Дело № 3а-43//2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Липецк 17 декабря 2018 года
Липецкий областной суд
в составе:
председательствующего судьи Михалевой О.В.
при секретаре Беляковой И.А.
с участием прокурора Кима И.Е.
представителя административного истца, действующего по доверенности и ордеру адвоката Мормуль А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Становлянского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области, Совету депутатов сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области о признании незаконным решения Совета депутатов сельского поселения Успенский сельсовет от 16.12.2009 года № 91/1 (№ 92)
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Становлянского муниципального района Липецкой области и администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области о признании незаконным решения Совета депутатов сельского поселения Успенский сельсовет от 16.12.2009 года № 91/1 (№ 92).
Свои требования административный истец обосновывал тем, что он является собственником жилого дома и земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности, выданных 8 июня 2016 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (далее - Управление Росреестра по Липецкой области). При проведении кадастровых работ подготовлен межевой план земельного участка, согласно которому он расположен за границами населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения, пересекает границы соседнего земельного участка, принадлежащего на праве собственности Липецкой области, предоставленного ГАУ «Елецкий лесхоз» на праве постоянного (бессрочного) пользования. В связи с изложенным Управлением Росреестра по Липецкой области было приостановлено осуществление кадастрового учета принадлежащего административному истцу земельного участка. Кроме того, ему было отказано в выдаче разрешения на возведение объектов капитального строительства и подключении дома к электрическим сетям в связи с тем, что земельный участок сформирован за границами населенного пункта с. Чернолес. Решением Совета депутатов сельского поселения Успенский сельсовет от 16 декабря 2009 года № 91/1 (№ 92) поселок Шабанов, где фактически расположены земельный участок и жилой дом, был присоединен к с. Чернолес. ФИО1 считает указанное решение незаконным, поскольку Советом депутатов сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района оно принято с превышением полномочий. Указывает о том, что оспариваемое решение нарушает его права как собственника объектов недвижимости, поскольку без внесения изменений в Генеральный план сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района он не может реализовать в полном объёме свои права на владение и пользование принадлежащим ему имуществом.
Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика Совет депутатов сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района, в качестве заинтересованного лица – ФИО2
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности и ордеру адвокат Мормуль А.Ю. заявленные требования поддержал, пояснив, что в результате принятия оспариваемого решения изменились границы населенного пункта, изменена категория земель, в том числе и в отношении принадлежащего истцу земельного участка, который к тому же оказался вне границ населенного пункта. В силу изложенного истец лишен возможности осуществлять владение, пользование и распоряжение принадлежащими ему земельным участком и расположенным на нем домом.
Представители административных ответчиков администрации Становлянского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области, Совета депутатов сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области, заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От главы администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области, председателя Совета депутатов сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области поступили заявления в суд о рассмотрении дела в их отсутствие. В силу положений ст.ст.150, 213 КАС РФ, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы административного истца, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Липецкой областной прокуратуры Кима И.Е.,полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В силу части 1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
Статьей 11 Закона Липецкой области "Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения" от 28 апреля 2010 года №382-ОЗ предусмотрено, что образование, преобразование, упразднение административно-территориальных единиц, установление и изменение их границ, образование, преобразование, упразднение населенных пунктов осуществляется законом области (ч.1). С инициативой изменения административно-территориального устройства могут выступать органы государственной власти области и органы местного самоуправления (ч.2).
Статьей 8 Закона Липецкой области "Об административно-территориальном устройстве Липецкой области» от 7 мая 1997 года №38-ОЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, признанного утратившим силу статьей 13 Закона Липецкой области "Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения" от 28 апреля 2010 года №382-ОЗ, предусматривалось, что образование, объединение, преобразование или упразднение территориальных образований, изменение границ, установление и перенесение их административных центров производится областным Собранием депутатов по представлению главы администрации области либо органов местного самоуправления на основании волеизъявления населения соответствующих территорий, выраженного на местных референдумах или собраниях (сходах), конференциях граждан.
Решением Совета депутатов сельского поселения Успенский сельсовет «О присоединении поселка Шабанов к с. Чернолес с присвоением адреса» от 16 декабря 2009 года № 91/1 (№ 92) во исполнение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 марта 2003 года № 131-ФЗ в соответствии с Положением «Об организации освещения и установки указателей с названием улиц и номерами домов», принятым решением сессии Совета депутатов сельского поселения от 19 сентября 2008 года № 68/1, поселок Шабанов, ранее выведенный из реестра населенных пунктов муниципального образования, был присоединен к с. Чернолес Успенского сельсовета с присвоением адресов: <адрес> (ФИО1); д.2 (ФИО2). Кроме того, данным решением внесены изменения и дополнения в Решение сессии от 20 апреля 2009 года № 79 «Об утверждении наименований улиц и нумерации домов населенных пунктов сельского поселения Успенский сельсовет», оформленные в виде приложения к оспариваемому акту.
Из материалов дела следует, что за ФИО1 на основании выписок из похозяйственных книг зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 5000 кв. м., из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, а также на индивидуальный жилой дом площадью 32,6 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации прав, выданными Управлением Росреестра по Липецкой области. Оспариваемое решение затрагивает права истца на владении еи пользование земельным участком в границах населенного пункта.
Согласно ч.2 ст.8 Закона Липецкой области "Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения" от 28 апреля 2010 года №382-ОЗ перечень административно-территориальных единиц в составе районов и населенных пунктов в составе сельсоветов области указан в приложении к настоящему Закону.
В Приложении к Закону Липецкой области "Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения" от 28 апреля 2010 года №382-ОЗ указано, что Успенский сельсовет состоит из следующих населенных пунктов: село Чернолес (центр сельсовета), село Успенское, деревня Елизаветовка, деревня Малые Выселки, деревня Большие Выселки, деревня Уваровка.
Согласно ч.2 ст.8 Устава сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области (в редакции решения Совета депутатов сельского поселения Успенский сельсовет № 80 от 2 июля 2009 года) в границах сельского поселения находятся следующие населенные пункты: с. Чернолес; с. Успенское; д. Уваровка; д. Малые Выселки; д. Большие Выселки; д. Елизаветовка.
Из приведенных нормативных актов следует, что до принятия решения Совета депутатов сельского поселения Успенский сельсовет «О присоединении поселка Шабанов к с. Чернолес с присвоением адреса» от 16 декабря 2009 года № 91/1 (№ 92) пос.Шабанов в состав сельского поселения Успенский сельсовет не входил.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого решения ) сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 10 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого решения) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона».
В соответствии с ч.1 ст. 12 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
В соответствии со ст. 13 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
В соответствии со ст. 28 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (ч.1).
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
В соответствии с ч. 10, ч. 11 и ч. 14 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований» (ч.11).
Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава» ( ч.14).
В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
В соответствии с ч. 3 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом».
Согласно Уставу сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области ( в редакции, принятой Решением Совета депутатов сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области от 02.07.2009 года № 80) структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют:
- Совет депутатов сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области (далее – Совет депутатов сельского поселения);
- глава сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области (далее – глава сельского поселения);
- администрация сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области (далее – администрация сельского поселения);
- контрольно-счетная комиссия сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области (далее – контрольно-счетная комиссия сельского поселения) (статья 24).
Совету депутатов сельского поселения принадлежит право от лица всего сельского поселения принимать решения по вопросам своей компетенции.
Исходя из содержания приведенных положений федерального законодательства и Устава сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области, принятие решений об изменении границ и преобразовании муниципального образования, в том числе о присоединении населенного пункта, не входящего в состав сельского поселения, к населенному пункту муниципального образования, не входит в компетенцию Совета депутатов сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно ст. 47Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В силу ст. 39 ч.8 и 9 Устава сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области муниципальные правовые акты сельского поселения, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу после официального опубликования (обнародования).
Обнародование документов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, осуществляется путем самостоятельного издания нормативных актов в количестве не более десяти штук и размещения для открытого доступа с 8-00 до 16-00 в сельской, школьной библиотеках, сельских домах культуры, в помещении администрации, почты, на доске объявлений с указанием ответственных за сохранность и соблюдения гарантии доступа к ним.
Как следует из сообщения Успенского сельсовета от 3.12.2018 г., сведений об опубликовании (обнародовании) решения Совета депутатов сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области «О присоединении поселка Шабанов к с. Чернолес с присвоением адреса» от 16 декабря 2009 года № 91/1 (№92) не имеется.
В нарушение положений ст.213 ч.9 КАС РФ ответчиком Советом депутатов Успенского сельсовета не представлено доказательств опубликования и вступления в силу оспариваемого нормативного акта.
Коль скоро судом установлено, что оспариваемый акт принят по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, принят с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, нарушены правила введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, то заявленные ФИО1 требования к Совету депутатов сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области подлежат удовлетворению, решение Совета депутатов сельского поселения Успенский сельсовет от 16.12.2009 года № 91/1 (№ 92) - признанию недействующим с момента принятия.
Администрация Становлянского муниципального района Липецкой области, администрация сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области не являются надлежащими ответчиками по иску о признании незаконным решения Совета депутатов сельского поселения Успенский сельсовет от 16.12.2009 года № 91/1 (№ 92), в связи с чем в иске к ним надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил :
Административное исковое заявление ФИО1 к Совету депутатов сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области о признании незаконным решения Совета депутатов сельского поселения Успенский сельсовет от 16.12.2009 года № 91/1 (№ 92) удовлетворить.
Решение Совета депутатов сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области «О присоединении поселка Шабанов к с. Чернолес с присвоением адреса» от 16 декабря 2009 года № 91/1 (№92) признать недействующим с момента принятия.
В удовлетворении иска ФИО1 к администрации Становлянского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Липецкий областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В.Михалева
Решение в окончательной
форме принято 24.12.2018 г.
.
.
.