Дело № 2а-А711/2020
УИД 48RS0005-02-2020-000623-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2020г. с. Доброе
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Панченко Т.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области к Горягину А.С. о взыскании задолженности по пени по налогам и взносам,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 5 по Липецкой области обратилась в суд с иском к Горягину А.С. о взыскании задолженности по пени по налогам и взносам, мотивируя тем, что ответчик являлся в 2014-2016гг. владельцем транспортных средств, а также недвижимого имущества – земельных участков, и плательщиком транспортного налога и земельного налога. В соответствии со ст. ст. 362, 396 НК РФ, исходя из налоговых ставок, Горягину А.С. были начислены за 2014-2016гг. земельный налог, транспортный налог и направлены налоговые уведомления. Однако, данные налоги уплачены им в установленный срок не были. За неуплату в срок налогов Горягину А.С. были начислены пени: по транспортному налогу – 34 578 руб. 98 коп., 5 668 руб. 38 коп., по земельному налогу – 2 799 руб. 21 коп., 15 руб. 22 коп., 325 руб. 81 коп. Кроме того, ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (до 28.04.2015г.), в связи с чем, обязан был уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, а также налог на доходы физических лиц. За неуплату в срок страховых взносов и НДФЛ Горягину А.С. были начислены пени: по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 16 руб. 45 коп., по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 83 руб. 88 коп., по НДФЛ – 5 349 руб. 03 коп. В соответствии со ст. 69 НК РФ в связи с неоплатой ответчиком пени по указанным налогам и взносам ему было направлено требование от 10.04.2019г. № 34397. Однако, пени на налогам и взносам уплачены им в установленный срок не были. В связи с чем, просит взыскать с Горягина А.С. задолженность по пени по налогам и взносам в размере 43 751 руб. 99 коп., в том числе по транспортному налогу – 37 137 руб. 04 коп., по земельному налогу – 3 125 руб. 02 коп. и 15 руб. 22 коп., по НДФЛ – 3 374 руб. 38 коп., по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 16 руб. 45 коп., по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 83 руб. 88 коп.
В силу ч. 7 ст. 150 КАС РФ суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В силу ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст.ст. 390, 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В силу ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, оно направляется заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату физическими лицами налога в установленный срок подлежат начислению пени за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статье (ст. 224 НК РФ).
В соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судом установлено, что Горягин А.С. в 2014-2016гг. являлся собственником транспортных средств и земельных участков.
В связи с чем, исходя из налоговых ставок, налоговым органом Горягину А.С. были начислены: за 2014г. транспортный налог в сумме 155 033,90 руб., земельный налог в сумме 21 618,95 руб.; за 2015г. транспортный налог в сумме 67 751 руб., земельный налог в сумме 674 руб.; за 2016г. транспортный налог в сумме 25 205 руб.
Ответчик Горягин А.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 12.01.2005г. по 28.04.2015г., что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
В связи с чем, за указанный период он обязан был уплатить страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование в фиксированном размере, а также налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Однако, указанные налоги и взносы Горягиным А.С. в установленный срок в уплачены не были.
Так, транспортный налог за 2015г. (67 751 руб.) был уплачен 12.02.2017г. в сумме 2 494,92 руб., 14.02.2018г. в сумме 3 037,99 руб., 16.04.2018г. и 25.05.2018г. по 5 097,50 руб., 28.06.2018г., 16.07.2018г., 10.10.2018г., 11.10.2018г., 15.11.2018г., 05.12.2018г. 18.12.2018г. по 6 054,50 руб., 22.01.2019г. в размере 5 205,34 руб., 28.02.2019г. в размере 3 436,25 руб., при сроке уплаты 01.12.2016г.
Транспортный налог за 2014г. (155 033,90 руб.) был уплачен 09.12.2016г. при сроке уплаты 01.10.2015г.
Транспортный налог за 2016г. (25 205 руб.) был уплачен 12.02.2019г. при сроке уплаты 01.12.2017г.
Земельный налог за 2014г. (21 618,95 руб.) уплачен 28.01.2015г. в сумме 84 руб. 09 коп., 09.12.2016г. в сумме 21 534 руб. 86 коп. при сроке уплаты 01.10.2015г.
Земельный налог за 2015г. (674 руб.) уплачен 09.12.2016г. при сроке уплаты 01.12.2016г.
На основании ст. 75 НК РФ налоговым органом ответчику за несвоевременную уплату указанных налогов были начислены пени, в том числе: по транспортному налогу за 2014г. в сумме 20 150 руб. 53 коп. за период с 01.12.2015г. по 08.12.2016г., за 2015г. в сумме 11 986 руб. 78 коп. за период с 02.12.2016г. по 27.02.2019г., за 2016г. в сумме 2 759,70 руб. за период с 02.12.2017г. по 11.02.2019г., за 2013-2014г. по состоянию на 01.12.2015г. в сумме 5 668 руб. 38 коп.; по земельному налогу за 2014г. в сумме 2 788 руб. 99 коп. за период с 01.12.2015г. по 08.12.2016г., за 2015г. в сумме 2 руб. 25 коп. за период с 02.12.2016г. по 08.12.2016г., за иные периоды по состоянию на 01.12.2015г. в сумме 349 руб. 50 коп.; по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г., в сумме 16 руб. 45 коп. за период с 01.01.2017г. по 21.02.2017г.; по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г., в сумме 83 руб. 88 коп. за период с 01.01.2017г. по 21.02.2017г.; по НДФЛ в сумме 5 349 руб. 03 коп. за период с 01.08.2013г. по 01.06.2015г.
Согласно ст. 69 НК РФ налоговым органом по состоянию на 10.04.2019г. Горягину А.С. было выставлено требование об уплате налогов № 34397, срок уплаты – до 16.05.2019г., по требованию следует уплатить пени: по транспортному налогу – 34 578,98 руб., 5 668,38 руб., по НДФЛ – 5 349 руб. 03 коп., по земельному налогу – 2 799,21 руб., 15,22 руб., 325,81 руб., по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 16,45 руб.; по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г. - 83,88 руб.
Данное требование было направлено ответчику заказной корреспонденцией.
В настоящее время за Горягиным А.С. числится задолженность по пени по налогам и взносам в сумме 43 751 руб. 99 коп., в том числе по транспортному налогу – 37 137,04 руб., по НДФЛ – 3 374 руб. 38 коп., по земельному налогу – 3 125,02 руб., 15,22 руб., по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 16,45 руб.; по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г. - 83,88 руб.
Расчет данной задолженности по пени ответчиком не оспорен.
По заявлению налогового органа (направлено 25.05.2019г.) мировым судьей Добровского судебного участка Липецкого районного судебного района Липецкой области 13.11.2019г. был вынесен судебный приказ о взыскании с Горягина А.С. задолженности по пени по налогам и взносам в сумме 47 900 руб. 12 коп. Определением того же мирового судьи от 06.12.2019г. данный судебный приказ был отменен по заявлению Горягина А.С.
Оспаривая судебный приказ мирового судьи о взыскании с него задолженности по пени по налогам и взносам, Горягин А.С. ссылался на то, что он не согласен с суммой задолженности, однако, доказательств уплаты им налогов и взносов либо неправильности начисления пени в суд представлено не было.
Вместе с тем, в силу положений ст.ст. 70, 48 НК РФ налоговый орган должен был обратиться в суд за взысканием с Горягина А.С. задолженности по пени: по транспортному налогу за 2014г. в сумме 20 150,53 руб. не позднее 15.10.2017г. (09.12.2016г. – налоговый орган должен был выявить недоимку по пени, не позднее 09.03.2017г. он должен был направить требование об уплате пени, срок исполнения требования – не позднее 15.04.2017г. (исходя из срока в требовании от 10.04.2019г.)), по транспортному налогу за 2013-2014г. по состоянию на 01.12.2015г. в сумме 5 668 руб. 38 коп. не позднее 08.10.2016г. (02.12.2015г. – налоговый орган должен был выявить недоимку по пени, не позднее 02.03.2016г. он должен был направить требование об уплате пени, срок исполнения требования – не позднее 08.04.2016г. (исходя из срока в требовании от 10.04.2019г.)); по НДФЛ в сумме 5 349 руб. 03 коп. не позднее 08.04.2016г. (02.06.2015г. – налоговый орган должен был выявить недоимку по пени, не позднее 02.09.2015г. он должен был направить требование об уплате пени, срок исполнения требования – не позднее 08.10.2015г. (исходя из срока в требовании от 10.04.2019г.)), по земельному налогу за 2014г. в сумме 2 788 руб. 99 коп. и за 2015г. в сумме 2 руб. 25 коп. не позднее 15.10.2017г. (09.12.2016г. – налоговый орган должен был выявить недоимку по пени, не позднее 09.03.2017г. он должен был направить требование об уплате пени, срок исполнения требования – не позднее 15.04.2017г. (исходя из срока в требовании от 10.04.2019г.)), по земельному налогу за иные периоды по состоянию на 01.12.2015г. в сумме 349 руб. 50 коп. не позднее 08.10.2016г. (02.12.2015г. – налоговый орган должен был выявить недоимку по пени, не позднее 02.03.2016г. он должен был направить требование об уплате пени, срок исполнения требования – не позднее 08.04.2016г. (исходя из срока в требовании от 10.04.2019г.)).
Однако, с заявлением на выдачу судебного приказа о взыскании указанной задолженности с Горягина А.С. налоговый орган обратился к мировому судьей только в мае 2019г., т.е. с пропуском установленного срока.
Таким образом, на момент обращения МИНФС России № 5 по Липецкой области в суд (как и к мировому судье) за взысканием с ответчика Горягина А.С. задолженности по пени транспортному налогу за 2014г. в сумме 20 150,53 руб., по транспортному налогу за 2013-2014г. по состоянию на 01.12.2015г. в сумме 5 668 руб. 38 коп., по НДФЛ в сумме 3 374 руб. 38 коп., по земельному налогу за 2014г. в сумме 2 788 руб. 99 коп. и за 2015г. в сумме 2 руб. 25 коп., по земельному налогу за иные периоды по состоянию на 01.12.2015г. в сумме 349 руб. 50 коп. срок для подачи такого заявления истек, уважительных причин пропуска установленного срока судом не установлено.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований МИФНС России № 5 по Липецкой области о взыскании с Горягина А.С. указанной задолженности по пени.
Из искового заявления налогового органа и материалов дела следует, что истец просит взыскать с Горягина А.С. пени по страховым взносам на ОМС и ОПС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г., за период с 01.01.2017г. по 21.02.2017г., принятые из другой КРСБ.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", действующего до 01.01.2017 года, (далее – Закон) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляли Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Согласно ст. 21 Закона, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. плательщиком страховых взносов по п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22).
В силу п. 13 ч. 1 ст. 29 Закона органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право определять расчетным путем фиксированные размеры страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в государственные внебюджетные фонды плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 03.07.2016г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговым органам с 01.01.2017г. переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016г. N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016г. N 250-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона, то есть в соответствии с положениями Федерального закона N 212-ФЗ.
Заявляя требования о взыскании с Горягина А.С. пени по страховым взносам за периоды, истекшие до 01.01.2017г., налоговый орган не представил суду сведения, о том за какой конкретно год они начислены ответчику и какие меры принимались по взысканию взносов после 28.04.2015г. Фактически из материалов дела следует, что налоговый орган просит взыскать с ответчика Горягина А.С. пени за неуплату задолженности по страховым взносам за период не позднее 2015г., страховые взносы за 2015г. должны быть уплачены ответчиком не позднее 13.05.2015г. (15 дней с 28.04.2015г.). Пени по данным страховым взносам начислены за период с 01.01.2017г. по 21.02.2017г., следовательно, задолженность по данным пени была выявлена налоговым органом 22.02.2017г.
Однако, налоговый орган с 22.02.2017г. никаких мер по взысканию данной задолженности по пени до 10.04.2019г. (т.е. более 2 лет) не принимал.
Таким образом, на момент обращения МИНФС России № 5 по Липецкой области в суд (как и к мировому судье) за взысканием с ответчика Горягина А.С. задолженности по пени по страховым взносам срок для подачи такого заявления истек, уважительных причин пропуска установленного срока судом не установлено.
Кроме того, согласно ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Таким образом, с учетом положений указанного закона оснований у суда для взыскания с Горягина А.С. задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование не имеется.
В связи с чем, с ответчика Горягина А.С. подлежит взысканию задолженность по пени по транспортному налогу за 2015г. в сумме 11 986 руб. 78 коп., за 2016г. в сумме 2 759,70 руб., т.е. всего в сумме 14 746 руб. 48 коп.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая, что налоговый орган при подаче административного иска освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчицы в размере 590 руб., согласно расчета по п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Горягина А.С., ДД.ММ.ГГГГ.р., проживающего по адресу: <адрес>, задолженность по пени по транспортному налогу за 2015-2016гг. в сумме 14746 рублей 48 копеек, перечислив денежные средства на расчетный счет:
Получатель – УФК по Липецкой области (МИФНС России № 5 по Липецкой области) ИНН 4813006623
Счет № 40101810200000010006 в ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой обл.
БИК 044206001
Пени по транспортному налогу – КБК 18210604012022100110
ОКАТО (ОКТМО) – 42615416.
В удовлетворении остальной части исковых требований Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области отказать.
Взыскать с Горягина А.С. государственную пошлину в сумме 590 рублей в доход бюджета Добровского муниципального района Липецкой области.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд в течение 15 дней со дня его получения.
Судья Т.В. Панченко