НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Лесосибирского городского суда (Красноярский край) от 12.05.2022 № 240033-01-2021-005132-88

№ 24RS0033-01-2021-005132-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2022 года г. Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Коростелевой Е.В., при секретаре Вороновой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-598/2022 по иску Муратова Е.Л. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю о возложении обязанности выплатить излишне уплаченный налог на доходы физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском о возложении обязанности выплатить излишне уплаченный налог на доходы физических лиц, мотивирует их следующим.

Муратовым Е.Л. 06.07.2021 года в налоговый орган были представлены декларации 3-НДФЛ за 2019 и 2020 годы.

По завершении проверки 06.10.2021г. в личном кабинете налогоплательщика истцу были направлены требования о предоставлении пояснений. Данные требования истец выполнил, направив запрашиваемые документы в налоговый орган вечером 06.10.2021г.

Через 6 дней в личном кабинете налогоплательщика у истца появилась информация о переплате по налогу (НДФЛ) в сумме 487 460 рублей и специалистом ИФНС были запрошены банковские реквизиты для перечисления суммы переплаты, однако через несколько дней информация о имеющейся сумме переплаты (излишне уплаченной суммы НДФЛ) в личном кабинете исчезла, а позже истцу стало известно, что налоговый орган отказал в возврате излишне уплаченных суммах НДФЛ за 2019-2020 годы, на что 15.10.21г. в личном кабинете налогоплательщика истец направил жалобу на данное решение налогового органа.

С данным решением Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по Красноярскому краю истец не согласен.

Так, Муратов был работником Смоленского филиала «Смоленскатомтехэнерго» АО «Атомтехэнерго» и в 2019 и 2020 годах был направлен работодателем в командировки в Беларусь, г.Островец, Представительство АО «АТЭ» в РБ. В связи с данными командировками истец находился в Беларуси в 2019 и 2020 годах 280 и 270 дней соответственно, то есть менее 183 дней он находился в России, гражданином которой является.

За весь период работы в Беларуси в 2019-2020 годах (когда Муратов не был налоговым резидентом РФ) его работодателем, который является налоговым агентом, выполняющим обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы налога из доходов налогоплательщика при их фактической выплате, была удержана сумма исходя из налоговой ставки 30%, для лица, не являющегося налоговым резидентом РФ.

Согласно справке о доходах и суммах налога физического лица от 13.01.2021г. за 2019 год, сумма удержанного налоговым агентом НДФЛ составила 457505 рублей. Согласно справке о доходах и суммах налога физического лица от 13.01.2021г. за 2020 год сумма удержанного налоговым агентом НДФЛ составила 402719 рублей.

TOC \o "1-5" \h \z На этом основании налоговым органом было отказано в возврате излишне уплаченного мною НДФЛ, указано, что данная сумма заявлена необоснованно.

Налоговым органом не было учтено то, что для ряда граждан ставка 13% применяется независимо от наличия статуса налогового резидента, в частности это правило действует для граждан стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), коими являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация.

Статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014г. предусмотрено, что в случае если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве- члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц- налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства- члена.

Положения настоящей статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов. В этой связи, полагает, что НДФЛ следовало исчислять по ставке 13%.

На основании изложенного, просит обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю выплатить истцу сумму излишне уплаченного НДФЛ в размере 487 460 рублей, взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в размере 8074, 6 рублей.

Истец, его представитель в судебном заседании настаивают на удовлетворении своих требований. Суду дали пояснения, аналогичные изложенному в иске.

Представитель ответчика возражает против удовлетворения иска, поскольку суммы денежных средств, выплаченные Смоленским филиалом «Смоленскатомтехэнерго» АО «Атомтехэнерго» своему работнику Муратову Е.Л., относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации. А поскольку в течение спорных налоговых периодов работник находился за пределами территории Российской Федерации более 183 дней, налоговым агентом обоснованно произведено исчисление и удержание НДФЛ по ставке 30 %.

Ссылка Истца на положения ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее по тексту - Договор) является ошибочной, поскольку положения данного Договора, а именно, статьи 73, не распространяются на налогообложение доходов российских работников, командируемых в эти страны.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

По общему правилу в соответствии с положениями п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом, в соответствии с позицией Минфина России, изложенной в письме от 13.08.2019 № 03-04-05/61114, день въезда в Российскую Федерацию и день выезда из Российской Федерации включаются и учитываются при определении статуса налогоплательщика, который в свою очередь не зависит от гражданства физического лица.

Другими словами, для определения статуса налогоплательщика в качестве резидента/нерезидента Российской Федерации необходимо определить количество дней фактического место нахождения физического лица на территории РФ.

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками:

от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Доходами от источников в Российской Федерации являются вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действий в Российской Федерации (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ).

В свою очередь, вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации (пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ТК РФ) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При этом, ст. 167 ТК РФ установлено, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Согласно правовой позиции Минфина России и ФНС России, изложенной в Письмах от 30.07.2021 № БС-4-11/10830@, от 25.02.2015 № ОА-3-17/702@, от 19.03.2014 № ЕД-4-2/4938, 19.03.2013 № 03-04-06/8402, от 16.01.2013 № ЕД-3-3/81@, сумма среднего заработка, выплачиваемая российской организацией при направлении работников в служебные командировки, не признаются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации и относится к доходам от источников в Российской Федерации. Работники, направленные в командировку за границу, которые в итоге находятся на территории Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не считаются резидентами Российской Федерации, и НДФЛ с сумм среднего заработка за время командировки должен удерживаться по ставке 30 %.

Как установлено в судебном заседании, Налогоплательщиком Муратовым Е.Л. в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи 05.07.2021 представлены первичные налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (по форме 3-НДФЛ) за 2019 и 2020 годы для получения возврата НДФЛ, излишне удержанного и уплаченного в бюджет налоговым агентом АО «Атомтехэнерго» Смоленский филиал «Смоленскатомтехэнерго» ИНН 5029106714 по ставке 30 %.

В соответствии с представленными декларациями налогоплательщик заявил о перерасчете ставки НДФЛ на 13 % и просил вернуть 259252.00 руб. за 2019 год и 228208.00 руб. за 2020 год.

По результатам проведенных в период с 06.07.2021 по 06.10.2021 камеральных налоговых проверок налоговым органом не установлено оснований для перерасчета налога и его возврата налогоплательщику, о чем 20.10.2021 составлены акты налоговой проверки № 5713 и № 5714 (направлены лицу по почте и вручены 11.11.2021, что подтверждается почтовым уведомлением).

Основанием для отказа в возврате налога послужил вывод налогового органа об отсутствии в 2019 и 2020 годах у налогоплательщика статуса налогового резидента Российской Федерации.

Представленными налогоплательщиком в ходе проведения камеральных налоговых проверок документами (в том числе, представленных 07.10.2021 в ответ на требования налогового органа № 9880 и 9882 от 06.10.2021) подтверждается, что гражданин Российской Федерации Муратов Е.Л. ИНН в течение 2019 и 2020 годов являлся работником Смоленского филиала «Смоленскатомтехэнерго» Акционерного Общества «Атомтехэнерго» (код по ОКМО 66710000, ИНН 5029106714, КПП 672402001), которое в силу положений п. 1 ст. 226 НК РФ является налоговым агентом, выполняющим обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы налога из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Из приказов (распоряжений) о направлении работника в командировку № 536к-и от 28.12.2018 (с учетом изменений, внесенных приказом № 107к-и от 26.02.2019), № 235к-и от

№ 374к-и от 20.06.2019, № бОбк-и от 24.09.2019 (с учетом изменений, внесенных приказом № 732к-и от 12.11.2019), № 742к-и от 14.11.2019, № 920к-и от 31.12.2019 (с учетом изменений, внесенных приказом № 10к-и от 13.01.2020), № 51к-и от 11.02.2020 (с учетом изменений, внесенных приказом № 64к-и от 17.02.2020), № 95к-и от 28.02.2020 (с учетом изменений, внесенных приказом № 376к-и от 05.06.2020), № 544к-и от 17.08.2020, № 650к-и от

следует, что в течение налоговых периодов 2019 и 2020 годы Муратов ЕЛ. как работник Смоленского филиала «Смоленскатомтехэнерго» АО «Атомтехэнерно» направлялся в командировки в г. Островец Республики Беларусь.

По результатам проведенного анализа указанных выше приказов (распоряжений) о направлении работника в командировку установлено, что общая продолжительность пребывания Муратова Е.Л. за пределами территории Российской Федерации в течение налоговых периодов 2019 и 2020 годы составила более 183 календарных дней: 280 дней в 2019 году и 270 дней в 2020 году.

Согласно справке о доходах и суммах налога физического лица № 315 от 21.02.2020 за 2019 год, сумма удержанного налоговым агентом НДФЛ составила 457 505.00 руб., исходя из налоговой ставки 30 % для лица, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации в отношении всех доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде в сумме 1 525 019.24 руб.

Также, согласно справке о доходах и суммах налога физического лица № 285 от 19.02.2021 за год, сумма удержанного налоговым агентом НДФЛ составила 402 719.00 руб., исходя из налоговой ставки 30 % для лица, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации в отношении всех доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде в сумме 1 342 389.76 руб.

С учетом установленных фактических обстоятельств, руководствуясь изложенными выше нормами налогового законодательства Российской Федерации, суммы денежных средств, выплаченные Смоленским филиалом «Смоленскатомтехэнерго» АО «Атомтехэнерго» своему работнику Муратову Е.Л., относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации. А поскольку в течение спорных налоговых периодов работник находился за пределами территории Российской Федерации более 183 дней, налоговым агентом обоснованно произведено исчисление и удержание НДФЛ по ставке 30 %.

TOC \o "1-5" \h \z На этом основании налоговым органом было отказано мне в возврате излишне уплаченного мною НДФЛ, указано, что данная сумма заявлена мною необоснованно.

В данном случае налоговым органом не было учтено то, что для ряда граждан ставка 13% применяется независимо от наличия статуса налогового резидента, в частности это правило действует для граждан стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), коими являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация.

Статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014г. предусмотрено, что в случае если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве- члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц- налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства- члена.

Из положений ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 следует, что доходы, выплачиваемые по трудовым договорам российскими работодателями облагаются по ставке 13 %, если работниками являются граждане Белоруссии. При этом, ставка налога не зависит от налогового статуса получателей дохода, если работа выполняется ими на территории России.

Положения данного Договора, а именно, статьи 73, не распространяются на налогообложение доходов российских работников, командируемых в эти страны.

Поэтому доход в виде среднего заработка при нахождении работника в длительной командировке на территории республики Беларусь (более 183 дней) облагается по ставке 30 %.

Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Муратова Е.Л. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю о возложении обязанности выплатить излишне уплаченный налог на доходы физических лиц, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

Судья Е.В. Коростелева

Мотивированное решение изготовлено 13.05.2022г.