НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ливенского районного суда (Орловская область) от 14.10.2020 № 12-1-65/20

№12-1-65/2020

РЕШЕНИЕ

г. Ливны Орловской области 14 октября 2020 г.

Судья Ливенского районного суда Орловской области Андрюшина Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ТИМ» на постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Орловской области Назарова Р.В. от 07 августа 2020г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Орловской области Назарова Р.В. от 07 августа 2020г. Общество с ограниченной ответственностью «ТИМ» (далее – ООО «ТИМ») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.

ООО «ТИМ» обратилось в Ливенский районный суд Орловской области с жалобой на данное постановление, в обоснование указав, что указанное постановление является незаконным как вследствие отсутствия состава вменяемого административного правонарушения, так и его ввиду того, что назначенное наказание является чрезмерно суровым, не отвечающим целям административного наказания, а также принципам соразмерности и справедливости наказания. На момент проверки в ООО «ТИМ» специальная оценка условий труда не была проведена, в связи с чем, общество не оспаривает наличие своей вины в совершенном правонарушении и его квалификацию по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

03.08.2020 инспектором было составлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 03.08.2020. Копия данного предостережения вручена представителю ООО «ТИМ» по доверенности от 03.07.2020 С. 03.08.2020. В соответствии с предостережением ООО «ТИМ» было предложено: 1. принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований трудового законодательства, содержащихся в ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013г. №426-ФЗ (ред. от 27.12.2019г.) «О специальной оценке условий труда», ст. 212 ТК РФ, в виде проведения специальной оценки труда на рабочем месте; 2. направить уведомление об исполнении настоящего предостережения в Государственную инспекцию труда в Орловской области, <адрес> в срок до 25 сентября 2020г. Вместе с тем, руководствуясь вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 №166, срок для направления ООО «ТИМ»уведомления об исполнении данного предостережения должен составлять не менее 60 дней со дня направления предостережения, то есть не менее, чем до 04 октября 2020г. В связи с чем, указание в предостережении срока до 25 сентября 2020 г. необоснованно и противоречит постановлению Правительства РФ от 10.02.2017 №166. Учитывая вышеизложенное, в целях исполнения предостережения, ООО «ТИМ» проведет необходимые действия по исполнению требований Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ст. 212 ТК РФ, о чем в срок до 04.10.2020 уведомит Государственную инспекцию труда в Орловской области. Полагает, что ООО «ТИМ» могло быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, только в случае неисполнения предостережения главного государственного инспектора труда. В связи с чем, постановление от 07 августа 2020 г. находит преждевременным, в нарушение порядка, установленного разъяснением Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.01.2019. На день его принятия в действиях ООО «ТИМ» отсутствовал состав административного правонарушения.

Назначенное инспектором наказание в виде штрафа на сумму 80000 рублей не отвечает целям административного наказания, а также принципам его соразмерности и справедливости. При назначении наказания ООО «ТИМ» за совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ инспектор не учел имущественное и финансовое положение, не принял во внимание, что ООО «ТИМ» относится к категории субъектов малого предпринимательства. Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «ТИМ» является малым предприятием. На день привлечения к административной ответственности ООО «ТИМ» находится в тяжелом финансовом положении, помимо текущей кредиторской задолженности имеется просроченная задолженность по исполнительным производствам в размере 1185570,46 рублей, что подтверждается открытой информацией банка данных исполнительных производств. В постановлении о назначении административного наказания инспектор указал, что им не установлены обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Однако, при отсутствии обстоятельств, отягчающих наказание, им назначено максимально суровое наказание из предусмотренных санкцией ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. При этом инспектор не указал мотивов, по которым пришел к выводу о необходимости назначения наказания в предельно высоком размере. Также, инспектор не принял во внимание, что ООО «ТИМ» ранее не подвергалось административной ответственности за аналогичное правонарушение.

Считает, что за совершенное административное правонарушение инспектор не вправе был назначать ООО «ТИМ» наказание более суровое, чем предупреждение. Наказание в виде штрафа, да ещё и в предельно установленном размере не соответствует характеру совершенного правонарушения и его последствиям.

Просит отменить постановление от 07 августа 2020 г. главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Назарова Р.В. о назначении административного наказания ООО «ТИМ» и прекратить производство по делу в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, либо изменить указанное постановление и назначить наказание в виде предупреждения.

В судебном заседании представитель ООО «ТИМ» Селина Е.С. жалобу поддержала в полном объеме.

Государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Орловской области Назаров Р.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.

Выслушав стороны, исследовав доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников..

В силу абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, с 03.08.2020 по 03.08.2020 в отношении ООО «ТИМ» проведена проверка, которой установлено, что ООО «ТИМ», являясь юридическим лицом, в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О специальной оценке условий труда», не произвело специальную оценку труда, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 03.08.2020.

Согласно предостережению о недопустимости нарушения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 03 августа 2020 г., в связи с поступлением информации о не проведении специальной оценки труда на рабочем месте в ООО «ТИМ» государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Орловской области Назаровым Р.В., ООО «ТИМ» предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований трудового законодательства, в виде проведения специальной оценки труда на рабочем месте, и направить уведомление об исполнении данного предостережения в срок до 25.09.2020.

Факт совершения ООО «ТИМ» вменяемого административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами, оценка которых произведена должностным лицом Государственной инспекции труда в Орловской области по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности по тем основаниям, что предостережение о недопустимости нарушения требований трудового законодательства было вынесено только 03.08.2020, подлежат отклонению ввиду следующего.

Действительно, в соответствии с Разъяснениями Минтруда России от 16.01.2019 «По вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях микро- и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей» предусмотрен механизм предупреждения нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда, в соответствии с которым работодателю направляется предостережение о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда с установлением срока устранения возможного нарушения.

Данные разъяснения даны в целях устранения добросовестным и ответственным работодателем нарушений без наложения на него предусмотренных Кодексом штрафов.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что ООО «ТИМ» было привлечено к административной ответственности за отсутствие (не проведение) специальной оценки условий труда постановлением от 16.07.2019, 10.07.2019 в адрес юридического лица должностным лицом Государственной инспекции труда в Орловской области было направлено представление о проведении специальной оценки труда в срок до 30.09.2019, то есть работодатель был извещен о необходимости устранения данного нарушения с предоставлением срока для его устранения, вместе с тем до августа 2020г. данное нарушение не было устранено.

Доводы жалобы относительно суровости назначенного ООО «ТИМ» административного наказания в виде административного штрафа отмену или изменение обжалуемого постановления не влекут в связи со следующим.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 указанного Кодекса).

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Назначенное ООО «ТИМ» административное наказание по своему виду и размеру соответствует характеру совершенного правонарушения. При определении ООО «ТИМ» вида и размера административного наказания Государственный инспектор труда в Орловской области верно установил и проанализировал обстоятельства совершения указанным юридическим лицом административного правонарушения, учел характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, и применил административное наказание в виде административного штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

Утверждение заявителя жалобы о том, что имеются основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, нельзя признать состоятельным.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В ходе рассмотрения судом данного административного дела было установлено, что ООО «Тим», ранее (16.07.2019 постановление ) привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, за аналогичное правонарушение. Доводы защитника юридического лица о том, что в отношении ООО «ТИМ» в тот момент вводилась процедура банкротства, обязанности по соблюдению трудового законодательства и факт привлечения за его несоблюдение к административной ответственности не отменяют.

Таким образом, факт принадлежности вышеназванного юридического лица к субъектам малого и среднего предпринимательства не может повлечь изменение оспариваемого постановления, поскольку наличие указанного обстоятельства не является достаточным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ в отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, а именно отсутствия такого обстоятельства как совершение правонарушения впервые, в таком случае возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ТИМ» допущено не было.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Орловской области Назарова Р.В. от 07 августа 2020г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ТИМ» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья: