РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2020 года с.Леваши
Судья Левашинского районного суда Республики Дагестан Магомедов Т.М., рассмотрев в упрощенном порядке административное дело №2а-42/20 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о взыскании в доход бюджета п. Салым Нефтеюганского района с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2017 год в размере 209 868,00 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец в лице Межрайонной ИФНС России №7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обратился с административным иском к ФИО1 о взыскании в доход бюджета п. Салым Нефтеюганского района с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2017 год в размере 209 868,00 рублей.
При этом в обоснование своих требований налоговый орган указал, что административный ответчик является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно сведений, предоставленных Межрайонной ИФНС России №7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ФИО1 является собственником следующего имущества:
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: 628327, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра АО, <...> овощехранилище на 100 тонн, кадастровый номер 86:08:0000000:16148, дата регистрации права 10.07.2009;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: 628327, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра АО, <...> столовая, кадастровый номер 86:08:0000000:15879, дата регистрации права 10.07.2009;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: 628327, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра АО, Нефтеюганский район, п. Салым, Магазин «Хозяйственные товары», кадастровый номер 86:08:0000000:17800, дата регистрации права 10.07.2009.
В соответствии со ст.69,70 Налогового кодекса в адрес налогоплательщика направлено требование от 19.12.2018 № 26369 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени.
Согласно утверждению административного истца в своем исковом заявлении, несмотря на истечение последнего срока уплаты налога по выставленному требованию от 19.12.2018 № 26369, за административным ответчиком до настоящего времени числится задолженность в размере 209 868, 00 рублей, в том числе по налогу – 209 868, 00 рублей.
Межрайонной ИФНС России №7 по Ханты-Мансийскому автономному округе - Югре мировому судье судебного участка № 70 Левашинского судебного района направлено заявление о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по налогам с ФИО1
10.07.2019 г судебный приказ о взыскании задолженности по налогам от 11.06.2019 года № 2а-594/2019 с ФИО1 и.о. мирового судьи судебного участка № 70 Левашинского судебного района отменен на основании поданного возражения налогоплательщика.
Просит взыскать в доход бюджета п. Салым Нефтеюганского района с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2017 год в размере 209 868,00 рублей.
От представителя административного ответчика по доверенности ФИО2 поступили возражения на административное исковое заявление, в которых он указывает, что строение магазина «Хозяйственные товары» находится в разрушенном, ветхом состоянии и не используется на протяжении многих лет, что подтверждается ранее представленным суду им актом натурного обследования земельного участка, расположенного по адресу Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра АО, <...> (ДСУ-4), д.134а, 135, 136. Этот акт №6 составлен 02.03.2020 года комиссией в составе специалистов администрации сельского поселения Салым. Кроме того, согласно того же акта №6 строение столовой отсутствует – снесено. По овощехранилищу вопросов и претензий по налогообложению у них (стороны ответчика) не имеется.
Такой же акт натурного обследования земельного участка был составлен администрацией сельского поселения Салым 18.12.2014 года. Обследование вышеназванных объектов недвижимости, принадлежащих ФИО1, было проведено по инициативе администрации сельского поселения в рамках муниципального земельного контроля в отношении законности возведенных объектов на территории сельского поселения Салым. На момент обследования 18.12.2014 года объектов недвижимости, принадлежащих ФИО1, было выявлено, что овощехранилище имеется и в нем находятся запасные части от грузового транспорта; имеется недействующее деревянное здание магазина, находящееся в разрушенном состоянии; строение столовой отсутствует – снесено.
После обследования вынесено администрацией сельского поселения предписание от 18.12.2014 года ФИО1 оформить правоустанавливающие документы на земельный участок в соответствии с действующим законодательством в срок до 28 января 2015 года, также в предписании сообщается о необходимости сноса недействующего разрушенного деревянного строения магазина, из-за возможности его возгорания от неосторожных действий в срок до 15 января 2015 года.
Указание о сносе магазина своевременно ФИО1 так и не было исполнено, но, как указано в акте обследования, это здание и так находится в разрушенном состоянии.
Таким образом, уже в 2014 году не функционировали ни разрушенный и ветхий магазин «Хозяйственные товары», ни снесенное здание столовой, в связи с чем в 2017 году они не могли являться объектами налогообложения.
Исходя из указанного сторона ответчика просит в исковых требованиях Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к ФИО1 отказать в части взыскания задолженности на объекты налогообложения:
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: 628327, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра АО, <...> столовая, кадастровый номер 86:08:0000000:15879, дата регистрации права 10.07.2009 – в размере 127 001,00 рублей;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: 628327, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра АО, Нефтеюганский район, п. Салым, Магазин «Хозяйственные товары», кадастровый номер 86:08:0000000:17800, дата регистрации права 10.07.2009 – в размере 78 076,00 рублей, удовлетворение иска в остальной части оставив на усмотрение суда.
В судебное заседание административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В своем административном исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 и представитель административного ответчика по доверенности ФИО2, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания в суд не явились, в своем письменном отзыве в форме возражений ФИО2 просит рассмотреть административное дело в отсутствие его и ФИО1
Согласно ч.2 ст.289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Согласно части 7 статьи 150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В виду изложенных обстоятельств настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В отношении налогоплательщика ФИО1 полный расчет налога и объекты налогообложения отражены в уведомлении №18504995 от 01.09.2018 года, которое на основании положений ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации направлено в адрес налогоплательщика посредством почтовой связи. Из данного расчета следует, что за физическим лицом ФИО1 закреплено следующее имущество:
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: 628327, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра АО, <...> овощехранилище на 100 тонн, кадастровый номер 86:08:0000000:16148, дата регистрации права 10.07.2009, сумма исчисленного налога за налоговый период (2017 год) на указанное имущество согласно расчету составляет 4 791,00 рублей;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: 628327, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра АО, <...> столовая, кадастровый номер 86:08:0000000:15879, дата регистрации права 10.07.2009, сумма исчисленного налога за налоговый период (2017 год) на указанное имущество согласно расчету составляет 127 001,00 рублей;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: 628327, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра АО, Нефтеюганский район, п. Салым, Магазин «Хозяйственные товары», кадастровый номер 86:08:0000000:17800, дата регистрации права 10.07.2009, сумма исчисленного налога за налоговый период (2017 год) на указанное имущество согласно расчету составляет 78 076, 00 рублей.
Согласно ст. 400 Налогового кодекса налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (п.1 ст. 401 Налогового кодекса).
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пени (статья 69 Налогового кодекса) и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статья 48 Налогового кодекса).
Налоговый орган, обратившись в суд с настоящим административным иском, указывает на то, что ответчик не уплатил вышеназванный налог за 2017 год.
В силу п.1 ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статьей 409 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 Налогового кодекса).
Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено налоговое требование №26369 по состоянию на 19 декабря 2018 года о подлежащей уплате сумме налога исходя из положений п.1 ст.45 НК РФ, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
В связи с тем, что в установленные законом сроки налог уплачен не был, налоговый орган обратился к мировому судье с/у №70 Левашинского района РД с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию вышеназванного налога и пени с административного ответчика, мировой судья вынес соответствующий судебный приказ от 11.06.2019 года, который тем же мировым судьей отменен своим определением от 10.07.2019 года в связи с обращением ФИО1 об отмене судебного приказа.
После этого в установленный законом шестимесячный срок последовало обращение налогового органа в суд общей юрисдикции с настоящим административным иском.
Наличие в государственном кадастровом учете сведений об объектах недвижимости (вышеназванных овощехранилища, столовой, магазина «Хозяйственные товары»), кадастровая стоимость объектов и их принадлежность налогоплательщику ФИО1 по состоянию за налоговый период (2017 год) последним не отрицается.
При этом, принимая решение по иску, суд обязан руководствоваться пунктом 1 ст. 62 КАС РФ, который предусматривает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований или возражений. Так, суд исследовал представленные стороной административного ответчика доказательства (запрошенные последним в администрации сельского поселения «Салым» Нефтеюганского района ХМАО) в обоснование своих возражений. Как следует из копии предписания Администрации сельского поселения «Салым» Нефтеюганского района ХМАО от 18.12.2014 года №2936 в рамках муниципального земельного контроля в отношении законности возведенных объектов на территории сельского поселения «Салым», администрацией поселения была проведена проверка земельного участка с кадастровым номером 86:08:0010202:58 общей площадью 3776 кв.м., расположенного по адресу: ХМАО-Югра, <...>. В ходе проверки выявлено, что земельный участок используется ФИО1, границы земельного участка огорожены забором, который частично разрушен. На момент проверки на земельном участке расположены объекты: овощехранилище, в котором находятся запасные части от грузового транспорта и присутствует запах горюче-смазочных материалов; недействующее деревянное здание магазина, которое находится в разрушенном состоянии; строение столовой отсутствует – снесено. Составлен акт натурного обследования земельного участка с фотоматериалами, ФИО1 предписано: оформить правоустанавливающие документы на земельный участок в соответствии с действующим законодательством, так же сообщено владельцу о необходимости сноса недействующего разрушенного деревянного строения магазина из-за возможности его возгорания от неосторожных действий в срок до 31 января 2015 года. Согласно акту натурного обследования земельного участка (заверенной копии) от 18.12.2014 года №61, составленному ведущими специалистами администрации сельского поселения Салым при участии участкового уполномоченного Отделения полиции №2 ОМВД по Нефтеюганскому району ХМАО и в присутствии ФИО1, произведено натурное обследование земельного участка с кадастровым номером 86:08:0010202:58 общей площадью 3 776 кв.м., расположенного по адресу: ХМАО-Югра, <...>, с разрешенным видом использования под столовую, магазин, овощехранилище. В результате натурного обследования выявлено: земельный участок используется ФИО1 под объекты, находящиеся в его собственности: 1.здание овощехранилища на 100 тонн общей площадью 400,5 кв.м., расположенное по адресу: Нефтеюганский район, п. Салым, ДСУ-4 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.07.2009г., запись регистрации №86-72-14/024/2009-458); 2.здание магазина «Хозяйственные товары» площадью 168,7 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 10.07.2009г., запись регистрации №86-72-14/024/2009-459); 3.столовая общей площадью 272,9 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 10.07.2009г., запись регистрации №86-72-14/024/2009-460). Земельный участок поставлен на кадастровый учет за номером 86:08:0010202:58 с разрешенным видом использования: под столовую, магазин, овощехранилище. При визуальном осмотре установлено, что участок используется под объекты с прилегающей территорией, границы участка огорожены забором. Размещено железобетонное здание овощехранилища, в котором находятся запасные части от грузового транспорта и присутствует запах горюче-смазочных материалов. В разрушенном состоянии находится недействующее деревянное состояние магазина. Строение столовой отсутствует – снесено. На территории земельного участка находятся разукомплектованные (неисправные) автомобильные средства легкового и грузового транспорта. В результате натурного обследования определено: земельный участок ФИО1 используется без правоустанавливающих документов, собственником ФИО1 вышеуказанные объекты недвижимого имущества содержатся в ненадлежащем эстетическом состоянии и не используются по назначению. К акту натурного обследования земельного участка №61 приложен фотоматериал с отображенным земельным участком и зданиями на нём. Согласно акту натурного обследования земельного участка (заверенной копии) от 02.03.2020 года №6, составленному комиссией в составе специалистов администрации сельского поселения Салым Нефтеюганского района ХМАО, произведено натурное обследование земельного участка, расположенного по адресу: ХМАО – Югра, <...> (ДСУ-4), д.№134а, 135, 136. При визуальном осмотре названного земельного участка установлено, что на участке размещены следующие объекты: железобетонное здание овощехранилища, не используемое по назначению; недействующее деревянное строение магазина в разрушенном, ветхом состоянии; строение столовой отсутствует – снесено. К акту натурного обследования земельного участка №6 приложен фотоматериал с отображенным земельным участком и зданиями на нём. Исследовав представленные стороной административного ответчика доказательства и исследовав их в совокупности с остальными доказательствами по делу, суд приходит к следующему. Так, статьей 374 НК РФ предусмотрено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Положения ст. 378.2 (кроме подп. 4 п. 1) и 382 НК РФ, предусматривающие особенности обложения налогом недвижимости, в отношении которой налоговая база определяется как ее кадастровая стоимость, не устанавливают иных признаков объекта налогообложения по сравнению с тем, как они определены ст. 374 НК РФ. Следовательно, законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому признаваемых частью активов налогоплательщика - объектами основных средств. Уплата налога со стоимости недвижимости выступает в этом случае одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике, а само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности.Из изложенного следует, что право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. На основании п. 1 ст. 235 ГК РФ и с учетом разъяснений, данных п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества. Данная позиция поддержана в Определении ВС РФ от 20.09.2018 N 305-КГ18-9064, более того ФНС России направлено письмо от 24.09.2018 N БС-4-21/18577 с приложением названного Определения ВС РФ нижестоящим налоговым органам для сведения и руководства в работе, где отмечено, что НК РФ связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, признаваемых объектами основных средств. Как следует из материалов дела, принадлежащий ФИО1 на праве собственности объект налогообложения категории - иные строения, помещения и сооружения, адрес: 628327, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра АО, <...> столовая, кадастровый номер 86:08:0000000:15879, дата регистрации права 10.07.2009 – по состоянию на 18.12.2014 года (дату натурного обследования земельного участка представителями администрации сельского поселения Салым) отсутствовал, будучи снесенным. Указанный объект – столовая оставался снесенным и по состоянию на 02.03.2020 года (дату повторного натурного обследования земельного участка представителями администрации сельского поселения Салым). То обстоятельство, что по состоянию на весь 2017 год, являющийся налоговым периодом, спорное здание столовой физически не существовало, налоговым органом в рамках судебного разбирательства не оспорено, хотя представленные стороной административного ответчика копии актов натурного обследования №61 и №6, а также предписание от 18.12.2014 года были заблаговременно направлены судом налоговому органу для ознакомления. Достоверность составленных администрацией сельского поселения Салым вышеуказанных актов №61 и №6 не опровергнута.
При таких обстоятельствах следует отказать в удовлетворении административного иска в части взыскания в пользу МРИ ФНС России №7 по ХМАО – Югре в доход бюджета п. Салым Нефтеюганского района с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2017 год, по объекту налогообложения - иные строения, помещения и сооружения, адрес: 628327, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра АО, <...> столовая, кадастровый номер 86:08:0000000:15879.
По иску в части взыскания задолженности по соответствующему налогу за налоговый период на объект налогообложения – овощехранилище, суд приходит к выводу о его обоснованности, так как из материалов дела следует, что в действительности имеется такой объект налогообложения, находится в собственности ответчика по состоянию на налоговый период (2017 год), налог исчислен правильно исходя из кадастровой стоимости объекта.
При этом магазин «Хозяйственные товары» в исследованных выше актах №61 и №6 указан в качестве разрушенного и ветхого строения, вместе с тем степень разрушения данного объекта в налоговый период (2017 год) до состояния отсутствия в качестве объекта налогообложения стороной ответчика не доказана, с ходатайством о назначении судебной экспертизы для разрешения указанного вопроса эта сторона к суду не обращалась.
Таким образом, административный иск в остальной своей части подлежит удовлетворению, так как установлено наличие по состоянию на налоговый период (2017 год) у налогоплательщика ФИО1 реально существующих объектов недвижимости, признаваемых объектами основных средств – овощехранилища и магазина «Хозяйственные товары», по которым соответствующая налоговая задолженность административного ответчика за названный налоговый период подтверждается материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.150 ч.7, 290 – 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №7 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, проживающего в <...>, в пользу Межрайонной ИФНС России №7 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в доход бюджета п. Салым Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
- задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2017 год за иные строения, помещения и сооружения, адрес: 628327, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра АО, <...> овощехранилище на 100 тонн, кадастровый номер 86:08:0000000:16148, дата регистрации права 10.07.2009, - в размере 4 791 рубль,
- задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2017 год за иные строения, помещения и сооружения, адрес: 628327, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра АО, Нефтеюганский район, п. Салым, Магазин «Хозяйственные товары», кадастровый номер 86:08:0000000:17800, дата регистрации права 10.07.2009, - в размере 78 076 рублей,
всего взыскав 82 867 (восемьдесят две тысячи восемьсот шестьдесят семь) рублей.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Левашинский районный суд Республики Дагестан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Т.М. Магомедов