дело №2-2342/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2018 года город Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пупковой Е.С.,
при секретаре Шабалиной О.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителей ответчика ФИО3,
ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2342/2018 по исковому заявлению ФИО1к Управлению социальной защиты населения Администрации города Лесосибирска, Администрации города Лесосибирска о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности назначить выплату субсидии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации города Лесосибирска (далее – УСЗН администрации г. Лесосибирска), Администрации города Лесосибирска, и уточнив требования, просит признать незаконными решения УСЗН администрации г. Лесосибирска об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; признать незаконным решение конфликтной комиссии по решению спорных вопросов по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Администрации города Лесосибирска; возложить на УСЗН администрации г. Лесосибирска обязанность предоставить ФИО1 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за период с января 2018 года по июнь 2018 года.
Свое обращение в суд мотивирует тем, что с июня 1998 года является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении, совместно с истцом, состоят на регистрационном учете и проживают его супруга - ФИО11 и сын - ФИО12 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», Законом Красноярского края от 17.12.2004 года №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» истец более десяти лет пользовался правом получения субсидии. Согласно указанному закону, с учетом доходов граждан, субсидии предоставляются собственникам жилого помещения, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. 14 декабря 2017 года истец обратился в УСЗН администрации г. Лесосибирска предоставив необходимый пакет документов. 15 декабря 2017 года решением УСЗН администрации г. Лесосибирска в предоставлении субсидии было отказано, поскольку доходы были представлены не в полном объеме (доходы сына ФИО12. представлены только за один месяц – ноябрь 2017 года, а не за 6 месяцев). 19 декабря 2017 года указанное решение было обжаловано в конфликтную комиссию по решению спорных вопросов по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг г. Лесосибирска, которая решение УСЗН администрации г. Лесосибирска признала обоснованным и правомерным. 12 января 2018 года истец вновь обратился в УСЗН администрации г. Лесосибирска предоставив необходимый пакет документов. 18 января 2018 года решением УСЗН администрации г. Лесосибирска в предоставлении субсидии было отказано, поскольку у УСЗН администрации города Лесосибирска появились сомнения в том, что указанный доход является фактическим и полным. Ответчиком в соответствии со статьей 11 указанного Закона фактов недостоверности представленных документов, а также недостоверности сведений в представленных документах, представлено не было.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО2, действующая на основании ордера №1368 от 13 августа 2018 года, на заявленных требованиях настаивали, по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. ФИО1 суду пояснил, что его сын ФИО12., демобилизовался из армии в декабре 2016 года, с ноября 2017 года встал на учет в центр занятости населения, не работает, трудовой книжки не имеет.
Представители ответчика Управления социальной защиты населения Администрации города Лесосибирска ФИО3, действующая на основании доверенности №10-17-01 от 09 января 2018 года (сроком действия до 31 декабря 2018 года), ФИО4, действующая на основании доверенности №10-18-01 от 01 августа 2018 года (сроком действия до 31 декабря 2018 года), возражали против заявленных требований, суду пояснили, что Постановлением Правительства предусмотрено, если доходы не могут быть подтверждены, они указываются в декларации.
Представитель ответчика Администрации города Лесосибирска ФИО5, действующая на основании доверенности №99 от 04 декабря 2017 года (сроком действия один год), о дате, времени и месте рассмотрения уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, предоставила письменные возражения, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на пункты 8, 32 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №761 от 14.12.2005 и Закон Красноярского края №13-2804 от 17.12.2004 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», о том, что в целях исчисления совокупного дохода семьи заявителя для определения размера субсидий, доход семьи определяется за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии, с полным комплектом необходимых документов. В связи с непредставлением ФИО1 необходимых документов, последнему было отказано в предоставлении субсидии. Конфликтная комиссия, исследовав представленные заявлении и комплект документов, также пришла к выводу о правомерности и обоснованности отказа (л.д.44-45).
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке статьи 167 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса РФ.
Согласно статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Аналогичная норма закреплена в ст. 11 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Так, в соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанные в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ (далее - Правила).
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
Пунктом 8 указанных Правил установлен перечень документов, необходимых для решения вопроса о назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в который, в частности, входят документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии (подпункт "д" пункта 8 Правил).
Пунктом 20 Правил установлено, что размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил).
Согласно пункту 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении.
Перечень документов, подтверждающих отсутствие у граждан доходов, установлен пунктом 48 утвержденных Приказом Минстроя России N 1037/пр, Минтруда России N 857 от 30.12.2016 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761".
Согласно данного пункта к документам, подтверждающим отсутствие у граждан доходов, от трудовой, предпринимательской и иной деятельности, учитываемых в соответствии с подпунктом "а" пункта 34 Правил, относятся: а) для граждан, имеющих статус безработных, - документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат безработным; б) для граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения, - справка об отсутствии стипендии и пр.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что ФИО1 является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
В квартире на регистрационном учете состоят и проживают в качестве членов семьи ФИО1 – супруга ФИО11ДД.ММ.ГГГГ год рождения и сын ФИО12., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается справкой о составе семьи, финансово-лицевым счетом (л.д.11,12).
14 декабря 2017 года ФИО1 обратился в УСЗН администрации города Лесосибирска с заявлением о назначении жилищной субсидии с учетом доходов, предоставив следующие документы: договор купли-продажи квартиры (1), паспорт (3), справку о составе семьи (1), выписку из финансово-лицевого счета (1), справку о доходах с места работы (1), справку о размере выплат по безработице (1), налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход (1), платежные документы о размере оплаты жилья и коммунальных услуг (1), счет-квитанцию о размере оплаты за электроснабжение (1), счет-квитанцию о размере взноса на капитальный ремонт (1).
Согласно представленной декларации о совокупном доходе семьи ФИО1 указал, что сумма дохода за 6 месяцев составляет у ФИО1 (доход от ИП) – № рублей, у супруги ФИО11. (з/пл.) – №, кроме того указано, что сын ФИО12. имеет доход в виде пособия от ЦЗ. Кроме того, от имени ФИО1 представлено заявление о том, что его сын ФИО12 уволен из ВС РФ в декабре 2016 года, после нигде не работал, трудовой книжки не имеет, в центр занятости встал на учет в ноябре 2017 года.
Из справки КГКУ «ЦЗН г. Лесосибирска» от 28 ноября 2017 года, следует, что ФИО12 признан безработным с 01 ноября 2017 года, состоит на учете.
Согласно решению начальника Управления социальной защиты населения Администрации г. Лесосибирска ФИО7 №10-9795 от 15 декабря 2017 года (л.д.13), было отказано в предоставлении субсидии, в связи с тем, что доходы на сына были представлены за один месяц (ноябрь 2017 года), то есть не в полном объеме. В соответствии с законом Красноярского края от 17.12.2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» для предоставления субсидии на оплату ЖКУ необходимо предоставить комплект документов, в том числе доходы за шесть предшествующих месяцев.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в конфликтную комиссию по решению спорных вопросов по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг г. Лесосибирска, которая рассмотрев представленные документы, пришла к выводу, что отказ в предоставлении субсидии по заявлению и комплекту документов от 14 декабря 2017 года обоснован и правомерен, представлены неполные документы, что отражено в Решении №5251 от 27 декабря 2017 года (л.д.15).
Поводом к отказу в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг явилось непредоставление истцом сведений о доходах совершеннолетнего сына, что исключает возможность рассчитать субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
12 января 2018 года ФИО1 вновь обратился в УСЗН администрации города Лесосибирска с заявлением о назначении жилищной субсидии с учетом доходов, предоставив следующие документы: паспорт (3), ИНН (1), СНИЛС (1), справку о составе семьи (1), выписку из финансово-лицевого счета (1), договор купли-продажи квартиры (1), справку о доходах с места работы (1), справку о размере (отсутствии) выплат по безработице (1), налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход (2), платежные документы о размере оплаты жилья и коммунальных услуг (1), счет-квитанцию о размере оплаты за электроснабжение (1), счет-квитанцию о размере взноса на капитальный ремонт (1), трудовую книжку (1).
Согласно представленной декларации о совокупном доходе семьи ФИО1 указал, что сумма дохода за 6 месяцев составляет у ФИО1 (доход от ИП) – № рублей, его супруги ФИО11 (з/пл.) – №, его сына ФИО12. (пособие по безработице) – №, а кроме того, подаренные братом денежные средства в июле 2017 года – № рублей, в августе 2017 года – № рублей, сентябре 2017 года – № рублей, октябре 2017 года – № рублей, ноябре 2017 года № рублей, декабре 2017 года – № рублей, в общей сумме № рублей.
Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была представлена дополнительно декларация о доходах сына, о подаренных ему денежных средствах, суд приходит к выводу о правомерности решения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно решению начальника Управления социальной защиты населения Администрации г. Лесосибирска ФИО7 №10-659 от 18 января 2018 года (л.д.16), было отказано в предоставлении субсидии, в связи с тем, что представлены неполные (недостоверные) доходы на сына – ФИО12 Также у УСЗН имеются сомнения в том, что доход ФИО1, указанный в декларации, как налогооблагаемая база, является фактическим и полным.
Согласно разъяснениям начальника Управления социальной защиты населения Администрации г. Лесосибирска ФИО7 от 03 апреля 2018 года, в предоставлении субсидии и 14 декабря 2017 года и 12 января 2018 года, было отказано, так как у УСЗН имелись сомнения в том, что представленные для назначения субсидии сведения о доходах, являются фактическими и полными (л.д.22).
Поводом к отказу в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг явилось то, что ФИО1 представлены неполные, недостоверные сведения о доходах.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеприведенными нормами, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что ФИО1, в установленном порядке подал заявление на предоставление субсидии, к которому приложил все необходимые документы, в том числе, задекларировал доход сына, о подаренных ему денежных средствах.
Согласно пункту 63 Методических рекомендаций, к видам доходов, которые заявители могут самостоятельно декларировать в заявлении, относятся доходы: в том числе в виде наследуемых и подаренных денежных средств (п.63.3).
Согласно пункту 14 Правил (в редакции от 18 апреля 2018 года) заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия).
Пункт 36 Правил, предусматривает право граждан на добровольное декларирование заявлений о доходах, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, в случае невозможности их документального подтверждения, а также то, что такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Указанный пункт принят Правительством Российской Федерации именно в интересах граждан, в целях соблюдения цели и порядка предоставления субсидий.
Исходя из анализа представленных документов, усматривается, что истец в заявительном порядке указал на отсутствие доходов у его сына, представив соответствующие документы.
В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов; представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Согласно пункту 10 Правил требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящих Правил, не допускается.
Пункт 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусматривает право уполномоченных органов проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Данным правом ответчик не воспользовался, свое суждение о неполноте предоставленных сведений о доходах не проверил, в связи с чем, данное суждение не подтверждено и не могло стать причиной отказа истцу в предоставлении субсидии.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1к Управлению социальной защиты населения Администрации города Лесосибирска, Администрации города Лесосибирска о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности назначить выплату субсидии, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Администрации города Лесосибирска №10-659 от 18 января 2018 года, в части отказа ФИО1в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с января 2018 года по июнь 2018 года, включительно.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации города Лесосибирска назначить ФИО1субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с января 2018 года по июнь 2018 года, включительно.
В части признания незаконным решения Управления социальной защиты населения Администрации города Лесосибирска №10-9795 от 15 декабря 2017 года, в части отказа ФИО1в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также решения конфликтной комиссии по решению спорных вопросов по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг г. Лесосибирска №5251 от 27 декабря 2017 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.
Председательствующий Е.С. Пупкова