НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Лискинского районного суда (Воронежская область) от 21.01.2022 № 2-1626/2021

УИД 36RS0020-01-2021-002177-30

Дело № 2-59/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лиски

Воронежская область 21 января 2022 года

Лискинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Ладыкиной Л.А.,

при секретаре судебного заседания Бедной И.В.,

с участием истца Бунина С.И.,

представителя ответчика Государственного Учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области по доверенности Калининой И.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Бунина Сергея Ивановича к Государственному Учреждению- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области о включении периодов в страховой стаж по выбору истца, перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

12.08.2021 Бунин С.И. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении пенсии (л.д. 4-13).

03.10.2021 истец Бунин С.И. обратился в суд с уточненным исковым заявлением к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное), в котором просит период его военной службы по призыву с 01.09.1980 по 27.09.1982 в размере 2 года 27 дней учесть при расчете его пенсии стажем, а не коэффициентами, на основании ч. 10 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Период же ухода за престарелым продолжать при расчете пенсии учитывать коэффициентами (л.д.69).

Согласно иску страховая пенсия по старости была назначена истцу с 24.10.2016 по Федеральному закону от 28.12.2013 г. №400-ФЗ “О страховых пенсиях ” на основании его заявления, поданного в электронном виде через интернет-портал ПФР. При этом электронный бланк этого заявления не предусматривал возможностей указания выбора по учету нестраховых периодов, которые предоставляются застрахованному лицу в части 10 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ “О страховых пенсиях ”. При исчислении его пенсии в октябре 2016 года Пенсионным фондом был выбран вариант учета нестраховых периодов, который давал максимальный размер пенсии, и это был вариант учета периода его военной службы по призыву стажем по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а периода ухода за престарелым коэффициентами по нормам Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ “О страховых пенсиях ”. В этом варианте ИПК давало величину в размере 63,456. В ноябре 2017 года Пенсионный фонд перевел период военной службы по призыву из учета стажем по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях з Российской Федерации" в учет коэффициентами и в этом варианте ИПК давал величину в размере 62,308. Этот перерасчет пенсии в сторону уменьшения Пенсионный фонд объяснил методикой по учету нестраховых периодов, основанной на том, что гражданин имеет право выбрать один из двух вариантов учета нестраховых периодов и далее учитывать по этому варианту все нестраховые периоды (ответ ГУ-УПФР по Лискинскому району Воронежской области № Б-100,102-03/537 от 17.01.2018). Истец не согласен с данной трактовкой закона Пенсионным фондом. Он полагает, что возможность только пакетного выбора, то есть одного выбора для всего пакета не страховых периодов в законе отсутствует. Пенсия исчислена ответчиком не по закону, а по методике ведомства, которая противоречит закону. Это противоречие заключается в том, что в норме, которая дана в части 10 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ “О страховых пенсиях ” изменен порядок слов (слова “они” и “по выбору застрахованного лица” переставлены местами). В соответствии с законом застрахованное лицо имеет право выбора учета нестраховых периодов, но Пенсионный фонд не дает возможность застрахованному лицу воспользоваться этим правом и такой выбор за него делает сам ПФР, накладывая при этом на этот выбор ограничения, не предусмотренные законом в виде слов “все” и “только”. В норме, которая дана в части 10 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ “О страховых пенсиях ”, дается связь между причиной и следствием. Учет нестраховых периодов коэффициентами является следствием выполнения определенных условий. Эти условия - выбор застрахованного лица не учитывать периоды по законам 173-ФЗ, 18-ФЗ, 126-ФЗ, т.е. стажем. В норме закона отказ застрахованного лица от учета периодов стажем - это причина, а учет этих периодов коэффициентами - это следствие. ПФР причину и следствие, которые даны в норме закона, переставляет местами (л.д. 4-13,69,127).

В судебном заседании истец Бунин С.И. поддержал заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить и произвести перерасчет его пенсии со дня, когда им был сделан выбор по варианту учета нестраховых периодов, то есть с 23.12.2020.

Представитель ответчика Государственного Учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области по доверенности Калинина И.Ю. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержала представленное письменное возражение по существу иска (л.д.129-131), согласно которому размер пенсии истца определен с применением п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, как по наиболее выгодному варианту, с учетом: общего трудового стажа до 01.01.2002 - 19 лет 03 месяца 22 дня, за исключением периода военной службы по призыву, так как учтен в баллах; среднемесячного заработка - 211 руб.88коп. за 60 месяцев подряд в период с 01.01.1984 по 31.12.1988, который при отношении к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период (209 руб.22коп.) дает величину - 1,013 (при максимально допустимой - 1,2); страховых взносов за работу после 01.01.2002 в сумме 40032руб.44коп.: периода военной службы по призыву - 3,735 балла и период ухода за престарелым - 17,105. ИПК составляет 62,308 (в том числе, за не страховые периоды - 20,840), соответственно, размер пенсии истца составляет с 01.01.2021г. - . При условии зачета периода прохождения военной службы по призыву с 01.09.1980г. по 27.09.1982г. в общий трудовой стаж, при осуществлении оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002г. в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, и периода ухода за престарелым с 31.01.2004г. по 01.08.2013г. в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2005г. № 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" размер пенсии истца составит . Таким образом, расчет пенсии истцу произведен по наиболее выгодному для пенсионера варианту.

Выслушав доводы истца, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Реализация прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (с 1 января 2015 года) Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Действовавшим до 1 января 2015 года Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер трудовой пенсии по старости, по инвалидности поставлен в зависимость от продолжительности общего трудового стажа и среднемесячного заработка гражданина до 1 января 2002 года и суммы страховых взносов, начисленных и уплаченных работодателем за него в Пенсионный фонд Российской Федерации за все работы, начиная с 1 января 2002 года.

При установлении пенсии во внимание принимаются два вида стажа:

- при определении права на страховую пенсию - страховой стаж по состоянию на дату назначения пенсии;

- при определении размера пенсии - общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 2002 года.

В общий трудовой стаж для исчисления размера трудовой пенсии засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, то есть по 31 декабря 2001 года включительно. После указанной даты во внимание принимается не трудовой стаж как таковой, а суммы произведенных страховых взносов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Согласно статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 12 ч. 1 п.1,6 данного Федерального закона к иным периодам отнесены, в том числе, периоды прохождения военной службы, ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Согласно норме, закрепленной в части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности (периодов страхования) и иных периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

В соответствии с частью 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" иные периоды, имевшие место до 01 января 2015 г., учитываются в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 данной статьи (пенсионными коэффициентами), если по выбору застрахованного лица они не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 31 декабря 2014 г.

Исходя из положений данной нормы граждане имеют право выбора варианта учета иных периодов, имевших место до 01 января 2015 г., при исчислении размера страховой пенсии: либо все иные периоды учитывать только по правилам, действовавшим до 01 января 2015 г. (то есть в соответствии с Федеральными законами от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан"); либо все иные периоды учитывать только по новым правилам исходя из суммы коэффициентов, определенных за каждый календарный год указанных иных периодов в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с пунктом 48 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере. Лицо, обратившееся за установлением пенсии, может указать в заявлении выбранный им для включения (зачета) в страховой стаж период.

Таким образом, по смыслу названных Правил, повторное включение одного и того же периода в страховой стаж дважды исключается, а кроме того данная норма позволяет территориальному органу ПФР при установлении страховой пенсии выбирать наиболее выгодный для гражданина вариант, не истребуя у него какого - либо дополнительного согласия.

Судом установлено, что с 24.10.2016 года в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Бунину С.И. назначена страховая пенсия по старости в размере руб., в том числе фиксированной выплаты в размере руб. (л.д.146).

При проверке пенсионного дела Бунина С.И. в ноябре 2017 г. было выявлено, что неверно был учтен период ухода за престарелым, что привело к необоснованному завышению пенсии (л.д.145).

17.11.2017 размер пенсии Бунина С.И. был приведен в соответствие с действующим законодательством и, согласно пенсионному делу истца после перерасчета страховая пенсия составила руб. (л.д.154).

23.12.2020 Бунин С.И. обратился в Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете его пенсии, указывая, что он делает выбор не учитывать период ухода за престарелым при исчислении размера страховой части пенсии в соответствии с Федеральными законами от 17.02.2001 № 173-ФЗ, от 21.03.2005 № 18-ФЗ, от 04.06.2011 № 126-ФЗ, а по периоду службы в армии, он никакого выбора не делает (л.д.16).

Разрешая спор судом были исследованы оба возможных варианта расчета пенсии истца Бунина С.И. по состоянию на 23.12.2020, то есть на дату обращения им за перерасчетом пенсии.

В случае выбора учета не страховых периодов по новым правилам, исходя из суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год таких периодов в порядке, предусмотренном частями 12-14 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, расчетный размер пенсии составил 931 руб. (0,55%*1,013*1671=931 руб.), где 0,55 – стажевый коэффициент за 19 лет 3 месяца 22 дня общего трудового стажа до 01.01.2002; 1,013 – отношение заработной платы за 1984-1988 гг.;1671 – среднемесячная заработная плата в РФ за период с 01.07. по 30.09.2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий. Расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002 составил 84712,44 руб., а с учетом индексации на 31.12.2014 – 475644,82 руб. Сумма валоризации 90372,52 руб. Учтены страховые взносы за 2002-2014 года в сумме 40032,440 руб. Пенсионный капитал = 606049,78 руб. Размер страховой части пенсии составил -2658,11 руб. Величина ИПК – 62,308. Исходя из данных величин размер пенсии Бунина С.И. на 23.12.2020 составил руб., в том числе фиксированная выплата к страховой пенсии по старости – руб., страховая пенсия - руб.

В случае, если не страховые периоды учитывать по правилам, действовавшим до 01.01.2015 (то есть в соответствие с Федеральными законами от 17.02.2001 № 173-ФЗ, от 21.03.2005 № 18-ФЗ, от 04.06.2011 № 126-ФЗ) период прохождения военной службы по призыву учитывается в общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав заявителя по состоянию на 01.01.2002 по п. 3 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ, а за период ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается возмещение в соответствие с ФЗ от 21.03.2005 № 18-ФЗ. Расчетный размер пенсии составил 931 руб. (0,55%*1,013*1671=931 руб.), где 0,55 – стажевый коэффициент за 21 год 4 месяца 27 дней общего трудового стажа с учетом службы в армии по привызу; 1,013 – отношение заработной платы за 1984-1988 гг.;1671 – среднемесячная заработная плата в РФ за период с 01.07. по 30.09.2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий. Расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002 составил 93814,88 руб., а с учетом индексации на 31.12.2014 – 526753,35 руб. Сумма валоризации 110618,20 руб. Учтены страховые взносы за 2002-2014 года в сумме 40032,440 руб. Период ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, продолжительностью 9 лет 6 месяцев 1 день в соответствии с ФЗ от 21.03.2005 № 18-ФЗ определен с учетом суммы возмещения за не страховой период в сумме 722,23 руб. Пенсионный капитал = 842072,69 руб. Размер страховой части пенсии составил -2658,11 руб. Величина ИПК – 57,618. Исходя из данных величин размер пенсии на 23.12.2020 составил бы при данном варианте расчета руб., в том числе фиксированная выплата к страховой пенсии по старости – руб., страховая пенсия - руб. (л.д.142-144).

Таким образом, учет не страховых периодов, исходя из суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год таких периодов в порядке, предусмотренном частями 12-14 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, вариант наиболее выгодный для истца, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности произвести требуемый перерасчет пенсии не имеется.

Действия же ответчика при обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) истцу и расчете пенсии истца с 24.10.2016 года в соответствие с действующим законодательством не противоречат положениям ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в силу которой, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при перерасчете размера страховой пенсии производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Возможности учета части не страховых периодов по новым правилам (ч.12-14 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ), а части из них по правилам, действовавшим до 01.01.2015 (то есть в соответствие с Федеральными законами от 17.02.2001 № 173-ФЗ, от 21.03.2005 № 18-ФЗ, от 04.06.2011 № 126-ФЗ), действующее пенсионное законодательство не предусматривает.

Доводы истца Бунина С.И. об ином порядке подсчета пенсии, стажа и учете не страховых периодов основаны на субъективном понимании указанных выше в решении суда норм права.

Учитывая вышеизложенное, заявленные Буниным С.И. исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Бунина Сергея Ивановича к Государственному Учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области о включении периодов в страховой стаж по выбору истца, перерасчете пенсии отказать.

Копию решения направить сторонам не позднее пяти дней после составления решения суда.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Лискинский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Ладыкина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.01.2022.

УИД 36RS0020-01-2021-002177-30

Дело № 2-59/2022