НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Липецкого областного суда (Липецкая область) от 08.07.2020 № 3А-21/20

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

дело № 3а-21/2020

г. Липецк

Липецкий областной суд в составе:

председательствующего судьи Федосовой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Игнатовой Л.А.

с участием прокурора Прокофьевой Е.А.

при участии лиц, участвующих в деле:

представителя административного истца Оловянной В.А.

представителя административного истца Марковой Е.Б.

представителей административного ответчика администрации Липецкой области Азовцева А.А., Усацких Т.Н.

представителя заинтересованного лица Управления образования и науки Липецкой области Азовцева А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке в здании Липецкого областного суда административное дело № 3а-21/2020 по административному исковому заявлению административного истца ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» о признании недействующими положений Порядка определения объема и предоставления субсидий на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям, утвержденного Постановлением администрации Липецкой области от 03 марта 2020 года №94,

у с т а н о в и л:

Административный истец ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» обратился с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункта 3 в части подпунктов 5-7, пункта 4 в части подпункта 5, пункта 5 в части абзаца 3 подпункта 1, пункта 6, пункта 7 в части подпунктов 2,4,5 подпункта 1, пункта 10 в части подпункта 5 Порядка определения объема и предоставления субсидий на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям, утвержденного Постановлением администрации Липецкой области от 03 марта 2020 года №94, опубликованного 03 марта 2020 года на официальном интернет портале правовой информации.

Заявленный иск административный истец обосновывает тем, что ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» является некоммерческой организацией и осуществляет образовательную деятельность по основной дошкольной образовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, является малокомплектным частным дошкольным образовательным учреждением с одной группой общеразвивающей направленности с возрастом детей от 1,5 до 7 лет, численностью не более 9 человек, имеет право на предоставление субсидии из областного бюджета. Администрация Липецкой области производит выплату субсидий исходя из численности воспитанников, что не обеспечивает надлежащего объема финансирования реализации основных образовательных программ дошкольного образования, ежемесячно несет убытки по недофинансированию затрат по оплате труда педагогических работников и обслуживающего персонала, начисления на заработную плату, учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

Положения Порядка не соответствуют областному и федеральному законодательству, что приводит к нарушению прав и законных интересов. Положения не соответствуют требованиям, установленным Законом Липецкой области от 17.12.2019 года № 318-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».

Порядок содержит перечень документов, не установленных Законом Липецкой области от 17.12.2019 года № 318-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», что ограничивает потенциальный круг получателей субсидий.

Пункт 3 в части подпунктов 5,6,7 Порядка, обязывающий для получения субсидий на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящего Порядка, претендентов, отвечающих условиям и требованиям, приведенным в Законе об областном бюджете, представлять главному распорядителю средств областного бюджета в сфере образования и науки (далее - главный распорядитель) следующие документы: 5) список воспитанников с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения каждого воспитанника на дату подачи документов; 6) копии заключенных претендентом договоров об образовании по образовательным программам дошкольного образования на дату подачи документов; 7) копии документов, подтверждающих согласие на передачу персональных данных главному распорядителю для дальнейшей обработки в целях получения субсидий не соответствует требованиям, установленным к получателям субсидий пунктом 3 статье 13 Закона Липецкой области от 17.12.2019 года № 318-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» и противоречит п.4 Общих требований, утвержденных Постановлением №541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями», а также статьям 6,7,9 ФЗ «О персональных данных».

Пункт 4 в части подпункта 5 Порядка, определяет, что должностное лицо, уполномоченное главным распорядителем, в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает в том числе, информацию управления имущественных и земельных отношений Липецкой области об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности в областной бюджет по арендной плате на дату подачи документов (подпункт 5), что также не соответствует требованиям, установленным к получателям субсидий пунктом 3 статье 13 Закона Липецкой области от 17.12.2019 года № 318-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», а также подпункту 6 пункта 1 статьи 8 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», п.4 Общих требований, Закону Липецкой области от 17.12.2019 года № 318-ОЗ.

Наличие задолженности будет ограничивать право на получение субсидии без законных на то оснований.

Пункт 5 в части абзаца 3 подпункта 1 Порядка, определяет, что в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка уполномоченное лицо рассматривает документы, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка и осуществляет их отбор по следующему критерию: отсутствие неисполненных предписаний органа государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Условие об отсутствии неисполненных предписаний органа государственного контроля (надзора) в сфере образования ограничивает детское дошкольное образовательное учреждение на предоставление ему положенных Законом «Об образовании» субсидий и ставит в прямую зависимость от исполнительного органа.

Закон Липецкой области от 17.12.2019 года № 318-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» пункты 4 и 7 статьи 13 не предусматривают отказ при наличии документов, указанных в статье 13 и предусматривают возврат субсидии в случае выявления нарушений целей и (или) условий и порядка предоставления субсидий. Не соответствует пункту 3 Общих требований и не содержится в Законе Липецкой области об областном бюджете.

В соответствии с пунктом 6 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации Липецкой области №94 от 03.03.2020г. субсидия предоставляется в объеме, рассчитанном исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, рассчитанными в соответствии с Законом. Липецкой области от 11 декабря 2013 года N217-03 "О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций".

В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

В соответствии с пунктом 5, пунктом 6 ст.3 Закона Липецкой области от 11 декабри 2013 года №217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций» в случае наличия в муниципальной дошкольной образовательной организации не более одной группы воспитанников с наполняемостью менее 15 человек финансирование осуществляется по фактическим затратам, не зависящим от количества воспитанников.

Исходя из Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» при расчете должны применяться Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, разработанные Минобрнауки России в Письме от 31.07.2014 № 08-1002.

В Законе Липецкой области от 17.12.2019 № 318-03 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утверждены нормативы финансирования расходов дошкольных и общеобразовательных организация по оплате труда, которые разработаны до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» на основании «Методических рекомендаций по введению нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений» (Письмо Минобрнауки РФ от 01.12.2008 № 03-2782 «О введении нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений»).

В силу пунктом 2 статьи 99 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 данного Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Методика расчета субсидии, применяемая в Порядке утвержденном Постановлением №94 от 03.03.2020г., не предусматривает дополнительные критерии, определения объема возмещения, указанные в пункте 4 статьи 99 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», и пункте 5 статьи 3 Закона Липецкой области от 11 декабря 2013 года №217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций».

Также, данная методика расчета предусматривает разделение групп воспитанников на 2 возрастные категории: до 3-х лет и после 3-х лет, в то время как в соответствии с Приложением к Методическим рекомендациям по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, разработанному Минобрнауки России в Письме от 31.07.2014 № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» «Состав дифференцирующих коэффициентов для расчета нормативов финансового обеспечения затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда педагогических работников» коэффициент, учитывающий возраст воспитанников (возраст детей в посещаемой группе) (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) рассчитывается в следующих возрастных диапазонах: в одновозрастных группах: от 2-х месяцев до 1 года; от 1 года до 3-х лет; старше 3-х лет.

В разновозрастных группах: от 2-х месяцев до 3-х лет; от 2-х месяцев до 8 лет; от 3-х лет и старше (два возраста); от 3-х лет и старше (три возраста).

Устаревшая и не соответствующая требованиям законодательства Методика расчета субсидии не обеспечивает равного объема финансирования в муниципальных и частных дошкольных образовательных организациях, а потому снижает уровень гарантий реализации права на получение дошкольного образования в частных организациях, чем нарушает как их права, так и права педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей), несовершеннолетних обучающихся этих организаций.

Неправильной Методикой расчета нарушены права административного истца как получателя субсидий, так как данная методика не предусматривает финансирование по фактическим затратам для групп, численностью менее 15 человек.

Таким образом, расчет нормативов финансирования, применяемый в Порядке, не соответствует действующему законодательству.

Применение в расчетах данных, не соответствующих требованиям Федерального законодательства приводит к нарушению прав административного истца на реализацию гарантий получения детьми доступного дошкольного образования.

Пункт 7 в части подпунктов 2,4,5 Порядка предусматривает, что для возмещения затрат получатели субсидии представляют уполномоченному лицу в том числе, документы: список воспитанников с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения каждого воспитанника; копии заключенных получателем субсидии договоров об образовании по образовательным программам дошкольного образования на воспитанников, зачисленных в отчетном месяце; копии документов, подтверждающих согласие на передачу персональных данных главному распорядителю для дальнейшей обработки в целях получения субсидий.

Данные документы не предусмотрены указанным выше законодательством.

Пункт 10 в части подпункта 5 Порядка предусматривающий основания для отказа в предоставлении субсидий, в качестве такового содержит: несоответствие претендента критерию отбора, установленному в пункте 5 настоящего Порядка.

Данные основания для отказа в предоставлении субсидии не предусмотрены Законом об областном бюджете, подпунктом «в» п. 4 Общих требований.

В судебном заседании представитель административного истца ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» В.А. Оловянная уточненное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить по основаниям, приведенным в нем.

Представитель административного истца ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» Е.Б. Маркова уточненное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить по основаниям, приведенным в нем.

Представители административного ответчика администрации Липецкой области Азовцев А.А,, Усацких Т.Н., заинтересованного лица Азовцев А.А., просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ссылаясь на то, что права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены.

В обоснование своих доводов предоставили письменные возражения с дополнениями на административное исковое заявление.

Заслушав объяснения представителя административного истца ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» В.А. Оловянной, представителя административного истца ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» Е.Б. Марковой, представителя административного ответчика администрации Липецкой области, заинтересованного лица Азовцева А.А., заключение прокурора Прокофьевой Е.А., полагавшей прекратить производство по делу в связи с отсутствием нарушения прав административного истца оспариваемым НПА, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частями 7, 8 статьи 213, статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, который оспаривается. При проверке законности этих положений, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено следующее.

В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации мероприятий государственной программы Липецкой области "Развитие образования Липецкой области", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 29 ноября 2013 года N 534, Постановлением администрации Липецкой области от 03.03.2020 N 94 утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям.

В соответствии с пунктом 1,2 Порядка, Порядок устанавливает механизм определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям (далее - претенденты, субсидия) в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Липецкой области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - Закон об областном бюджете). Субсидии предоставляются в соответствии с условиями и требованиями, установленными Законом об областном бюджете

Согласно подпунктам 5,6,7 пункта 3 Порядка? для получения субсидий на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящего Порядка, претенденты, отвечающие условиям и требованиям, приведенным в Законе об областном бюджете, представляют главному распорядителю средств областного бюджета в сфере образования и науки (далее - главный распорядитель) в том числе документы:

- список воспитанников с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения каждого воспитанника на дату подачи документов;

- копии заключенных претендентом договоров об образовании по образовательным программам дошкольного образования на дату подачи документов;

- копии документов, подтверждающих согласие на передачу персональных данных главному распорядителю для дальнейшей обработки в целях получения субсидий.

В силу пункта 4 подпункта 5, должностное лицо, уполномоченное главным распорядителем (далее - уполномоченное лицо), в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает, в том числе, документы: информацию управления имущественных и земельных отношений Липецкой области об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности в областной бюджет по арендной плате на дату подачи документов;

Согласно пункту 5 подпункта 1, абзац 3 Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка уполномоченное лицо:

- рассматривает документы, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка;

- осуществляет их отбор по следующему критерию:

отсутствие неисполненных предписаний органа государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что субсидия предоставляется в объеме, рассчитанном исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, рассчитанными в соответствии с Законом Липецкой области от 11 декабря 2013 года N 217-ОЗ "О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций".

В случае превышения фактической потребности в субсидии над суммой бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом об областном бюджете на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, размер субсидий каждому из получателей определяется по формуле:

Ci - размер субсидии, предоставляемой i-му получателю субсидий;

Si - размер субсидии, указанный в заявке i-го получателя;

Sсум. - общий размер бюджетных ассигнований, предусмотренный Законом об областном бюджете на текущий год на цели, установленные настоящим Порядком;

- общий размер субсидий, исходя из фактической потребности в субсидиях, указанной в заявках всех получателей субсидий.

Согласно пункту 7 в части подпунктов 2,4,5 Порядка, для возмещения затрат получатели субсидии представляют уполномоченному лицу в том числе документы:

- список воспитанников с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения каждого воспитанника;

- копии заключенных получателем субсидии договоров об образовании по образовательным программам дошкольного образования на воспитанников, зачисленных в отчетном месяце;

- копии документов, подтверждающих согласие на передачу персональных данных главному распорядителю для дальнейшей обработки в целях получения субсидий.

Пункт 10 в части подпункта 5 Порядка предусматривает, что основаниями для отказа в предоставлении субсидий являются, в том числе несоответствие претендента критерию отбора, установленному в пункте 5 настоящего Порядка.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта "е" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, общие вопросы воспитания, образования.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации), которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования определяет Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно подпунктам 13, 13.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, пунктам 3, 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относятся: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами определенными для обеспечения упомянутых выше государственных гарантий.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

В соответствии с Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2024 года" и постановлением администрации Липецкой области от 18 августа 2011 года N 294 "О Порядке разработки, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации государственных программ Липецкой области" администрацией Липецкой области утверждена государственная программа Липецкой области "Развитие образования Липецкой области".

Статьей 13 Закона Липецкой области от 17.12.2019 N 318-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждено предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся автономными, казенными и бюджетными учреждениями, из областного бюджета на 2020 год.

Пунктом 2 приложения 27 к Закону Липецкой области от 17.12.2019 N 318-ОЗ установлены субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям в соответствии с государственной программой Липецкой области «Развитие образования Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 29 ноября 2013 года № 534 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области».

В силу части 2 статьи 13 Закона Липецкой области от 24.12.2018 N 224-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (в ред. действ. на дату принятия оспариваемого НПА), субсидии предоставляются главными распорядителями средств областного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на эти цели на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий устанавливается администрацией Липецкой области.

В соответствии со статьей 39 Устава Липецкой области нормативные правовые акты администрации области подлежат официальному опубликованию в «Липецкой газете», а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в течение 10 дней со дня их подписания и вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не оговорено в самих актах.

Согласно статье 21 Закона Липецкой области от 27.03.1997 № 64-ОЗ «О нормативных правовых актах Липецкой области» нормативные правовые акты области в течение 10 дней со дня их подписания подлежат официальному опубликованию в «Липецкой газете» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Согласно статье 22 Закона Липецкой области от 27.03.1997 № 64-ОЗ «О нормативных правовых актах Липецкой области» нормативные правовые акты области вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не установлено в самих нормативных правовых актах.

Согласно статье 19 Закона Липецкой области от 27.03.1997 № 64-ОЗ «О нормативных правовых актах Липецкой области» нормативные правовые акты администрации области принимаются в порядке, установленном Уставом области, настоящим Законом и Регламентом деятельности администрации области.

Процедура принятия постановлений администрации области определена Регламентом деятельности администрации Липецкой области, утвержденным постановлением главы администрации Липецкой области от 23.05.2007 № 69 (далее – Регламент), Временным Порядком разработки, согласования и утверждения проектов правовых актов администрации области с использованием системы электронного документооборота администрации Липецкой области и исполнительных органов государственной власти Липецкой области, утвержденным Распоряжением главы администрации Липецкой области от 01.10.2019 № 618-р (далее – Временный Порядок).

Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в виде постановлений администрации области (п. 8.2 Регламента).

Разработка проекта правового акта осуществляется заинтересованным исполнительным органом власти или структурой администрации области (п. 8.3 Регламента).

Постановление администрации Липецкой области №94 было принято и размещено на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 03.03.2020, номер опубликования 4800202003030012 и затем 13.032020 года в Липецкой газете №30.

Исходя из анализа указанных норм права, оспариваемый нормативный правовой акт принят администрацией Липецкой области в пределах предоставленных ей вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением формы, порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования, является действующим.

Доводы административного истца о нарушении процедуры подготовки проекта нормативного правового акта, поскольку не были приняты во внимание направленные в Управление образования административным истцом разногласия по проекту, не состоятельны.

Обращаясь к доводам административного истца о несоответствии указанных выше положений оспариваемого нормативного правового акта нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Частное образовательное учреждение дошкольного образования Частный детский сад «Фантазеры» создан 16.10.2013 года, учредителем является частное лицо (л.д. 62-69, том1).

Негосударственному образовательному учреждению дошкольного образования Частному детскому саду «Фантазеры» 18.11.2013 года предоставлена лицензия на осуществление образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности (л.д. 46-47 том1).

Согласно Уставу получение дошкольного образования, присмотр и уход осуществляется для воспитанников в возрасте от 1 года до 7 лет (л.д. 154-163 том 1).

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» организация является ДДО полного дня с организацией дневного сна и приема пищи. Планируется проводить занятия у детей дошкольного возраста двух возрастов: 3-6 лет. Общая численность детей не более 9 человек ( л.д. 87 том 1).

В период 2016 – 2019 год Частное образовательное учреждение дошкольного образования Частный детский сад «Фантазеры» являлось получателем субсидии на возмещение затрат по обеспечению получения дошкольного образования, что подтверждается материалами дела.

Уведомлением Управления образования и науки Липецкой области от 27.03.2020 года в предоставлении субсидии на возмещение затрат по обеспечению получения дошкольного образования в связи с недостоверной информацией, содержащейся в документах, в соответствии с подпунктом 4 пункта 10 Постановления администрации Липецкой области от 03.03.2020 года № 94 «Об утверждении порядка определения объема и предоставления субсидий на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям» было отказано (л.д. 153 том 1).

Согласно части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации", в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее - получатель субсидии, субсидии) определены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2017 N 541 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями".

В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона Липецкой области от 17.12.2019 N 318-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", получатели субсидий на дату подачи документов главному распорядителю средств областного бюджета для получения субсидий должны соответствовать следующим требованиям:

у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная (неурегулированная) задолженность по возврату в областной бюджет предоставленных субсидий, бюджетных инвестиций и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед областным бюджетом;

получатели субсидий не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении их не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

у получателей субсидий должна отсутствовать задолженность по заработной плате.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 07.05.2017 N 541 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями", нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты местной администрации, устанавливающие порядок определения объема и предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации (далее - правовые акты), содержат:

а) общие положения о предоставлении субсидий;

б) условия и порядок предоставления субсидий;

в) требования к отчетности;

г) требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

В силу пункта 3 подпункта «г» Общих требований, в целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются в том числе, категории и критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса (далее - отбор), с указанием в правовом акте способов и порядка проведения отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).

Согласно пункту 4 Общих требований, при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается следующая информация:

а) перечень документов, предоставляемых получателем субсидии главному распорядителю как получателю бюджетных средств для получения субсидии, за исключением документов, которые были представлены при проведении отбора (если это предусмотрено правовым актом), а также при необходимости требования к указанным документам;

б) порядок и сроки рассмотрения главным распорядителем как получателем бюджетных средств документов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;

в) основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии:

несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным подпунктом "а" настоящего пункта, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов;

недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных получателем субсидии;

иные основания для отказа, определенные правовым актом (при необходимости);

в(1)) порядок предоставления субсидии в очередном финансовом году получателю субсидии, соответствующему категориям и (или) критериям отбора, указанным в подпункте "г" пункта 3 настоящего документа, в случае невозможности ее предоставления в текущем финансовом году в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего документа, без повторного прохождения проверки на соответствие указанным категориям и (или) критериям отбора (при необходимости);

г) размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения и (или) нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения, за исключением случаев, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете;

д) условия и порядок заключения между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии соглашения (договора) о предоставлении субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (далее - соглашение), а также дополнительного соглашения о расторжении соглашения (при необходимости) в соответствии с типовой формой, установленной соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования, в том числе с учетом особенностей, установленных пунктом 8 настоящего документа;

е) требования, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, или на иную дату, определенную правовым актом, либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов), не предусмотрено заключение соглашения:

у получателя субсидии должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае если такое требование предусмотрено правовым актом);

у получателя субсидии должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (в случае если такое требование предусмотрено правовым актом);

получатель субсидии не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (в случае если такие требования предусмотрены правовым актом);

ж) при необходимости иные требования, определенные правовым актом, которым должен соответствовать получатель субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, или на иную дату, установленную правовым актом;

з) результаты предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего документа (в случае, если субсидия предоставляется в целях реализации такого проекта), и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, включая показатели в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации), значения которых устанавливаются в соглашениях;

и) сроки (периодичность) перечисления субсидии;

к) счет, на который в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации подлежит перечислению субсидия;

л) иная информация, определенная правовым актом (при необходимости).

Закон об областном бюджете не определяет и не устанавливает перечень документов, необходимых для получения субсидии. Перечень конкретных документов действующим законодательством не предусмотрен.

Из анализа указанного законодательства следует, что помимо обязательной информации, указанной в пункте 4 Общих требований, администрацией Липецкой области самостоятельно может быть установлен дополнительно перечень документов и требования к документам, необходимым для предоставления главному распорядителю для получения субсидий получателями указанных субсидий.

Таким образом, доводы истца о не соответствии подпунктов 5,6,7 пункта 3 и абзацев 2,4,5 пункта 7 Порядка, определяющих необходимость предоставления списка воспитанников с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения каждого воспитанника на дату подачи документов; копии заключенных претендентом договоров об образовании по образовательным программам дошкольного образования на дату подачи документов; копии документов, подтверждающих согласие на передачу персональных данных главному распорядителю для дальнейшей обработки в целях получения субсидий не противоречит пункту 4 Общих требований, пункту 3 статьи 13 Закона Липецкой области от 17.12.2019 года №318 –ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый 2021 и 2022 годов», указывающих на соответствие получателей субсидий определенным требованиям.

Оспариваемый порядок предусматривает передачу документов, содержащих персональные данные для реализации законной цели по предоставлению субсидии, при наличии согласия на передачу персональных данных законных представителей воспитанников образовательных организаций.

Согласно подпункту «в» пункта 2 Общих требований, нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения объема и предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, содержат, в том числе, требования к отчетности.

Представление документов, предусмотренных оспариваемыми положениями, обусловлено необходимостью подтверждения достоверности сведений, указываемых получателями субсидии в отчете о контингенте воспитанников, а также для расчета размера субсидии, при наличии проверенных и подтвержденных данных, представленных получателем субсидии.

Доводы административного истца, что поскольку главный распорядитель и орган государственного финансового контроля вправе проводить обязательную проверку соблюдения получателями субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии и в случае выявления нарушения целей и (или) условий и порядка предоставления субсидии вправе в последующем осуществить возврат субсидии в порядке и сроки, установленные Законом об областном бюджете, то отсутствует необходимость предоставления указанных в пунктах 3 и 7 документов, являются несостоятельными.

Исходя из содержания положений Порядка, главный распорядитель до предоставления субсидии рассматривает документы, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка, проводит проверку указанных документов и на основании них утверждает приказ об утверждении перечня получателей субсидий, устанавливает достоверность информации, содержащейся в документах, представленных претендентом, производит расчет суммы субсидий за отчетный период.

Оспариваемые же положения Порядка устанавливают процедуру, механизм предоставления субсидии из областного бюджета.

Субъект Российской Федерации в лице администрации Липецкой области вправе определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, а также цели, условия и порядок их предоставления, которые не могут противоречить федеральным законам, а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В связи с изложенным следует, что определение администрацией Липецкой области дополнительных требований к составу и определению документов для предоставления субсидии не может рассматриваться как ущемляющее права административного истца и противоречащее нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Административный истец, указывая на нарушение своих прав оспариваемыми нормами, ссылался на то, что требования о предоставлении указанных документов противоречит статьям 6,7,9 ФЗ О персональных данных», поскольку связано непосредственно с передачей персональных данных третьих лиц и в случае невозможности получения согласия законного представителя воспитанника на обработку его персональных данных и передачу их главному распорядителю бюджетных средств, его право на получение субсидии будет ограничено, так как он не сможет предоставить полный пакет документов.

Нахожу данные доводы не состоятельными.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о персональных данных персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3 статья 3 Закона о персональных данных).

По общему правилу, обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 часть 1 статья 6 Закона о персональных данных).

Обработка персональных данных, в силу пункта 4 части1 статьи 6 Закона необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;

Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора).

В силу статьи 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о персональных данных согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельств, в силу которых такое согласие не требуется, возлагается на оператора (часть 3 статьи 9 Закона о персональных данных).

Из системного толкования приведенных норм следует, что сбор, обработка, передача, распространение персональных данных возможны только с согласия субъекта персональных данных, при этом согласие должно быть конкретным. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу.

Из анализа указанных норм Закона не усматривается противоречие положений оспариваемого Порядка о предоставлении документов при наличии согласия на передачу персональных данных главному распорядителю для дальнейшей обработки в целях получения субсидии.

Кроме того, как следует из материалов дела, а также пояснений административного истца, им были предоставлены главному распорядителю бюджетных средств для получения субсидии в 2020 году требуемые документы на 40 воспитанников (список воспитанников и заключенные договора), а также согласия законных представителей на передачу персональных данных.

Отказ в предоставлении субсидии не связан с указанным обстоятельством.

Отказа в предоставлении субсидии по причине не предоставления согласия не имело место быть.

Доводы административного истца о нарушении его прав являются не состоятельными, предполагаемыми.

Права, свободы и законные интересы административного истца возложением обязанности предоставления указанных документов, не нарушаются.

Доводы административного истца о том, что Порядок не содержит формы согласия на обработку персональных данных, не свидетельствует о противоречии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пунктом 7 части 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" установлено, что согласие должно содержать перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных.

Частью 4 статьи 9 указанного ФЗ определено, что должно включать в себя согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Разъяснения Управления Роскомнадзора по Липецкой области, изложенные в ответе на обращение истца, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых положений НПА.

Осуществление запроса главным распорядителем в рамках межведомственного взаимодействия информации управления имущественных и земельных отношений Липецкой области об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности в областной бюджет по арендной плате на дату подачи документов соответствует абзацу 3 подпункта «е» пункта 4 Общих требований, в соответствии с которым у получателя субсидии должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе, в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (в случае если такое требование предусмотрено правовым актом).

В данном случае администрация Липецкой области правомерно к иной просроченной задолженности исходя из особенностей законодательной базы, сформированной в регионе и сложившейся практики предоставления субсидий на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям отнесла задолженность по арендной плате, что не противоречит действующему федеральному и региональному законодательству.

Кроме того, права, свободы и законные интересы административного истца в данном случае не нарушены.

Как пояснил представитель административного истца, договор аренды с УИЗО Липецкой области не заключался, договор аренды заключен с частным лицом.

Согласно подпункту "г" пункта 3 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 года N 541, в целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются категории и критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте способов и порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).

Т.е., в соответствии с БК РФ, указанным Постановлением Правительства РФ, Порядок, регулирующий предоставление субсидий должен определять, в том числе и критерии отбора лиц имеющих право на получение субсидий.

Оспариваемые административным истцом абзац 3 подпункта 1 пункта 5, а также подпункт 5 пункта 10 Порядка, предусматривающие осуществление отбора претендентов на получение субсидии и в случае несоответствия претендента критерию отбора, отказ в предоставлении субсидии по признаку отсутствия неисполненных предписаний органа государственного контроля (надзора) в сфере образования соответствуют Общим требованиям, утвержденными Постановлением Правительства № 541, в том числе и пункту 3.

Подпунктом «г» пункта 3 Общих требований определено наличие в нормативном правовом акте категории и критерия отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса.

Доводы административного истца, что оспариваемые положения ставят претендента на получение субсидии в прямую зависимость от исполнительного органа следует признать не состоятельным, поскольку в данном случае критерием отбора является не вообще отсутствие предписаний, а отсутствие именно неисполненных предписаний, что свидетельствует и позволяет определить добросовестность образовательных организаций, осуществляющих деятельность без нарушений законодательства в сфере образования и в то же время не лишает их возможности в случае несогласия с внесенными предписаниями обжаловать их.

Кроме того, Управление образования и науки Липецкой области осуществляет государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Липецкой области.

В ходе проведения проверочных мероприятий орган государственного контроля (надзора) в сфере образования осуществляет проверку обязательных требований законодательства об образовании.

В соответствии с частью 6 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения.

Кроме того, частями 6, 7, 8 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

В случае неисполнения указанных предписаний предусматривают запрет приема в образовательную организацию полностью или частично и последующее аннулирование лицензии (в случае неисполнения повторного предписания).

Таким образом, наличие оспариваемой нормы не противоречит действующему законодательству, напротив, она направлена на защиту прав и законных интересов воспитанников дошкольных образовательных организаций, их законных представителей.

Довод административного истца о том, что оспариваемый пункт 6 Порядка противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, является несостоятельным.

Порядок устанавливает механизм определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Липецкой области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Субсидии предоставляются в соответствии с условиями и требованиями, установленными Законом об областном бюджете.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Липецкой области от 11.12.2013 № 217-ОЗ «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций» установлены нормативы финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций и порядок определения субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) на территории Липецкой области.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 217-ОЗ «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций» размер субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях определяется исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, определенными статьей 3 настоящего Закона.

Согласно частям 1-4,6 статье 3 Закона Липецкой области от 11.12.2013 N 217-ОЗ "О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций" (вместе с "Методикой определения нормативов финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение дошкольного образования"), нормативы финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение дошкольного образования (далее - нормативы финансирования) рассчитываются на одного воспитанника в возрасте от 2 месяцев до 8 лет в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону.

В нормативы финансирования включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная часть оплаты труда, компенсационные и стимулирующие выплаты, отчисления на уплату страховых взносов), приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.

В нормативы финансирования не включаются расходы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг.

Нормативы финансирования используются для расчета объемов субвенций местным бюджетам из областного бюджета на финансирование муниципальных дошкольных образовательных организаций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Нормативы финансирования утверждаются ежегодно Законом Липецкой области об областном бюджете.

В силу пункта 6 Порядка, субсидия предоставляется в объеме, рассчитанном исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, рассчитанными в соответствии с Законом Липецкой области от 11 декабря 2013 года N 217-ОЗ "О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций".

Законом Липецкой области от 17.12.2019 N 318-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" предусмотрены нормативы финансирования расходов исходя из одного воспитанника.

Субсидии в объеме 38 341 000,00 руб. на 2020 год, 38 341 000,00 руб. на 2021 год, 38 341 000,00 руб. на 2022 год на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям в соответствии с государственной программой Липецкой области "Развитие образования Липецкой области", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 29 ноября 2013 года N 534 "Об утверждении государственной программы Липецкой области "Развитие образования Липецкой области".

Субсидии предоставляются частным дошкольным образовательным организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Липецкой области.

Таким образом, субсидии предоставляются в объеме, рассчитанном исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, рассчитанными в соответствии с Законом Липецкой области от 11 декабря 2013 года N 217-ОЗ "О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций".

На федеральном уровне закреплено, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, составляет предмет полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Исходя из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, законодатель определяет, что расчет субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, осуществляется в соответствии с нормативами, определенными для обеспечения упомянутых выше государственных гарантий.

Региональный законодатель при определении окончательного размера субвенций и субсидий исходит из одних и тех же критериев в расчете на численность воспитанников.

Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм, следует вывод о том, что финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях осуществляется в соответствии с нормативами финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций, при этом размер субсидий определяется исходя из численности воспитанников, что не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе пункту 4 статьи 99 ФЗ «Об образовании», пунктов 5,6 статьи 3 Закона Липецкой области "О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций".

Таким образом, пункт 6 Порядка в полной мере соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Оспариваемый пункт Порядка не предусматривает методику определения норматива финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций, методику расчета субсидии, не определяет норматив, поскольку методика определения норматива и расчет объема субвенций местным бюджетам осуществляется в соответствии с Законом Липецкой области от 11 декабря 2013 года N217-03 "О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций", приложениями к нему.

В связи с чем, доводы административного истца о несоответствии оспариваемого пункта Порядка Приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» несостоятельны.

Доводы административного истца о нарушении его прав поскольку методика не предусматривает финансирование по фактическим затратам для групп, численностью менее 15 человек не указывают на несоответствие оспариваемого пункта Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу на основании вышеизложенного.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 99 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона Липецкой области от 11 декабря 2013 года №217-03 «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций» предусмотрено, что в случае наличия в муниципальной дошкольной образовательной организации не более одной группы воспитанников с наполняемостью менее 15 человек финансирование осуществляется по фактическим затратам, не зависящим от количества воспитанников.

Административный истец относит себя к малокомплектной образовательной организации.

Вместе с тем, решения органа государственной власти субъектов Российской Федерации об отнесении ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации не имеется.

Кроме того, в материалы дела представлен список воспитанников, договора на оказание образовательных услуг в количестве 40 человек.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений НПА пункту 1 подпунктам 1,2 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» несостоятельны.

Каких либо ограничений в отношении административного истца, установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления деятельности, необоснованного препятствования осуществлению деятельности, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований, оспариваемые положения Порядка не содержат.

Ссылка административного истца на представление прокурора Липецкой области в адрес заместителя главы администрации Липецкой области от 15.01.2020 года об устранении нарушений законодательства об обеспечении конституционных гарантий общедоступности дошкольного образования и ответ на представление, содержащий выводы о целесообразности внесения изменений в Закон Липецкой области № 217-ОЗ «О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций» не свидетельствует о незаконности оспариваемых положений Порядка.

На основании изложенного в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения и являются необоснованными доводы административного истца относительно несоответствия оспариваемых положений Порядка правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Прокурор просил прекратить производство по делу в связи с тем, что права, свободы и законные интересы административного истца нарушены не были.

Как следует из пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

В данном случае, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, нормативный правовой акт применялся к административному истцу, в связи с чем, оснований для прекращения производства по делу не имеется.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, полагаю необходимым отказать административному истцу в удовлетворении административного искового заявления.

Оспариваемый акт был опубликован в «Липецкой газете», и соответственно, сообщение о принятии настоящего решения после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в «Липецкой газете».

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления административного истца ЧОУДО ЧДС «Фантазеры» о признании недействующими подпунктов 5,6,7 пункта 3, подпункта 5 пункта 4, абзаца 3 подпункта 1 пункта 5, пункта 6, абзаца 2,4,5 пункта 7, подпункта 5 пункта 10 Порядка определения объема и предоставления субсидий на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям, утвержденного Постановлением администрации Липецкой области от 03 марта 2020 года №94 отказать.

Сообщение о настоящем решении суда опубликовать в официальном печатном издании органа государственной власти «Липецкая газета» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам первого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 15 июля 2020 года.

Председательствующий судья (подпись) Н.Н. Федосова

Копия верна

Судья

Секретарь

21