НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Липецкого районного суда (Липецкая область) от 20.04.2018 № 2-402/18

Дело № 2-402/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2018 г. г.Липецк

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Мартышовой С.Ю.,

с участием помощника прокурора Липецкого района Липецкой области Юрицыной А.Ю.,

при секретаре Корабельниковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Липецкого района Липецкой области в интересах Российской Федерации, Липецкой области к ИП Малогиной И.В. о взыскании израсходованной по нецелевому назначению субсидии на оборудование рабочего места для незанятых инвалидов,

установил:

Прокурор Липецкого района Липецкой области, действуя в интересах Российской Федерации, Липецкой области обратился с иском к ИП Малогиной И.В. о взыскании израсходованной по нецелевому назначению субсидии на оборудование рабочего места для незанятых инвалидов с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), указав, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, были выявлены нарушения закона. ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Малогина И.В. утвердила проект по оснащению одного специального рабочего места для трудоустройства безработного инвалида по специальности «портной» в рамках государственной программы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области». Согласно проекту для оснащения рабочего места незанятого инвалида требуется приобрести следующее: пром. швейная машина стоимостью 12549,87 руб., сервомотор - 8867,21 руб., стол - 4318,24 руб., бытовой Коверлог - 33500,00 руб., парогенератор+активная доска - 34199,05 руб. Для оснащения данного рабочего места планировалось использование субсидии в размере 72 690, 00 руб. Данный проект был представлен в ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения» для получения субсидии на оснащение рабочего места для незанятого инвалида. ДД.ММ.ГГГГ между областным казенным учреждением «Липецкий районный центр занятости населения» и ИП Малогиной И.В. заключен договор на оснащение рабочего места для незанятого инвалида. По условиям договора ИП Малогина И.В. обязалась оснастить 1 постоянное рабочее место по профессии «портной» для трудоустройства незанятого инвалида, осуществить прием незанятого инвалида по направлению Центра занятости на постоянное рабочее место, заключить с работником трудовой договор на неопределенный срок в соответствии с действующим законодательством, обеспечить целевое использование представленных денежных средств. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ИП Малогина И.В. приняла на работу на должность «портной» Кужарову Л.А. - инвалида <данные изъяты> группы по общему заболеванию. ДД.ММ.ГГГГ ИП Малогина И.В. обратилась в ОКУ «Липецкий районный ЦЗН» с заявлением о выделении субсидии в размере 72 690,00 руб. для оснащения одного специального рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида по профессии «портной» с приложением документов, подтверждающих расходы на приобретение вышеуказанного оборудования. Приказом Управления труда и занятости Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ финансово-бухгалтерскому отделу поручено произвести перечисление денежных средств ИП Малогиной И.В. на возмещение затрат, связанных с оснащением рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида в сумме 72 690,00 руб. за счет средств областного бюджета. Платежным поручением УФК по Липецкой области на расчетный счет ИП Малогиной И.В. перечислены денежные средства в размере 72 690,00 руб. на возмещение затрат по трудоустройству незанятого инвалида. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида Кужаровой Л.А., ей установлена <данные изъяты> группа инвалидности по общему заболеванию и <данные изъяты> степень ограничения к трудовой деятельности. Кужаровой Л.А. «противопоказаны вредные или опасные условия труда по тяжести, <данные изъяты> класс; доступны комфортные или благоприятные условия труда по тяжести, <данные изъяты> класс». В индивидуальной программе реабилитации Кужаровой Л.А. указан прогнозируемый результат: создание специального рабочего места. Приобретая вышеуказанное оборудование, работодатель ИП Малогина И.В. специальное рабочее место для инвалида не создавал. Фактически приобретены рабочее оборудование, не имеющие каких-либо специальных приспособлений, требующихся для адаптации рабочего места инвалида. Затраты, понесенные работодателем в связи с созданием рабочего места, если при этом отсутствовало дополнительное техническое оснащение и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида нельзя отнести к расходам по созданию специального рабочего места для инвалида, в связи с чем они не подлежат возмещению за счет средств субсидии. В связи с чем, просил взыскать с ИП Малогиной И.В. в доход бюджета Липецкой области израсходованную по нецелевому назначению субсидию на оборудование (оснащение) рабочих мест для незанятых инвалидов в размере 72 690,00 руб. путем перечисления денежных средств на счет УФК по Липецкой области (Управление труда и занятости Липецкой области).

Протокольным определением суда от 01.03.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены управление труда и занятости Липецкой области и ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения».

Протокольным определением суда от 21.03.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Кужарова Л.А.

В судебном заседании помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Юрицына А.Ю. заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске и просила их удовлетворить.

Ответчик ИП Малогина И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что ею были выполнены условия для предоставления субсидии в соответствии с Законом Липецкой области от 18.12.2014 №348-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», а именно, заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на оснащение рабочего места для незанятого инвалида с ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения», оснащено рабочее место по профессии «портной», на оснащенное место трудоустроен: незанятый инвалид Кужарова Л.А., которая имела образование «портной» и стаж работы по данной профессии, что полностью удовлетворяло требованиям работодателя. По состоянию здоровья и в соответствии с требованиями индивидуальной программы реабилитации инвалида Кужарова Л.А., имея <данные изъяты> группу инвалидности, в соответствии с рекомендациями Медико-социальной экспертизы о противопоказаниях и доступных условиях труда может выполнять работу с уменьшением объема, работы и при комфортных и благоприятных условиях труда. Данные требования были учтены при организации труда инвалида. Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ Кужаровой Л.А. были установлены 5-ти дневная рабочая неделя с 2-мя выходными, рабочий день-с 08.00 до 15.00, ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 30 календарных дней, также, с согласия работодателя, предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы. Кроме того, было оснащено рабочее место необходимым оборудованием, которое использовалось Кужаровой Л.А. для выполнения своих трудовых функций: швейной машиной с бесшумным сервомотором, парогенератор с активной доской, бытовой коверлог, что само собой подразумевает, избавление инвалида-работника от дополнительных шумовых и силовых нагрузок и передвижений по помещению при выполнении работ. Приобретенное оборудование соответствовало рабочему месту «портной», а условия труда соответствовали рекомендациям индивидуальной программы реабилитации инвалида. Все условия с ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения», на оснащение рабочего места для незанятого инвалида, и предоставления субсидии были выполнены.

Представитель третьего лица Управления труда и занятости Липецкой области по доверенности Татьянина О.А. в судебном заседании полагала, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку приобретенное ИП Малогиной И.В. оборудование использовалось «трудоустроенным инвалидом для выполнения своей трудовой функции по профессии «портной», а условия труда соответствовали рекомендациям МСЭ. Фактические затраты работодателя на оснащение рабочего места превышали сумму, подлежащую компенсации в виде субсидии. Кужарова Л.А. - инвалид <данные изъяты> группы, с <данные изъяты> степенью ограничения к трудовой деятельности и передвижению, нуждалась в создании специального рабочего места с уменьшением объема работы (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, работа на дому). В соответствии с требованиями индивидуальной программы реабилитации Кужаровой Л.А. противопоказаны: вредные или опасные условия труда по тяжести, <данные изъяты> класс; доступны: комфортные или благоприятные условия труда по тяжести, <данные изъяты> класс. На оснащенном рабочем месте исключена возможность травмирования инвалида. Необходимые санитарно-гигиенические требования к условиям труда ответчиком учтены при организации рабочего места для Кужаровой Л.А. и доказательств иного истцом не представлено. Использование ИП Малогиной Л.А. субсидии, полученной на оснащение рабочего места для незанятого инвалида, осуществлялось по целевому назначению и в соответствии с требования законодательства Российской Федерации.

Представитель третьего лица ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения» по доверенности Ларшина Н.В. в судебном заседании полагала, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку ДД.ММ.ГГГГ между областным казенным учреждением «Липецкий районный центр занятости населения» и ИП Малогиной И.В. заключен договор на оснащение рабочего места для незанятого инвалида, на основании Закона Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» условиями предоставления субсидии которыми являлись: заключение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем договора с областным казенным учреждением центром занятости населения на оборудование (оснащение, дооснащение) рабочих мест для незанятых инвалидов; оборудование рабочих мест для незанятых инвалидов; трудоустройство незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные, дооснащенные) для них рабочие места. Данные условия ИП Малогиной И.В. были выполнены в полном объеме и на оснащенное рабочее место по профессии «портной» трудоустроен незанятый инвалид Кужарова Л.А. Рабочее место было полностью оборудовано (стол, стул, пром.швейная машина, сервомотор, бытовой Коверлог, парогенератор+ активная доска) в соответствии с требованиями трудового законодательства для данной категории и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Соблюдены оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды по физическим и химическим факторам, согласно Санитарным правилам утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 №30. Кроме того, работа Кужаровой Л.А. не связана со значительными перемещениями и преимущественно осуществляется в свободной позе, с возможностью смены положения тела. Оборудование и мебель на рабочем месте обеспечивают безопасность и комфорт труда инвалида, учитывая индивидуальные особенности в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.11.2013 №685н.

Третье лицо Кужарова Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, просила заявленные исковые требования отклонить в полном объеме.

В соответствии с п.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.22 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

В соответствии с ч.1 ст.23 Закона о социальной защите инвалидов, инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Аналогичные положения закреплены в ст.224 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Согласно пункту 4.1 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.

Пунктом 4.3 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 предусмотрено, что условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы.

Данными правилами предусмотрены специальные требования к организации труда различных категорий инвалидов в зависимости от имеющихся у них заболеваний.

Аналогичные положения содержатся и в Санитарных правилах 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов» (раздел 5).

Термин «создание специального рабочего места для инвалида» раскрыт в пункте 3.1 ГОСТ Р 52874-2007, согласно которому это подбор, приобретение, установка и адаптация необходимого оборудования, дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации и проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду.

Согласно разделам 5.2, 6.1 ГОСТ Р 52874-2007 при разработке и создании специальных рабочих мест, в числе прочего, проводят: обследование места (структурного подразделения, трудового коллектива и помещения) создания СРМ (специального рабочего места); подбор инвалида, для которого создается СРМ; уточнение круга и порядка исполнения трудовых обязанностей на СРМ; подготовку инвалида к работе на СРМ; приобретение ТСР (технических средств реабилитации) и другого оборудования для СРМ; приобретение (изготовление) и установку вспомогательных устройств, приспособлений и иных дополнительных средств, необходимых для использования ТСР на СРМ; адаптацию ТСР для их использования при выполнении определенных трудовых обязанностей и с учетом индивидуальных возможностей инвалида, для которого предназначается СРМ.

Согласно пункту 6.14 ГОСТ Р 52874-2007 подбор инвалида, для которого создается СРМ, осуществляют на основе изучения состояния его здоровья, индивидуальных возможностей и предпочтений, в том числе для работы на конкретном рабочем месте, которые определяют на основе его индивидуальной программы реабилитации, медицинского заключения, а также путем проведения личного собеседования и тестирования.

В силу пункту 5.2.3 ГОСТ Р 52874-2007, на созданное СРМ, составляют паспорт СРМ, в который включают сведения об организации, инвалиде, выполняемой работе, условиях труда, используемых средствах технической реабилитации.

В соответствии со ст.11 Закона о социальной защите инвалидов, индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Пунктом 2 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти.

Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств, является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.

Согласно приказу Минтруда России от 19.11.2013 №685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности», основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности (далее - Требования) представляют собой совокупность требований технического и технологического характера к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, направленных на создание им условий для выполнения трудовой функции.

Требования устанавливаются к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, за исключением оснащения (оборудования) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, характер труда которых либо нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности не приводят к необходимости оснащения (оборудования) специальных рабочих мест.

Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов включает в себя подбор, монтаж и эксплуатацию основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых позволяет создать условия для выполнения инвалидом его трудовых функций на рабочем месте.

Согласно п. 2 ст.7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные, в частности, на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Постановлением администрации Липецкой области от 16 октября 2013 г. №465 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда» содействие занятости населения в Липецкой области», в целях создания условий для эффективного развития рынка труда и кадрового потенциала региона, обеспечении занятости населения и безопасных условий труда администрация Липецкой области утверждена государственная программа Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области».

Согласно части 4 подпрограммы 2 указанной Программы, финансовые средства для оборудования (оснащения, дооснащения) существующего или вновь созданного постоянного рабочего места, на которое будет трудоустроен незанятый инвалид по направлению областного казенного учреждения центра занятости населения (далее - центр занятости населения), предоставляются на приобретение, монтаж и установку необходимого оборудования, включая его адаптацию, техническое и организационное оснащение (создание благоприятных климатических условий работы, приобретение технических приспособлений, специальной мебели, специальной одежды, специальных" аудиопрограмм для слабовидящих и слепых людей, специального программного обеспечения, специального оборудования, усиливающего звук) и создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам (пандусы, расширение дверных проемов, специальные парковки и другое оснащение).

В соответствии с абзацем 5 пункта 1 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением дооснащением) рабочих мест незанятых инвалидов на 2015 год, утвержденного постановлением администрации Липецкой области от 23 января 2015 г. (далее - Порядок предоставления субсидий), финансирование расходов осуществляется за счет средств областного бюджета и субсидии из федерального бюджета на оборудование (оснащение, дооснащение) специальных рабочих мест для незанятых инвалидов.

Согласно ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом, прокуратурой Липецкого района Липецкой области была проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения по нецелевому использованию ИП Малогиной И.В. субсидии на оборудование (оснащение) рабочих мест незанятых инвалидов.

Так, из акта проверки на оборудование (оснащение) рабочего места для инвалида у ИП Малогиной И.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу: <адрес> расположен гипермаркет «Карусель», в котором часть нежилого помещения занимает ИП Малогина И.В.

В нарушение СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» специальное рабочее место для инвалида размещается без окон и естественного освещения; объем помещения на одного работающего инвалида менее 15 куб. м; площадь - менее 4,5 кв. м. Кроме того, противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных химических факторов как запыленность. Профессия «портной» предполагает наличие запыленности. В занимаемом ИП Малогина И.В. помещении имелось оборудование, приобретенное за счет субсидии на оснащение рабочего места для незанятого инвалида: пром. швейная машина, сервомотор, стол, бытовой коверлок, генератор+активная доска. Какого-либо специального оборудования, технических приспособлений, специальной мебели, специальной одежды, специальных аудиопрограмм для слабовидящих и слепых людей, специального программного обеспечения, создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам (пандусы, расширение дверных проемов, специальные парковки и другое оснащение) на рабочем месте инвалида у ИП Малогиной И.В. по адресу: <адрес> в ходе непосредственного выезда не установлено, как и не установлено по адресу в <адрес>.

Как установлено, ДД.ММ.ГГГГ ИП Малогина И.В. утвердила проект по оснащению одного специального рабочего места для трудоустройства безработного инвалида по специальности «портной» в рамках государственной программы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области».

Из представленных документов усматривается, что согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ заседания рабочей группы ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения» по оснащению специального рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида, по результатам рассмотрения представленного ИП Малогиной И.В. проекта, на оснащение специального рабочего места для трудоустройства безработного инвалида по профессии «портной», комиссией решено: направить в Управление труда и занятости Липецкой области для согласования проект оснащения специального рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида в ИП Малогина И.В.

Согласно п.3 указанного Проекта, социальная значимость проекта заключается в оснащении нового специального рабочего места и трудоустройстве незанятого инвалида в рамках мероприятий государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействия занятости населения в Липецкой области» в 2015 году, утвержденной Постановлением администрации Липецкой области от 16.10.2013 г. № 465.

В рамках проекта создается специальное рабочее место для незанятого инвалида по общему заболеванию <данные изъяты> группы, с учетом рекомендации медико-социальной экспертизы, которые предусматривают возможность трудоустройства по специальности «портной».

При этом, в указанном Проекте отсутствует указание на создание рабочего место именно для инвалида Кужаровой Л.А.

ДД.ММ.ГГГГ между ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения» и ИП Малогиной И.В. был подписан договор на оснащение рабочего места для незанятого инвалида. Согласно пункту 1.1 предметом указанного договора является оборудование (оснащение, дооснащение) постоянного рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида, в соответствии с Государственной программой «Развития рынка и содействие занятости населения в Липецкой области» и Порядком предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением, дооснащением) рабочих мест для незанятых инвалидов, на 2015 год.

В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 Договора ИП Малогина И.В. обязалась оснастить, одно постоянное рабочее место по профессии «портной» для трудоустройства незанятого инвалида. В течение 60 календарных дней со дня получения уведомления о согласовании проекта по оснащению постоянного рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида представить в Центр: в том числе список оснащения рабочего места (с указанием приобретенных технических приспособлений, мебели, средств для создания климатических условий и др., их стоимости).

В случае увольнения Работника не позднее трех дней со дня увольнения информировать Центр об освободившейся вакансии (пункт 2.1.6). В течение одного года, со дня заключения трудового договора, прием на работу Работников на освободившееся рабочее место осуществлять только по направлениям Центра, (пункт 2.1.7).

Согласно пункту 3.1 указанного Договора, выплата субсидии Работодателю осуществляется Управлением, в соответствии с Порядком предоставления субсидий, за счет средств федерального бюджета путем перечисления денежных средств на расчетный счет работодателя в размере понесенных затрат, но не более 72 690,00 руб.

Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания рабочей комиссии ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения» по результатам проверки пакета документов и сметы для предоставлении субсидии ИП Малогиной И.В., следует, что пакет документов соответствует все требованиям, комиссией решено: направить в Управление труда и занятости Липецкой области пакет документов для возмещения затрат, связанных с оборудованием специального рабочего места.

Согласно представленного ИП Малогиной И.В. перечня приобретенных средств, необходимых для оснащения специального рабочего для инвалида, ответчиком были приобретены: пром.швейная машина «Tupical» стоимостью 9 887 руб., сервомотор стоимостью 8 357 руб. 16 коп., стол «Tupical» стоимостью 4 244 руб., бытовой коверлок «Merrylock» стоимостью 33 500 руб., гладильная доска с парогенератором стоимостью 35 999 руб., на общую сумму 91 988 руб.

Затраты, понесенные ИП Малогиной И.В. в указанном в размере подтверждены соответствующими документами (товарными чеками, квитанциями).

Трудоустройство инвалида Кужаровой Л.А. подтверждено приказом о приеме ее на работу от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между Управлением труда и занятости Липецкой области и ИП Малогиной И.В. было заключено соглашение о предоставлении субсидий юридическим лица и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с оснащением рабочих мест для незанятых инвалидов

Предметом данного соглашения является – предоставление субсидии на возмещение затрат получателю на оснащение рабочего места для незанятых инвалидов в соответствии с порядком.

Сведения о том, что указанное соглашение заключалось в рамках трудоустройства конкретного инвалида, в указанном соглашении отсутствуют.

Из заключения ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что центром осуществлена проверка оснащенного рабочего места по профессии «портной» и документов, представленных ИП Малогиной И.В. в ходе которой установлено, что оборудование на оснащение рабочего места приобретено согласно смете расходов, заявленной в проекте оснащения рабочего места. На оснащенное рабочее место трудоустроена Кужарова Л.А.

На основании приказа начальника управления труда и занятости Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет ИП Малогиной И.В. за счет средств федерального бюджета перечислено 72 690,00 руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, суд приходит к выводу, что в данном случае отсутствовали основания для предоставления ИП Малогиной И.В. субсидии на возмещение понесенных им затрат по созданию и оборудованию рабочего места «портной» и в данном случае целевое назначение предоставления вышеуказанной субсидии является оборудование (оснащение, дооснащение) специального рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида.

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида Кужаровой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (карта к акту освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ) ей установлена <данные изъяты> группа инвалидности по общему заболеванию и <данные изъяты> степень ограничения к трудовой деятельности. Кужаровой Л.А. «противопоказаны вредные или опасные условия труда по тяжести, <данные изъяты> класс; доступны комфортные или благоприятные условия труда по тяжести, <данные изъяты> класс». В индивидуальной программе реабилитации Кужаровой Л.А. указан прогнозируемый результат: создание специального рабочего места.

Приобретая оборудование, работодатель ИП Малогина И.В. специальное рабочее место для инвалида не создавал, проведение специальной оценки условий труда не обеспечивал. Фактически приобретено рабочее оборудование, не имеющие каких-либо специальных приспособлений, требующихся для адаптации рабочего места инвалида в соответствии с ИПР.

В соответствии с Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.02.2010 года № 23-3/10/1-570 «О реализации Региональных программ в части содействия трудоустройству инвалидов в 2010 году» затраты, понесенные работодателем в связи с созданием рабочего места, если при этом отсутствует дополнительное техническое оснащение и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида, не являются расходами по созданию специального рабочего места для инвалида и не подлежат возмещению за счет средств субсидии.

