НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область) от 07.10.2020 № 2А-1625/20

Дело № 2а-1625/2020~9-1404/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2020 года Левобережный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Ивакиной Л.И.,

при секретаре Жуковой И.Ю.,

с участием административного истца Щербакова С. Ю.,

представителей административного ответчика Шатских И.Ю., Ткачук Д.Э., заинтересованного лица Дорожкина А.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щербакова СЮ к Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа об обязании предоставить имущественный налоговый вычет

Установил:

На основании представленных Щербаковым С.Ю. в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Левобережному р-ну г. Воронежа (далее ИФНС по Левобережному району г. Воронежа) деклараций по форме 3 –НДФЛ за 2015-2016 год были проведены камеральные налоговые проверки, по результатам которых приняты решения о возврате сумм излишне уплаченного налога от 18.10.2019 года и и осуществлен возврат сумм НДФЛ за 2015-2016 годы в общей сумме 79299,00рублей.

21.11.2019г. Щербаковым СЮ, в ИФНС России по Левобережному району г.Воронежа были поданы две декларации по форме 3-НДФЛ за 2013 и 2014 годы с заявлениями на возврат налога на доходы физических лиц в связи с покупкой недвижимого имущества и справками о доходах физического лица за указанные годы.

В предоставлении имущественного налогового вычета и возврате НДФЛ за 2013-2014 годы Щербакову С.Ю. было отказано.

Административный истец Щербаков С.Ю. обратился в суд с иском к ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа с требованиями:

- признании незаконным и отмене решения ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа от 06.04.2020г. об отказе в предоставлении имущественного налогового вычета Щербакову С.Ю. за 2013г. и 2014г.;

- признании за Щербаковым С.Ю. права на имущественный налоговый вычет за 2013 год в размере 70 539,52рубля;

- признании за Щербаковым С.Ю. права на имущественный налоговый вычет за 2014 год в размере 83 057,00рублей;

- Обязании ИФНС России по Левобережному р-ну г. Воронежа произвести в пользу Щербакова С.Ю. имущественный налоговый вычет за 2013 год в сумме 70 539,52рубля;

- обязании ИФНС России по Левобережному р-ну г. Воронежа произвести в пользу Щербакова С.Ю. имущественный налоговый вычет за 2014 год в сумме 83 057,00рублей.

В обоснование заявленных требований указал, следующие обстоятельства.

08.02. 2018 года вступило в законную силу решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа о признании права общедолевой собственности на квартиру общей площадью ориентировочно 41,6 кв.м. под строительным номером , по адресу: <адрес>, стоимостью 1 791 504,00рублей.

На основании представленных Щербаковым С.Ю. в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Левобережному р-ну г. Воронежа (далее ИФНС по Левобережному району г. Воронежа) деклараций по форме 3 –НДФЛ за 2015-2016 год были проведены камеральные налоговые проверки, по результатам которых приняты решения о возврате сумм излишне уплаченного налога от 18.10.2019 года и и осуществлен возврат сумм НДФЛ за 2015-2016 годы в общей сумме 79299,00рублей.

21.11.2019г. Щербаков С.Ю., являясь пенсионером с 2016 года, представил в ИФНС России по Левобережному р-ну г. Воронежа налоговые декларации формы 3 - НДФЛ за 2013, 2014, годы с целью получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц по расходам на приобретение указанной квартиры.

06.04.2020 года ИФНС России по Левобережному р-ну г. Воронежа Щербакову С.Ю. было направлено информационное письмо о невозможности возврата имущественного вычета.

14.05.2020 года УФНС России по Воронежской области сообщено, что отказ ИФНС России по Левобережному р-ну г. Воронежа в предоставлении налогового имущественного вычета, правомерен.

Между тем, Щербаков С.Ю. полагает, что налоговый орган обязан предоставить ему налоговый вычет, в связи с чем, с учетом уточненных требований, просит суд:

- признать незаконным и отменить решение ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа от 06.04.2020г. об отказе в предоставлении имущественного налогового вычета Щербакову С.Ю. за 2013г. и 2014г.;

- признать за Щербаковым С.Ю. право на имущественный налоговый вычет за 2013 год в размере 70 539,52рубля;

- признать за Щербаковым С.Ю. право на имущественный налоговый вычет за 2014 год в размере 83 057,00рублей;

- Обязать ИФНС России по Левобережному р-ну г. Воронежа произвести в пользу Щербакова С.Ю. имущественный налоговый вычет за 2013 год в сумме 70 539,52рубля;

- обязать ИФНС России по Левобережному р-ну г. Воронежа произвести в пользу Щербакова С.Ю. имущественный налоговый вычет за 2014 год в сумме 83 057,00рублей.

В судебном заседании административный истец поддержал административные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Левобережному р-ну г. Воронежа Дорожкин А.Н. в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что приобретая квартиру в собственность в 2018 году, налогоплательщик вправе представить в 2019 году налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ на получение имущественного налогового вычета. Поскольку Щербаков С.Ю. с 2016 года является пенсионером при представлении в налоговый орган заявления о возврате излишне уплаченного налога в 2019 году такой возврат, согласно п. 7 ст. 78 НК РФ, возможен лишь за три предшествующих налоговых периода, то есть за 2018, 2017, 2016,2015 год; если переносом остатка имущественного налогового вычета на предшествующие налоговые периоды налогоплательщик обращается не в налоговом периоде, непосредственно следующем за налоговым периодом, в котором образовался остаток имущественного налогового вычета, а в последующие налоговые периоды, количество налоговых периодов, на которые может быть перенесен названный остаток, соответственно уменьшается.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области Ткачук Д.Э. в судебном заседании исковые требования также не признал, просил суд отказать в удовлетворении административных исковых требований по доводам, изложенных в письменных возражениях на иск.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как следует из материалов дела, право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> признано за административным истцом в общедолевую собственность решением Коминтерновского районного суда от 14.08.2017 года, вступившим в законную силу 08.02.2018 года. Стоимость квартиры, согласно договору участия в долевом строительстве от 08.04.2013 года п. 3.1. составляет 1791 504,00рублей.

21.11.2019г. Щербаков С.Ю., являясь пенсионером с 2016 года, представил в ИФНС России по Левобережному р-ну г. Воронежа налоговые декларации формы 3 - НДФЛ за 2013, 2014, годы с целью получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц по расходам на приобретение указанной квартиры, в чем ему было отказано в связи с истечением периода, предусмотренного ст. 78 НК РФ на возврат излишне уплаченного налога.

Досудебный порядок Щербаковым С.Ю. был соблюден, о чем свидетельствует информационное письмо от 14.05.2020 года УФНС России по Воронежской области, которым отказ ИФНС России по Левобережному р-ну г. Воронежа в предоставлении налогового имущественного вычета признан правомерным.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик предоставляет при приобретении прав на объект долевого строительства (квартиру или комнату в строящемся доме) договор участия в долевом строительстве и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства застройщиком и принятии его участником долевого строительства, подписанный сторонами.

Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при подаче им налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода и на основании его письменного заявления, а также договора о приобретении прав на квартиру в строящемся доме, акта о передаче квартиры или документа, подтверждающего право собственности на квартиру, платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам.

Таким образом, право на имущественный налоговый вычет у налогоплательщика возникает в момент соблюдения всех условий его получения, определенных в п. п. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, вне зависимости от периода, когда налогоплательщик нес расходы по приобретению, инвестированию или строительству жилого объекта. Предельный размер такого вычета, на который может претендовать налогоплательщик, определяется также исходя из момента возникновения права на указанный имущественный налоговый вычет.

В соответствии с пунктом 10 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, могут быть перенесены на предшествующие налоговые периоды, но не более трех, непосредственно предшествующих налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественных налоговых вычетов.

Таким образом, указанный имущественный налоговый вычет предоставляется за тот налоговый период, в котором возникло право на его получение, а также в предыдущие налоговые периоды (для пенсионеров) при условии, что налоговый вычет не мог быть предоставлен в полном объеме в год подачи налоговой декларации. При этом предоставление имущественного налогового вычета, а также его перенос на другие налоговые периоды осуществляется налоговым органом в заявительном порядке: на основании заявления налогоплательщика и (или) поданной им налоговой декларации.

В случае, если суммы налога уплачены налогоплательщиком без учета его права на имущественный налоговый вычет, налогоплательщик по окончании налогового периода вправе обратиться в налоговый орган за возвратом суммы налога на доходы физических лиц. При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Срок для возврата излишне уплаченного налога отсчитывается, начиная с налогового периода, непосредственно предшествующего налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

Поскольку право собственности Щербакова С.Ю. на квартиру по вышеуказанному адресу появилось 14.08.2018года, то есть, после соблюдения всех предусмотренные п. п. 3 п. 1 ст. 220 ГК РФ условий, право на имущественный налоговый вычет у нее возникло в 2019 году и он вправе был подать налоговые декларации по НДФЛ за 2018, 2017, 2016 и 2015 г.г. Следовательно, право на получение имущественного налогового вычета по доходам за 2014, 2013 годы у него отсутствует, так как истек срок подачи заявления о возврате сумм излишне уплаченного налога.

Шербаков С.Ю. является пенсионером с 2016 г. На основании представленных Щербаковым С.Ю. в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Левобережному р-ну г. Воронежа (далее ИФНС по Левобережному району г. Воронежа) деклараций по форме 3 –НДФЛ за 2015-2016 год были проведены камеральные налоговые проверки, по результатам которых приняты решения о возврате сумм излишне уплаченного налога от 18.10.2019 года и и осуществлен возврат сумм НДФЛ за 2015-2016 годы в общей сумме 79299,00рублей.

Суд полагает, что ИФНС по Левобережному району города Воронежа принял решение в пределах своих полномочий, с соблюдением требований нормативных правовых актов, не нарушил права административного истца и обоснованно отказал в предоставлении вычета за 2013-2014 годы.

Руководствуясь ст. 175 - 177 КАС РФ, суд

решил:

Отказать Щербакову СЮ в удовлетворении исковых требований к Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа:

- признании незаконным и отмене решения ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа от 06.04.2020г. об отказе в предоставлении имущественного налогового вычета Щербакову С.Ю. за 2013г. и 2014г.;

- признании за Щербаковым С.Ю. права на имущественный налоговый вычет за 2013 год в размере 70 539,52рубля;

- признании за Щербаковым С.Ю. права на имущественный налоговый вычет за 2014 год в размере 83 057,00рублей;

- Обязании ИФНС России по Левобережному р-ну г. Воронежа произвести в пользу Щербакова С.Ю. имущественный налоговый вычет за 2013 год в сумме 70 539,52рубля;

- обязании ИФНС России по Левобережному р-ну г. Воронежа произвести в пользу Щербакова С.Ю. имущественный налоговый вычет за 2014 год в сумме 83 057,00рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Левобережный районный суд Воронежа в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 16.10.2020г.

Судья Ивакина Л.И.

Дело № 2а-1625/2020~9-1404/2020