Дело № 2-253/2020
УИД 76RS0015-01-2019-002808-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2020 года г. Ярославль
Ленинский районный суд города Ярославля в составе
председательствующего судьи Соколовой Н.А.,
при секретаре Повалихиной Н.К.,
с участием:
прокурора Муравьевой А.М.,
третьего лица ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах ФИО3 к акционерному обществу «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр (АО «ЯрОбл ЕИРЦ») о возложении обязанности о перерасчете,
установил:
Прокурор Ярославского района Ярославской области обратился в суд в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПК РФ, в интересах ФИО3, с иском к акционерному обществу «ЯрОбл ЕИРЦ», в котором просил суд, с учетом уточнения в последней редакции, обязать ответчика произвести перерасчеты: компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на сумму 1 749 рублей с 01 октября 2018 года по 31 августа 2020 года, компенсации расходов на оплату отопления на сумму 5 159 рублей за период с 01 октября 2018 года по 31 августа 2020 года, компенсации расходов на оплату коммунальных услуг (по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению (тепловая энергия) - подогреву воды, теплоноситель (горячая вода) на сумму 2 638 рублей 97 копеек за период с 01 октября 2018 года по 31 августа 2020 года; а также взыскать в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО1 в защиту интересов супруга ФИО3, как инвалида II группы, проживающего по адресу: <адрес>, по вопросу законности и обоснованности расчета предоставления ФИО3 льгот по оплате тепловой энергии (отопления), тепловой энергии в горячей воде, потребления воды, электроэнергии, стоков в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (ОДН), капитального ремонта. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию. потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Инвалидам I и II групп предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг (ч. 13, 14, 15 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ). Компенсация по оплате за содержание жилого помещения категории «инвалид», являющегося собственником жилого помещения, на основании абзаца 1 части 13 статьи 17 ФЗ №181, не предусмотрена. Поэтому коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, выделены в отдельный абзац 2 части 13 статьи 17 ФЗ №181, где расчет компенсации производится исходя из занимаемой общей площади жилых помещений. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение в денежной форме произведенных расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за счет средств соответствующих бюджетов. Согласно пункту 7 ст. 72 Социального кодекса ЯО в отношении категорий граждан, перечисленных в п. 6.1- 6.7 указанной статьи, определен Порядок расчета компенсации в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 28 октября 2009 года № 1070-п (далее - Порядок). Как следует из п. 1.1 Порядка он определяет механизм расчета размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Ярославской области (далее - льготополучатель(и)) в соответствии с Федеральными законами, в том числе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». К лицам, относящимся к категории «инвалид» Порядок применяется с учетом положений Федерального закона № 181-ФЗ, так как Порядком поименованы отдельные категории лиц по каждому виду компенсации, в отношении которых применяется тот или иной расчет. Так, при расчете компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме необходимо применять норму части 14 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ, в соответствии с которой инвалидам I и II групп предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно Закону Ярославской области от 24 ноября 2009 года № 65-з «О региональных стандартах оплаты помещения и коммунальных услуг», региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения устанавливается в следующих размерах: на семью из одного человека - 33 кв. метра; на семью из двух человек - 42 кв. метра; на семью из трех и более человек - 18 кв. метров на одного члена семьи. Ответчик при расчете размера компенсации выделяет долю инвалида в региональном стандарте социальной нормы площади жилого помещения и производит расчет, исходя из размера регионального стандарта разделенного на количество проживающих в жилом помещении, что не соответствует федеральному законодательству.
В силу закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Федеральный закон № 181-ФЗ не содержит указания на расчет компенсации, исходя из количества проживающих и зарегистрированных лиц в жилом помещении.
Пункты 23 и 24 вышеуказанных Правил устанавливают, что размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется по формулам: с применением размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях) и количества лиц, входящих в состав семьи заявителя. Таким образом, оплата жилищно-коммунальных услуг рассчитывается исходя из численности членов семьи, тем самым стандарт нормативной площади берется всей семьи. Размер субсидии определяется составом семьи заявителя, т.е. нормативная (социальная норма) площадь жилья определяется количеством членов семьи.
Пункт 2.1.3 Порядка, устанавливающий формулу денежного эквивалента мер социальной поддержки (МСП) по внесению взноса на капитальный ремонт установлен для отдельных категорий льготополучателей, среди которых нет категории «инвалида».
Для расчета мер социальной поддержки по внесению платы отопление ответчик применяет формулу, установленную в п. 2.1.4 Порядка, вместе с тем согласно данному пункту Порядка денежный эквивалент МСП по внесению платы за отопление для категорий граждан рассчитывается по формулам, указанным в подпункте 2.1.4 пункта 2.1 данного раздела Порядка, в соответствии с порядком начисления платы за отопление (по фактическому потреблению исходя из показаний обще домового прибора учета или по нормативу). Для инвалидов федеральным законодательством предусмотрена формула расчета платы за коммунальные услуги, к которым согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ отнесена плата за тепловую энергию.
В период с октября 2018 по февраль 2019 года УК МУП 1 не был решен вопрос с ресурсоснабжающей организацией (МКУ) по своевременной проверке теплового узла и приборов учета к отопительному сезону, счета за отопление и тепловую энергию в горячей воде рассчитывались по нормативу потребления с учетом площади жилого помещения (квартиры) занимаемой потребителями, без учета численности проживающих. С учетом того, что до 01 марта 2019 года общедомовой прибор учета тепловой энергии не был введен в эксплуатацию, расчет компенсации должен быть произведен исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке. Норматив потребления в данном случае установлен решением муниципального Совета Ярославского муниципального района от 23.11.2009 № 9 «О нормативах потребления коммунальных услуг и размере платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в Ярославском муниципальном районе», расчетной единицей является Гкал на 1 кв. м. Формула расчета за отопление установлена на основании пункта 42(1) Правил № 354, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме по формуле 2 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению: площадь жилого помещения умножается на месячный норматив потребления тепловой энергии в гагакалориях на квадратный метр и умножается на тариф.
С марта 2019 года общедомовые приборы учета тепловой энергии были допущены к эксплуатации. Таким образом с марта расчет оплаты за тепловую энергию на отопление и горячую воду стал производится в соответствии с п. 42 Правил № 354, согласно которому размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. Оплата коммунальной услуги по отоплению определяется по формулам, указанных в Приложении к настоящим Правилам, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (тем самым объем тепловой энергии на отопление, подлежащий оплате потребителем, рассчитывается совокупно, без разделения на индивидуальное и общедомовое потребление), где в расчетной формуле для начисления платы за отопление используется общая жилая площадь, занимаемая потребителем.
Так как площадь жилого помещения, занимаемая инвалидом, является вся квартира, расчет компенсации за отопление должен производится в расчете 50% от начисленной суммы, в соответствии с Федеральным законом №181-ФЗ. Пункт 80 Правил №354 указывает, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, осуществляется с использованием квартирных приборов учета. Согласно указанных Правил при наличии счетчиков воды и электроэнергии совершенно неважно сколько в квартире лиц зарегистрировано, оплата коммунальных услуг будет оплачиваться по показаниям данных приборов учета, с учетом тарифов и количества потребленных коммунальных услуг за месяц.
Поскольку количество потребленной коммунальной услуги каждым собственником или членом его семьи неопределимо из-за отсутствия контроля расхода, предмет обязательства по договору предоставления коммунальных услуг является неделимым. Нормы, позволяющей определить, реальную долю потребленной каждым из проживающих в квартире, а также обязывающей разделить плату за потребленную коммунальную услугу при наличии одного расчетного прибора учета, и соответственно одного лицевого счета, в действующем законодательстве РФ не предусмотрено.
Для того чтобы потребление коммунальных услуг было официально поделено между проживающими на одной жилплощади, в соответствии со ст. 249 ГК РФ необходимо разделение финансово-лицевого счета. Однако отдельный лицевой счет может быть оформлен лишь на собственника выделенной доли в натуре по его личному заявлению.
В этом случае каждый собственник будет иметь отдельную комнату с соответствующей регистрацией, и данная квартира переходит в разряд коммунальной, с вытекающими обстоятельствами.
В управляющую компанию таких заявлений от ФИО3, ФИО1 не поступало, ни о раздельном начислении платы за потребленную услугу, ни о выдаче отдельных платежных документов. Квартира, в которой проживает инвалид, является единым целым объектом и присоединение к объектам водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и теплоснабжения произведено как к единому объекту, и учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставляемых в данном жилом помещении, осуществляется с использованием единых квартирных приборов учета воды, электроэнергиии, а оплата производится по одному лицевому счету.
Таким образом, расчет компенсации инвалиду должен производиться в соответствии с Федеральным законом №181-ФЗ в размере 50% фактической оплаты за содержание жилого помещения исходя из занимаемой общей площади данного жилого помещения (48,3 кв.м) и фактического объема потребленных услуг по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления. При расчете ответчиком компенсации за отопление производится деление норматива на долю инвалида, что недопустимо. Так как расчет должен быть взят как установлено законом, исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (48,30 кв.м), норматив потребления рассчитан из расчета гигакалории на квадратный метр, а не на число проживающих лиц. Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаем установленном законодательством Российской Федерации порядке. Оплата за холодное водоснабжение, водоотведение производилась ФИО3 по прибору учета, а не по нормативу.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании прокурор Муравьева А.М. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика АО «ЯрОбл ЕИРЦ» ФИО2 в суде возражал по иску, дал пояснения, аналогичные письменному отзыву на иск.
Из письменных возражений ответчика на иск следует, что расчет компенсации расходов на оплату по уплате полученных услуг (тепловой энергии (отопления), тепловой энергии в горячей воде, потребление воды, электроэнергии, стоков в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме), расходов на уплату капитального ремонта) расходов на уплату потребляемой холодной и горячей воды с учетом норматива потребления за период с 01 октября 2018 по 31 августа 2020 года следует производить из расчета на одного человека (имеющего права на получение льгот), а не как ошибочно полагает истец. Истец ссылается на нормы для расчета субсидии, что в рассматриваемом деле не применимо, рассматривается о расчете мер социальной поддержки в виде категории граждан «инвалид» 50% на оплату услуг, а не предоставлении субсидии. Одной из мер социальной поддержки граждан является предоставление отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, (часть 1 статьи 160 ЖК РФ).
Федеральным законом N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, к числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых. помещений и коммунальных услуг, отнесены инвалиды.
В соответствии с ч.13 ст.17 Федеральный закон №181 ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определённого по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом N 181-ФЗ установлено, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые нормативными правовыми актами определяют форму предоставления указанных мер социальной поддержки (части 1 и 6 статьи 28.2).
Анализ названных федеральных норм в их системном единстве указывает на то, что компенсация инвалидам расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение реально понесенных гражданином затрат, определенных в частях 13 и 14 статьи 17 Федерального закона N 181, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.
На территории Ярославской области предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям инвалидам и гражданам, имеющим детей инвалидов, осуществляется соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 г. №1070-п «Об утверждении порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области и о признании утратившим силу постановления Правительства области от 29 декабря 2008 года №720-п» (далее - Порядок).
Согласно п. 1.1. Порядок расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области определяет механизм расчета размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Ярославской области (далее - льготополучатель(и)) в соответствии с Законами Российской Федерации, в том числе федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В жилых домах и жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов, денежный эквивалент МСП по внесению платы за холодное, горячее водоснабжение, -водоотведение, электроснабжение, газоснабжение определяется по формуле с использованием в расчете норматива потребления коммунальной услуги.
По адресу: <адрес>, общедомовой прибор учета тепловой энергии до 01 марта 2019 года не был введен в эксплуатацию, поэтому расчет платы за отопление производится по нормативу, соответственно расчет МСП по услуге «отопление» производится по второй формуле п.2.1.4. Постановления 1070-П.
Индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды, по вышеуказанному адресу установлены, поэтому расчет платы за холодное, горячее водоснабжение и стоки производится по показаниям приборов учета. Таким образом, АО «ЯрОбл ЕИРЦ» полагает, что расчет денежного эквивалента МСП ФИО3 по уплате полученных услуг (тепловой энергии (отопления), тепловой энергии в горячей воде, потребление воды, электроэнергии, стоков в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме), расходов на уплату капитального ремонта) расходов на уплату потребляемой холодной и горячей воды с учетом норматива потребления правомерен и соответствует действующему законодательству.
Дополнительно указывают, что региональные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг применяются при предоставлении гражданам, а в конкретном случае инвалиду ФИО3, а не членам его семьи, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и расчете межбюджетных трансфертов на обеспечение равной доступности жилищно-коммунальных услуг для населения, а также при предоставлении иных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения устанавливается в следующих размерах: на семью из одного человека - 33 кв. метра; на семью из двух человек - 42 кв. метра; на семью из трех и более человек - 18 кв. метров на одного члена семьи.Из установленных размеров социальной нормы видно, что они установлены и принимаются для расчетов одного человека в соответствии с составом семьи. Расчеты, используемые в Порядке № 1070-п также предусматривает расчеты МСП на одного человека и делятся на количество зарегистрированных в жилом помещении граждан. В соответствии с действующим законодательством меры социальной поддержки предусмотрены только инвалиду II группы ФИО3, а не членам его семьи.
Третье лицо ФИО1 в суде доводы иска поддержало по тем же основаниям.
Третье лицо - Управление Федерального Казначейства по Ярославской области в суд представителя не направило, извещалось судом надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес>, является инвалидом II группы.
АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр (АО «ЯрОбл ЕИРЦ») осуществляет по указанному адресу расчет жилищно-коммунальных услуг, в том числе расчет и выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области.
Истец ФИО3 по спорному адресу проживает со своей супругой ФИО1 По спорному адресу с 05 июля 2018 года зарегистрировано два человека.
Доводы искового заявления прокурора сводятся к неправильному расчету ответчиком по определению размера истцу компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01 октября 2018 года по 31 августа 2020 года, компенсации расходов на оплату отопления за период с 01 октября 2018 года по 31 августа 2020 года, компенсации расходов на оплату коммунальных услуг (по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению (тепловая энергия) - подогреву воды, теплоноситель (горячая вода) за период с 01 октября 2018 года по 31 августа 2020 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, регламентируя судебный процесс, наряду с правами его участников предполагает наличие у них определенных обязанностей, в том числе обязанности добросовестно пользоваться своими правами (ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом реализация права на судебную защиту одних участников процесса не должна ставиться в зависимость от исполнения либо неисполнения своих прав и обязанностей другими участниками процесса.
На основании ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 ЖК РФ).
Аналогичные положения указаны в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды (часть 13 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В силу ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
На территории Ярославской области предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям инвалидам и гражданам, имеющим детей инвалидов, осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области», постановлением Правительства Ярославской области от 28 октября 2009 года № 1070-п «Об утверждении порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области».
Согласно п. 1.1. указанного Постановления порядок расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области (далее - Порядок) определяет механизм расчета размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Ярославской области (далее - льготополучатель(и)) в том числе в соответствии с ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
По п. 2.1. данного Порядка, расчет сумм денежных эквивалентов мер социальной поддержки (далее - МСП) по оплате потребляемых жилищно-коммунальных услуг льготополучателем осуществляется в соответствии с подпунктами 2.1.1 - 2.1.6 пункта 2.1 данного раздела Порядка.
В силу п. 2.1.3. денежный эквивалент МСП по внесению взноса на капитальный ремонт (ДЭкр) рассчитывается по формулам:
где:
Сн - региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения, установленный частью 3 статьи 3 Закона Ярославской области от 24 ноября 2009 г. N 65-з "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", приведенный из расчета на одного человека в соответствии с составом семьи гражданина, кв. м;
Sж - площадь жилого помещения, кв. м;
n - количество зарегистрированных в жилом помещении граждан, чел.;
Вкр - утвержденный постановлением Правительства области от 28.06.2013 N 748-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" минимальный размер взноса на капитальный ремонт, руб./кв. м;
Р% - размер доли предоставляемой гражданину компенсации в соответствии с нормативными актами, предусмотренными пунктом 1.1 раздела 1 Порядка, процентов.
