УИД № 36RS0020-01-2022-001729-32
№2а-1180/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски 01 сентября 2022 г.
Лискинский районный суд Воронежской области в составе
председательствующего судьи Поляковой Ю.С.,
рассмотрев в помещении суда в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №14 по Воронежской области к Ереп Татьяне Юрьевне (ИНН № о взыскании за счет ее имущества задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, по единому налогу на вмененный доход, налога на имущество физических лиц, земельного налога, налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, пени,
УСТАНОВИЛ:
19 июля 2022 г. в Лискинский районный суд Воронежской области поступило административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области к Ереп Татьяне Юрьевне (ИНН №) о взыскании за счет ее имущества задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г.: за 2020 г. налог в размере 2741 рубль 10 копеек и пени в размере 6 рублей 53 копейки за период с 01 января 2021 г. по 11 января 2021 г., на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г.): за 2020 г. налог в размере 10526 рублей 54 копейки и пени в размере 23 рубля 49 копеек за период с 01 января 2021 г. по 11 января 2021 г, по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности: налог за 2018 г. в размере 3284 рубля, пеня в размере 10 рублей 18 копеек за периоды с 26 января 2019 г. по 06 февраля 2019 г., налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемого в бюджеты муниципальных районов – налога за 2020 г. в размере 6945 рублей 07 копеек, пени в размере 82 рубля 83 копейки за период со 02 апреля 2021 г. по 15 июня 2021 г., налога на имущество физических ли, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений - налога за 2019 г. в размере 829 рублей и пени в размере 24 рубля 64 копейки за период со 02 декабря 2020 г. по 17 июня 2021 г., налога на имущество физических ли, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений - пеня в размере 3 рубля 33 копейки за период со 02 декабря 2020 г. по 17 июня 2021 г., земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений – налога в размере 223 рубля за 2019 г. и пени в размере 6 рублей 63 копейки за период со 02 декабря 2020 г. по 17 июня 2021 г., земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений – налога в размере 227 рублей за 2019 г. и пени в размере 6 рублей 74 копейки за период со 02 декабря 2020 г. по 17 июня 2021 г., а всего на общую сумму 24940 рублей 08 копеек. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Ереп Т.Ю. до 20 октября 2021 г. являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов на ОПС и ОМС, однако, прекратив свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, административный ответчик не уплатил в установленные законом сроки страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование в добровольном порядке, в том числе после выставления ему требований об их уплате, также ответчик не уплатила единый налог на вмененный доход, также к ней применялась патентная система налогообложения, однако, прекратив деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, Ереп Т.Ю. не уплатила налог, а также ответчик не исполнила свою обязанность по уплате имущественного налога в связи с зарегистрированным за ней имуществом, и земельного налога и в связи с этим в адрес должника направлялись требования об уплате задолженности в установленный срок, но административный ответчик в установленный срок не уплатила в бюджет сумму задолженности, в связи с чем мировому судье судебного участка №2 Лискинского района Воронежской области было направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени в сумме 24940 рублей 08 копеек, однако мировой судья судебного участка №2 в Лискинском судебном районе Воронежской области вынес 06 апреля 2022 г. определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа виду отсутствия признаков бесспорности требования, при этом административным ответчиком не оплачена сумма недоимки до настоящего времени, в связи с чем административный истец и обратился в суд с настоящим административным иском (л.д. 4-6).
Одновременно административный истец просил восстановить в рамках ст. 48 НК РФ, п. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный срок для подачи административного иска в связи со сбоем программного обеспечения и несвоевременным формированием заявления о вынесении в отношении Ереп Т.Ю. судебного приказа.
Представитель административного истца – начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области Щеглов А.А., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области, исковые требования поддержал в полном объеме (л.д. 40).
Административный ответчик Ереп Т.Ю., надлежащим образом извещенная по месту регистрации о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила, конверт с адресованной ей судебной корреспонденцией возвратился в суд за истечением срока хранения (л.д. 41, 42).
Стороны, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не известили, не просили об отложении рассмотрения дела. С учетом того, что у них имелась возможность дачи объяснений, представления в судебное заседание письменных доказательств, суд перешел к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства на основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела в порядке упрощенного(письменного) производства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Ст. 45 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика по осуществлению самостоятельной уплаты налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, при этом обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке и сроки, установленные ст. ст. 69 и 70 НК РФ.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В ч. 3 ст. 420 НК РФ указано, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 НК РФ.
В силу п.п. 1, 5 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года, 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4590 рублей за расчетный период 2017 года, 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Согласно п.п. 1, 2, 5 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
При прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя последним налоговым (расчетным) периодом для такого индивидуального предпринимателя в силу абз. 4 п. 3.5 ст. 55 НК РФ является период времени с начала календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Согласно п. 2 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Судом установлено и подтверждается выпиской из ЕГРИП, что с 15 октября 2018 г. Ереп Т.Ю. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности – торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией, и 20 октября 2021 г. она прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения (л.д. 9-10).
Из этого следует, что административный ответчик Ереп Т.Ю. должна была самостоятельно исчислить и уплатить страховые взносы за 2020 г. до 31 декабря 2020 г., доказательств этого суду не представлено, поэтому суд приходит к выводу, что взносы в установленный законом срок не уплачены. По указанным мотивам налоговая инспекция в соответствии с ч. 2 ст. 432 НК РФ обоснованно определила ответчику суммы этих взносов, направив налогоплательщику почтовым отправлением и по электронной почте в личном кабинете налогоплательщика требование № 95 от 16 января 2021 г. об уплате недоимки по взносам на ОПС, начиная с 2017 г. в сумме 16089 рублей 24 копейкик и ОМС на сумму 4189 рублей 62 копейки, а также пени - на общую сумму 31 рубль 60 копеек. Срок исполнения требования был указан - до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18), и вручено оно ответчику было ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
В силу п.п. 1, 3, 4, 5 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, и за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В приложении к исковому заявлению расчет пени по взносам на обязательное медицинское страхование и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование произведен в соответствии с требованиями указанных норм закона и установленных по делу обстоятельств (л.д.19).
В соответствии со ст. 346.28 НК РФ налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно положениям п. 1 ст. 346.32 НК РФ уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ.
Административный ответчик являлась плательщиком единого налога на вмененный доход. Налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ).
Налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал (346.30 НК РФ). Ставка единого налога на вмененный доход устанавливается в размере 15 % величины вмененного дохода (346.31 НК РФ).
По результатам камеральной налоговой проверки в рамках ст.88 НК РФ было выявлено, что индивидуальный предприниматель Зайчиков В.Н. не исполнила свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации в налоговый орган. Пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета (ведения деятельности) в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Согласно п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством сроки. Налоговые декларации по итогам налогового периода плательщики ЕНВД представляют в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Если соответствующая дата приходится на выходной и (или) не рабочий праздничный день, то последним днем представления декларации является ближайший следующий за этим днем рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 346.32 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. Первичная налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2018 г. по сроку представления 20 января 2019 г. представлена налогоплательщиком 21 января 2019 г. (л.д. 11-14), однако сумма налога до ее представления не уплачена
Доказательств уплаты налога ответчик не представила, поэтому суд считает, что он не уплачен.
Истец направил ответчику требование №18329 от 07 февраля 2019 г. об уплате единого налога на вмененный доход - 3284 рубля и пени в размере 10 рублей 18 копеек, где указан срок исполнения - до 13 марта 2019 г. (л.д. 15), и оно было вручено налогоплательщику 11 марта 2019 г. (л.д. 20).
В силу п. 2 ст. 346.11 НК РФ патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, за исключением видов деятельности, установленных п. 6 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 346.47 объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 346.48 налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с настоящей главой, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации.
Налоговым периодом признается календарный год.
В силу ст. 346.50 налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
В ст. 346.51 указано, что налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее календарного года налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней срока, на который выдан патент. В случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента сумма налога пересчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней, в течение которых индивидуальным предпринимателем применялась патентная система налогообложения.
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется (ст. 346.52 НК РФ)
В соответствии с п.п. 6, 8 ст. 346.45 НК РФ налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения (на упрощенную систему налогообложения, на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в случае применения налогоплательщиком соответствующего режима налогообложения) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае:
1) если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн. рублей;
2) если в течение налогового периода налогоплательщиком было допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 5 и 6 статьи 346.43 настоящего Кодекса.
Индивидуальный предприниматель обязан заявить в налоговый орган об утрате права на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, или о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, в течение 10 календарных дней со дня наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на применение патентной системы налогообложения, или со дня прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения.
На основании расчета по патенту административный ответчик Ереп Т.Ю. должна была уплатить стоимость патента в размер 7000 рублей, однако сумма налога ею не уплачена
Доказательств уплаты налога ответчик не представила, поэтому суд считает, что он не уплачен.
Истец направил ответчику требование №16999 от 16 июня 2021 г. об уплате налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, - 7000 рублей и пени в размере 84 рубля 81 копейка, где указан срок исполнения - до 28 июня 2021 г. (л.д. 21), и оно было вручено налогоплательщику 23 июня 2021 г. (л.д. 23). В приложении к исковому заявлению расчет пени произведен в соответствии с требованиями указанных норм закона и установленных по делу обстоятельств (л.д. 22).
Согласно ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
В силу ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ч. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 НК РФ.
В силу ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
На основании ч. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 ст. 406 НК РФ.
В силу ч.ч. 1,2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно сведениям об имуществе налогоплательщика ответчик Ереп Т.Ю. имеет на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 452687 рублей и квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 198508 рублей.
Согласно ч.ч. 1, 2, 5 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В ч. 1 ст. 389 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу ч. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В ч. 4 ст. 85 НК РФ говорится о том, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно сведениям об имуществе налогоплательщика ответчик Ереп Т.Ю. имеет на праве собственности земельные участки по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 110461 рубль и на праве долевой собственности – 30/206 долей по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 598861 рубль, с которых она обязана уплачивать земельный налог.
Являясь лицом, на которое зарегистрированы недвижимое имущество, земельный участок, административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога и обязана производить оплату налога в установленные законом сроки, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ФИО2 был произведен расчет имущественного налога за 2019 год по указанному выше жилому дому в сумме 829 рублей и установленной органом местного самоуправления налоговой ставки 0,20%, срока владения 12 месяцев и по квартире на сумму 112 рублей и установленной органом местного самоуправления налоговой ставки 0,08%, срока владения 12 месяцев; также произведен расчет земельного налога за 2019 год по объекту, расположенному по адресу: адресу: <адрес>, в сумме 223 рубля и установленной органом местного самоуправления налоговой ставки 0,30 %, срока владения 12 месяцев, и по объекту, расположенному по адресу <адрес>, на сумму 227 рублей в установленной органом местного самоуправления налоговой ставки 0,26%, срока владения 12 месяцев (л.д. 29), а всего на общую сумму 1391 рубль со сроком уплаты по 01 декабря 2020 г.
Доказательств уплаты налога до указанной даты в полном объеме ответчик не представила, поэтому суд считает, что налог не уплачен.
В связи с этим административному ответчику было направлено требование №44431 от 18 июня 2021 г. об уплате пени по имущественному налогу и земельному налогу на общую сумму 1391 рубль и пени на сумму 41 рубль 34 копейки и предложено погасить задолженность в срок до 17 ноября 2021 г. (л.д. 24-25). Ответчик доказательств исполнения требования налогового органа о погашении задолженности в полном объеме не представила, поэтому задолженность по имущественному, транспортному и земельному налогу судом установлена. Размер пени подтверждается расчетом (л.д. 26-27).
Сроки для обращения налогового органа в суд установлены статьей 48 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ) было предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п.2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ), которым было установлено, что если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 п.2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ).
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица - заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Таким образом, ст. 48 НК РФ установлен 6-месячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Из анализа взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 ст. 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен, и юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа.
Следовательно, принимая во внимание положения ст. 6.1 НК РФ и то что, общая сумма по самому раннему требованию №18329 от 07 февраля 2019 г. об уплате единого налога на вмененный доход (3284 рубля + 10 рублей 18 копеек), превышает 3000 рублей, то в данном случае предельный срок обращения к мировому судье для вынесения судебного приказа по взысканию недоимки по ЕНВД по указанному требованию истек 13 сентября 2019 г., поэтому с заявлением о вынесении судебного приказа следовало обратиться до 13 сентября 2019 г.
30 марта 2022 г. административный истец подал заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Ереп Т.Ю. страховых взносов на ОПС и ОМС, задолженности по единому налогу на вмененный доход, налога на имущество физических лиц, земельного налога, налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, пени на общую сумму 24940 рублей 08 копеек. Определением мирового судьи судебного участка №2 в Лискинском судебном районе Воронежской области от 06 апреля 2022 г. в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано, поскольку требования не являются бесспорными. Из этого следует, что истец существенно пропустил срок на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа по всем требованиям. С иском в районный суд истец обратился согласно штампу на почтовом конверте 18 июля 2022 г. (л.д. 34), и в ходатайстве истец просит восстановить ему пропущенный по уважительной причине срок в связи со сбоем в компьютерной программе.
Поскольку нормы КАС РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, следовательно, право оценки этих причин принадлежит суду, рассматривающему соответствующее ходатайство. При этом сами причины должен указать заявитель. По смыслу закона не могут рассматриваться в качестве таких уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче иска, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с административным иском с пропуском установленного срока.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Довод административного истца о том, что причиной пропуска срока явился сбой программы, суд находит несостоятельным, поскольку налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и своевременность подачи административного искового заявления зависит исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Принимая во внимание, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, сбой программного обеспечения не является причиной объективного характера, препятствовавшей или исключавшей реализацию ею права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Ссылку административного истца на сбой программного обеспечения «АИС-Налог-3» суд не может расценивать как уважительную причину пропуска срока обращения в суд.
Каких-либо доказательств наличия указанной налоговым органом технической проблемы суду не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о наличии иных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено.
По указанным мотивам в соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ суд приходит к выводу, что срок предъявления иска пропущен по неуважительной причине, восстановлению не подлежит, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, 95, 138 КАС, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России №14 по Воронежской области к Ереп Татьяне Юрьевне (ИНН №) о взыскании за счет ее имущества задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, по единому налогу на вмененный доход, налога на имущество физических лиц, земельного налога, налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, пени, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Лискинский районный суд Воронежской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ю.С. Полякова