НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область) от 18.05.2023 № 2-1910/2023

Дело № 2-1910/2023

УИД 36RS0003-01-2023-001922-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Воронеж 18 мая 2023 года

Левобережный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Бондаренко О.В.,

при секретаре Заводовской К.Е.,

с участием представителя истца адвоката Ломановой В.В.,

представителя ответчика по доверенности Волчанского А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Малых АИ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Воронежской области о взыскании недополученных сумм,

установил:

истец Малых А.И. обратилась в суд с иском к МИФНС № 17 по Воронежской области о взыскании задолженности по денежному содержанию на период нахождения в оплачиваемом отпуске в размере 67244,45 руб., задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 12209,57 руб., компенсации морального вреда в размере 10 000,00 руб.

Требования мотивированы тем, что истец с 1993 года осуществляла трудовую деятельность в государственной налоговой инспекции по Железнодорожному району г.Воронежа, а затем, с учетом преобразований налогового органа, в Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Воронежа, ИФНС России по Железнодорожному району г. Воронежа, МИФНС России №13 по Воронежской области, МИФНС России №17 по Воронежской области.

С Малых А.И. был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности гражданской службы РФ в налоговой службе, по условиям которого, гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, состоящее из: месячного оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, за классный чин, за особые условия гражданской службы; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ по инициативе гражданского служащего, в связи с выходом на государственную пенсию.

ДД.ММ.ГГГГ с истцом произведён расчет при увольнении, в том числе выплачена компенсация за неиспользованный отпуск (11,83 дн.) – 12 004,49 руб.

В течение 2020-2022 истцу было выплачено денежное содержание в связи с нахождением в оплачиваемом отпуске: в январе 2022 г. (14 дней) - 15052,24 руб., в январе 2021 г. (30 дней) - 25318,20 руб., в мае 2021 г. (13 дней) - 12451,53 руб., в августе 2021 г. (10 дней) - 9996,20 руб., в январе 2020 г. (30 дней) - 24938,70 руб., в мае 2020 г. (14 дней) - 10703,03 руб.

Однако при расчете оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, а также при расчете суммы компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, Инспекцией не учтены при расчете среднего заработка для их оплаты начисления в виде: материального стимулирования, выплаченного в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда на текущий год, разовые и ежеквартальные премии.

Согласно расчету истца, при включении сумм материального стимулирования и премий в расчет среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, расчета компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении:

оплата отпуска в январе 2020 года (30 дней) должна составлять 36510,15 руб., недоплаченная сумма составляет 11571,45 руб. (36510,15 - 24938,7),

оплата отпуска в мае 2020 года (14 дней) должна составлять 17582,04 руб., недоплаченная сумма составляет 6879,01 руб. (17582,04 - 10703,03),

оплата отпуска в январе 2021 года (30 дней) должна составлять 44370,84 руб., недоплаченная сумма составляет 19052,64 руб. (44370,84 - 25318,2),

оплата отпуска в мае 2021 года (13 дней) должна составлять 19765,11 руб., недоплаченная сумма составляет 7313,58 руб. (19765,11 - 12451,53),

оплата отпуска в августе 2021 года (10 дней) должна составлять 17693,95 руб., недоплаченная сумма составляет 7697,75 руб. (17693,95 - 9996,2),

оплата отпуска в январе 2022 года (14 дней) должна составлять 29782,26 руб., недоплаченная сумма составляет 14730,02 руб. (29782,26 - 15052,24),

сумма компенсации за неиспользованный отпуск (11,83 дня) должна составлять 24214,06 руб.,

недоплаченная сумма компенсации составляет 12209,57 руб. (24214,06 - 12004,49).

Незаконные действия ответчика причинили истцу нравственные страдания, поскольку работодатель необоснованно исключил из расчета выплат при увольнении суммы материального стимулирования, полагающаяся ей компенсация была значительно уменьшена. Невыплата указанной суммы в течение длительного времени, поиск юристов, консультации и понесенные судебные расходы повлияли на размер средств к существованию. Истец оценивает моральный вред в сумме 10 000,00 рублей (л.д.3-9).

Уточнив исковые требования с учетом возражений ответчика, дополнительных документов, связанных с расчетом, руководствуясь ст.39 ГПК РФ, истец просила суд взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по денежному содержанию на период нахождения в оплачиваемом отпуске в размере 66 384,68 руб., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 12 209,57 руб., всего – 78 594,25 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 руб.

Истец Малых А.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель истца Малых А.И. по ордеру адвокат Ломанова В.В. уточненные исковые требования поддержала по изложенным основаниям.

Представитель ответчика МИФНС №17 по Воронежской области Волчанский А.В. не возражал против удовлетворения уточненного иска, представил письменный отзыв на иск, просил снизить размер компенсации морального вреда (л.д.26-20).

Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск (л.д.35).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В силу ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.09.2007 N 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Установлено, что истец 1993 года осуществляла трудовую деятельность в государственной налоговой инспекции по Железнодорожному району г.Воронежа, а затем, с учетом преобразований налогового органа, в Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Воронежа, ИФНС России по Железнодорожному району г. Воронежа, МИФНС России №13 по Воронежской области, МИФНС России №17 по Воронежской области.

С Малых А.И. был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности гражданской службы РФ в налоговой службе.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ по инициативе гражданского служащего, в связи с выходом на государственную пенсию (п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

12.04.2022 с истцом произведён расчет при увольнении, в том числе выплачена компенсация за неиспользованный отпуск (11,83 дн.) – 12004,49 руб.

В течение 2020-2022гг. истцу произведена выплата в связи с нахождением в оплачиваемом отпуске: в январе 2022 г. (14 дней) - 15052,24 руб., в январе 2021 г. (30 дней) - 25318,20 руб., в мае 2021 г. (13 дней) - 12451,53 руб., в августе 2021 г. (10 дней) - 9996,20 руб., в январе 2020 г. (30 дней) - 24938,70 руб., в мае 2020 г. (13 дней) - 10703,03 руб.

Данные обстоятельства никем не оспорены и подтверждаются записями в трудовой книжке Малых А.И. (л.д.10-17).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что при расчете оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, а также при расчете суммы компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, Инспекцией не были учтены при расчете среднего заработка для их оплаты начисления в виде материального стимулирования, выплаченного в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда на текущий год, разовые и ежеквартальные премии.

Согласно расчету истца, суммы оплаты денежного содержания на период нахождения в отпуске и суммы компенсации за неиспользованный отпуск составляют с учетом уточнения задолженности по денежному содержанию на период нахождения в оплачиваемом отпуске за период с января 2020 года по январь 2022 года в размере 66 384,68 руб., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 12 209,57 руб.

Суд принимает во внимание произведенный истцом расчет недоплаты, поскольку считает его арифметически верным, указанный расчет ответчиком не оспорен в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца задолженность по денежному содержанию на период нахождения в оплачиваемом отпуске в размере 66 384,68 руб., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 12 209,57 руб.

Согласно ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 настоящего кодекса.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как следует из разъяснения, изложенных в п. 63 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке заработной платы).

С связи с тем, что в результате неправомерных действий ответчика по исключении суммы материального стимулирования из расчета денежного содержания при расчете сумм отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, истец испытывал нравственные страдания, учитывая обстоятельства дела, исходя из принципа разумности и справедливости, позиции стороны ответчика, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда, взыскиваемого в пользу Малых А.И. в размере 5000,00 рублей.

Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств истцом суду не представлено и в соответствии с требованиями ст. 195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Воронежской области в пользу Малых АИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт выдан Железнодорожным РОВД г.Воронежа от 22.04.2003, код подразделения 362-001) задолженность по денежному содержанию на период нахождения в оплачиваемом отпуске в размере 66 384,68 руб., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 12 209,57 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000,00 руб., всего 83 594 (восемьдесят три тысячи пятьсот девяносто четыре) руб. 25 коп.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.

Мотивированное решение составлено 25.05.2023.

Судья О.В. Бондаренко