На основании п. 2.1.4. денежный эквивалент МСП по внесению платы за отопление (ДЭот) рассчитывается по формулам:
где:
Sж - площадь жилого помещения, кв. м;
n - количество зарегистрированных в жилом помещении граждан, чел.;
Тот - утвержденный уполномоченным органом в сфере государственного регулирования цен (тарифов) тариф на тепловую энергию, руб./Гкал;
F - фактическое потребление тепловой энергии за месяц на 1 кв. м площади жилого помещения, рассчитанное на основании показаний общедомового прибора учета, Гкал/кв. м;
N - норматив потребления тепловой энергии в месяц на 1 кв. м для домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, установленный на отопительный период, утвержденный уполномоченным органом, Гкал/кв. м;
Р% - размер доли предоставляемой гражданину компенсации в соответствии с нормативными актами, предусмотренными пунктом 1.1 раздела 1 Порядка, процентов.
В многоквартирных и жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, денежный эквивалент МСП определяется по формуле с использованием в расчете норматива потребления тепловой энергии.
В случае если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и на территории муниципального образования в течение года применяется норматив потребления тепловой энергии в одинаковом размере (N), указанный норматив подлежит пересчету на количество месяцев отопительного периода по формуле:
N = Nср x 12 / 7,2,
где Nср - среднемесячный норматив потребления тепловой энергии на 1 кв. м, применяемый в течение года.
В силу п. 2.1.5 Порядка, денежный эквивалент МСП по внесению платы за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (ДЭкyi) рассчитывается по формулам:
где:
n - количество зарегистрированных в жилом помещении граждан, чел.;
Тку - утвержденный уполномоченным органом в сфере государственного регулирования цен (тарифов) тариф на холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, руб./куб. м, электроснабжение, руб./кВт/ч;
F - фактическое потребление коммунальной услуги за месяц, рассчитанное на основании показаний индивидуального прибора учета, куб. м (холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение), кВт/ч (электроснабжение);
N - норматив потребления коммунальной услуги в месяц на 1 человека для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, установленный уполномоченным органом, куб. м (холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение), кВт/ч (электроснабжение);
Р% - размер доли предоставляемой гражданину компенсации в соответствии с нормативными актами, предусмотренными пунктом 1.1 раздела 1 Порядка, процентов.
В жилых домах и жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов, денежный эквивалент МСП по внесению платы за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение определяется по формуле с использованием в расчете норматива потребления коммунальной услуги.
Статья 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-а, регулирует правоотношения, возникающие между федеральными и региональными органами государственной власти, касается вопросов объема средств, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, порядка расходования субъектами РФ предоставленных субвенций на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, контроля за их расходованием.
Упомянутые в указанной норме федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 года N 541 в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
В Постановлении Правительства РФ от 29 августа 2005 года N 541 указано, что в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, Правительство Российской Федерации постановляет установить федеральный стандарт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг: социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина.
Согласно разъяснениям Минтруда России, изложенным в письме от 07 сентября 2012 года N 13-3/10/2-1570 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов и инвалидам войны», формулировка ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает основание полагать, что меры социальной поддержки предоставляются одиноко проживающим инвалидам на оплату всей занимаемой площади и всего объема потребленных коммунальных услуг, а инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, только на долю жилого помещения, приходящуюся на инвалида.
Данная позиция была высказана ранее в Письме Минрегионразвития России от 25 декабря 2006 года N 14713-РМ/07.
Проанализировав изложенные нормы закона, представленные сторонами доказательства по делу, расчеты, суд признает, что нарушений прав истца ФИО3 ответчиком при осуществлении расчетов компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расходов на оплату отопления, расходов на оплату коммунальных услуг (по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению (тепловая энергия) - подогреву воды, теплоноситель (горячая вода) допущено не было. Данные меры социальной поддержки предоставляются инвалиду, а не членам его семьи, поэтому расчет производится исходя из 50 % от начисленной и уплаченной суммы на одного человека, имеющего право на получение льгот, в данном случае, на инвалида ФИО3
Расчет прокурора по настоящему иску судом проверен, и не может быть принят, так как произведен без учета приведенных выше норм закона.
Представленный ответчиком расчет начисленной и выплаченной в пользу истца компенсации расходов на оплату ЖКУ является достоверным и соответствующим требованиям действующего законодательства, каких-либо нарушений порядка перерасчета компенсации за исследуемый период судом не выявлено, в связи с чем законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Поскольку нарушений прав истца ответчиком допущено не было, то не имеется оснований для взыскания в пользу ФИО3 компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах ФИО3 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.А.Соколова