НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Левокумского районного суда (Ставропольский край) от 17.07.2023 № 2А-349/2023

УИД 26RS0022-01-2023-000396-20

дело № 2а-349/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июля 2023 г. с.Левокумское

Судья Левокумского районного суда Ставропольского Филёва Е.Н, рассмотрев единолично в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-345/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №14 по Ставропольскому краю к Камалудинову Адаму Мухтаровичу о взыскании недоимки по налогам и пени,

у с т а н о в и л :

Межрайонная ИФНС №14 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Камалудинову Адаму Мухтаровичу о взыскании недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы: пени в размере 9692,50 рубля, на общую сумму 9692,50 рубля.

В обоснование иска административный истец указал, что Камалудинов А.М. является плательщиком налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы. В адрес ответчика инспекцией направлены налоговые уведомления с предложением уплатить налоги. Ответчиком обязанность по уплате налогов в установленные сроки не исполнена. Налоговым органом в отношении ответчика выставлены требования от 26.01.2018г. №4218, от 19.02.2018г. №8679, от 16.03.2018г. №13036 об уплате налога, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Определением от 21.11.2022г. судебный приказ №2а-86/32-533/2019 от 29.03.2019г. в отношении ответчика отменен.

В силу п.3 абз.1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Учитывая, что в административном исковом заявлении общая сумма недоимки по налогам и пеням составляет 9692,50 рубля, что не превышает 20000 рублей, 24.05.2023 года Левокумским районным судом Ставропольского края вынесено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, в соответствии с ч.5.1 ст. 292 КАС РФ установлен срок для представления сторонами в Левокумский районный суд Ставропольского края и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований - до 19 июня 2023 г., установлен срок, в течение которого стороны вправе представить в Левокумский районный суд Ставропольского края и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, - до 11 июля 2023 года.

Административному истцу, Межрайонной ИФНС России №14 по Ставропольскому краю, определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства от 24.05.2023г. вручено 29.05.2023г., о чем в деле имеется почтовое уведомление (л.д.25).

Определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства от 24.05.2023г. административному ответчику Камалудинову А.М. вручено 30.05.2023г., о чем в деле имеется почтовое уведомление (л.д.26).

В установленные сроки доказательства и возражения относительно предъявленных требований, а также документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции в суд сторонами не представлены.

Исследовав доказательства в письменной форме, имеющиеся в материалах административного дела, суд пришёл к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 3 Налогового кодекса Российской (далее - НК РФ), каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В то же время обязанность по уплате налога и (или) сбора для физических лиц прекращается: с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации; со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (п. 3 ст. 44 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой (п.1 ст. 346.12. НК РФ).

Согласно п.1 ст. 346.14 объектом обложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по выбору налогоплательщика признаются доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.3 ст. 346.21 НК РФ).

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.4 ст. 346.21 НК РФ).

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статье 72 НК РФ способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, страховых взносов являются пени.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3).

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (пункт 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

Согласно ч. 1 ст. 69 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога должно содержать: сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период для уплаты налога не указан в этом требовании (ч. 4 ст. 69 НК РФ).

Судом установлено, из иска и из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 30.03.2023 года следует, что в период с 18.12.2015 года по 27.12.2017 года Камалудинов А.М., ИНН № ..., состоял на налоговом учете в МИФНС России №6 по Ставропольскому краю в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП 315265100129430 (л.д. 22-23) и являлся плательщиком налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы.

В связи с тем, что ответчиком налоги в установленные НК РФ сроки уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислена пеня.

Налоговым органом должнику выставлено требование от 26.01.2018г. №4218 об уплате в срок до 15.02.2018г. пени за несвоевременную уплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, за 2016 год со сроком уплаты до 25.07.2016г., 25.10.2016г., 02.05.2017г., в размере 3448,85 рубля (л.д. 9-10), требование от 19.02.2018г. №8679 об уплате в срок до 14.03.2018г. пени за несвоевременную уплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, за 2016 год со сроком уплаты до 25.07.2016г., 25.10.2016г., 02.05.2017г., в размере 3311,34 рубля (л.д. 11-12), требование от 16.03.2018г. №13036 об уплате в срок до 05.04.2018г. пени за несвоевременную уплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, за 2016 год со сроком уплаты до 25.07.2016г., 25.10.2016г., 02.05.2017г., в размере 2932,31 рубля (л.д. 13-14), на общую сумму 9692,5 рубля, что подтверждается почтовыми реестрами.

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах.

Согласно положениям ст. 286 КАС РФ - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 27.11.2017 N 343-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ.

В соответствии п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Поскольку сроки исполнения требований от 26.01.2018г. №4218, от 19.02.2018г. №8679, от 16.03.2018г. №13036 об уплате налога истекли, ввиду неисполнения в добровольном порядке выставленных административному ответчику требований об уплате задолженности по пени, налоговый орган обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка №5 Промышленного района г.Ставрополя от 21.11.2022г. судебный приказ №2а-86/32-533/2019 от 29.03.2019г. в отношении ответчика отменен (л.д.20).

Пунктом 3 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Согласно штампу на почтовом конверте настоящий административный иск направлен административным истцом в суд 16.05.2023 года (л.д.21).

Таким образом, требования о взыскании с Камалудинова А.М. задолженности по налоговым обязательствам, как в порядке приказного производства, так и в порядке искового производства были заявлены налоговым органом в пределах установленного статьи 48 НК РФ срока.

Представленный административным истцом расчет суммы задолженности по налогам и пени суд считает обоснованным, соответствующим нормам действующего законодательства.

Доказательств исполнения обязательств, равно как и доказательств наличия задолженности в ином размере, административным ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, поскольку требование об уплате налогов Камалудиновым А.М. П. не исполнено, а предусмотренные законом основания для его освобождения от обязанности по уплате налогов отсутствуют, суд считает необходимым исковые требования Межрайонной ИФНС №14 по Ставропольскому краю удовлетворить.

Поскольку административное исковое заявление удовлетворено судом, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ в размере, установленном п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.175,177, ч.8 ст. 219, 290, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №14 по Ставропольскому краю к Камалудинову Адаму Мухтаровичу о взыскании недоимки по налогам и пени - удовлетворить.

Взыскать с Камалудинова Адама Мухтаровича, ИНН 263518257340, место жительства: (адрес), в пользу Межрайонной ИФНС России №14 по Ставропольскому краю недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы: пени в размере 9692,50 рубля, на общую сумму 9692,50 рубля.

Взыскать с Камалудинова Адама Мухтаровича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400,00 рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд Ставропольского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий судья