НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область) от 28.11.2011 № 2-1958

                                                                                    Левобережный районный суд г. Воронежа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Левобережный районный суд г. Воронежа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-1958/11

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

28 ноября 2011 года Левобережный районный суд города Воронежа

в составе:

Председательствующего судьи Ятленко Н.В.

при секретаре Лукьяненко В.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чеснокова ФИО8 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа о признании недействительным решения, отмене решения, возложении обязанности по предоставлению налогового вычета,

установил:

Чесноков В.Г. обратился в суд с настоящим иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа о признании недействительным решения, отмене решения, возложении обязанности по предоставлению налогового вычета, указав в качестве обоснование заявленных требований, что он, являясь гражданином РФ, налогоплательщиком, физическим лицом, ИНН №, 17 марта 2011года сдал в ИФНС Левобережного района города Воронежа налоговую декларацию на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2010 год, при заполнении которой, указал сумму 500 000 рублей перечисленную на благотворительные цели для расчета социального налогового вычета на основании пп.1 п.1 статьи 219 Налогового Кодекса Российской Федерации.

В подтверждение данного обстоятельства в приложении к декларации, им были представлены:

договор пожертвования от 14 апреля 2010г., заключенный между ним и Муниципальным автономным учреждением городского округа г.Воронеж «Дирекция единого заказчика капитального строительства» по которому он безвозмездно передал 500000 рублей на реконструкцию и благоустройство парка им. «Дурова» в Ленинском районе города Воронежа, путем выполнения следующих работ: устройство ограждения входной группы, устройство плиточных тротуаров, озеленение.

Средства были перечислены им по квитанции СБ РФ № от 14.04.2010г.

На основании вышеперечисленных документов был произведен расчет суммы социального налогового вычета по благотворительности в размере 65000 рублей - 13% от суммы пожертвования 500000 рублей.

Однако, по результатам камеральной налоговой проверки ИФНС России по Левобережному району города Воронежа, данная сумма - 65000 рублей, не была принята во внимание при расчете социального налогового вычета, как перечисленная на благотворительные цели. В качестве причины для отказа было указано то, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 стать 219 Налогового Кодекса РФ право на получение социального налогового вычета имеет налогоплательщик, перечисливший денежные средства на следующие цели:

на благотворительные цели для нужд: организаций науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Причем эти организации должны частично или полностью финансироваться из средств соответствующих бюджетов;

физкультурно-спортивных организаций, образовательных и дошкольных учреждений на цели физического воспитания граждан и содержание спортивных команд;

в виде пожертвований, перечисляемых религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности.

В данном случае расходы на благотворительность не могут быть учтены в составе социального налогового вычета, учесть можно только те из них, которые осуществлены для нужд организаций, прямо указанных в пп.1 п.1ст 219 НКРФ.

05 июля 2011г. он предоставил в ИФНС Левобережного района города Воронежа заявление о возражениях по акту камеральной налоговой проверки № № от 22.06.2011г., в котором пояснил свою мотивацию и просил предоставить ему право на социальный налоговый вычет по благотворительности и вынести положительное решение по результатам проверки декларации на доходы физических лиц за 2010год, оставив ее без изменения, т.е. предоставив вычет в размере 65000 рублей.

Однако, ИФНС Левобережного района не были приняты во внимание его доводы и было вынесено решение № № от 26.07.2011г. которым в привлечении истца к ответственности, за совершение налогового правонарушения было отказано, а также было отказано в предоставлении социального вычета по декларации 3-НДФЛ в размере 65 000 рублей.

Апелляционная жалоба в вышестоящий орган УФНС России по Воронежской области осталась без удовлетворения (Решение № № от 06.09.2011г.).

В этой связи истец, руководствуясь п.6 ст. 108 НК РФ, которая предусматривает, что неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика, просил отменить решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району № № от 26.07.2011г., предоставленную им декларацию 3-НДФЛ за 2010 год от 17 марта 2011года оставить без изменения, предоставив социальный налоговый вычет по благотворительности в размере 65000 рублей.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассматривать дело в его отсутствие. Суд считает это возможным.

Представитель истца по доверенности Чеснокова Н.Н. поддержала заявленные истцом исковые требования и просила суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

При этом пояснила, что в договоре ошибочно указано, что передано 600 000 рублей, так как сначала планировалось передать на благотворительные цели именно эту сумму, но свободных средств оказалось только 500 000 руб. и именно они были переданы по договору от 14.04.2010г. Полагает, что иск подлежит удовлетворению, поскольку деньги передавались на объект культуры, цель преследовалась - сохранить парк, как объект культуры и перечислены деньги были в бюджетную организацию.

Представитель ответчика - Сырова О.Ю. исковые требования считает необоснованными и просила суд отказать в их удовлетворении. Она не оспаривает то, что истец перечислил средства на благотворительность, но ст. 219 НК РФ содержит исчерпывающий печень организаций, перевод средств которым в рамках благотворительности является основанием для предоставления налогового вычета. Истцом, в данном случае, средства были перечислены на счет организации, которая не относится ни к организациям культуры, ни науки, ни образования, либо органам соцобеспечения, а является по существу строительной организацией, да и парк не относится в настоящее время к объектам культурного или исторического назначения, а потому решение ИФНС РФ по Левобережному району №№ от 26.07.2011г. является законным и обоснованным и в удовлетворении иска должно быть отказано.

Представитель 3-его лица МАУ городского округа г. Воронеж «Дирекции единого заказчика капитального строительства» Панферкина И.С. суду пояснила, что действительно, по договору от 14.04.2011г. истец безвозмездно передал МАУ ГО г. Воронеж «ДЭЗ капитального строительства» средства в сумме 500 000 руб. на реконструкцию и благоустройство парка имени Дурова, эти средства расходовались на работы по реконструкции, которые продолжаются еще до настоящего времени.

МАУ ГО г. Воронеж «ДЭЗ капитального строительства» является некоммерческой организацией, созданной на основании решения Воронежской городской Думы для выполнения работ в сфере капитального строительства, учредителем является администрация ГО г. Воронеж, предметом деятельности учреждения является выполнение работ в сфере капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта жилых и нежилых зданий, объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в городе Воронеж.

Работы по реконструкции и благоустройству парка имени Дурова проводились в соответствии с муниципальным контрактом, где заказчиком выступала Администрация ГО г. Воронеж в лице Департамента градостроительства и архитектуры, денежные средства поступали от Департамента градостроительства и архитектуры.

В настоящее время парк имени Дурова не состоит ни у кого на балансе, в будущем планируется передать его на баланс Управы Ленинского района г. Воронеж. Данный парк относится к озелененной территории общего пользования города Воронежа, не является объектом культуры или социального обеспечения, не является юридическим лицом. Но поскольку истец вносил пожертвование из лучших побуждений, для обустройства мест культурного отдыха горожан, считает, что его иск подлежит удовлетворению.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.

Согласно ст.ст. 254 – 256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Принимая во внимание, что обжалуемое решение принято 26 июля 2011 года, а с настоящим заявлением истец обратился 13 сентября 2011 года – указанное заявление подано без нарушения установленных сроков и подлежит рассмотрению.

17.03.2011 года истцом в инспекцию представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2010 год(лд.10-11), согласно которой, сумма налога, подлежащая возврату составила 73226 руб. В ней произведен расчет социальных налоговых вычетов (в сумме, уплаченной за лечение и страховые взносы по договорам добровольного личного страхования, по договорам добровольного страхования супруги в сумме 63295 руб., а также в сумме денежных средств в размере 500000 руб., перечисленных на благотворительные цели.

14.04.2010 Муниципальное автономное учреждение городского округа г. Воронеж «Дирекция единого заказчика капитального строительства», в лице директора Афанасьева Н.А., действующего на основании Устава, с одной стороны, и Чесноков В.Г., с другой стороны, заключили договор пожертвования б/н(лд.12), согласно которому Чесноков В.Г. обязуется безвозмездно передать Учреждению 600000 руб., в целях их использования для решения вопросов администрации городского округа г. Воронеж, связанных с инструкцией и благоустройством парка им. «Дурова» в Ленинском районе г. Воронежа, путем выполнения следующих работ: устройство ограждения входной группы, устройство плиточных тротуаров и озеленение. Денежные средства в сумме 500000 руб. перечислены Чесноковым В.Г. на четный счет Учреждения, что подтверждается квитанцией от 14.04.2011 № №(лд.13).

Решением №№ ИФНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 26.07.2011 года в предоставлении истцу социального вычета по декларации 3 НДФЛ в размере 65 000 рублей – отказано(лд.24).

Решением УФНС РФ по Воронежской области от 6 сентября 2011 года данное решение оставлено без изменения(лд.27).

Согласно Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

В Постановлении Главы городского округа г. Воронежа от 26.11.2008 №1548 указано, что в целях обеспечения своевременного, качественного и эффективного решения отдельных вопросов местного значения городского округа г. Воронеж в сфере градостроительства, необходимо создать и утвердить устав Муниципального автономного учреждения городского округа г. Воронеж «Дирекция единого заказчика капитального строительства».

Согласно ст.1 Федерального закона от 11.08.1995 №135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В силу ст.582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждением, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам и музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

Таким образом, согласно вышеуказанным положениям Муниципальное автономное учреждение городского округа г. Воронеж «Дирекция единого заказчика капитального строительства» относится к организациям, которым законодательством предусмотрено перечисление денежных средств в виде пожертвований.

Однако, согласно пп.1 п. 1 ст.219 НК РФ, налогоплательщики при определении размера налоговой базы в соответствии с п.2 ст.210 НК РФ имеют право на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).

Таким образом, расходы на благотворительность могут быть учтены в составе социального налогового вычета только в том случае, если они осуществлены для нужд организаций, прямо указанных в пп.1 п.1 ст.219 НК РФ. Указанная позиция изложена в письме Министерства финансов России от 14.06.2006 № 03-05-01-05/101, а также в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2006 года по делу №А05-8349/05-33).

Муниципальное автономное учреждение городского округа г. Воронеж «Дирекция единого заказчика капитального строительства», согласно его Устава, является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере капитального строительства, выполнении функции единого заказчика – застройщика по капитальному строительству объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в городском округе город Воронеж, предметом деятельности которой является выполнение работ, оказание услуг для осуществления, предусмотренных действующим законодательством полномочий муниципального образования городской округ город Воронеж в сфере капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта. Очевидно, что указанная организация не входит в перечень организаций, указанных в ст.219 НК РФ, не является организацией науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения и совершенно очевидно не относится к физкультурно –спортивным организациям, к образовательным и дошкольным учреждениям и, уж тем более, к религиозным организациям. Более того, доказательств, подтверждающих, что сам парк им. Дурова относится к объектам культурного или исторического назначения, истцом не было представлено.

Из ответа Управления культуры администрации городского округа город Воронеж следует, что парк им. Дурова не относится к объектам культурного или исторического назначения(лд.59).

Согласно Приложения к постановлению главы городского округа город Воронеж от 27.05.2009 N 413 парк имени Дурова входит в Перечень зеленых зон общего пользования на территории городского округа город Воронеж.

Согласно Постановления администрации городского округа город Воронеж № 353 от 12 мая 2010 года функции муниципального заказчика по реконструкции парка им. Дурова были возложены на управление строительства департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж(лд.82).

Соглашение о проведении работ было подписано между управлением градостроительной политики и МАУ ДЕЗ КС 22 апреля 2010 года(лд.83). Согласование предполагаемых работ с Управлением культуры не производилось.

Все вышеизложенное указывает на то, что производимые работы относились к реконструкции места озеленения общего пользования, не имеющего отношения к объектам культурного, исторического назначения. В этой связи, перечисленные истцом по договору от 14 апреля 2010 года средства нельзя рассматривать как пожертвование организациям культуры. Также нельзя согласиться и с доводами представителя истца о том, что парк им. Дурова является объектом социального обеспечения. Какие-либо данные об этом в деле отсутствуют.

Действительно, по смыслу ст.ст. 1 и 2 Федерального закона №135 от 11.08.1995г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» гражданин вправе пожертвовать на любые цели, предусмотренные ст. 2 вышеназванного закона, однако, право на социальный налоговый вычет в сумме доходов, перечисляемых на благотворительные цели, предусматривается не во всех случаях пожертвования, а лишь в специально указанных в законе, когда помощь оказывается организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемых из средств соответствующих бюджетов. Очевидно, что в данном случае ни организация, куда были перечислены денежные средства истцом, ни объект, на реконструкцию которого они были направлены, не отвечают требованиям налогового законодательства, соблюдение которых предполагает возникновение права на налоговый вычет, а потому оснований для признания обжалуемого решения незаконным и его отмене, а также возложении обязанности по предоставлению налогового вычета не усматривается и в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В иске Чеснокова ФИО9 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа о признании недействительным решения, отмене решения, возложении обязанности по предоставлению налогового вычета – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течении 10 дней путем подачи жалобы через районный суд.

Председательствующий судья Н.В. Ятленко