Дело № 12-62/2023
УИД № 48RS0004-01-2023-001696-16
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
09 ноября 2023г. г. Липецк
Судья Левобережного районного суда города Липецка Климова Л.В., с участием представителя ПАО НЛМК по доверенности Волокитина А.А., рассмотрев жалобу ПАО «НЛМК» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора по г.Липецку Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора – Дугановой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении ПАО НЛМК ( ИНН 4823006703, ОГРН 1024800823123, г.Липецк, пл.Металлургов,д.2) к административной ответственности по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора по г.Липецку Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора – Дугановой Е.А. от 26.09.2023г. № ПАО «НЛМК» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 90000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ПАО «НЛМК» подало жалобу, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что в действиях ПАО «НЛМК» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель ПАО «НЛМК» Волокитин А.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил учесть, что отсутствует вред окружающей среде, обществом устранены выявленные в ходе проверки недостатки, деревья в соответствии с проектом высажены, кроме того, обществом ежегодно высаживается большое количество деревьев, в т.ч. в рамках компенсационных посадок по инвестиционным проектам. В результате внеплановой выездной проверки Росприроднадзора, оформленной актом от 18.08.2023г., установлено, что обществом были реализованы работы по благоустройству свободной от застройки территории, а именно произведены работы по планировке территории, посадке деревьев и озеленению территории (газоны).
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды отдела государственного экологического надзора по Липецкой области в судебное заседание не явился, был извещен.
Выслушав объяснения представителя ПАО «НЛМК», исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами законодательства об административных правонарушениях, в частности, являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Указанная конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года N 12-П).
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Закона об охране окружающей среды).
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования.
В силу правила, установленного ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ, эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В соответствии со ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Данная норма содержит формальный общий состав нарушения экологических требований в процессе разнообразной производственной деятельности на различных ее этапах путем формулирования большого числа альтернативных признаков объективной стороны. Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в ст. 34 - 39 Федерального закона от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", а особое значение имеют акты, регламентирующие размещение, строительство, эксплуатацию опасных объектов, объектов атомной энергетики, по уничтожению химического оружия и т.п.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, являются отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Непосредственный объект - экологические требования, которые необходимо соблюдать, а объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в их несоблюдении.
Под экологическими требованиями следует понимать обязательные требования, установленные в законодательных и нормативных документах, которые направлены на обеспечение рационального природопользования, охрану окружающей среды, защиту здоровья и генетического фонда человека (приказ Минприроды от 23 января 1995 года N 18).
Такие требования, помимо прочего, установлены и ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", согласно которой хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 4 и ч. 2 ст. 51 Закона «Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности на основании статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемом постановлении о привлечении к административной ответственности и других материалах дела выводы о том, что в результате реализации объекта капитального строительства ПАО «НЛМК» КЦ-1. Реконструкции аспирационной системы для улавливания неорганизованных выбросов миксерного отделения, не в соответствии с проектной документацией, было не реализовано благоустройство территории указанного объекта капитального строительства- посадка деревьев, что не соответствует разделу 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», Разделу 2 «Схема планировочной организации земельного участка» проектной документации.
Установлено, что объект капитального строительства ПАО «НЛМК» КЦ-1. Реконструкции аспирационной системы для улавливания неорганизованных выбросов миксерного отделения имеет непосредственную связанность с действующим производством общества, располагается в составе объекта НВОС ПАО «НЛМК» 1 категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №-П), строительство осуществлено в условиях действующего производства ПАО «НЛМК».
Проектная документация на вышеуказанный объект утверждена протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. №.
На момент проведения проверки имелись документы, свидетельствующие об окончании строительства, в частности, извещение ПАО «НЛМК» от ДД.ММ.ГГГГ. № об окончании строительства; Акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капительного строительства проектной документации от ДД.ММ.ГГГГ.№№ приемки законченного строительством объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ.;Акт приемки оборудования после индивидуального испытания от 03.12.2020г., Акт технической готовности № от ДД.ММ.ГГГГ.,№ от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ. ; Справка ПАО «НЛМК» от ДД.ММ.ГГГГ. Б/Н о завершении строительства объекта капитального строительства.
В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ. внеплановой выездной проверки в соответствии с Решением о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ., анализа проектной документации установлено, что в разделе 2 «Схема планировочной организации земельного участка», раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», часть 1 «Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве, том 8.1,2018г., предусматривается вырубка 9 деревьев, попадающих в зону строительства проектируемого объекта. Реальное количество, породы и диаметр вырубаемых деревьев определяется после составления Акта на вырубку.
Компенсационная высадка деревьев (18шт.) производится на территории, свободной от застройки по усмотрению заказчика.
В ответ на требование о предоставлении документации от ДД.ММ.ГГГГ. ПАО «НЛМК» акт на вырубку деревьев не представлен.
В ходе проверки при визуальном осмотре установлена реализация работ по благоустройству свободной от застройки территории, а именно: проводятся работы по планировке территории, установлено место складирования материалов для благоустройства территории, но при этом не выявлено наличие озеленения и посаженых деревьев.
Изложенное свидетельствует о несоблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды, невыполнении ПАО «НЛМК» экологических требований.
Нарушение выявлено в результате внеплановой выездной проверки, назначенной решением от ДД.ММ.ГГГГ. №/в/Л руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, о проведении которой общество было извещено уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ.. Результаты проверки зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ
Актом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что на момент повторной проверки обществом были реализованы работы по благоустройству свободной от застройки территории, а именно произведены работы по планировке территории, посадке деревьев и озеленению территории (газоны). Общество выполнило п.1 Предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ.№
Факт совершения предприятием вменяемого административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, в числе которых приказ о проведении внеплановой выездной проверки, акт проверки, протокол об административном правонарушении, извещение об окончании строительства, реконструкции объекта капительного строительства, а также иными материалами, которым должностным лицом дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предприятие имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия предприятия квалифицированы по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами этого Кодекса.
Доводы жалобы о том, что на момент составления протокола и вынесения Постановления о привлечении к административной ответственности общество в полном объеме выполнило мероприятия по охране окружающей среды, была произведена посадка деревьев в количестве 18 единиц, не может повлечь отмены обжалуемого постановления, поскольку данные мероприятия были выполнены после проведения проверки. выявившей указанные нарушения.
То обстоятельство, что общество устранило выявленные в ходе проверки нарушения, не освобождает его от ответственности.
Срок давности (1 год) и порядок привлечения предприятия к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено предприятию в пределах санкции ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств, включая данные о привлечении общества ранее к административной ответственности по ч.1 ст.8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для освобождения от наказания, изменения наказания на предупреждение суд не находит.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора по г.Липецку Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора – Дугановой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ. №, которым ПАО «НЛМК» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 90000 рублей оставить без изменения, жалобу ПАО «НЛМК» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись Л.В.Климова