УИД 26RS0022-01-2023-001257-56
Дело № 2а-95/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2024 г. с.Левокумское
Судья Левокумского районного суда Ставропольского Филёва Е.Н, рассмотрев единолично в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-95/2024 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №14 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени,
у с т а н о в и л :
Межрайонная ИФНС №14 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просила восстановить срок на подачу административного искового заявления по требованию от 20.11.2018г. №54410, от 02.11.2020г. №64565; взыскать с ФИО1 недоимку по:
- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком в границах сельских поселений: налог за 2014г. в размере 15,00 руб., за 2015г. –15,00 руб., за 2016г. - 33,00 руб., за 2017г. – 33,00 руб., за 2018г. - 33,00 руб., 2019г. – 33,00 руб., пени в размере 11,37 руб.;
- налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2014г. в размере 48,00 руб., за 2015г. – 55,00 руб., за 2016г.- 9,00 руб., за 2017г.- 9,00 руб., за 2018г.- 9,00 руб., за 2019г. – 9,00 руб., пени в размере 10,69 руб., на общую сумму 323,06 рубля.
В обоснование иска административный истец указал, что ФИО1 является собственником объектов недвижимого имущества, перечисленных в иске. В адрес ответчика инспекцией направлены налоговые уведомления с предложением уплатить земельный налог и налог на имущество физических лиц. Ответчиком обязанность по уплате налогов в установленные сроки не исполнена. Налоговым органом в отношении ответчика выставлены требования от 20.11.2018г. №54410, от 02.11.2020г. №64565 об уплате налогов, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Определением от 16.05.2023г. мирового судьи судебного участка №1 Левокумского района Ставропольского края в принятии заявления Межрайонной ИФНС №14 по Ставропольскому краю о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и пеней с ФИО1 отказано, в связи с наличием спора о праве. Ссылаясь на положения абз.4 п.2 ст. 48 НК РФ, п.4 ст. 123.4 КАС РФ, п.48 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса об административном судопроизводстве» полагают, что отказ мирового судьи в выдаче судебного приказа в связи с наличием спора о праве не является основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве.
В силу п.3 абз.1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Учитывая, что в административном исковом заявлении общая сумма недоимки по налогам и пеням составляет 323,06 рубля, что не превышает 20000 рублей, 29.11.2023 года Левокумским районным судом Ставропольского края вынесено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, в соответствии с ч.5.1 ст. 292 КАС РФ установлен срок для представления сторонами в Левокумский районный суд Ставропольского края и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований - до 25 декабря 2023 г., установлен срок, в течение которого стороны вправе представить в Левокумский районный суд Ставропольского края и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, - до 09 февраля 2024 года.
Административному истцу, Межрайонной ИФНС России №14 по Ставропольскому краю, определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства от 29.11.2023 вручено 06.12.2023г., о чем в деле имеется почтовое уведомление (л.д.26).
Определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства от 29.11.2023г., направленное административному ответчику ФИО1 по месту жительства, указанному в иске: (адрес), возвращено в суд в связи с истечением срока хранения (л.д.27).
Согласно ст. 100 КАС РФ в случае отказа адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд.
Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или адресу адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится (ст. 101 КАС РФ).
Из разъяснений, данных в абз. 5 п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 № 42 «О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства» следует, что неполучение административным ответчиком поступившей ему копии названного определения по обстоятельствам, зависящим от него, в том числе в связи с отказом от его получения, само по себе не служит препятствием для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. В этом случае суд вправе перейти к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства после получения доказательств отказа административного ответчика от получения соответствующего почтового отправления либо доказательств возвращения данного почтового отправления ввиду истечения срока его хранения (ст. 100 КАС РФ, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о неполучение административным ответчиком ФИО1 поступившей ей копии определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства от 29.11.2023 по обстоятельствам, зависящим от неё, в том числе в связи с отказом от его получения.
В установленные сроки доказательства и возражения относительно предъявленных требований, а также документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в суд сторонами не предоставлены.
Исследовав доказательства в письменной форме, имеющиеся в материалах административного дела, суд пришёл к следующему.
Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
При этом в п. 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в соответствующей отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, а абзацем третьим пункта 2 этой же статьи закреплено, что для целей указанного Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Нормы главы 28 НК РФ в силу статей 11, 19 и 357 данного Кодекса в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста.
По общему правилу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В то же время обязанность по уплате налога и (или) сбора для физических лиц прекращается: с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации; со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (п. 3 ст. 44 НК РФ).
В соответствии с со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК
РФ.
Согласно ст. 401 НК РФ объектами налогообложения признаются следующие виды
имущества: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. Дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
В ст. 402 НК РФ установлено: налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. При этом ст. 403 НК
определен порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Статьей 406 НК РФ установлены налоговые ставки.
Статьей 408 установлен порядок исчисления суммы налога: сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ на праве
собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в
соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом
(п. 1 ст. 391 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налоговым периодом по земельному налогу и налогу на имущество признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Статьей 396 НК РФ установлен порядок начисления земельного налога и авансовых платежей по налогу.
Согласно п. 1 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 4 ст. 397 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69 и 70 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п. 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании.
Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.
Как следует из материалов дела ФИО1, ИНН № ..., в качестве налогоплательщика состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС №6 по Ставропольскому краю и является собственником:
- земельного участка адрес: 357975, РОССИЯ, (адрес), кадастровый № ... дата регистрации права собственности 15.07.2013г.;
- жилого дома, адрес: 357975, РОССИЯ, (адрес), кадастровый № ... дата регистрации права собственности 15.07.2013г.; (л.д.16).
Налоговым органом в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами ФИО1 начислены налоги, в адрес ответчика направлены налоговые уведомления:
от 31.08.2017г. №82958905 о необходимости уплаты земельного налога с физических лиц за 2014 год в размере 15,00 руб., за 2015г. – 15,00 руб., за 2016г. – 33,00 руб.; налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 48,00 руб., за 2015г. – 55,00 руб., за 2016 г. – 9,00 руб., не позднее 01.12.2017 г. (л.д.9);
от 01.09.2020г. №35391109 о необходимости уплаты земельного налога с физических лиц за 2017 год в размере 33,00 руб., за 2018г. – 33,00 руб., за 2019г. – 33,00 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 9,00 руб., за 2018г. – 9, 00 руб., за 2019г. – 9,00 руб., не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах (л.д.14-15).
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки ответчиком налоги уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислена пеня.
Налоговым органом должнику выставлены требования от 20.11.2018г. №54410 об уплате в срок до 09.01.2019г. недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, всего в размере 175,00 руб. и пени в размере 14,89 рубля (л.д. 5-8); от 02.11.2020г. №64565 об уплате в срок до 16.12.2021г. недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, всего в размере 126,00 руб. и пени в размере 7,44 рубля (л.д.10-13).
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании задолженности в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно положениям ст. 286 КАС РФ - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей (подпункт 1); не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей (подпункт 2).
Исходя из смысла абз. 3 п.п. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, если размер задолженности не превышает 10 000 руб., заявление налоговым органом подается не позднее 1 июля года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате задолженности.
Согласно приложенному к заявлению инспекции требованию от 20.11.2018г. №54410 срок уплаты указан до 09.01.2019г., от 02.11.2020г. №64565– до 16.12.2021г.
Налоговый орган обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа 16.05.2023г., следовательно, трехлетний срок исполнения требования об уплате задолженности по требованию от 20.11.2018г. №54410 истек 1 января 2023г., трехлетний срок исполнения требования от 02.11.2020г. №64565 по состоянию на 1 января 2023 г. не истек, сумма требований об уплате задолженности по налогам и пени не превысила 10 тысяч рублей, ввиду чего обращение административного истца к мировому судье за выдачей судебного приказа поступило в рамках установленного абз. 3 п.п. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ процессуального срока. В связи с указанным заявление о восстановлении процессуального срока на подачу заявления о взыскании задолженности по налогам удовлетворению не подлежит.
Определением мирового судьи судебного участка №1 Левокумского района Ставропольского края от 12.05.2023г. в выдаче судебного приказа отказано в соответствии с п. 3 ч.3 ст. 123.4 КАС РФ. Определение не обжаловалось, имеет законную силу (л.д.17).
Согласно п. 4 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налоговой задолженности может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз.2).
Согласно штампу на почтовом конверте настоящий административный иск направлен административным истцом в суд 20.11.2023 года (л.д.23).
Таким образом, требования о взыскании с ФИО1 задолженности по налоговым обязательствам, как в порядке приказного производства, так и в порядке искового производства были заявлены налоговым органом в пределах установленного статьи 48 НК РФ срока.
Представленный административным истцом расчет суммы задолженности по налогам и пени суд считает обоснованным, соответствующим нормам действующего законодательства.
Доказательств исполнения обязательств, равно как и доказательств наличия задолженности в ином размере, административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку требование об уплате налогов ФИО1 не исполнено, а предусмотренные законом основания для его освобождения от обязанности по уплате налогов отсутствуют, суд считает необходимым исковые требования Межрайонной ИФНС №14 по Ставропольскому краю удовлетворить.
Поскольку административное исковое заявление удовлетворено судом, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ в размере, установленном п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст.175,177, ч.8 ст. 219, 290, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявления Межрайонной ИФНС России №14 по Ставропольскому краю о восстановлении срока на подачу административного искового
заявления по требованиям от 20.11.2018г. №54410, от 02.11.2020г. №64565 - отказать.
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №14 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельного налога, пеней - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ИНН № ... место жительства: (адрес), недоимки по:
- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком в границах сельских поселений: налог за 2014г. в размере 15,00 руб., за 2015г. –15,00 руб., за 2016г. - 33,00 руб., за 2017г. – 33,00 руб., за 2018г. - 33,00 руб., 2019г. – 33,00 руб., пени в размере 11,37 руб.;
- налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2014г. в размере 48,00 руб., за 2015г. – 55,00 руб., за 2016г.- 9,00 руб., за 2017г.- 9,00 руб., за 2018г.- 9,00 руб., за 2019г. – 9,00 руб., пени в размере 10,69 руб., на общую сумму 323,06 рубля.
Налог подлежит уплате получателю Казначейство России (ФНС России), ИНН <***>, КПП 770801001, расчетный счет № <***> отделение Тула Банка России, казначейский счет 03100643000000018500, БИК 017003983, КБК 18201061201010000510, код ОКТМО 0.
Взыскать с ФИО1, ИНН № ..., место жительства: (адрес), в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400,00 рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд Ставропольского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья