НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ливенского районного суда (Орловская область) от 29.11.2016 № 2-1-1591/2016

Дело № 2-1-1591/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2016 года г. Ливны Орловской области

Ливенский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего – судьи Окороковой Э.Н.,

при секретаре Шульгиной О.В.,

с участием помощника прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Шелуха Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Ливенского межрайонного прокурора Орловской области в интересах Вансяцкой Л.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Ливны Сахар» (сокращенное наименование ООО «Ливны Сахар») о взыскании задолженности по выплате пособия по уходу за ребенком и обязании производить данные выплаты до достижении ребенком возраста полутора лет,

УСТАНОВИЛ:

Ливенский межрайонный прокурор, действуя в интересах Вансяцкой Л.С., обратился в суд с иском, указав в нем, что Вансяцкая Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Украины, зарегистрирована по месту пребывания по адресу : <адрес>, работает в ООО «Ливны Сахар» с 22 августа 2014 года.

В соответствии с приказом руководителя ООО «Ливны Сахар» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ Вансяцкая Л.С. находилась в отпуске по беременности и родам, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ дочери <данные изъяты>

Прокурор полагает, что работодатель незаконно не осуществляет выплаты Вансяцкой Л.С. пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Задолженность по выплате такого пособия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>

Просит взыскать с ООО «Ливны Сахар» в пользу Вансяцкой Л.С. задолженность по выплате пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в сумме <данные изъяты> а также обязать ответчика производить выплаты в пользу Вансяцкой Л.С. данного пособия, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до достижения ее дочерью <данные изъяты> полутора лет.

В судебном заседании помощник Ливенского межрайонного прокурора Шелуха Р.В. заявленные требования поддержал, уточнив, что просит произвести взыскание задолженности по выплате пособия в пользу Вансяцкой Л.С. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ обязать ответчика далее выплачивать пособие Вансяцкой Л.С. до достижения ее дочерью возраста полутора лет, при этом в обоснование иска пояснил, что действующее в настоящее законодательство в области обязательного социального страхования предусматривает выплату застрахованным по месту работы женщинам социального пособия в связи с материнством, в частности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Лицам, которым в России получили временное убежище, как Вансяцкая Л.С., должны предоставляться аналогичные гарантии по социальному обеспечению, что и гражданам России, а также иностранным гражданам, имеющим статус постоянно или временно проживающих в Российской Федерации.

Представители ответчика ООО «Ливны Сахар» - ФИО8 и ФИО9 в судебном заседании иск не признали, пояснив, что в соответствии с разъяснениями, данными обществу Орловским региональным отделением Фонда социального страхования РФ, лица, получившие в России временное убежище, а соответственно, временно пребывающие в Российской Федерации, пользуются в настоящее время правом на социальное обеспечение в виде выплаты пособия по временной нетрудоспособности, для этих целей работодатели отчисляют в Фонд социального страхования РФ определенный процент, размер которого является ниже, чем для застрахованных граждан России или иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории России, что обусловлено тем, что обязательным социальным страхованиеи иностранные лица, имеющие право временно пребывать на территории России, обеспечиваются только на случай временной нетрудоспособности, при условии уплаты работодателем за них страховых взносов за период не менее полугода до момента наступления временной нетрудоспособности.

Представитель третьего лица – Государственного учреждения- Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства был извещен, предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Фонда, участвуя в предыдущем судебном заседании по данному гражданскому делу, пояснил, что иск полагает необоснованным, поскольку установленный законодателем процент отчислений страховых взносов для работодателя за работников – иностранных лиц, имеющих статус временно пребывающих на территории России, охватывает только случаи временной нетрудоспособности, виды обязательного социального страхования в связи с материнством для них не предусмотрены.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с положениями статьи 1.2. Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Средства обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - денежные средства, формируемые за счет уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также имущество, находящееся в оперативном управлении страховщика, а страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) представляют собой обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Согласно статьи 1.3 вышеуказанного Федерального закона страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:

1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона;

2) беременность и роды;

3) рождение ребенка (детей);

4) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

К видам страхового обеспечения закон относит (статья 1.4) :

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) пособие по беременности и родам;

3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

4) единовременное пособие при рождении ребенка;

5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

6) социальное пособие на погребение.

