НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область) от 30.10.2017 № 2-2119/17

Гр. дело №2- 2119 /2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2017 года Левобережный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Заевой В.И.

при секретаре Нестеревой Т.Н.

с участием: истца ФИО1, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже – ФИО2 – доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской федерации по Воронежской области – ФИО3 – доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, Управления Федерального казначейства по Воронежской области ФИО4 – доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, органа опеки и попечительства Левобережного района городского округа город Воронеж ФИО5 – доверенность от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Бутурлиновскому району Воронежской области о признании незаконным бездействия, взыскании убытков, компенсации морального вреда и судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Бутурлиновскому району Воронежской области о признании незаконным бездействия, взыскании убытков, компенсации морального вреда и судебных расходов, указав на то, что он – инвалид <данные изъяты>. Инвалидность установлена на основании п.2 ст.8 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - в связи с травмой, полученной при исполнении обязанностей военной службы.

Как указал истец, 10.01.2014года у него родилась дочь К., после чего он обратился в управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Бутурлиновскому району Воронежской области (далее УПФР по Бутурлиновскому району) за консультацией относительно возможности перерасчета размера получаемой пенсии в связи с рождением ребенка, предъявив при этом свидетельство о рождении дочери, на что получил ответ об отсутствии оснований для перерасчета пенсии. Аналогичные разъяснения он получал в последующем при ежегодных посещениях управления пенсионного фонда.

В феврале 2017года пенсионное дело было передано по месту его фактического жительства- в управление Пенсионного фонда в г.Воронеже, сотрудники которого разъяснили ему право на увеличение размера пенсии в связи с рождением дочери.

Увеличение пенсии по указанному основанию предусмотрено п.3 ст.15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Право на повышение пенсии в связи с рождением ребенка у него возникло с 01.01.2010года на основании Федерального закона от 24.07.2009года №213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Возможность перерасчета пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, однако, своим правом на подачу соответствующего заявления он не воспользовался по причине получения от ответчика ненадлежащей консультации.

Обязанность бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей, информировать их о нормативных правовых актах по вопросам обязательного пенсионного страхования возложена на страховщика абзацами 14,15 п.2 ст.13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного Приказом Минтруда России от 14.01.2014 N 3н.

Право на получение консультации, а также достоверной и актуальной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг предусмотрено также Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Полученная им у ответчика консультация неполная и неактуальная, информационные стенды в помещениях ответчика отсутствовали.

Истец также указал на то, что в результате неправомерных действий ответчика ему причинены убытки, связанные с неполучением пенсии в повышенном размере за период с 01.02.2014года по 01.03.2017года, размер убытков составляет 108655руб.68коп.

Претензия о возмещении убытков, направленная ответчику 23.05.2017года, оставлена без удовлетворения.

С учетом уточнений истец просит:

- признать незаконным бездействие Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Бутурлиновскому району Воронежской области, выразившееся в не предоставлении полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, не проведении консультации по вопросу обязательного пенсионного страхования и не информировании его о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

- взыскать с Российской Федерации в лице Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Бутурлиновскому району Воронежской области убытки в размере 108655руб.68коп.;

- взыскать с Российской Федерации в лице Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Бутурлиновскому району Воронежской области компенсацию морального вреда в размере 30000руб.;

- взыскать с Российской Федерации в лице Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Бутурлиновскому району Воронежской области судебные расходы в сумме 8000руб. (л.д.106-114).

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Воронежской области (далее ГУ ОПФР по Воронежской области), Управление Федерального казначейства по Воронежской области, по делу проведена дополнительная подготовка, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже ( далее ПФР в г.Воронеже)(л.д.51-55).

Истец в судебном заседании уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковых заявлениях (л.д.3-19, 67-75, 106-114).

Представитель ответчика о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, в судебное заседание не явился, ограничился направлением в суд дополнительных письменных возражений (л.д.134-137), ранее в судебных заседаниях требования истца не признал по мотивам, указанным в возражениях (л.д.76-79), при этом обратил внимание суда на то, что перерасчет пенсии производится только по заявительному принципу. Истец за консультацией по спорному вопросу в УПФР по Бутурлиновскому району не обращался. Впервые истец по вопросу о размере пенсии при наличии иждивенца обратился устно по телефону 27.02.2017года, на что получил разъяснение о необходимости подачи в управление Пенсионного фонда Бутурлиновского района соответствующих заявления и документов.

Заявление и документы, которые могли бы быть основанием для перерасчета ФИО1 пенсии, отсутствовали.

Представитель ГУ – отделения Пенсионного фонда Российской федерации по Воронежской области в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления истца по основаниям, изложенным в письменном виде (л.д.89-90) и пояснил, что в спорный период зарегистрировано только одно устное обращение истца по вопросу перерасчета пенсии с учетом иждивенца- 27.02.2017года.

В УПФР в г.Воронеже зарегистрировано письменное заявление истца от 01.03.2017года о запросе выплатного дела и 21.03.2017года – о перерасчете пенсии в связи с изменением количества нетрудоспособных иждивенцев с приложением свидетельства о рождении дочери. С 01.04.2017года ФИО1 произведен перерасчет пенсии в соответствии с п.2 ст.23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление гражданина о перерасчете пенсии в сторону увеличения.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже в судебном заседании с доводами истца не согласился, поддержал позицию представителя ответчика и ГУ – отделения Пенсионного фонда Российской федерации по Воронежской области.

Представитель Управления Федерального казначейства по Воронежской области полагался в разрешении пенсионного спора на усмотрение суда, с требованиями истца о взыскании денежных средств с Российской Федерации в лице УПФР по Бутурлиновскому району не согласился, считая в этой части требования истца необоснованными по мотивам, изложенным в письменных возражениях (л.д.93-95), при этом обратил внимание суда на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, Пенсионный фонд и его территориальные органы не относятся к органам государственной власти Российской Федерации, в связи с чем Российская Федерация не отвечает по обязательствам Пенсионного фонда РФ.

Исходя из положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

В силу положений п.1 ст.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (приводятся нормы в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан (п.3 ст.1Закона №166-ФЗ от 15.12.2001г.).

Согласно ст.23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.

Исходя из положений частей 1,2 ст.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ, отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются названным Законом, который распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.

Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются:

-правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ).

В соответствии с ст.5 названного Закона №210-Фз от 27.07.2010года при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (ст. 6 Закона).

Порядок обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в спорный период регулировались Правилами, утвержденными Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002, Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н " и Административными регламентами, утвержденными приказами Минздравсоцразвития России от 12.12.2011 N 1521н, Минтруда России от 23.03.2014года №157н, Минтруда России от 19.01.2016года №14н.

Названными нормативными актами предусмотрен заявительный порядок перерасчета размера установленной пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.

Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (ст.1064 ГК РФ).

Судом установлено, что в соответствии с п.2 ст.8, ст.15, ст.23 Федерального закона Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" ФИО1 01.07.2008года установлена пенсия по инвалидности вследствие военной травмы. С 25.03.2009года 3 группа инвалидности установлена бессрочно (л.д. 24-26).

ДД.ММ.ГГГГ родилась Ш.К., в отношении которой истец установил отцовство (л.д.22-23).

Обращаясь с вышеназванным иском, ФИО1 ссылается на то, что в результате ненадлежащего оказания ответчиком государственной услуги, ему причинен вред в размере недополученной пенсии.

Не признавая требований истца, представители ответчика и третьих лиц указали на отсутствие вины пенсионных органов в причинении истцу спорного вреда.

По утверждению представителей территориальных органов ПФР впервые ФИО1 обратился в УПФР Бутурлиновского района по вопросу размера пенсии в связи с рождением ребенка 27.02.2017года. Данное обращение было устным. Истцу был разъяснен порядок перерасчета пенсии. Письменное заявление о перерасчете пенсии и свидетельство о рождении ребенка предоставлены истцом в ПФР г.Воронежа 01.03.2017года, перерасчет пенсии произведен 01.04.2017года.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.

Суд находит доводы истца о ненадлежащем предоставлении ответчиком спорной государственной услуги, повлекшей причинение убытков в размере 108655руб.68коп. не нашедшими достаточного подтверждения.

Доводы же представителей ответчика и третьих лиц суд находит заслуживающими внимания ввиду следующего.

В соответствии с п.2 ст.22 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера.

Инвалидам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, размер пенсии по инвалидности определяется исходя из размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, увеличенного на 1 208 рублей 90 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи (п. 3 ст.15 Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ).

Перерасчет размера пенсии, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.

Как указывалось выше, нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, предусматривался безусловный заявительный порядок для принятия решения о перерасчете пенсии в сторону ее увеличения.

Из дела следует, что до марта 2017года истец получал пенсию в УПФР Бутурлиновского района.

В соответствии с постановлением Правления ПФ РФ от 31.05.2004 N 62п "Об организации работы по созданию и развитию клиентских служб в территориальных органах ПФР» утверждено положение о клиентской службе управления ПФР по Бутурлиновскму району, из которого следует, что клиентская служба территориального органа ПФР обеспечивает рассмотрение письменных обращений граждан, застрахованных лиц, регистрацию устных и письменных обращений застрахованных лиц; ежедневный прием страхователей, пенсионеров, организаций по всем вопросам, относящимся к компетенции ПФР, в том числе по вопросам пенсионного обеспечения; ведение информационной базы данных обращений в клиентскую службу -регистрацию в ПТК «Клиентская служба ПФР», осуществляет консультации застрахованных лиц, страхователей, пенсионеров, по всем вопросам, относящимся к компетенции ПФР (л.д.123-128).

Доводы представителей территориальных пенсионных органов о том, что в спорный период имело место только два обращения истца- 10.02.2015года и 27.02.2017года, что консультация по вопросу перерасчета пенсии в связи с изменением состава семьи от 27.02.2017года была устной, подтверждается копией журнала учета обращений граждан (л.д.80-87).

Как видно из дела, с письменным заявлением о перерасчете пенсии истец впервые обратился 01.03.2017года в ПФР г.Воронежа. Перерасчет пенсии произведен в соответствии с требованиями пенсионного законодательства с 01.04.2017года.

Изложенное истцом в судебном заседании не оспаривалось.

Объективные данные, свидетельствующие о неверной консультации ответчиком истца, ненадлежащем предоставлении государственной услуги, отсутствии в помещении УПФР Бутурлиновского района информации по вопросам пенсионного обеспечения в материалах дела отсутствуют.

Напротив, дела следует, что в ГУ _ УПФ по Бутурлиновскому району установлены часы приема, размещены в помещении информационные стенды

Показания свидетеля Ш.Н.Н. достаточными доказательствами, подтверждающими доводы истца, не могут быть признаны, поскольку данный свидетель достоверными сведениями относительно посещений истцом УПФР Бутурлиновского района не располагает, при посещении истцом пенсионного учреждения – не присутствовал, о полученных истцом разъяснениях свидетелю известно только со слов самого истца. Более того, свидетель заинтересован в исходе дела, является матерью К.

Таким образом, оценивая имеющиеся в деле доказательства каждое в отдельности и все доказательства в их взаимной связи и совокупности, их достаточность и достоверность, суд находит доводы истца о незаконности спорных бездействий ответчика, наличии вины ответчика в причинении ему спорных убытков недоказанными, а исковое заявление - не подлежащим удовлетворению.

При этом суд учитывает, что требования о компенсации морального вреда и судебных расходов производны от основных требований и также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

ФИО1 в удовлетворении требований к Государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Бутурлиновскому району Воронежской области о признании незаконным бездействия, взыскании убытков, компенсации морального вреда и судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 03 ноября 2017года.

Судья В.И.Заева