Дело № 2-1073/2022
УИД 48RS0005-01-2022-000985-43
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Мартышовой С.Ю.,
с участием помощника прокурора Липецкого района Ширяевой А.В.,
при секретаре Васильевой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и государства, к администрации сельского поселения Введенский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении к определенным действиям,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Липецкого района Липецкой области, действующий в интересах неопределенного круга лиц и государства, обратился в Липецкий районный суд Липецкой области с исковым заявлением к администрации сельского поселения Введенский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении к определенным действиям, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка по вопросу эксплуатации в с. Ильино Липецкого района объекта повышенной опасности, в отношении которого существует риск возникновения аварийных ситуаций. Проверкой установлено, что в период с 2013 по 2014 гг. ИП ФИО2 осуществлял строительство коттеджного поселка в районе . Для строительства газопровода для газоснабжения коттеджного поселка в количестве 150 домов по указанному адресному ориентиру между индивидуальным предпринимателем и администрацией Липецкого района заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№. В 2014 году осуществлено строительство коттеджного поселка, расположенного по адресу: . Указанная система газоснабжения введена в эксплуатацию на основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ№. Система газоснабжения, общей протяженностью 3305.0 м.п., в с. Ильино включает в себя газопровод высокого давления (160 м.п.), газопровод среднего давления (10 м.п.), газопроводы низкого давления (3135 м.). Газоснабжение 150 земельных участков, часть из которых застроена объектами недвижимости (индивидуальные жилые дома), осуществляется посредством транспортировки газа по построенным газопроводам. Вместе с тем, техническая документация на сеть газоснабжения не оформлена, постановка объектов на государственный кадастровый учет и регистрация прав собственности ИП ФИО2 не осуществлены. С 2018 года по настоящее время страхование ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не осуществляется, с 2020 года договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования, а также на аварийно-диспетчерское обслуживание сетей газораспределения и газопотребления не заключены. Согласно объяснениям ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ построенная система газоснабжения в с. Ильино указанным лицом не используется, не эксплуатируется и не обслуживается, от права собственности на объект индивидуальный предприниматель отказался. Так, отсутствие собственника системы газоснабжения влечет невозможность исполнения обязанности по выполнению комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии. Со стороны администрации сельского поселения меры по обеспечению постановки системы газоснабжения на учет как бесхозяйного имущества не приняты. Бездействие администрации сельского поселения по оформлению в собственность бесхозяйной системы газоснабжения и реализации необходимых мероприятий не отвечает таким принципам противодействия терроризму, как приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, поскольку непринятие мер по проведению всех необходимых мероприятий по обслуживанию газопроводов и обеспечению их соответствия предъявляемым законодательством требованиям может способствовать совершению террористических актов, облегчать совершение противоправных действий, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения. Отсутствие у газопровода собственника негативно влияет на надежность и качество оказываемых населению коммунальных услуг, создает угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу, угрозу возникновения аварийных ситуаций (взрывов объектов газоснабжения, срыв отопительного сезона на отдельных территориях сельского поселения), которые могут привести к необратимым, негативным последствиям и иным нарушениям прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с чем, просил обязать администрацию сельского поселения Введенский сельсовет Липецкого муниципального района подать заявление о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а также принять меры по оформлению в собственность системы газоснабжения, расположенной по адресу: , включающей в себя газопровод высокого давления (160 м.п.), газопровод среднего давления (10 м.п.), газопровод низкого давления (3135 м.)
В судебном заседании помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Ширяева А.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в иске. С учетом необходимых временных затрат для подготовки документации для постановке на учет бесхозяйственного имущества полагала возможным установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с даты его вступления.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Введенский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщил, возражений (отзыва) относительно исковых требований не представил.
Руководствуясь положениями статьями 167, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения помощника прокурора Липецкого района Липецкой области, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из положений пункта 4 статьи 27 и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации электроснабжения населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не
предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территориях которого они находятся.
В силу пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе органа местного самоуправления сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В п. 2 Правил охраны систем газоснабжения, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 24.09.1992, указано, что под системами газоснабжения понимаются газорегуляторные отдельно стоящие пункты, шкафные регуляторные установки, дворовые групповые резервуарные установки сжиженного газа, межпоселковые, уличные, внутриквартальные, дворовые подземные и надземные газопроводы (именуемые ’в дальнейшем наружные газопроводы), установки защиты газопроводов от электрохимической коррозии и другие сооружения на газопроводах.
Ответственность за сохранность систем газоснабжения возложена на предприятия (организации), в собственности или оперативном управлении которых они находятся.
В силу п. 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, газопровод представляет собой конструкцию, состоящую из соединенных между собой труб, предназначенных для транспортирования природного газа.
Согласно подп. «а» п. 1 приложения № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты, на которых транспортируются воспламеняющиеся вещества, в том числе газ, отнесены законом к категории опасных производственных объектов.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» именно организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты; создает запасы материально-технических и иных средств; осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий. Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.
В силу п.п. 3, 4, 7.1, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, организация газоснабжения, участия в профилактике терроризма, а также участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах территории сельского поселения.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что прокуратурой Липецкого района проведена проверка по вопросу эксплуатации в с. Ильино Липецкого района объекта повышенной опасности, в отношении которого существует риск возникновения аварийных ситуаций.
В ходе проверки установлено, что в период с 2013 по 2014 гг. ИП ФИО2 осуществлял строительство коттеджного поселка в районе .
Для строительства газопровода для газоснабжения коттеджного поселка в количестве 150 домов по указанному адресному ориентиру между индивидуальным предпринимателем и администрацией Липецкого района заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№.
В 2014 году осуществлено строительство коттеджного поселка, расположенного по адресу: .
Указанная система газоснабжения введена в эксплуатацию на основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Система газоснабжения, общей протяженностью 3305.0 м.п., в с. Ильино включает в себя газопровод высокого давления (160 м.п.), газопровод среднего давления (10 м.п.), газопроводы низкого давления (3135 м.).
Газоснабжение 150 земельных участков, часть из которых застроена объектами недвижимости (индивидуальные жилые дома), осуществляется посредством транспортировки газа по построенным газопроводам. Техническая документация на сеть газоснабжения не оформлена, постановка объектов на государственный кадастровый учет и регистрация прав собственности ИП ФИО2 не осуществлены.
С 2018 года по настоящее время страхование ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не осуществляется, с 2020 года договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования, а также на аварийно-диспетчерское обслуживание сетей газораспределения и газопотребления не заключены.
Согласно объяснениям ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ построенная система газоснабжения в с. Ильино указанным лицом не используется, не эксплуатируется и не обслуживается, от права собственности на объект индивидуальный предприниматель отказался.
Регистрация права на объект системы газоснабжения, расположенной по адресу: , включающей в себя газопровод высокого давления (160 м.п.), газопровод среднего давления (10 м.п.), газопровод низкого давления (3135 м.) не производилась, объект системы газоснабжения является бесхозяйным, в реестре муниципальной собственности не значится.
Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозную систему газоснабжения, расположенную по адресу: , включающую в себя газопровод высокого давления (160 м.п.), газопровод среднего давления (10 м.п.), газопровод низкого давления (3135 м.), негативно влияет на надежность и качество оказываемых населению коммунальных услуг, создает угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу, угрозу возникновения аварийных ситуаций (взрывов объектов газоснабжения, срыв отопительного сезона на отдельных территориях сельского поселения), которые могут привести к необратимым, негативным последствиям и иным нарушениям прав и законных интересов неопределенного круга лиц
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличие у администрации сельского поселения Введенский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области обязанности по обращению с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно: системы газоснабжения, расположенной по адресу: , включающую в себя газопровод высокого давления (160 м.п.), газопровод среднего давления (10 м.п.), газопровод низкого давления (3135 м.)
Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства, ответчиком не представлено, тогда как в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования прокурора Липецкого района Липецкой области законны обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд соглашается с позицией прокурора и полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу. Указанный срок устанавливается судом с учетом обеспечения реального исполнения судебного постановления.
На основании части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с закрепленным в части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд рассмотрел гражданское дело в рамках заявленных исковых требований по представленным доказательствам.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию сельского поселения Введенский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - системы газоснабжения, расположенной по адресу: , включающей в себя газопровод высокого давления (160 м.п.), газопровод среднего давления (10 м.п.), газопровод низкого давления (3135 м.).
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд Липецкой области.
Судья С.Ю. Мартышова
Заочное решение в окончательной форме изготовлено 25.07.2022.