Дело № 2-77/2024
УИД 14RS0014-01-2023-001460-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ленск | 06 февраля 2024 г. |
Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Поповой Л.И., при ведении протокола секретарем Усатовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лысина И.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в лице клиентской службы (на правах отдела) в Ленском районе об обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначении пенсии,
с участием представителя истца Тертычной В.А., представителя ответчика Комаровой Е.В. (после перерыва),
УСТАНОВИЛ:
Лысин И.А. (далее – истец, Лысин И.А.) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в лице клиентской службы (на правах отдела) в Ленском районе (далее – ответчик, Пенсионный фонд) об обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначении пенсии с [ДАТА]
Требования мотивированы тем, что 17 августа 2023 г. истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Решением Пенсионного фонда от 23 ноября 2023 г. истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемых 6 лет 3 месяцев специального стажа. В специальный стаж, в том числе не зачислены периоды работы в [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] с 12.01.2018 г. по 23.07.2020 г., поскольку в информационно базе СФР отсутствуют начисления и уплата работодателем [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ], поскольку работодателем в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ начисление и уплата страховых взносов по соответствующим тарифам не произведена. Между тем, решением суда от 20.03.2023 на [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] возложена обязанность произвести в отношении истца начисление и выплату страховых взносов по дополнительным тарифам в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ за период с 12.01.2018 по 23.07.2020; направить корректировки РСВ И РСВ-СТАЖ в Пенсионный фонд РФ по месту регистрации юридического лица. Истцу выдан исполнительный лист, однако, предпринятые службой судебных приставов, налоговыми органами, фондом пенсионного и социального страхования результатов не дали. Поскольку при имеющемся страховом стаже 36 лет 9 месяцев 9 дней, стаже работы в районах Крайнего Севера 23 года 11 месяцев 20 дней, специальном стаже 4 года 3 месяца 12 дней, исключенные 2 года 7 месяцев специального стажа (тогда как не хватает 1 год 9 месяцев 19 дней) дают истцу право на досрочное назначение пенсии.
Пенсионный фонд с требованиями не согласился, представил отзыв, дополнение к нему, согласно которым по результатам рассмотрения заявления о назначении пенсии истцу было отказано в досрочном назначении пенсии. В специальный стаж не засчитан период трудовой деятельности истца в [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] с 12.01.2018 по 23.07.2020, поскольку страхователем не производились исчисления и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам. Заочным решением суда от 20.03.2023 на страхователя возложена обязанность произвести в отношении истца начисление и выплату страховых взносов по дополнительным тарифам, однако, ни начисление, ни уплата страховых взносов не произведена, решение суда не исполнено. Истец не лишен возможности вновь обратиться в Пенсионный фонд после исполнения решения суда. В отсутствие требуемого специального стажа право на пенсию у истца возникнет по достижению 60-летия, т.е. с [ДАТА]
В судебном заседании 30 января 2024 г. в соответствии со статьёй 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 14 час. 10 мин. 06 февраля 2024 г. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, с участием представителя истца, представителя ответчика Комаровой Е.В.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала полностью, не согласна с доводами Пенсионного фонда об уплате страховых взносов, поскольку Законом о страховых пенсиях, с учетом изменений внесенных 14.07.2022, необходимым условием для досрочного назначения пенсии является только начисление страховых взносов, их уплата стала необязательной. Полагает, что представленными сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета Лысина И.А. подтверждается, что начисление произведено. Также обращает внимание суда на то, что со стороны истца предприняты все необходимые меры для исполнения требований закона. Так по иску Лысина И.А. судом вынесено решение об обязании работодателя исчислить и уплатить страховые взносы, решения суда подлежат обязательному исполнению на всей территории РФ, недобросовестные действия работодателя не являются основанием для отказа во включении спорного периода работы в страховой стаж.
Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, дополнениях к нему. На вопросы суда пояснила, что действительно в новой редакции Закона о страховых пенсиях установлено условие - начисление страховых взносов, однако сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета Лысина И.А. начисление не подтверждается, указанные сведения подтверждают только стаж, а не осуществление работы в особых условиях. Пенсионный фонд не оспаривает, что истцом осуществлялись работы по Списку № 2, при полной занятости, это все подтверждалось представленным трудовым договором, где был прописан класс опасности. Но работодателем начисление и уплата страховых взносов по доп.тарифам не производилась. Если бы решение суда об обязании исчислить страховые взносы было исполнено страхователем, то с учетом стажа работы в [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] у истца возникло бы право на досрочное назначение пенсии с [ДАТА]
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 17 августа 2023 г. Лысин И.А., полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии.
Решением Пенсионного фонда от 23 ноября 2023 г. № 88923/23 отказано в установлении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях в связи с отсутствием требуемых 6 лет 3 месяцев специального стажа.
В специальный стаж Лысина И.А. пенсионный орган не включил периоды его работы в [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] с 12.01.2018 по 23.07.2020; периоды отпуска без сохранения заработной платы с 13.11.1995-22.11.1995, 22.10.1998-02.11.1998, 03.12.1998-11.12.1998.
Учтенный пенсионным органом специальный стаж Лысина И.А., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, составил 4 года 3 месяца 12 дней (при требуемом специальном стаже 6 лет 3 месяца).
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пенсионный орган не засчитал период работы в [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] с 12.01.2018 по 23.07.2020 (2 года 7 месяцев) в должности [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ], указав на то, что работодатель начисление и уплату страховых взносов по соответствующим тарифам не производил.
Не включение пенсионным органом в специальный стаж периодов отпуска без сохранения заработной платы истец не оспаривает.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 3 статьи 37, часть 1 статьи 39).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом.
Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
Согласно части 6 статьи 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, помимо прочих требований дополнительным требованием, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, является начисление страхователем страховых взносов.
Страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 3 Закона о страховых пенсиях).
Частью 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Статьей 14 Закона о страховых пенсиях установлены правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа.
Так, в соответствии с частью 2 указанной статьи при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 43 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Исполнение указанных требований обеспечивается положениями Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон о персонифицированном учете).
В силу статьи 3 Закона о персонифицированном учете целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении, страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11 Закона о персонифицированном учете страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии.
Частью 1 статьи 28 Закона о страховых пенсиях установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Лысин И.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 17 марта 1999 г., спорным периодом является период с 12.01.2018 по 23.07.2020, т.е. после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
Работодателем [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] представлены в Пенсионный орган индивидуальные сведения о застрахованном лице Лысине И.А. за спорный период.
Однако, согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа Лысина И.А. за спорный период, а именно с 12.01.2018 по 23.07.2020 в качестве [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ], предоставлены работодателем в Пенсионный фонд без кода особых условий труда, с указанием только кода территориальных условий (РКС).
[ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] не начисляло и не уплатило страховые взносы по дополнительным тарифу, указанные сведения в Пенсионном фонде отсутствуют.
Указанные обстоятельства истцом не оспариваются.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заочным решением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 20 марта 2023 г. по делу [НОМЕР] исковые требования Лысина И.А. к [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] удовлетворены частично; на [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] возложена обязанность произвести начисление и выплату страховых взносов по дополнительным тарифам за Лысина И.А. за период с 12.01.2018 г. по 23.07.2020 гг.; направить корректировки РСВ и СЗВ-СТАЖ в Пенсионный фонд РФ по месту регистрации юридического лица с указанием сведений, учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости; взыскана компенсация морального вреда.
Удовлетворяя требования истца, судом установлено, что Лысин И.А. на основании трудового договора от 12.01.2018 [НОМЕР] и дополнительного соглашения от 08.11.2018 [НОМЕР] «О внесении изменений в трудовой договор от 12.01.2018 г. [НОМЕР] работал в [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ]; был уволен 23.07.2020 по п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ. Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости разделом XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР 26 января 1991 года № 10, наделены инженеры по бурению (буровым работам), непосредственно занятые на буровых (код позиции 2130100б-22247). Установление в том числе указанных обстоятельств явилось основанием для удовлетворения иска.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При рассмотрении настоящего дела Пенсионный фонд не оспаривает, что истцом осуществлялись работы по Списку № 2, не оспаривается последним и характер выполняемой истцом работы, ее выполнение в определенных условиях, в течение полного рабочего дня при полной занятости. Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании пояснила, что указанные обстоятельства подтверждались, в том числе представленным трудовым договором, где был указан класс опасности.
При таких обстоятельствах, учитывая обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда, суд приходит к выводу о том, что в данном случае сведения представленные работодателем [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] в отношении специального стажа Лысина И.А. являются недостоверными.
До настоящего времени корректировка этих сведений [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] не произведена, в том числе во исполнение судебного акта - заочного решения Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 20 марта 2023 г. по делу [НОМЕР].
Однако, в соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
То обстоятельство, что в настоящее время исполнительное производство окончено, не свидетельствует об утрате возможности исполнения решения суда. В соответствии с частью 5 статьи 46 Закона об исполнительном производстве в случае извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа
В такой ситуации отсутствие соответствующих сведений в выписке из индивидуальных сведений Лысина И.А. свидетельствует лишь о ненадлежащем выполнении работодателем [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ], возложенных на него нормами статьи 11 Закона о персонифицированном учете обязанностей по предоставлению в Пенсионный орган достоверных сведений, в том числе, о периодах деятельности работника, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
При таких обстоятельствах, отсутствие кода особых условий труда в выписке из ИЛС само по себе не препятствует включению спорных периодов в специальный стаж.
Вопреки доводам Пенсионного фонда неуплата третьим лицом страховых взносов по дополнительным тарифам за период с 12.01.2018 по 23.07.2020 в отношении Лысина И.А. не может препятствовать включению спорных периодов работы истца в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о страховых пенсиях требуется начисление страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. А общие положения Закона о страховых пенсиях (статья 3, 11) предусматривают или начисление, или уплату, но не совокупность данных условий.
Более того, согласно правовым позициям, выраженным в постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П, обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируется страховая и накопительная части трудовой пенсии, в Пенсионный фонд РФ в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» возлагается на страхователей (работодателей).
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
С учетом приведенных правовых позиций суд считает, что спорные периоды работы истца, за который работодатель [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ], действуя недобросовестно и предоставляя в Пенсионный орган недостоверные сведения о характере работы истца, а также не уплачивая в отношении последнего страховые взносы по тарифам, предусмотренным для работ по Списку № 2, не могут быть исключены из специального стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.
Все зависящие от истца действия им были предприняты, в том числе в судебном порядке на работодателя возложена обязанность как начислить, так и уплатить страховые взносы по дополнительным тарифам.
Принимая во внимание, что с учетом включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорного периода работы истца продолжительность его специального стажа составит требуемые 06 лет 03 месяца, страховой стаж более 25 лет (36 лет 09 месяцев 09 дней) и величины ИПК не менее 30 (183,094).
В соответствии со статьей 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истец достиг необходимо возраста [ДАТА], соответственно право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникло у истца с [ДАТА].
При таких обстоятельствах, требование истца подлежат удовлетворению.
Истец был освобожден от уплаты государственной пошлины. Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом и такие полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов (п. 3 постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 года N 9-П). Участие пенсионного органа в рассмотрении данного дела в качестве ответчика, обусловлено осуществлением пенсионным органом публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости в Российской Федерации, в связи с чем пенсионный орган в соответствии с положениями подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лысина И.А. удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), ИНН 1435004700, ОГРН 1021401057237, включить Лысину И.А., СНИЛС [НОМЕР], в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы с 12 января 2018 г. по 23 июля 2020 г. и назначить Лысину И.А. страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» со дня возникновения права - с [ДАТА]
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья п/п Л.И. Попова
Копия верна
Судья Л.И. Попова
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2024 г.
Подлинник судебного акта хранится в материалах дела № 2-77/2024 в Ленском районном суде Республики Саха (Якутия).