НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Липецкого районного суда (Липецкая область) от 27.07.2020 № 2А-1199/20

Дело № 2а-1199/2020

УИД 48RS0005-01-2020-001251-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2020г. г. Липецк

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Риффель В.В.,

при секретаре Швецовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Липецкого района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия, о понуждении к осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения,

установил:

Прокурор Липецкого района Липецкой области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия, о понуждении к осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, мотивируя тем, что прокуратурой Липецкого района по заданию прокуратуры Липецкой области проведена проверка по обращению заместителя руководителя Верхне- Донского управления Ростехнадзора Долматова В.А. о неисполнении администрацией сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет безопасности гидротехнического сооружения. Установлено, что в собственности администрации сельского поселения находится гидротехническое сооружение (далее - ГТС): ГТС пруда на балке Крутой Лог юго-восточнее с. Кузьминские Отвержки. По результатам прокурорской проверки выяснилось, что администрацией сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет не соблюдены требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, а именно: преддекларационное обследование ГТС до настоящего времени не проведено; расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС, до настоящего времени не произведен и не согласован. Администрацией сельского поселения, меры, по устранению нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений до настоящего времени не приняты, что подтверждается информацией администрации сельского поселения от 27.05.2020. Указанные нарушения послужили основанием для вручения предписания 16.01.2020 Верхне-Донским управлением Ростехнадзора администрации сельского поселения, которым предписывалось до 27.03.2020 устранить указанные нарушения. Однако, прокурорская проверка показала, что предписание Ростехнадзора не исполнялось, нарушения не устранены до настоящего времени. При таких обстоятельствах администрацией сельского поселения нарушаются требования ст. ст. 8, 9, 10 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», что может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации, создает опасность причинения вреда здоровью граждан, проживающих на территории, граничащей с ГТС, а также причинению ущерба окружающей среде. Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в части непринятии мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения ГТС пруда на балке Крутой Лог юго-восточнее с. Кузьминские Отвержки Липецкого района. Обязать администрацию сельского поселения Кузьмино- Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу осуществить следующие мероприятия: провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения: ГТС пруда на балке Крутой Лог; составить акт преддекларационного обследования ГТС; провести расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пруда на балансе Крутой Лог и согласовать его с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области.

Представитель административного истца помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Ширяева А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылалась на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Верхне-Донского Управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав помощника прокурора Липецкого района Липецкой области Ширяеву А.В., исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельских поселений, в числе прочих, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона №117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований, в том числе: представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона №117-ФЗ собственники гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация, среди прочего, обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В силу ст. 9 Федерального закона №117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 10 Федерального закона №117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Как следует из п. 4, 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 №1303, декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.

Пунктом 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876, устанавливается обязанность владельцев ГТС по проведению расчета размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС и его согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Судом установлено, что администрации сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области на праве собственности принадлежит гидротехническое сооружение – плотина общей площадью 9541 кв.м. с КН 48:00:0000000:229, расположенное на территории сельского поселения юго-восточнее с. Кузьминские Отвержки, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 27.05.2019.

В январе 2020 года Верхне-Донским управлением Ростехнадзора была проведена плановая проверка в отношении собственника гидротехнического сооружения (ГТС) администрации сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области на предмет соблюдения требований законодательства в области безопасности ГТС на балке Крутой Лог на юго-восток от с. Кузьминские-Отвержки Липецкого района Липецкой области.

В ходе проведенной проверки выяснилось, что администрацией сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области не соблюдены требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, а именно: не проведено преддекларационное обследование, отсутствует акт преддекларационного обследования ГТС; провести расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 15 декабря 2009 года №411 «Об утверждении формы акта преддекларационного обследования гидротехнических сооружений», не разработан и не согласован с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.

По итогам проверки Верхне-Донским управлением Ростехнадзора собственнику ГТС- администрации сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области было выдано предписание от 16.01.2020 №Л5/247-3930, а именно: разработать и согласовать с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; провести преддекларационное обследование ГТС в срок до 27.03.2020. Однако, в указанный срок данное предписание администрацией сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области не было исполнено.

Прокуратурой Липецкого района по заданию прокуратуры Липецкой области проведена проверка по обращению заместителя руководителя Верхне- Донского управления Ростехнадзора Долматова В.А. о неисполнении администрацией сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области безопасности гидротехнического сооружения.

Прокурорская проверка показала, что предписание Верхне-Донского Управления Ростехнадзора от 16.01.2020 административным ответчиком не исполнялось, указанные в предписании нарушения не устранены до настоящего времени.

При таких обстоятельствах администрацией сельского поселения нарушаются требования ст. ст. 8, 9, 10 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», что может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации, создает опасность причинения вреда здоровью граждан, проживающих на территории, граничащей с ГТС, а также причинению ущерба окружающей среде.

В связи с чем, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в части непринятия мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения (ГТС) пруда на балке Крутой Лог юго –восточнее с. Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области и обязать данную администрацию сельского поселения провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения: ГТС пруда на балке Крутой Лог; составить акт преддекларационного обследования ГТС; провести расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пруда на балансе Крутой Лог и согласовать его с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, установив срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в части непринятия мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения (ГТС) пруда на балке Крутой Лог юго –восточнее с. Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области.

Обязать администрацию сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области осуществить следующие мероприятия: провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения: ГТС пруда на балке Крутой Лог; составить акт преддекларационного обследования ГТС; провести расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пруда на балансе Крутой Лог и согласовать его с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд Липецкой области в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.В. Риффель

Мотивированное решение изготовлено: 03.08.2020г.