НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г.Тюмени (Тюменская область) от 15.04.2019 № 2-2645/19

Дело №2-2645/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень 15 апреля 2019 г.

Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи: Григорьевой Л.П.,

при секретаре Мресовой С.В.,

с участием истца, представителя ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андрющенко Людмилы Васильевны к государственному автономному учреждению Тюменской области Центр занятости населения г. Тюмени и Тюменского района о признании незаконным решения об отказе в сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения, признании права на сохранение среднего заработка за третий месяц со дня увольнения,

третье лицо: ООО КБ «Кетовский»,

УСТАНОВИЛ:

Андрющенко Л.В. обратилась в суд с иском к государственному автономному учреждению Тюменской области Центр занятости населения г. Тюмени и Тюменского района о признании незаконным решения об отказе в сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения, признании права на сохранение среднего заработка за третий месяц со дня увольнения, взыскании государственной пошлины. Требования мотивировала тем, что с 23 апреля 2012 года по 01 октября 2018 г. Андрющенко Л.В. работала в ООО "КБ "Кетовский" в должности <данные изъяты>. Приказом от 01 октября 2018 г. Андрющенко Л.В. была уволена с работы 1 октября 2018 года на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением штата работников организации). В двухнедельный срок после увольнения Андрющенко Л.В. обратилась в ГАУ ТО ЦЗН города Тюмени и Тюменского района с заявлением о содействии в поиске подходящей работы и о предоставлении государственной услуги по информированию о положении на рынке труда. В течение трех месяцев Андрющенко Л.В. регулярно обращалась в орган службы занятости населения за сведениями о наличии вакансий. 09 января 2019 года ГАУ ТО ЦЗН города Тюмени и Тюменского района было принято решение об отказе в сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения. Считает решение об отказе в сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения незаконным. Орган службы занятости при решении вопроса не учел наличие исключительных обстоятельств: С 2014 года Андрющенко Л.В. находилась на лечении в отделении нейрохирургии <данные изъяты> на оперативном лечении с диагнозом: Дегенеративный <данные изъяты>. В 2015 году Андрющенко Л.В. в ГБУЗ ТО <данные изъяты> находилась на оперативном лечении <данные изъяты>. В 2017 году Андрющенко Л.В. находилась на оперативном лечении в <данные изъяты> с основным диагнозом <данные изъяты>. В 2018 году Андрющенко Л.В. в ГБУЗ ТО <данные изъяты> находилась на оперативном лечении по <данные изъяты>. В период нахождения на учете в центре занятости в целях поиска подходящей работы Андрющенко Л.В. находилась на лечении у невролога ГАУЗ ТО <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты>. Таким образом, в настоящий момент после проведения многочисленных операций Андрющенко Л.В. требуется лечение, покупка дорогостоящих лекарственных препаратов, проведение различных медицинских исследований. Денежных средств, необходимых для окончания лечения, не хватает, а для поиска новой работы следует закончить лечение. В данный момент Андрющенко Л.В. получает страховую пенсию по старости, размер которой составляет 12 873,16 руб. При этом иных доходов Андрющенко Л.В. не получает, сберегательных счетов не имеет. Супруг, ФИО1, также иных доходов не получает, сберегательных счетов не имеет. В связи с тем, что Андрющенко Л.В. требовался уход после оперативного лечения в течение нескольких лет, супруг ФИО1 для осуществления ухода по болезни был вынужден уволиться с работы в 2014 году. В настоящее время супруг ФИО1 не может найти работу, потому что находится в предпенсионном возрасте, а в связи с пенсионной реформой от 2018 года пенсионный возраст увеличился, и ФИО1 будет получать пенсию с 2020 года. При этом, Андрющенко Л.В. ежемесячно производится оплата коммунальных услуг, электроэнергии, капитального ремонта, размер которой варьируется от 4 933 руб. 14 коп. до 6 914 руб. 96 коп.

Истец Андрющенко Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Сербин А.Ю. в судебном заседании иск не признал, просил в иске отказать. Суду представил письменные возражения.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, об уважительной причине неявки суду не сообщил. Согласно вернувшейся в суд заказной корреспонденции, третье лицо за извещением не явился. В соответствии с ч. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Заслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что с 23 апреля 2012 года по 01 октября 2018 г. Андрющенко Л.В. работала в ООО "КБ "Кетовский" в должности <данные изъяты>.

Приказом от 01 октября 2018 г. Андрющенко Л.В. была уволена с работы 1 октября 2018 года на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением штата работников организации).

В двухнедельный срок после увольнения Андрющенко Л.В. обратилась в ГАУ ТО ЦЗН города Тюмени и Тюменского района с заявлением о содействии в поиске подходящей работы и о предоставлении государственной услуги по информированию о положении на рынке труда.

В течение трех месяцев Андрющенко Л.В. регулярно обращалась в орган службы занятости населения за сведениями о наличии вакансий.

09 января 2019 года ГАУ ТО ЦЗН города Тюмени и Тюменского района было принято решение об отказе в сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.

Перечень исключительных случаев законодателем не установлен, тем самым в каждом конкретном случае отнесение тех или иных обстоятельств к таковым находится в компетенции органа службы занятости населения и направлено на обеспечение работника средствами существования, которых он лишился в связи с утраченной возможностью трудиться по не зависящим от него причинам. Указанное положение предполагает, что именно служба занятости обладает всей информацией, связанной с трудоустройством уволенного работника, его профессиональными навыками, рынком труда в данной местности.

При этом законодательное закрепление такого основания предоставления соответствующей гарантии не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в этой ситуации неограниченной свободой усмотрения.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за третий месяц с момента увольнения.

Из искового заявления и пояснений истца следует, что основаниями для сохранения за истцом среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, следует считать ее заболевания в период с 2014 по ноябрь 2018 год и наблюдение у невролога с 15.01.2019 г. Нахождении на иждивении неработающего мужа и оплату коммунальных услуг.

В соответствии с ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у Андрющенко Л.В. каких-либо исключительных обстоятельств, в связи с которыми она могла бы претендовать на сохранение за ней среднего заработка за третий месяц со дня увольнения в соответствии с частью 2 статьи 178 ТК РФ (отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения и т.п.). Истцом не представлено суду допустимых и относимых доказательств, подтверждающих, что необходимое истцу лечение является платным, что оно не может быть оказано в рамках ОМС.

Нахождение на иждивении истца неработающего мужа не может является основанием для сохранение за ней среднего заработка за третий месяц со дня увольнения, поскольку не связано с личностью самого истца.

Оценив представленные сторонами доказательства, отсутствие исключительных обстоятельств, дающих основание для сохранения за Андрющенко Л.В. среднего месячного заработка за третий месяц, учитывая, что приведенные обстоятельства, а именно постановка Андрющенко Л.В. на учет в двухнедельный срок после увольнения и факт нетрудоустройства ответчиком в течение трех месяцев, наличие заболеваний в период трудоустройства, не могут быть расценены как исключительные обстоятельства, суд пришел к выводу о признании законным решения ГАУ ТО ЦЗН города Тюмени и Тюменского об отказе в сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения от 09 января 2019 года.

Согласно правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 ноября 2012 года № 2214-О, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 12, 56, 67, 103,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Андрющенко Людмилы Васильевны к государственному автономному учреждению Тюменской области Центр занятости населения г. Тюмени и Тюменского района о признании незаконным решения об отказе в сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения, признании права на сохранение среднего заработка за третий месяц со дня увольнения– оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, в суд принявший решение.

Председательствующий судья Л.П. Григорьева

Решение в окончательной форме изготовлено 15.04.2019 года.