При этом в силу положений статьи 2 данного Федерального закона обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

В перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, временно пребывающие иностранные граждане были включены только с 2015 года согласно п. 1 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 01.12.2014 N 407-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Одновременно с данными изменениями статья 2 Федерального закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" была дополнена положениями ч.4.1 о том, что такие иностранцы приобретают право на получение пособия по временной нетрудоспособности при уплате за них работодателями взносов в ФСС РФ в течение не менее шести месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности.

Понятие статуса иностранного лица, временно пребывающего в Российской Федерации, дается в ч.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Так, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Вместе с тем, ни Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.12.2014) "О беженцах", ни законом N 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"не определено, относится ли статус «временно пребывающего лица в Российской Федерации» к иностранным гражданам, имеющим свидетельство о предоставлении временного убежища.

Но так как у них отсутствует вид на жительство в РФ и разрешение на временное проживание, то граждане, имеющие данное свидетельство, могут быть признаны временно пребывающими в РФ.

Из документов, предоставленных со стороны истца, следует, что Вансяцкая Л.С., являясь гражданкой Украины получила в России временное убежище с постановкой на учет по месту пребывания до ДД.ММ.ГГГГ.

С Вансяцкой Л.С. был заключен трудовой договор о принятии ее на работу в ООО «ЛИВНЫ САХАР» в качестве сотрудника лаборатории.

В связи с беременностью и родами Вансяцкая Л.С. находилась в отпуске по беременности и родам : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Таким образом, суд полагает, что Вансяцкая Л.С., в интересах которой прокурор обратился с иском, являясь иностранным работником, обладающим статусом лица, временно пребывающего на территории России, в безусловном порядке имеет право на такой вид обязательного социального страхования, как получение пособия по временной нетрудоспособности, если страховой случай у нее наступил бы в период, начиная с 2015 года. Истец же просит признать за ней право на обязательное социальное обеспечение в связи с необходимостью ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, то есть на иной вид обязательного социального страхования.

При решении вопроса об оценке прав застрахованного иностранного работника, временно пребывающего на территории России, на обеспечение его всеми видами обязательного социального страхования, суд полагает необходимым учитывать положения части первой ст.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в совокупности с положениями статьи 3 данного закона, предусматривающими, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя (только для случаев временной нетрудоспособности -за первые три дня), а также в совокупности с положениями п.2.1. ч. 1 ст.12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", устанавливающими, что тариф страхового взноса – размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации - в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), составляет 1,8 процента, в то время как в отношении иных застрахованных лиц размер тарифа установлен в большем объеме – 2,9%.

Размер тарифа страхового взноса на период до 2018 года, определенный в ст. 58.2 данного закона N 212-ФЗ для иностранных граждан- работников, временно пребывающих в России, определен в том же размере – 1,8%.

Таким образом, законодатель путем установления размера тарифа страховых взносов в пониженном объеме для работодателей, отчисляющих страховые взносы на обязательное социальное страхование работников, обладающих вышеуказанным статусом – временно пребывающих в России, ввел определенные ограничения по видам обязательного социального страхования, возложив обязанность на работодателя отчислять только взносы на социальное обеспечение по временной нетрудоспособности.

Поскольку отсутствует законодательно установленное финансовое обеспечение по обязательному социальному страхованию того страхового случая, о котором заявлено в иске, то соответственно у работодателя не имеется обязанности производить выплаты в счет его обеспечения, компенсировать данные выплаты за счет своих собственных средств работодатель в силу закона не обязан.

В безусловном порядке правом на все виды обязательного социального страхования обладают иностранные граждане, в том числе временно пребывающие в России, которые прибыли из стран, заключивших Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014, условиями которого предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Украина не входит в число стран, заключивших вышеуказанный Договор, в связи с чем обязательное социальное обеспечение лиц, прибывших из данного государства, осуществляется по общим основаниям, установленным законодателем для данной категории лиц.

В связи с чем, суд находит требования прокурора не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Ливенского межрайонного прокурора Орловской области, заявленного в интересах Вансяцкой Л.С., отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: