НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Лиманского районного суда (Астраханская область) от 07.07.2014 № 2-405/2014

  РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 7 июля 2014 г.                                                                                                          п. Лиман

 Лиманский районный суд Астраханской области в составе:

 председательствующего судьи Чернышовой Ю.А.,

 при секретаре судебного заседания Халгаеве А.В.,

 с участием заявителя ФИО1,

 адвоката Убушаева М.В., представившего удостоверение № 494 и ордер № 113 от 7 июля 2014 г.,

 представителя администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» ФИО2, <данные изъяты>

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании бездействия администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» по организации газоснабжения незаконным,

 УСТАНОВИЛ:

 Заявитель ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» по организации газоснабжения жилого дома незаконным, указав, что заявитель является участником федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 г.». В рамках данного мероприятия ФИО1 были выделены средства на улучшение жилищных условий - для строительства жилого дома. В настоящее время жилой дом построен, но не введен в эксплуатацию. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации электро-, водо- и газоснабжения населении в границах поселения. Однако в 2011 г. на начальной стадии реализации социальной программы администрация муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» заявила об отсутствии в бюджете средств для проведения и организации инженерной инфраструктуры в черте земель, выделяемых муниципалитетом для строительства жилья, в том числе об отсутствии свободных средств для оплаты газоснабжения. В 2012 г. данные средства не были заложены в бюджет муниципального образования «Рабочий поселок Лиман». В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления должны обеспечивать: своевременную разработку и корректировку генеральных планов, проектов планировки и застройки городов и других поселений; выделение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией; в опережающем порядке обустройство земельных участков под индивидуальное жилищное строительство подъездными дорогами, водоснабжением, электроэнергией, газом и другими объектами и коммуникациями инженерной инфраструктуры. До настоящего времени денежные средства на оплату газификации органом местного самоуправления не выделены, такая работа не выполнена. Построив жилой дом, заявитель не имеет возможности ввести его в эксплуатацию, поскольку по <адрес> отсутствуют газовые сети. В настоящее время заявитель за свой счет подвела трубопровод для подачи газа к своему жилому дому, однако подключение жилого дома в трубопроводу невозможно в виду неоплаты администрацией муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» данного подключения. Отсутствие газа (тепла) в жилом помещении привело к тому, что строительный материал из-за сырости приходит в негодность: ламинат, обои и стены покрылись плесенью. В связи, с чем ФИО1 просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» по организации газоснабжения жилого помещения, обязать администрацию муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» принять меры по устранению нарушенного права путем производства оплаты за подведение и подключение газа, взыскать с администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» расходы на оплату услуг адвоката в размере <данные изъяты> руб.

 В судебном заседании заявитель ФИО1, адвокат Убушаев М.В. поддержали заявленные требования, просили удовлетворить.

 Представитель администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» ФИО2 не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что администрация муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» должна обеспечивать обустройство земельных участков, предоставленных жителям поселка под индивидуальное жилищное строительство, газом, электроэнергией, водоснабжением и другими объектами и коммуникациями инженерной инфраструктуры. Невыполнение возложенных на администрацию поселения обязанностей связано с финансовым положением органа местного самоуправления.

 Суд, изучив доводы, изложенные в заявлении, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

 В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными, инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

 На основании ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения. В вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

 В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 утверждена Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года". Пунктом 4 данного постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и принять региональные и муниципальные программы социального развития села до 2020 года, предусматривать в проектах бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов средства на реализацию указанных программ. Основными целями Программы в области развития газификации в сельской местности являются повышение уровня снабжения сетевым газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности. Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности: осуществление строительства и реконструкции распределительных газовых сетей в населенных пунктах, расположенных в сельской местности; повышение уровня газификации жилого фонда в сельской местности; внедрение экономичных энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива; повышение эффективности использования сетевого газа.

 На основании подп. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проведению торгов должны предшествовать работы по формированию земельного участка, включающие в себя, в том числе определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

 Согласно п. 2 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).

 Пунктом 7 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

 В силу ч. 8 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.

 Частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

 П. 4 вышеуказанных Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления. В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5 - 12 настоящих Правил.

 Согласно п. 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

 На основании части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 Согласно статье 8 Устава муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация в границах муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

 Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам урегулирован Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам следует, что коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (п. 3). Полномочия органа местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

 Из материалов дела следует и судом установлено, что заявитель ФИО1 является участником Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». Семья ФИО1 имеет статус «Многодетная семья».

 На основании постановления администрации муниципального образования «Лиманский район» № от 21 сентября 2011 г. ФИО1, как многодетной семье, был предоставлен в собственность земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 ноября 2011 г. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет за №

 Судом установлено, что указанный земельный участок на момент его предоставления ФИО1 не был обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: водопроводом, газовыми и электрическими сетями.

 В марте 2011 г. была начата работа по разработке проекта планировки территории в <адрес>, ограниченной улицами <адрес>. В июле 2011 г. утвержден проект планировки территории в <данные изъяты>, ограниченной улицами <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе приусадебные участки <данные изъяты> кв.м. (л.д. №).

 Из материалов дела следует, что ФИО1 было получено разрешение на строительство жилого дома по адресу: <адрес>. В июле 2013 г. домовладение построено, что подтверждается техническим паспортом на жилой дом. К земельному участку по <адрес> ФИО1 за личный счет подведены водопровод и электролинии, газовые сети не подведены, в связи, с отсутствием в администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» денежных средств на организацию мероприятий по строительству газовых сетей по <адрес>, чем заявитель лишен возможности ввести в эксплуатацию жилой дом.

 Заявитель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что земельный участок был предоставлен семье ФИО1 как многодетной семье, однако инженерная инфраструктура на земельной участке, предоставленном заявителю отсутствовала. В июле 2013 г. жилой дом на земельном участке построен. За счет заявителя к домовладению подведены линии электропередач и водопровода, заключены договора на поставку электрической энергии и питьевой холодной воды, проведена работа по газификации жилого дома. Однако в связи с отсутствием уличных газовых сетей по <адрес>, жилой дом не может быть подключен к газопроводу, подача газа в жилое помещение не осуществляется. В результате бездействия администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» по организации газификации по указанному адресу заявитель не может ввести жилое помещение в эксплуатацию, зарегистрировать право собственности на данный объект недвижимости в регистрирующем органе. Кроме того, внутренний отделочный материал из-за разницы температур в осенне-зимний период (отсутствия тепла) пришел в негодность.

 Таким образом, судом установлено, что администрацией муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» не проведены работы по формированию инженерной инфраструктуры - газоснабжение, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>

 Согласно ответу администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» от 28 апреля 2014 г. № готовится проектно-сметная документация на строительство уличных газовых сетей по <адрес>.

 Из изложенного следует, что орган местного самоуправления при предоставлении земельного участка многодетной семье ФИО1, обязан в силу законы обеспечить предоставленный земельный участок по <адрес> инженерной инфраструктурой: газоснабжением; выступать в качестве заказчика по проектированию, строительству и реконструкции объектов газоснабжения в <адрес> в целях предоставления жителям коммунальной услуги газоснабжения.

 Довод представителя администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» о том, что несвоевременная организация работы по газификации <адрес> связана с тяжелым финансовым положением органа местного самоуправления, является несостоятельным, поскольку финансирование мероприятий по развитию газификации в сельской местности в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села» происходит из областного и местного бюджетов. Однако администрация муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» меры по проведению мероприятий по газификации <адрес> с 2011 г. не принимала.

 Из вышеизложенного следует, что организация мероприятий по газоснабжению жителей, проживающих по <адрес>, является обязанностью администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» в силу закона, невыполнение возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по газоснабжению домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, создают препятствия к осуществлению прав и свобод заявителя ФИО1 по использования земельного участка и жилого дома по назначению.

 Представителем администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» не представлено в суд доказательств, устранения выявленных нарушений.

 Таким образом, факт ненадлежащей организации администрацией муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» мероприятий по газоснабжению жилого дома № по <адрес> нашел свое подтверждение в судебном заседании.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований заявителя ФИО1 в полном объеме.

 В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

 В силу ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, расходы на проезд, и другие признанные судом необходимые расходы.

 Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В случае если иск удовлетворен частично, расходы истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

 Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С привлеченного к участию в деле органа государственной власти и органа местного самоуправления могут быть взысканы судебные расходы, понесенные заявителем, в случае признания незаконным решения, действия (бездействия), принятого или совершенного структурным подразделением этого органа, не являющимся юридическим лицом.

 Согласно ч. 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

 Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Данная позиция изложена в ответе на вопрос N 11 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года.

 Именно поэтому в части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на суде не лежит обязанности взыскивать судебные расходы в полном объеме, речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

 Как следует из материалов дела, заявитель ФИО1 обратилась в юридическую консультацию Лаганского района Республики Калмыкия за оказанием юридической помощи. Между ФИО1 и адвокатом Убушаевым М.В. было заключено соглашение об оказании юридических услуг по вопросу газификации.

 Как установлено судом, заявителем ФИО1 по вышеуказанному делу понесены судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя: получена юридическая консультация, составлено заявление в Лиманский районный суд, участие адвоката в судебном заседании в Лиманском районном суде Астраханской области. За оказанные услуги ФИО1 было оплачено <данные изъяты> руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от 1 мая 2014 г.

 Исходя из объема и сложности дела, характера спора, продолжительности судебного разбирательства с учетом закона, который подлежит применению, суд приходит к выводу о том, что требование ФИО1 о взыскании судебных расходов в заявленном размере является чрезмерным и не отвечает критерию разумности.

 При таких обстоятельствах, суд считает, что с администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы на оплату услуг адвоката в разумных пределах в размере <данные изъяты> руб.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» по организации газоснабжения - удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» по организации газоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

 Обязать администрацию муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» организовать работу по строительству газовый сети к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, и произвести оплату за выполнение работ по газоснабжению.

 Взыскать с администрации муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг адвоката в размере <данные изъяты> руб.

 Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его полного текста через районный суд, вынесший решение.

 Решение в окончательной форме изготовлено 11 июля 2014 г.

 Судья: