НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Липецкого областного суда (Липецкая область) от 18.09.2014 № 7-117/2014

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД



И.о. судьи Болдырев Д.Н. № 7-117/2014



РЕШЕНИЕ



18 сентября 2014 года г. Липецк



 Судья Липецкого областного суда Сарычев В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» на постановление и.о. судьи Советского районного суда города Липецка от 28 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 тысяч рублей,



установил:



 Постановлением и.о. судьи Советского районного суда города Липецка от 28 июля 2014 года открытое акционерное общество «Липецкая энергосбытовая компания» (далее ОАО «ЛЭСК») было привлечено к административной ответственности по части 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях за то, что, как установлено в ходе документарной проверки, проведённой Управлением энергетики и тарифов Липецкой области, в нарушение Федерального закона № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике» и «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» не обеспечило обязательное требование закона по раздельному учёту доходов предприятия, относимых на регулируемую деятельность.



 В жалобе, поданной в областной суд, ОАО «ЛЭСК» просит об отмене постановления суда и о прекращении производства по делу ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.



 Изучив материалы дела, выслушав представителя ОАО «ЛЭСК» Селищеву Г.И., поддержавшую жалобу, представителей Управления энергетики и тарифов Липецкой области Лепёхину О.А. и Ольхова А.П., возражавших против удовлетворения жалобы ОАО «ЛЭСК», проверив доводы жалобы, оснований для отмены постановления суда не нахожу.



 В соответствии с частью 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике» цены (тарифы) в электроэнергетике - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (далее - цены (тарифы).

 Согласно ч. 21 вышеназванного закона, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по региональному государственному контролю (надзору) за применением регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию и за деятельностью гарантирующих поставщиков в частиобеспечения надежного энергоснабжения населения.

 В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться принцип обязательного раздельного учёта организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.



 Согласно п. 5 «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии.



 Согласно п. 6 субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по реализации электрической энергии, и с выделением расходов на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей в рамках и сверх социальной нормы потребления, а также иными категориями потребителей.



 В силу пункта 65 «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.



 Согласно п. 11 Методических указаний по расчёту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утверждённых Приказом ФСТ России от 30.10.2012 N 703-э, необходимая валовая выручка гарантирующих поставщиков для целей расчета сбытовой надбавки для населения на расчетный период регулирования включает расходы, относимые на регулируемую деятельность на обеспечение реализации (сбыта) в объёмах потребления электрической энергии населением, и определяется исходя из предложений гарантирующих поставщиков о величине экономически обоснованных расходов на расчетный период регулирования, относимых на население в соответствии с пунктом 65.1 Основ ценообразования на основании данных раздельного учета расходов гарантирующих поставщиков на обслуживание населения и прочих групп потребителей, по составу прямых расходов, определяемых согласно учетной политике, принятой поставщиками, с их подтверждением бухгалтерской отчетностью.



 В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.



 Как следует из ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.



 Как усматривается из материалов дела, касающихся деятельности ОАО «ЛЭСК» как гарантирующего поставщика в соответствии с п. 3.2 Положения по ведению раздельного учёта регулируемого и нерегулируемого видов деятельности в ОАО «ЛЭСК<данные изъяты> (далее Положение), доходы (расходы), относящиеся к регулируемой деятельности, определяются как разница между доходами (расходами) в целом по статье, которые прямо не относятся на регулируемую и нерегулируемую деятельность, и доходами (расходами), относящимися к нерегулируемой деятельности.



 Из оборотно-сальдовой ведомости <данные изъяты> за 2013 года на субсчёте <данные изъяты> видно, что доходы от сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ОАО «ЛЭСК» не выделяет, а на данном счёте все доходы от поставки электроэнергии аккумулируются на розничном рынке по конечным ценам без выделения сбытовой надбавки.

 Это обстоятельство подтверждается и регистром аналитической бухгалтерской отчётности <данные изъяты> за 2013 год (приложение 1 к Положению об учётной политике ОАО «ЛЭСК»).



 Таким образом, из анализа указанного внутреннего Положения ОАО «ЛЭСК» от 18 января 2012 года, и оборотно-сальдовой ведомости <данные изъяты> и ведомостью <данные изъяты> за 2013 год видно, что в ОАО «ЛЭСК» не ведётся раздельный учёт доходов по регулируемому виду деятельности в части сбытовой надбавки, в том числе по группам потребителей, формируемым в соответствии с пунктом 65.1 «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» по категориям потребителей.



 Факт отсутствия раздельного учёта доходов по регулируемому виду деятельности (сбытовой надбавки) подтверждается также ответом и.о. заместителя генерального директора ОАО «ЛЭСК» <данные изъяты> от 25 апреля 2014 года № 1147-05 на запрос о предоставлении информации по письму от 14 апреля 2014 года № 06-1254, где прямо сказано, что информация по составляющим цены (тарифов), фактически сложившейся в 2013 году, не может быть предоставлена в связи с отсутствием данного учёта в существующем программном комплексе (в том числе невозможно выделить сбытовую надбавку).



 ОАО «ЛЭСК» не ведёт раздельный бухгалтерский учёт косвенных и прямых расходов, и косвенные расходы относит на регулируемый вид деятельности (на сбытовую надбавку) в полном объёме, а на прочие виды деятельности не относит, тем самым увеличивает расходы на регулируемый вид деятельности (на сбытовую надбавку), что следует из действующего плана счетов ОАО «ЛЭСК» и имеющейся в материалах дела калькуляцией на установку приборов учёта электроэнергии.



 Из положения по учётной политике ОАО «ЛЭСК» в целях бухгалтерского учёта, утверждённого приказом генерального директора ОАО «ЛЭСК» от 29 декабря 2012 года, принципов и методологии расчёта расходов (доходов) на обслуживание населения (и на приравненных к ним в категориям потребителей) и на обслуживание прочих групп потребителей, утверждённых приказом генерального директора ОАО «ЛЭСК» от 29 июня 2012 года с учётом изменений, внесенных приказом о то 6 марта 2014 года, и справок-расшифровок по отнесению расходов на население за март 2013 года также видно, что на сбытовую надбавку для населения относятся как прямые, так и косвенные расходы, что не предусмотрено пунктом 11 Методических указаний по расчёту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утверждённых Приказом ФСТ России от 30.10.2012 N 703-э (том второй, листы дела 4, 381, 383, 385, 387, 389, 390, 392 и др.).



 Таким образом, ОАО «ЛЭСК» не было принято мер для организации бухгалтерского учёта по раздельному учёту доходов по регулируемому виду деятельности в соответствии с действующим законодательством об электроэнергетике, что привело к нарушению установленного порядка ценообразования, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.



 Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 7 от 29 мая 2014 года (том 1, лист дела 15-22); актом проверки № 34 от 29 апреля 2014 года (том 1 лист дела 4), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29 апреля 2014 года (том 1 лист дела 1) и иными материалами дела, оценка которым дана в соответствии со с. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.



 Собранные доказательства правильно признаны судом достаточными для вывода суда о совершении ОАО «ЛЭСК» указанного правонарушения.



 Довод жалобы ОАО «ЛЭСК» о том, что ОАО «ЛЭСК» ведёт раздельный учёт доходов по регулируемому виду деятельности (сбытовой надбавки) согласно принятого ОАО «ЛЭСК» положения от 18 января 2012 года № 0005\1, суд находит несостоятельным, поскольку под доходом по регулируемому виду деятельности ОАО «ЛЭСК» ошибочно понимает доходы от поставки электроэнергии на розничном рынке по конечным ценам, а не от сбытовой надбавки, как того требуют ст. 23 Федерального закона № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике» и «Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».



 Довод жалобы о том, что методические указания по ведению раздельного учёта доходов по видам деятельности в сфере электроэнергетики отсутствуют, суд также не принимает во внимание, поскольку такие методические указания утверждены Приказом ФСТ России от 30.10.2012 N 703-э.

 Ведение бухгалтерского учёта доходов по регулируемому виду деятельности должно осуществляться в соответствии с общепринятыми в РФ принципами правил бухгалтерского учёта (ПБУ).



 Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях отмену постановления судьи, не допущено.

 Административное наказание назначено в пределах санкции, с учётом положений ст. 4.1 КоАП РФ.



 Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,



РЕШИЛ:



 Постановление и.о. судьи Советского районного суда города Липецка от 28 июля 2014 года оставить без изменения, а жалобу ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» - без удовлетворения.



 Судья ... В.Д. Сарычев



 ...

 ...

 ...