Дело №2-1-1131/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2019 г. г. Ливны Орловской области
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Савченковой Н.Н.,
при секретаре Астаховой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Ливенского района Орловской области об обязании назначить пенсию,
установил:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском к администрации Ливенского района Орловской области, в обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в администрацию Ливенского района Орловской области в порядке перевода на высшую муниципальную должность категории «Б»-<данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ его уволили в связи с истечением срока трудового договора (п.2 ст.77 ТК РФ). На момент увольнения стаж муниципальной службы составлял 19 лет 1 месяц. ДД.ММ.ГГГГ ему назначена страховая пенсия по старости. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация Ливенского района отказала ему в назначении пенсии за выслугу лет поскольку на момент освобождения от должности (ДД.ММ.ГГГГ) право на страховую пенсию по старости он не имел, при этом в качестве обоснования приведено Положение о порядке и условиях назначения и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Ливенского района в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№.
Просил признать незаконным данный отказ администрации Ливенского района Орловской области и обязать администрацию Ливенского района Орловской области назначить ему пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель адвокат-Селина Е.С. исковые требования поддержали и настаивали на их удовлетворении по доводам изложенным в иске, уточнив и дополнив их тем, что постановление Ливенского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ (действовавшее на момент увольнения истца) противоречит федеральному и областному законодательству в области муниципальной (гражданской) службы, нарушает принцип соотносимости социальных гарантий данных категорий служащих.
Представитель ответчика администрации Ливенского района Орловской области ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, поскольку право на страховую пенсию ФИО1 приобрел в 2018году, соответственно на момент его обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, действовало решение Ливенского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о порядке и условиях назначения и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащими органов местного самоуправления Ливенского района» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому право на пенсию за выслугу лет у истца не возникло в связи с отсутствием оснований, дающих ему такое право.
Заслушав объяснения сторон, их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Содержание и специфика профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус муниципальных служащих.
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", включающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в круг основных прав муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 11), относит к числу гарантий муниципального служащего его пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 действовавшего до 1 января 2015 года Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Аналогичное правило содержит часть 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенного в действие с 1 января 2015 г.
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами, законами субъектов РФ определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Из материалов дела следует и установлено судом, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ назначен в порядке перевода на высшую муниципальную должность категории «Б» - <данные изъяты>, о чем сделана запись в трудовой книжке за №, уволен ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока трудового договора п.2 ст.77 ТК РФ (л.д.12,13).
Согласно справке о стаже муниципальной службы, на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имел стаж муниципальной службы – 19 лет 1 месяц (л.д.16).
В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Положения "О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в Ливенском районе" утвержденного постановлением Ливенского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№ действовавшей на дату увольнения ФИО1) ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим иные муниципальные должности в Ливенском районе, предусмотренные п. 2 ст. 2 Закона Орловской области "О муниципальной службе в Орловской области", и уволенным с муниципальной службы Ливенского района назначается в связи: ликвидацией или реорганизацией муниципальных органов Ливенского района; сокращением численности аппарата муниципальных органов Ливенского района; выходом на пенсию.
Сторонами не оспаривалось, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена страховая пенсия по старости, ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Ливенского района Орловской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 отказано в назначении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, поскольку на момент освобождения от должности (распоряжение администрации Ливенского района № от ДД.ММ.ГГГГ) право на страховую пенсию по старости он не имел. Данное право возникло ДД.ММ.ГГГГ, то есть после расторжения трудового договора.
В качестве правового обоснования к отказу в назначении пенсии за выслугу лет приведено Положение о порядке и условиях назначения и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Ливенского района, утвержденное решением Ливенского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ ( в редакции решения Ливенского района Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно разделу 2 указанного решения, муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону» О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и при замещении должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по следующим основаниям, а также с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящего раздела: 2)прекращение срочного трудового договора (статья 79 ТК РФ).
Муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного трудового договора в связи с истечением установленного срока полномочий муниципального служащего, замещавшего должность муниципальной службы категории «помощники (советники)»), 3,4,9.3,9.7 пункта 1 настоящего раздела, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9,30-33 Федерального закона «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев (пункт 2 раздела 2).
Муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного трудового договора в связи с истечением установленного срока полномочий муниципального служащего, замещавшего должность муниципальной службы категории «помощники (советники)»), а также муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами 5-8, 9.1, 9.2, 9.4-9.12 пункта 1 настоящего раздела, имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности муниципальной службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев (пункт 3 раздела 2).
Согласно ст.7Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрена взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством: соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих.
Статьей 15 Закона Орловской области от 04.06.2012 N 1350-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области" предусмотрено, что гражданские служащие при увольнении с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий гражданского служащего, замещавшего должность гражданской службы категорий "руководители" или "помощники (советники)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") и непосредственно перед увольнением замещали должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
Реестром должностей муниципальной службы, предусмотренном Законом Орловской области от 09.01.2008 №736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области», категория «руководитель» включает высшие должности, в том числе –заместитель главы местной администрации.
Таким образом, обращаясь в суд с настоящим иском, истец, его представитель настаивали на том, что к спорным правоотношениям не подлежат применению Положения "О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в Ливенском районе" как в редакции 2003 года, так и в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№, поскольку они противоречат региональному и федеральному законодательству, ограничивают в гарантиях на дополнительное пенсионное обеспечение.
Давая оценку указанным доводам истца, его представителя, суд учитывает, что ФИО1 не имел ни на момент увольнения в 2006 году, ни на момент его обращения в 2019 году к ответчику с заявлением о назначении пенсии, оснований для установления ему ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет.
Наличие у ФИО1 стажа муниципальной службы – 19 лет 1 месяц не является бесспорным основанием для назначения ему пенсии за выслугу лет при несоблюдении иных указанных выше требований, поскольку на момент освобождения от должности он не имел права на страховую (трудовую) пенсию.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Доводы представителя истца о несоответствии как пункта 3 раздела 1 Положения «О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии…» от 06.03.2003 №96, так и ныне действующего Положения о порядке и условиях назначения и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Ливенского района, утвержденное решением Ливенского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции решения Ливенского района Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№), положениям областного и федерального законодательства, в том числе в части соотносительности социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих (категория «Руководитель»), суд находит несостоятельными, поскольку правовое регулирование со стороны администрации Ливенского района не является произвольным, принято в рамках компетенции представительного органа местного самоуправления, учитывает соответствующие финансово-экономические возможности муниципального образования.
Применяемое как ранее, так и в настоящее время Положение о доплате к пенсии муниципальных служащих, трансформируемое в пенсию за выслугу лет, не может рассматриваться как снижение уровня правовых гарантий, установленных для муниципальных (гражданских)служащих региональным и федеральным законодательством в области пенсионного обеспечения, поскольку пенсия за выслугу лет является дополнительной, помимо назначаемой на общих основаниях страховой пенсии, в силу чего при изменении условий (критериев) ее назначения, право на получении пенсии в установленном законом случаях не нарушается.
При установленных обстоятельствах, суд полагает, что у ФИО1 отсутствовало как на 2006 год, так и на момент его обращения к ответчику (2019год), право на получение пенсии за выслугу лет, и потому в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска ФИО1 к администрации Ливенского района Орловской области об обязании назначить пенсию, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение будет составлено 26.08.2019.
Судья: