НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Льговского районного суда (Курская область) от 20.01.2014 № 2-691/2013

Дело № 2-79-2014

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М      Р О С С И Й С К О Й      Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Льгов                                                                                                        20 января 2014 года

Льговский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Денисовой Н.А., при секретаре Самарской А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Льговского межрайонного прокурора Курской области в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «<данные изъяты> <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании Муниципальное учреждение «<данные изъяты>» <адрес> получить лицензию на право пользование недрами в срок до ДД.ММ.ГГГГ года,

У С Т А Н О В И Л :

Льговский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению «<данные изъяты>» <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании Муниципальное учреждение «<данные изъяты>» <адрес> получить лицензию на право пользование недрами в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

В обоснование своих исковых требований прокурор ссылается на то, что произведенной проверкой выявлен факт пользования Муниципальным учреждением «<данные изъяты>» <адрес> недрами с целью добычи подземных вод посредством использования восьми скважин, восьми водонапорных башен и водопровода, находящихся на территории <данные изъяты> <адрес>, расположенных в <адрес>,                        <данные изъяты> д. <адрес>, что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник Льговского межрайонного прокурора Курской области Гулин М.А. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, установив срок для получения лицензии до ДД.ММ.ГГГГ года.

Представитель ответчика - Муниципального учреждения «Служба <данные изъяты> <адрес> ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласна в полном объеме. Суду пояснила, что с учетом необходимости большого объема денежных средств на подготовку документов и получения лицензии, срок, указанный прокурором до ДД.ММ.ГГГГ г., считает достаточным для устранения нарушений законодательства и получения лицензии.

Представитель третьего лица Отдела геологии и лицензирования по <адрес> Департамента по недропользованию по <адрес> Федерального агентства по недропользованию в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен своевременно, надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, рассмотрев письмо начальника Отдела геологии и лицензирования по <адрес>, исследовав и оценив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации", ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно п. 1 ст. 5 Водного кодекса РФ (ВК РФ) к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу п. 3 ст. 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 "О недрах" установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 г. № 3314-1, определено, что предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования.

Согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г.      № 293, организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами возложено на названное агентство.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 61 от 15.03.2005 г. утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользование недрами для геологического изучения недр.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 710 от 29.04.2004 г. утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения объектов промышленности, и Перечень документов, прилагаемых к заявке на получение лицензии на право пользования недрами.

Судом установлено, что постановлением главы Администрации <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было создано Муниципальное учреждение «<данные изъяты>» <адрес>. Муниципальное учреждение было поставлено на учет и зарегистрировано в МИФНС России № по <адрес> (свидетельство серии 46 № и свидетельство серии 46               № соответственно).

Пунктом 2.2.1 Устава указанного Муниципального учреждения установлено, что предметом деятельности учреждения является организация предоставления жилищно-коммунальных услуг населению <данные изъяты>. Пунктом 3.19 Устава установлено, что МУ осуществляет сбор средств в уплату за жилье и коммунальные услуги от населения.

Администрацией <данные изъяты> <адрес> в соответствии с решением Собрания депутатов Городенского сельсовета <адрес> курской области от ДД.ММ.ГГГГ № и на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ на баланс указанного муниципального учреждения переданы социально-значимые объекты, являющиеся муниципальной собственностью и состоящие на балансе муниципального образования: водопровод, 8 скважин, 8 водонапорных башен, расположенных в <адрес>, <данные изъяты>,          д. <адрес>.

Согласно информации МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., Муниципальное учреждение «Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам <данные изъяты>» <адрес> оплачивает водный налог за пользование недрами.

Между тем, ответчик - Муниципальное учреждение «<данные изъяты>» <адрес>, лицензией на право пользования недрами не обладает, заявку на выдачу такой лицензии в Департамент по недропользованию по ЦФО не подавал, что подтверждается ответом Отдела геологии и лицензирования по <адрес> Департамента по недропользованию по ЦФО (Курскнедра) от ДД.ММ.ГГГГ № 823, а также не оспаривается самим ответчиком.

Учитывая, что эксплуатация недр в отсутствие лицензии на такую деятельность противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, суд приходит к выводу о незаконности деятельности ответчика по добыче и реализации подземных вод.

При этом, суд учитывает, что для осуществления деятельности по добыче юридическим лицом любых объемов воды из подземных водных объектов посредством эксплуатации скважины требуется лицензия, что подтверждается ч. 3 ст. 9 ВК РФ, ч. 3      ст. 10.1 и ст. 11 Закона РФ "О недрах".

Эксплуатация участка недр без лицензии на право пользования недрами является нарушением Закона РФ «О недрах» и согласно ст. 49 настоящего закона относится к самовольному пользованию недрами.

При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах суд считает, что исковые требования Льговского межрайонного прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Льговского межрайонного прокурора Курской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения «<данные изъяты>, выразившееся в не принятии мер по получению лицензии на право пользования недрами.

Обязать Муниципальное учреждение «<данные изъяты>» <адрес> получить лицензию на право пользования недрами в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Льговский районный суд Курской области в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий