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.

Как указано в ст. 56 Воздушного кодекса РФ, экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Истец полагает, что пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов, независимо от того, в какой должности они работают. Между тем, Воздушный кодекс РФ устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, о чем указано в преамбуле закона, и не регулирует вопросы, связанные с социальным обеспечением. Статья 56 Воздушного кодекса РФ устанавливает лишь общие принципы формирования экипажа воздушного судна, подразделяя его при этом на летный и кабинный экипажи.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ -О от 00.00.0000 , определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством РФ на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (ч.1 ст.19 Конституции РФ) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (ч.1 ст.39 Конституции РФ) (определения от 00.00.0000 N 340-О-О; от 00.00.0000 N 512-О; от 00.00.0000 N 579-О). Что касается положения п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ, то разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со ст.22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили. Ранее действующее законодательство не предусматривало возможность зачета в выслугу лет, дающую право на пенсию работникам летного состава гражданской авиации, периодов работы в должности бортпроводника.

Право на досрочное назначение страховой пенсии для бортпроводников прямо следует из п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30).

Постановлением Кабинета Министров СССР от 00.00.0000 N 10 утвержден Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, на основании которого назначается пенсия в связи с особыми условиями труда. Право на назначение пенсии на льготных условиях предоставлено бортпроводникам разделом XXI Списка «Транспорт», подраздел 3 - гражданская авиация; код 12003000-11217.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. , применяемыми также при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 , предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

Условиями назначения бортпроводникам досрочной трудовой пенсии являются их постоянная занятость в течение полного рабочего дня выполнением работ бортпроводника воздушного судна гражданской авиации.

Таким образом, законодатель определил основания для назначения досрочной страховой пенсии бортпроводникам по п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Выводы суда основаны также на уточняющей справке ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии», выданной истцу 00.00.0000 , согласно которой работа в качестве бортпроводника дает право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку раздел XXI «Транспорт» позиция «.....», в соответствии с п.1 пп.1 ст.27 Закона от 00.00.0000 №173-ФЗ (л.д.14-15).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ в назначении Л.Е.М. досрочной страховой пенсии по п.13 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» является обоснованным, что исключает удовлетворение иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Л.Е.М. к ГУ УПФР № 40 по г.Москве и Московской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить пенсию – отказать.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 30 мая 2016 года и обжаловать его в апелляционном порядке в Московский областной суд через Лобненский городской суд в течение 1 месяца.

Судья Е.Ю. Озерова