НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Липецкого областного суда (Липецкая область) от 14.04.2022 № 21-41/2022

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Чумичева Ю.В. Дело № 21-41/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Липецкого областного суда Киселева О.М., рассмотрев жалобу Акционерного общества «Куриное царство» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Трубицына М.Н. от 21.01.2022 года, решение Елецкого городского суда Липецкой области от 01.03.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Куриное царство»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Трубицына М.Н. от 21.01.2022 № 006 АО «Куриное царство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.5.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 14464559 рублей 50 коп.

Решением судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 01.03.2022 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, АО «Куриное Царство»просит об изменении постановления и решения судьи в части назначенного штрафа, приводя доводы о необходимости его снижения, либо об отмене состоявшихся актов с прекращением производства по ст. 2.9 КоАП РФ.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 24.2. Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

На основании пунктов 4, 5 названной статьи обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов). Производитель товаров, импортер товаров имеют право на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации российскому экологическому оператору или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее - ассоциация). Такое обязательство выполняется российским экологическим оператором или ассоциацией путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров. В этом случае российский экологический оператор или ассоциация представляет от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.

В соответствии с пунктами 7, 9 той же статьи производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей24.5 настоящего Федерального закона. Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора.

В силу пунктов 16, 17 указанной статьи порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Выполнение нормативов утилизации подтверждается: договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи,-в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, российским экологическим оператором, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации; актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи. Сведения о договорах и актах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 9.1 настоящей статьи, включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации (пункты 9.1., 9.2. статьи 24.2. Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Порядок, форму и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее соответственно - отчетность, нормативы утилизации, отходы) производителями товаров, импортерами товаров, а также осуществление учета и контроля выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию, устанавливают Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденные Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020г. №2010 (далее Правила предоставления отчетности).

Согласно пунктам 10, 11, 12 Правил предоставления отчетности отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год. В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности производителем товаров или импортером товаров в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, или государственной регистрации юридического лица, которые являются производителями товаров или импортерами товаров. Отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления отчетности производители товаров, импортеры товаров, ассоциации, российский экологический оператор обеспечивают полноту и достоверность сведений, указанных в отчетности.

Пункты 14, 15 Правил предоставления отчетности предусматривают, что производитель товаров, импортер товаров, ассоциация, российский экологический оператор представляют по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) в целях осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации: а) копии договоров, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 242 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»; б) копии актов утилизации отходов по формам, установленным Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Копии указанных документов направляются производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Контроль за выполнением установленных нормативов утилизации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) с учетом пункта 7 настоящих Правил в течение 3 месяцев со дня приема отчетности (пункт 17 Правил предоставления отчетности).

Порядок взимания экологического сбора, в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, а также порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора устанавливают Правила взимания экологического сбора, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015г. №1073 (далее Правила взимания экологического сбора).

В соответствии с пунктом 2 Правил взимания экологического сбора исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (далее - плательщики), по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28декабря 2017г. N2970-р. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается теми плательщиками, которые производят и (или) ввозят (импортируют) товары в этой упаковке. Экологический сбор в отношении товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

На основании пункта 3 Правил взимания экологического сбора взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - администратор экологического сбора).

В силу пунктов 6, 7 Правил взимания экологического сбора экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу выпущенного в обращение на территории Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара), либо на массу выпущенной в обращение на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах. Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Согласно части 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Установлено, что 31.03.2021 АО «КЦ» посредством личного кабинета природопользователя представило в Центрально-Черноземное межрегиональное управления Росприроднадзора отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 г. №

Согласно разделу 2 отчетности «Информация об упаковке товаров» утилизации подлежат: 1. мешки и сумки, включая конические, из полимеров этилена (группа 49 – «Упаковка полимерная»); количество упаковки, подлежащее утилизации, – 65052 кг, количество утилизированной упаковки за отчетный период – 36080 кг; 2. ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона (группа 50 – «Упаковка из гофрированного картона»); количество упаковки, подлежащее утилизации, – 2714864 кг, количество утилизированной упаковки за отчетный период – 421413 кг.

Защитником АО «КЦ» объяснялось, что общее количество упаковки товаров, подлежащей утилизации в 2020 году, по группе 50 составило 11723239 кг, тогда как в отчетности от 31.03.2021 она ошибочно указала 11601983 кг.

Исходя из представленной отчетности была рассчитана сумма экологического сбора за 2020 год, в общем размере 5565194,85 рубля, в том числе 111368,37 рублей в отношении группы 49 – «Упаковка полимерная» и 5453826,48 рублей в отношении группы 50 – «Упаковка из гофрированного картона», что подтверждается формой расчета суммы экологического сбора за 2020 год №

Согласно платежному поручению № от 07.04.2021 АО «ЦК» была оплачена суммы экологического сбора в размере 5565194,85 рубля.

Между тем, 11.06.2021 АО «КЦ» сообщило, что АО «КЦ» представлена декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2019 год в отношении «упаковки товаров», выпущенных юридическим лицо АО «КЦ». 03.08.2020 АО «КЦ» было реорганизовано путем присоединения двух юридических лиц: АО «Куриное царство-Брянск» и ООО «ЛИСКо Бройлер», которые с 03.08.2020 являются филиалами АО «КЦ». АО «Куриное царство Брянск» и ООО «ЛИСКо Бройлер», являясь самостоятельными юридическими лицами, в соответствии с требованиями законодательства РФ подавали декларации за 2019 г. Кроме того, АО «КЦ» была представлена отчетность о выполнении норматива утилизации за 2020 г. в форме электронного документа, подписанного ЭЦП. При формировании отчетности за 2020 г. учитывались данные деклараций за 2019 г. трех самостоятельных юридических лиц - АО «КЦ»; АО «Куриное царство-Брянск» и ООО «ЛИСКо Бройлер». Предоставление исправленной декларации с суммарными данными трех юридических лиц является заведомо некорректной и может повлечь искажение сведений, в части объемов, отраженных в декларациях за 2019 г. АО «Куриное царство-Брянск» и ООО «ЛИСКо Бройлер».

Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора составлен акт № 56 проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения за 2020 год, из которого следует, что при рассмотрении документов, представленных АО «КЦ» в ходе проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения выявлена недостоверность сведений, представленных в отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 г. № 4881364 от 31.03.2021, в связи с чем Росприроднадзор потребовал представить обоснованные пояснения, касающиеся отчетности, расчета суммы экологического сбора; исправления (изменения), внесенные в отчетность, расчет суммы экологического сбора для устранения фактов, указанных в выводе акта; погасить задолженность по экологическому сбору в размере 7232279,75 рублей.

Согласно разделу 2 отчетности «Информация об упаковке товаров» утилизации подлежат: 1. мешки и сумки, включая конические, из полимеров этилена (группа 49 – «Упаковка полимерная»); количество упаковки, подлежащее утилизации, – 65670 кг, количество утилизированной упаковки за отчетный период – 36980 кг; 2. ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона (группа 50 – «Упаковка из гофрированного картона»); количество упаковки, подлежащее утилизации, – 1669178 кг, количество утилизированной упаковки за отчетный период – 418913 кг.

При рассмотрении жалобы защитник АО «КЦ» вновь объясняла, что общее количество упаковки товаров, подлежащей утилизации в 2020 году, по группе 50 составило 11723239 кг, тогда как в отчетности от 06.07.2021 она ошибочно указала 7133240 кг.

Из требования Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора о добровольном погашении задолженности и представлении суммы экологического сбора за 2020 год следует, что юридическим лицом не исполнено указание Управления предоставить отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 г. и форму расчета суммы экологического сбора за 2020 год с внесенными исправлениями, в связи с чем Управление в рамках своих полномочий произвело расчет суммы платы экологического сбора на основании сведений, указанных в декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров за 2019 год, представленной в Управление 01.04.2020. Из формы расчета суммы экологического сбора за 2020 год следует, что общий размер экологического сбора составил 12797474,60 рубля, в том числе 252435,48 рублей в отношении группы 49 – «Упаковка полимерная» и 12454039,12 рублей в отношении группы 50 – «Упаковка из гофрированного картона».

Таким образом, выявленные нарушения, а именно предоставление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 г., содержащей недостоверные сведения, а также неподтверждение достоверности данных об утилизации задекларированной упаковки, послужили основанием для привлечения АО «Куриное Царство» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.5.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что общество подтвердило выполнение утилизации в отношении части упаковки, предоставив договоры и акты выполненных работ на утилизацию упаковки в количестве 421413 кг в отношении группы 50 «Упаковка из гофрированного картона», явились предметом тщательной проверки и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку не подтвердили количество отходов от использования товаров, утилизированных (переданных на утилизацию) в 2020 году, в связи с чем имело место необоснованное включение величины в отчетность, что повлекло ее недостоверность.

Ссылка на то, что некорректно сформированная цифра в графе 20 «Количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), за которые необходимо уплатить экологический сбор» является следствием неправильной работы сервиса по заполнению отчетности в личном кабинете Росприроднадзора, не имеет правового значения для наличия в действиях общества состава правонарушения.

Судьей городского суда правомерно не установлено оснований для применения статьи 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, согласно статье 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г.№5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных последствий правонарушения, а в невыполненииюридическим лицом требований законодательства в области обращения с отходами и своих обязанностей при заполнении отчетности, что влечет нарушение публичных интересов, создавая потенциальную опасность.

Таким образом, с учетом признаков объективной стороны административного правонарушения оно не может быть признано малозначительным, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные отношения.

Довод о том, что при назначении наказания неверно исчислена сумма административного штрафа, ошибочен, поскольку при рассмотрении жалобы было установлено, что административный орган верно не принял во внимание представленные в подтверждение факта утилизации отходов договоры и акты, и, соответственно, не учел количество отходов от использования товаров, утилизированных (переданных на утилизацию) в 2020 году, в размере 421413 кг в отношении группы 50 - «Упаковка из гофрированного картона». Размер назначенного административного штрафа – 14464559,50 рублей соответствует санкции части 2 статьи 8.5.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Просьба о применении ч.ч. 3.2., 3.3. статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также правомерно отклонена при рассмотрении жалобы с учетом следующего. В соответствии с частью 3.2. статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. В силу части 3.3. той же статьи при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

При рассмотрении жалобы таких обстоятельств не установлено.

Таким образом, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений, влекущих отмену вынесенного постановления, решения судьи по делу допущено не было.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Трубицына М.Н. от 21.01.2022 года и решение судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 01.03.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Куриное царство» оставить без изменения, а жалобу -без удовлетворения.

Судья О.М. Киселева