За счет средств субсидии могут быть возмещены затраты работодателя на приобретение специальных аудиопрограмм для слабовидящих и слепых людей, с помощью которых инвалиды учатся набирать компьютерный текст, находить информацию в Интернете, осваивают электронную почту и даже записывают компакт-диски, специального программного обеспечения, позволяющего увеличивать информацию на экране компьютера, что решает проблемы работника, для слабослышащего инвалида - на приобретение специального оборудования, усиливающего звук, и другое вспомогательное оснащение. Затраты работодателя на технические приспособления, специальную мебель, а также средства для создания благоприятных климатических условий работы могут быть возмещены за счет средств субсидии, если такая возможность будет предусмотрена порядком предоставления средств на создание специального рабочего места для трудоустройства инвалида, утвержденным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Затраты, понесенные работодателем в связи с созданием рабочего места, если при этом отсутствует дополнительное техническое оснащение и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида, не являются расходами по созданию специального рабочего места для инвалида и не подлежат возмещению за счет средств субсидии.

При этом, обстоятельства приобретения ИП Малогиной И.В. технических приспособлений (пром. швейная машина, сервомотор, стол, бытовой коверлок, парогенератор+активная доска) для создания нового рабочего места «портной», сами по себе не свидетельствуют о факте оборудования рабочего места специальным образом, как это было установлено целевым назначением предоставления субсидий.

Законодатель не предусмотрел возможность возмещения расходов по созданию обычного рабочего места для инвалидов. С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах Российской Федерации, Липецкой области к ИП Малогиной И.В. о взыскании денежных средств, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика и представителей третьих лиц на то, что создавалось и оборудовалось специальное рабочее место для конкретного инвалида Кужаровой Л.А. исходя из ее индивидуальной программы реабилитации инвалида, суд с учетом вышеизложенных выводов отклоняет, так как они основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм законодательства, в том числе ст.22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Довод ответчика о том, что ею фактически было создано новое рабочее место для инвалида вышеуказанных выводов не опровергает, поскольку, работодатель вправе создавать рабочие места для инвалидов, не требующие оснащения (оборудования) специальных рабочих мест, но в этом случае такие расходы работодателю не компенсируются (не возмещаются).

Доводы ответчицы о пропуске срока исковой давности судом отклоняются, поскольку как следует из платежного поручения денежные средства в размере 72690 руб. в качестве возмещения затрат по трудоустройству инвалида получены ответчицей 19.03.2015г., прокурор обратился в суд с данным иском 18.01.2018г., то есть в период трехлетнего срока исковой давности, таким образом, срок исковой давности не пропущен.

Доводы ответчицы о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью данного спора суду общей юрисдикции суд считает не состоятельными, поскольку подавая указанное исковое заявление прокурор, реализовал предоставленное ему ч.1 ст.45 ГПК РФ право на обращение в защиту законных интересов Российской Федерации, иного судебного порядка рассмотрения и разрешения такого рода заявлений прокурора законом не предусмотрено; ст.52 АПК РФ, регламентирующая участие прокурора в деле, не предоставляет ему права обращения в арбитражный суд с заявлением в защиту законных интересов Российской Федерации о взыскании нецелевых денежных бюджетных средств.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что создание рабочего места для инвалида предполагает проведение мероприятий по дополнительному техническому оснащению, подбору, монтажу вспомогательного оборудования, по приобретению специальной мебели, средств по созданию благоприятных климатических условий работы инвалидов. Таковых мероприятий ИП Малогиной И.В. осуществлено не было, в связи с чем, отсутствовали основания для возмещения произведенных им затрат, то есть имело место нецелевое использование бюджетных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с индивидуального предпринимателя Малогиной И.В. в доход бюджета Российской Федерации израсходованную по нецелевому назначению субсидию на оборудование (оснащение) рабочих мест для незанятых инвалидов в размере 72690 рублей путем перечисления денежных средств на счет УФК по Липецкой области (Управление труда и занятости Липецкой области).

Взыскать с индивидуального предпринимателя Малогиной И.В. в доход бюджета администрации Липецкого района Липецкой области государственную пошлину в доход государства в размере 2 381 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд.

Судья С.Ю.Мартышова

Мотивированное решение

изготовлено 23.04.2018